Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Агропромышленный комплекс и особенности регионального развития




Наиболее распространенная модель АПК включает в себя от­расли, выпускающие промышленные средства производства для сельского хозяйства (сфера I), собственно сельское хозяйство (сфе­ра II), отрасли по промышленной переработке и сбыту сельхозсы-рья и продовольствия (сфера III).

Важнейшие особенности, определяющие процесс развития АПК в переходной экономике в России, можно охарактеризовать сле­дующим образом:

1. Реорганизация колхозов и совхозов, которая предполагала передачу земли и неземельных средств производства в собственность трудовых коллективов сельхозпредприятий и раздел этих фондов на индивидуальные паи.

2. Перерегистрация хозяйств в одну из разрешенных организа­ционно-правовых форм в соответствии с законодательством того периода: ТОО, АО, кооперативов, КСП и т. д., без обес­печения сущностных изменений в сельском хозяйстве.

3. Прекращение монополии государства на землю, так как бо­лее 85% сельскохозяйственных угодий были переданы в соб­ственность коллективов сельхозпредприятий.

4. Ускорение выхода крестьян из коллективных хозяйств со сво­ей землей, что обусловило процесс формирования фермер­ских хозяйств. К 1996 г. их число возросло до 280 тыс. хозяйств, однако к началу 1999 г. сократилось до 270 тыс. Средний размер участка в фермерском хозяйстве в настоящее время составляет около 50 га .

5. Превращение значительной массы сельхозпредприятий и предприятий других сфер АПК независимо от их названий в коллективы, в которых основные фонды принадлежат всему коллективу на правах долевой собственности, управление строится на выборных кооперативных принципах (один ра­ботник — один голос), распределение прибыли (где она есть) — по труду, а не по паям, выборное правление и пред­седатель. Есть и реальные акционерные общества, но их очень мало.

6. Юридическое отлучение предприятий АПК от государствен­ных систем финансирования, сбыта и снабжения с целью приспособления их к новой экономической ситуации, со сменой своей внутренней структуры и поведения в рыночной среде.

Резкое падение производства во всех отраслях АПК, раз­вал крупных и хорошо технически оснащенных хозяйств (в частно­сти, в птицеводстве, льноводстве, овощеводстве, которые имели неплохие результаты даже на мировом уровне), быстрое старение технического парка и множество других негативных моментов.

В этой связи основные тенденции, характеризующие развитие аграрной сферы России конца 90-х гг., таковы.

Во-первых, существенное сокращение производства основных видов сельскохозяйственной продукции, например, за период с 1990 по 1998 г. валовой сбор зерна сократился со 116,7 до 47, 8 млн т. Резко сократилось поголовье скота в несколько раз. Крупного рогатого скота на 1 января 1999 г. — 28,6 млн голов, т. е. чуть ли не вдвое меньше по сравнению с 1994 г.. Во многих регионах России видное место занимает и такая фор­ма развития семейных хозяйств, как ЛПХ (личные подсобные хо­зяйства).

Однако отметим и определенные положительные тенденции в развитии сельского хозяйства этих важных сельскохозяйственных регионов. Так, в 1998 г. по сравнению с 1997 г. возросло производ­ство молока, мяса, яиц, овощей, подсолнечника и ряда других ви­дов сельхозпродукции.

Вторая тенденция характеризуется ухудшением использования ресурсного потенциала сельскохозяйственного комплекса.Идет выбытие из оборота части земель сельскохозяйственного назначения, ухудшение использования земли, падение ее плодоро­дия, что во многом предопределяет снижение урожайности сельхозкультур.

За сравнительно небольшой период (с 1985 по 1997 г.) по различ­ным причинам из сельскохозяйственного использования выбыло свыше 8,8 млн га, в том числе 6,3 млн га пашни. Соответственно, с 1,87 до 1,79 га сократилась3 площадь сельскохозяйственных уго­дий, приходящихся на одного жителя, в том числе пашни — с 1,06 до 0,89 га (9, с. 63-64).

Кроме того, в последние два десятилетия обозначилась устой­чивая тенденция к ухудшению качественного и экологического состояния земельных ресурсов, особенно сельскохозяйственных земель, антропогенная и техногенная нагрузка на которые увели­чивается с каждым годом. Из-за просчетов при проектировании и строительстве оросительных и осушительных систем, нарушения режима их эксплуатации происходит физическая деградация мели­орированных земель. По этим причинам более 12% осушенных и 13% орошаемых земель находится в неудовлетворительном состо­янии. Свыше 50% площади орошаемых земель нуждаются в про­ведении работ по коренному улучшению. Активизировался процесс вторичного засоления почв. Только за последние десятилетия пло­щадь засоленных земель увеличилась более чем на 1 млн га.

В результате эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, роста оврагов и т. д.) интенсивно подверга­ются деградации все виды почвы России, включая чернозе­мы.

Темпы роста эродированных черноземов за последние 15—20 лет достигли 250—300 тыс. га в год. И это при том, что площадь земель с черноземными почвами со­ставляет немногим более 120 млн га, или лишь 7% земельного фон­да, на них расположено почти 60% всей пашни и производится около 80% земледельческой продукции страны.

Обострение ситуации на рынке труда, снижение занятости сельс­кого населения, рост безработицы. Общая численность занятых в сельском хозяйстве (включая лич­ное подсобное хозяйство) в последние годы сохраняется на уров­не 10 млн человек, или примерно 14% занятых в экономике стра­ны. Вместе с тем в структуре занятых происходят существенные изменения. Если в 1991 г. в личном подсобном и домашнем хозяй­стве работало около 2 млн человек, тр к началу 1996 г. — уже было 3,5 млн. Такая тенденция в связи с .сокращением общественного производства возрастает. В Северо-Кавказском и Дальневосточном районах доля Занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве достигает 30%..

Это частично сглаживает рост безработицы на селе. Но уровень зарегистрированной безработицы в деревне выше, чем в городе, особенно среди женщин и молодежи. На селе медленно создаются новые рабочие места за счет основного производства, развития под­собных промыслов и промышленных предприятий.

При низком уровне занятости в целом по России отмечается высокая текучесть кадров, достигающая ежегодно 11—12%. Баланс рабочей силы поддерживается преимущественно за счет переселен­ческих процессов. Из села по-прежнему уходит наиболее квалифи­цированная рабочая сила.

Ситуация на рынке труда в АПК осложняется также старением населения в селах, и, соответственно, работников в аграрном про­изводстве. Так, по данным Н. Я. Коваленко, в последние годы про изошло сокращение трудоспособного сельского населения и уве­личение численности населения старше трудоспособного возрас­та. При этом наблюдается значительное снижение численности сельского населения моложе трудоспособного возраста. Так, в 1997г. по сравнению с 1970г. численность сельского населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 38% и составила 10,4 млн чел., численность населения в трудоспособном возрасте уменьшилась на 15% и была равна 20,3 млн чел., а численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась за этот период на 5% (8, с. 173).

Сегодня ситуация на рынке труда АПК имеет ряд особенностей. Основные из них следующие.

1. Наблюдается скрытая безработица (недоиспользование ра­ботников на сельхозпредприятиях), которой сопутствует во многом ею же обусловленный дефицит рабочей силы (при­влечение городского населения в периоды посевной кампании и уборочной страды, школьников на прополку и т. д.). При­чина — в падении объемов сельскохозяйственного производства, плохой организации труда. Некоторые считают, что не­доиспользование рабочей силы — временное явление, которое исчезнет при возобновлении экономического роста, поэтому сокращение численности трудовых коллективов нецелесооб­разно, так как в будущем возникнет дефицит кадров на сель­хозпредприятиях. По нашему мнению, такая политика препят­ствует нормализации положения, преобразованиям на селе. Так же действуют дальнейшее ослабление стимулирующей роли заработной платы, отсутствие прогноза реальных по­требностей в рабочей силе при внедрении новой сельскохо­зяйственной техники и прогрессивных технологий и т. д.

2. Возникли существенные сбои в воспроизводстве професси­онально-квалификационной структуры занятых в сельском хозяйстве, вследствие чего в целом масштабы и уровень про­фессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствуют требованиям.

3. Подрывается материально-техническая база занятости. Мо­ральный и физический износ машин и оборудования на мно­гих предприятиях очень высок, а инвестиции крайне недостаточны. При возобновлении экономического роста масштабы фактической утраты рабочих мест будут еще более очевидными. Значительная занятость на ремонтных, погру­зочных и транспортных работах, которая обусловливается низким техническим уровнем производства, в дальнейшем будет существенно снижать общую эффективность исполь­зования рабочей силы в АПК.

Четвертая тенденция развития агропромышленного производ­ства в современных условиях связана с использованием еще одно­го фактора — капитала.

Проведенное исследование показало, что происходит абсолютное уменьшение и качественное ухудшение основных производственных фондов сельского хозяйства. Так, в Ростовской области в 1998 г. по сравнению с 1990 г. выбытие основных средств в 11 раз превышает их ввод. Тракторов приобретается меньше в 15 раз, грузовых авто­мобилей — в 22 раза, зерноуборочных комбайнов — в 12 раз.

Выявление ситуации с обеспеченностью сельскохозяйственно­го производства основными фондами в Северо-Кавказском реги­оне показало, что обеспеченность тракторами сельхозпредприятий всех форм собственности на начало 1998 г. составила 56% от нор­матива, зерноуборочными комбайнами— 61, кормоуборочными комбайнами — 66, дождевальными машинами — 51%.

Такая ситуация обусловливает резкое старение парка сельскохо­зяйственной техники. В табл. № 2 представлены показатели обнов­ления, выбытия и износа фондов.

Анализ этих показателей подтверждает, что коэффициент обнов­ления фондов к 1997 г. снизился более чем в 10 раз, а процент из-

Таблица 2

Обновление, выбытие и износ основных производственных фондов сельхозна-значения в се-г.ьском хозяйстве Северного Кавказа в 1991—1996 гг.'

Показатели 1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1997 г.
Коэффициент обновления фондов (в % к общей стоимости на конец года)   14,2 7,9 3,1 1,4 1,1
Коэффициент выбытия фондов 3,7 4,2 8,5 4,9 4,7 4,9
Процент износа фондов 19,7 29,5 32,0 35,8 38,7 40,8

 

 

Расчеты произведены по данным Министерств сельского хозяйства и продовольствия регионов Северного Кавказа.

носа фондов, напротив, возрос более чем в 2 раза. Столь беспре­цедентное падение качественных показателей состояния парка сельскохозяйственной техники свидетельствует о катастрофичес­ком ухудшении технического потенциала сельского хозяйства в настоящем и очень неблагоприятных перспективах на будущее. Очевидно, что в такой ситуации резко снизилось качество выпол­няемых сельскохозяйственных работ, постоянно возрастает доля ручного труда, происходит деиндустриализация всех сфер АПК. Причем процесс сокращения поставок основных видов техники на­чался уже в 1990 г. К 1998 г. число тракторов сократилось до 978,5 тыс. по сравнению с 1425,5 тыс. в 1985 г., зерноуборочных комбай­нов — до 247,9 тыс., кормоуборочных комбайнов — до 79,7 тыс.

Сложившееся положение во многом предопределено все более усиливающимся диспаритетом цен на производимую сельскохозяй­ственную продукцию и продаваемую сельскому хозяйству технику (услуги). Именно так можно охарактеризовать еще одну тенден­цию, обозначившуюся в начале 90-х гг. и более четко выявившую­ся к концу 90-х.

Так, по расчетам Р. Р. Гумерова,-за период с 1992 г. по 1997 г. цены на средства производства промышленного происхождения и тари­фы на производственные услуги для сельского хозяйства выросли в целом' в 4979,6 раза. Это,:в частности, означает, что в 1997 г. для приобретения материальноттерщических ресурсов и производствен­ных услуг.в объемах 1991 г.. потребовалось бы при прочих равных условиях произвести и реализовать в 4,5 раза больше сельскохозяй­ственной продукции (в натуре), чем ее было фактически реализо­вано в 1991 г. (6, с.; 30).

Согласно имеющимся оценкам, в целом, вследствие ценовых сдвигов в российской экономике, финансовый потенциал воспро­изводственного процесса в сельском хозяйстве снизился за 1992— 1997 гг. почти на 77,6%. По различным данным (Государственной Думы, Минсельхозпрода России, МСХА, ВНИИЭСХ), в абсолют­ном выражении потери сельского хозяйства от диспаритета цен достигают 200—240 млрд руб. (6).

Следствием этого явилось доминирование восьмой тенденции:

сокращение финансового потенциала сельскохозяйственного про­изводства,. невозможность обеспечения процесса воспроизводства.

то весьма негативно отразилось на развитии АПК во всех регио­нах.

Совокупные финансовые потери сельского хозяйства в 1992— 1997 гг. включают потери от диспаритета цен, а также потери, вы­званные сокращением объемов реализации сельскохозяйственной продукции в результате падения производства, обусловленные не­контролируемым импортом продовольственных товаров (в том числе по демпинговым ценам) и соответствующим сокращением платежеспособного спроса на отечественную продукцию.

Сокращение финансового потенциала является результатом комплексного действия структурных ценовых трансформаций в АПК и на потребительском рынке.

Расчеты показывают, что общее сокращение финансового по­тенциала сельского хозяйства 1992—1997 гг., составившее 77,6% от уровня 1991 г., произошло за счет влияния следующих факторов:

опережающего роста цен на промышленную продукцию и услуги для сельского хозяйства — 51,7%, опережающего роста доходов пе­рерабатывающих предприятий и предприятий торговли — 20,1%,

структурных сдвигов в платежеспособном спросе населения — на < <aw. | .:/.o';u

Растут убытки сельского хозяйства; В 1997 г. они превысили 26,4 млрд руб., в 1998 г. — 43 млрд. Доля убыточных хозяйств в 1990 г. составляла 3%, в 1996 г. — 76, v в 1998 Г. — 89% (17, с. 186).

В целом, адекватный (т. е. в пределах роста цен на продоволь­ствие) рост доходов сельскохозяйственных производителей в 1992— 1998 гг. мог полностью компенсировать удорожание средств про­изводства для сельского хозяйства и при прочих равных условиях обеспечить ценовой паритет во взаимоотношениях промышленно­сти и сельского хозяйства и необходимый финансовый потенциал на перспективу. Эта задача, в частности, могла быть решена без привлечения значительных бюджетных средств — путем активно­го регулирования (ограничения) доходов перерабатывающих и тор­говых предприятий и повышения доли сельскохозяйственных про­изводителей в конечной (розничной) цене на продовольствие.

Однако эта возможность была упущена, вследствие чего сель-хозпроизводство понесло невосполнимый урон. Значение сельско­го хозяйства как сектора экономики России существенно снизи­лось, даже при том, что другие отрасли также находятся в кризисном состоянии. Так, в 1997 г. доля сельскохозяйственного производства в ВВП, производимом в России, уменьшилась до 4,7%, в то время как в 1990 г. была 15,4%; доля в инвестициях — до 3,3% (в 1990 - 15,8%) (18, с. 816).

Таковы основные тенденции развития сельского хозяйства в переходный к рынку период.

В регионах России в основном проявляются тенденции, харак­терные для сельскохозяйственного производства страны в переход­ный период: сокращение объемов производства сельскохозяйствен­ной продукции, ухудшение качества сельхозугодий, старение парка сельскохозяйственной техники, перераспределение доходов в АПК в пользу перерабатывающих и обслуживающих сфер, в то время как сельское хозяйство имеет все более низкую доходность.

Однако в каждом из регионов эти тенденции проявляются с определенными особенностями, что предопределяется региональ­ной спецификой развития агропромышленного сектора.


 

Закономерность: динамика развития регионов тем выше, чем больше объемы привлеченных в регионы инвестиций, что в свою очередь зависит от снижения налоговой нагрузки в регионе (количества налогов, налоговых ставок и налоговых льгот). Федеральные налоги в России составляют по данным 2001 года – 89,4%, региональные – 8,3%, местные - 2,3%. Складывается противоречие в распределении полномочий между уровнями власти, противоречие между источниками бюджетов и инвестиционной привлекательностью региона. Налогообложение имеет фискальный, а не регулирующий характер. В разных регионах по-разному с очень большим различием применяются налоговые льготы: много в Башкортостане и Татарстане, мало в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты