![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИКОТА И ЧИХАНИЕДиалоги Платона навевали на меня ранее скуку потому, что духовно я не дорос до них, до способов обучения интеллекту. Я читал непосредственно написанное, но не понимал его значимости. Более того, я не воспринимал диалоги как специально созданные длительным трудом произведения, в которых все имеет значение, нет ничего незначимого. Мешало и то, что пока невозможно понять всех элементов тогдашней канонизации идей. Скажем, диалоги часто начинаются в дороге. Почему? Что за символика стоит за этим? По латыни «дорога - жизнь», а жизни нет вне диалогов. Многие элементы диалогов кажутся случайными. Конечно, комментарии к ним помогают узнать собственный смысл сказанного метафорически (например, «суд Диониса» = выпивка). Но не все еще расшифровано и стало достоянием ума исследователей. В «Пире» общеизвестен сверхкраткий сюжет икоты одного из участников пиршества и последовавшее его чихание. Там же написано об этом факте как об остроте. Но это прямой смысл данного эпизода. Имеется ли у него сокровенный аспект? Конечно, автор мог привести и остроту с тем, чтобы сделать произведение более читабельным. В то же время можно утверждать, что данный эпизод несет иную смысловую нагрузку, которая является причиной включения его в произведение. В чем состоит значение эпизода? 1.2.3.7. «УКРАШЕНИЕ ПИРОВ» Комментаторы обычно обращали достаточно внимания на объяснение самих пиров. Пиры содержательно показаны в Библейской энциклопедии [11]. И это важно для понимания главного содержания «Пира» Платона, его сущности. Попойки ® пиры ® симпозиумы ® «круглые столы» Богатые люди не просто любили и любят поесть, попить. Но сам этот факт должен быть основанием для того, чтобы обеспечить себе такую возможность и в будущем. Для этого надо превратить это событие в общественно значимое явление. Как? Для этого они могут «украшать» эти события и «угощать» участников философскими беседами. Даже «в конце ХVШ столетия владетельные особы нередко искали сближения со знаменитыми литераторами, старясь украсить свой двор присутствием выдающихся поэтов, философов, ученых» [183, с.31]. Пир ┌──────┴──────┐ самовеселие ®увеселение ┌─────┴──────┐ шутами ®«мыслильней» ┌──────┴───────┐ тамады ®известных лиц ┌──────┴─────┐ политиков ® мудрецов («генералов») (философов)
Самовеселие может свестись к попойке, т. е. обильному возлиянию напитков, еде, что может обходиться даже без слов. Таких попоек было и существует много и для богатых они бесприбыльны. Ведь надо не просто напоить и накормить приглашенных (а приглашают не всех ...). Их надо увеселить. Простейший способ - пригласить шутов, т. е. весельчаков. Такой персонаж хорошо изображен Ксенофонтом в его «Пире». Но это не всегда «срабатывает». Тогда надо пригласить и разных артистов. История культуры показывает много фактов того, как это делали различные богатые люди. Комедианты забавляют гостей своими способностями. Так было и так будет. Но это тоже банально, не всегда интересно. Понимают это и комедианты, что нашло отражение в «Пире» Ксенофонта: импресарио артистов - сиракузянин - даже придумал слово, переведенное на русский язык «мыслильщик», специально для того, чтобы показать противоположность функции Сократа своему способу увеселения гостей [82,с.185]. В простейшем случае эту функцию выполняет тамада — руководитель застолья. Лучше если эту функцию выполняет известное лицо — политик или «свадебный генерал». Еще лучше если это дело мудреца, философа. А поэтому те, кому это «по карману», приглашают таких людей для «украшения» ими этих событий. Когда организатор пира у Ксенофонта таким образом предлагал Сократу украсить его пир, то это было проявлением обычаев. Любопытно описание всего этого у Ксенофонта. Интересны и другие обычаи пиров, например, их процедура: обед ® десерт ® попойка а также многообразные «технологии»: «круги бесед» [82,с.182], кто кому поручает говорить и т.п. Кстати, отметим и превращение пиров в симпозиумы. По гречески такой пир называется «симпозиумом». Сейчас это форма обсуждений исследователями научных проблем. Мне пришлось участвовать во многих таких мероприятиях. Они полезны, но чаще всего оставляли у меня чувство неудовлетворенности, причин чего тогда я не знал. Сегодня это очевидно для меня: симпозиумы часто превращались в «круглые столы», на которых господствовал монополизм невежд: «я начальник, ты дурак». Если не учесть такой их природы, то не понять главной трагедии ХХ века.
|