КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игры, направленные на развитие общей произвольности⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 1. «Пуговица» Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. 2. «Веселые человечки» Данная игра проходит как в лото: ведущий достает рисунок, а дети по схеме ищут его изображение. 3. «Найди отличия между картинками» Составление целой картинки из разрезанных и придумывание небольших рассказов по ней; задания типа: «найди отличия между двумя картинками» и др. 4. «Да и нет не говорить» Цель: развитие произвольного поведения, в частности произвольного речевого общения. Инструкция: «Мы с тобой будем играть в такую игру. Я тебе буду задавать вопросы, а ты – отвечать. Но ты не должен отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я спрашиваю тебя: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить «Да». Например, ты можешь ответить: «У меня есть игрушка». Все понятно?» Проведение: может проходить индивидуально с отдельными учениками или в парах (вопросы придумывают дети сами). Материал для индивидуальных занятий: 1. Как тебя зовут? 2. Ты мальчик или девочка? 3. Ты ходишь в детский сад? 4. Ты любишь ходить в школу? 5. Ты живешь далеко от школы? 6. Ты любишь мороженое? 7. Какого цвета бывает мороженое? 8. Ты ел черное мороженое? 9. Ты умеешь летать? 10. Твой папа / мама играют в куклы? 11. Волк боится зайца? 12.Ты любишь ходить к врачу? 13. Тебя зовут ..( неверное имя)? 14. Корова умеет летать? 15 Ты сейчас спишь? и т.д. 5. «Мышата и кот»(можно использовать на уроке для укрепления дисциплины). Т.к. произвольность в 1 классе еще не достаточно развита, то это отражается и на соблюдении дисциплины. Прежде чем что-то объяснить, учителю необходимо, чтобы его слушали. Необходимо создавать игровую мотивацию, которая безболезненно позволит наладить дисциплину и включит первоклассников в процесс обучения. Например, учитель предложит поиграть в мышат и кота. Классу отводится роль мышат, которые учатся в мышиной школе, а где-то поблизости разгуливает кот, который по шуму пытается обнаружить мышиную школу, чтобы съесть мышат. Если мышата будут сидеть тихо, то он их не найдет, а если кто-то будет шуметь, то он быстро их разыщет. 6. «Угадай слово» (способствует усвоению звукового анализа слов). Учащимся предлагается стать добрыми волшебниками и отправится в страну слов, откуда пришло письмо с просьбой выручить слова, которые заколдовал в своем замке злой колдун. Освободить слова можно только в том случае, если правильно определить звуковой состав слова. Угадывать можно только до трех раз. Если и с третьего раза слово не будет расколдовано, т. е. не будет определен звуковой состав, то оно остается в замке. Если же анализ звукового состава произведен верно, то слово может «убежать» из замка. Затем учитель описывает детям замок, в котором томятся заколдованные слова и говорит, что дорога в него сейчас свободна, т. к. злой колдун куда-то ушел. «Мы входим в первую комнату и видим в ней слова. Давайте попробуем их освободить! Только надо поторопиться, пока не вернулся колдун». Каждый ребенок поочередно расколдовывает слова, а учитель сообщает о результате: удалось или нет освободить слова. Игра должно проводиться эмоционально. 7. «Числовой ряд» К доске выходят несколько учащихся, число их зависит от длины числового ряда, который изучается. Каждый ребенок получает большую карточку с написанной на ней цифрой или числом. Затем учитель расставляет ребят в соответствии с их порядковыми номерами и просит каждого громко произнести свое число и запомнить, где он должен стоять, т. е. после какого о перед каким числом. Остальные ученики должны просчитать весь числовой ряд как в прямом, так и в обратном порядке. После этого учитель изображает ветер, ворвавшийся в окно и перемешавший порядок чисел. Учитель просит «живые числа» правильно занять свои места. 8. «Поиск клада» (игра на формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля). Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвертый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов. 1. Ориентировочно-обучающий этап. Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий. 2. Этап освоения правил. Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия. Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется «линия роста» в качестве планирующей и контрольной функций: ребенок видит перспективу освоения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры. На примере игры – «Поиск клада» 3.Этап совместных форм деятельности. Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослыми и ребенком, а затем между детьми. Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиление планирующего контроля), осуществляет коррекцию выполнений действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль). 4. Контрольно- итоговый этап. Здесь фиксируется сформированность выполнения всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции- субъекта присвоения учебно-игрового опыта. Содержание игры: На первом этапе игры («учусь составлять план») взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-нибудь помещения, используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание ребенка на положения предметов относительно себя и других точек отсчета. На втором этапе игры («учусь искать клад по плану») взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет- «клад» и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его. На третьем этапе («учусь обозначать на плане место клада») взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь ребенок прячет клад, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий ребенка. На этом этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения. На четвертом этапе («учу играть другого») в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища. Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятать клад, рефлекс присвоения новых умений. В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.
9. «Фабрика игрушек» (формирование приемов самоконтроля). Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые действия «мастера», «художника», «упаковщика» и «контролера». Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует также и обозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей. В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится всреднем по 4 игровых занятия. Во время занятий обособленная роль контролера снимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязанности — проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры (контролер- проверяемый) способствуют усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а формирование приема контроля перенести с товарища на самого себя. Детям дается задание — отсортировать фигурки по размеру. После того, как ребенок получает инструкцию, учитель прикалывает ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будет проверять. Этот прием используется для того, чтобы связать освоенные ребенком в игре правила контроля за действиями партнеров с требованием самоконтроля. После проведения серии таких обучающих упражнений у детей появляется устойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неигровой ситуации. Для развития приемов самоконтроля можно использовать также целую серию дидактических игр. 10. «Сделай так же» Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, учитель ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например: а) квадрат из треугольников по заданному образцу
б) елочку из треугольников
в) узор из геометрических фигур г) композицию Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец). Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дастся карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров. Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом и написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху и снизу. 11. «Лесенка» Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответы записывают на соответствующей ступеньке.
12. «Число — контролер» Ученики получают карточки с примерами: 2-1= 3-1= 0+3= 9-9= 1+1= 7-7= 5-3= Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10. Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом. 13. «Нарисуй по указанию»: 1. В правом нижнем углу нарисуй два маленьких красных кружка; 2. Слева от кружков нарисуй большой синий треугольник; 3. Посередине листа нарисуй две фигуры одинаковой формы; 4. Посмотри сколько кружков на листе и в левом верхнем углу нарисуй столько же красных квадратов 14. «Точно выполни указание»: 1. Положи карандаш на тетрадь; 2. Положи тетрадь на карандаш; 3. Положи карандаш так, чтобы он был между резинкой и тетрадью; 4. Положи карандаш так, чтобы он оказался одновременно под тетрадью и резинкой; 5. Положи резинку ближе к карандашу, чем к тетради; 6. Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от резинки; 7. Положи карандаш справа от тетради и резинки.
Литература: 1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983. 2. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. 3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
|