КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культ земли в древнерусской культурной традицииБольшую роль в духовной жизни славянства языческой Руси играло почитание земли – кормилицы рода человеческого, подательницы жизненных сил и здоровья. Понятие «земля» в русском сознании изначально оказывается и навсегда остается связанным с представлением о матери, как о самом близком, родном, своем и в то же время священном для человека. Мать-земля в древнерусском сознании – это не страна, не почва, не территория, распространяющаяся вокруг, а сокровенная основа индивидуального и родового человеческого бытия. Исследователи древнерусской языковой картины мира отмечают, что «земля» – обычно своя, родная, единственная, в то время как «страны», «страна» – нечто далекое, чуждое, странное, лежащее вне своего, родного. Среди обычаев русского крестьянина древние молитвы матери-земле сохранились даже после принятия христианства. Вполне вероятно, что благоговейное понятие о земле, сочетаясь с восхищением земным простором, способствовало зарождению первого своеобразного представления о единстве Руси. Поскольку киевское государство образовалось до того, как сложился сам русский народ, с его религиозной традицией и культурно-историческим самосознанием, то в эту раннюю языческую эпоху государственное единство Руси стало осознаваться как, прежде всего, целостность и неделимость Русской земли. В связи с этим важно подчеркнуть, что при крайне слабом развитии идеи частной собственности на землю в Древнерусском государстве, отсутствии ярко выраженного фактора завоевания при оформлении территории государства (как это произошло при насильственном захвате германскими варварами территории Западной Римской империи), доминирующем влиянии общинного начала, Русская земля воспринималась в виде некой коллективной собственности князей, крестьян и горожан, которой все они в меру своего положения должны были служить и охранять её. Согласно изначальной интуиции, глубоко запечатлевшейся в русском национальном мировосприятии, народ земский призван по-своему, подобно власти государственной, служить земле Русской: и землепашец, и воин, и семейство правителей – князей-Рюриковичей – все есть ее благоустроители, стражники, попечители, ее беззаветные и верные служители. Вот почему язычник князь Святослав, даже воюя за пределами Руси, в роковой час неравной битвы призвал дружинников лечь костьми, но не посрамить земли Русской!
Основные направления развития культурного творчества на Руси после принятия христианства (988).
|