КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЗНАЙ СЕБЯ
Роль самопознания в самоутверждении людей признали в древности. Общественный прогресс создавал условия для роста самопознания, овладения людьми самой мощной силой индивидуального и общественного прогресса — духовностью, просвещенностью, идейностью. Становление человекознания (антропологии) детерминировало ступени познания личностью себя. Это было делом длительным и не всегда прямолинейным. Многие исследователи сделали объектом познания культуру, духовность, эрудицию, интеллект, идейность людей. Многие из них внесли вклад в современное общественное сознание по этому вопросу. Рост самопознания раскрывал различные стороны личности. В целом можно выделить три главные стадии и формы «познания себя». На первой стадии исследователи обращали внимание на душу людей. Аристотель написал трактат о душе [8,Т.1,с.371]. На второй стадии исследователи брали объектом дух, что достигло вершины у Гегеля. На третьей стадии исследуют идейность. Главным элементом «познания себя» было стремление повысить рациональность действий познанием мышления — мышлением о мышлении. Эту проблему поставил Аристотель.
Мышление ® плодотворность ® рациональность о мышлении мышления действия людей Исходным объектом исследований была «душа» [102,Т.20,с.142]. «Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру» [102,Т.21,с.282]. Душа представлялась особым материальным телом. Предполагалось, что душа существует у всех тел (анимизм), в том числе у магнита, у всех форм жизни, в том числе у растений, животных. Более развитой стала концепция духа — превращенной формы души, отличной от неё своей нематериальностью, вечным существованием, способностью отделяться от тела после смерти, специфически человеческим свойством и т.п. [102,Т.20,с.504]
Названным стадиям самопознания личности соответствуют уровни познания мира. Мыслящий дух возможен только у людей, которые в целом истинно понимают действительность, что не отрицает элементов мистицизма. Переход к идейному самопознанию личности — высшая форма познания мира и самого себя личностью. Идейность, как и дух, не материальное явление, а научно обоснованное мировоззрение. Особенностью мировоззрения по сравнению с предшествующей ступенью становления человеческого духа является признание идей продуктом общественного развития, становящихся объективным фактором жизни людей. Идеи не прекращают существования после смерти авторов. Их носителем становится общество. Идейность есть результат всей предшествующей жизни общества. В её возникновение и развитие внесли вклад многие исследователи души, духа, идей. Сократ подтвердил необходимость стремления к истине ценой своей жизни, и нужно быть сократиком. Аристотель сделал мысль объектом мышления с тем, чтобы повысить его рациональность, практичность. Его вклад в исследование мышления имел громадное значение для последующего научного прогресса и необходимо быть аристотелевиком. Гегель знаменовал новый этап исследовании мышления. Гегель, «Аристотель современности», системно и конкретно изложил многие вопросы мышления. Душа людей оказалась проявлением воспринятого индивидом общественного сознания. Общественный дух оказался движущей силой не только общественного развития, но и всего мира. Учение Гегеля стало существенной вехой истории научного прогресса — «венцом всего философского развития» [102,Т.21,с.273]. Вне гегельянства не может быть дальнейшего научного прогресса. Аристотель разработал логические, а Гегель — диалектические нормы интеллекта. Эти два элемента интеллекта лежат в основе его последующего развития. Мистические черты души людей Аристотель объяснял через явление духа, оказавшегося создателем мира у Гегеля. Ложность этого элемента учения о духе преодолена на третьем этапе самопознания личностей, начавшемся в ХIХ веке. Идеология трудящихся опирается и ориентируется на познание идейного фактора общественного прогресса. Именно в философской разработке идейности Маркс и Энгельс «сделали наибольший шаг вперёд» [88,Т.29,с.289]. Истинность их научного подхода доказана практикой. Прошедший век показал не только их достижения, но и историческую ограниченность любой идеологии, необходимость постоянного её развития. Вне преемственности нет развития. Исходя из произведений классиков науки и современных проблем следует решить стоящие задачи с тем, чтобы пойти далее по указанному ими пути. Люди развивают своё мировоззрение в меру общественной потребности, которая, в свою очередь, зависит от уровня общественного строя. Средством идейного становления индивида является его практическая деятельность, осознание своей судьбы в истории общества, смысла жизни человека как первичного общественного явления. Идейность может быть только теоретическим осмыслением общества и мира вообще. Условием ее достижения является практическое осознание себя в качестве члена общества с соответствующим поведением. Эгоизм — средство общественной реакции и его представители не могут подняться до уровня идеологов прогресса. «Как в шестнадцатом столетии, так и в наше бурное время чистые теоретики в сфере общественных интересов встречаются только на стороне реакции, и именно поэтому эти господа в действительности вовсе не теоретики, а простые апологеты этой реакции» [102,Т.25,Ч.1,с.4]. Идеи — движущая сила общественной жизни. Идейность выступает как высшая форма духовности, просвещенности, отображающая единство индивида и общества, альтруистического отношения к обществу. Классики превратили идею коммунизма из утопии в науку, внедрили в сознание населения и в практику жизни многих народов. В то же время на современном этапе социального прогресса явно осознаётся подмена понятий, доктрин, извращение идеи коммунизма, недостаточность современных трактовок идейности и условий её воспроизводства. Нарушение традиции, отказ от накопленного обществом духовного наследия и т.п. свидетельствуют о невежестве власть имущих и об относительности любой идеологии и её развитии на основе прогрессивных и регрессивных тенденций. Не только развитие вперёд, но и сохранение достигнутого предполагает качественный скачок в объяснении идейности и условий превращения её в норму общественного бытия все большего числа людей. Исследование идейности должно идти тем же путём, каким познавали душу и дух. Необходимо углубить процесс «познания себя» личностью и сделать главным лозунг «сотвори себя» по образцу и подобию гениев человечества, не обособлявших себя эгоистически от общества и не противопоставлявших себя ему. Средством идейного воспитания может быть только интеллектуальная революция. Вне интеллекта нельзя достигнуть идейности, а прямые призывы к идейности чаще всего дают обратный результат. Интеллектуализация общественного сознания — средство распространения идейности, а поэтому необходимо сосредоточить внимание на понимании самой сущности интеллекта, его форм и т.д. Превращение индивидов в личности не может пойти по иному пути, кроме указанного Авиценной: «Я желаю достичь совершенства предельного качества, все ступени пройдя ...». Исходным этому может быть усвоение накопленного обществом интеллекта и решение поставленных классиками науки проблем интеллектуального прогресса. Сознательное развитие интеллекта в качестве фактора превращения индивида в личность обычно начинается у человека на рубеже третьего десятка лет жизни. Для сознательного овладения высшей формой интеллекта необходимо идти не в прямой, а в обратной последовательности, начинать с освоения развитого интеллекта. Восприятие возможностей интеллекта повысит возможности развития эрудиции, идейности, интеллигентности. Высшей формой интеллекта является мышление. Уяснив стереотип диалектического метода, необходимо его использовать для обогащения самопознания личности и перейти к диалектической логике. Диалектическую логику можно объяснить только на основе диалектического метода мышления. Мыслители многократно и многообразно указывали на плодотворный подход к познанию самого мышления. Им может быть только подход, который начинается с показа предшествующих мышлению способов отражения мира и порождения ими диалектического мышления. Разработка Дарвином теории развития биологических существ дала основу для разработки теории отражения мира людьми и становления мышления. «В основных чертах установлен ряд развития организмов от немногих простых форм до все более многообразных и сложных, какие мы наблюдаем в наше время, кончая человеком. Благодаря этому не только стало возможным объяснение существующих представлений органической жизни, но и дана основа для предыстории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов, и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остаётся чудом» [102,Т.20,с.512]. Мышление есть высшая форма отражения мира людьми, а поэтому необходимо системно показать формы (морфологию) отражения мира людьми. «Итак, для того, чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь — вспомнить, как человечество дошло до него, вспомнить всю морфологию мышления — от непосредственного, бессознательного мира с природой, предшествующего мышлению, до раскрывающейся возможности полного и сознательного мира с собой» [36,Т.1,с.254]. Морфология отражения мира показывает и свойства людей, возникающие у них естественным путём, и прививаемые им образом жизни и обществом. Общая концепция морфологии отражения мира людьми может быть представлена графически различно (Прил., рис.14¾18), Недостаточность интеллекта индивидов вытекает из того, что общественное сознание не имеет теории отражения мира людьми. Последняя может быть написана только на основе мышления. Решение этой проблемы — трудная задача и может быть делом многих исследователей. Предлагаемая гипотеза, несомненно, относительна. Центральным вопросом морфологии отражения мира людьми следует считать понимание диалектического мышления на уровне диалектической логики. Ему предшествующие и последующие формы отражения мира разработаны в меру необходимости их для раскрытия содержания диалектической логики. Содержание алгоритма диалектической логики может быть показано по разному (Прил., рис. 19, 20). В предлагаемом объяснении диалектической логики нет ни крупиц бесспорных истин, как того и требует закон относительности познания. Стоило большого труда не приводить к каждому слову текста уточняющих или ограничивающих замечаний. На данной стадии разработки концепции можно менять местами многие термины, увеличивать степень конкретизации. “Лучшее — враг хорошему”. В стремлении к лучшему не следует игнорировать возможностей хорошего. Предлагаемая гипотеза находится в том состоянии, на котором надо остановиться перед тем, как идти далее. Надеюсь на то, что сказанной оговорки достаточно для того, чтобы «подвергая сомнению сказанное», использовать его рациональные моменты. Основная беда науки состоит в «неумении применить диалектику к теории отражения, к процессу и развитию познания» [88,Т.29,с.322]. Надо преодолеть эту беду. Вторая часть работы представляет собой решение этой проблемы — гипотезу применения диалектического мышления к его собственному объяснению на основе системной трактовки форм отражения мира людьми. Морфология отражения мира людьми имеет двойное значение для познания диалектического мышления. Во-первых, она излагает теорию того, как надо практически использовать диалектическую логику при познании объектов. Во-вторых, она представляет определённую материализацию рекомендаций диалектики к её собственной трактовке. Познавая диалектическое мышление необходимо рассматривать его теорию и на примерах его объяснения. Тот, кто вникнет в эту концепцию, не только прочтет сомнения по поводу удачности практического воплощения теории диалектического мышления в его собственном изложении, но и, вероятно, найдёт много противоречий между словом и делом, используя их в качестве начала собственного поиска. До определенного уровня отражения мира людьми его формы возникают стихийно. Начиная с «познания себя» необходимо понять стихийно возникающие у каждого из нас формы отражения мира и затем «сделать себя» по образу и подобию гениев (Прил., рис. 21).
|