Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Религия как коллективный невроз. Фрейдовское понимание механизмов невроза.




Читайте также:
  1. I. Религия, как инструмент политики.
  2. II. Религия в современном мире.
  3. II. РЕЛИГИЯ КРАСОТЫ 1 страница
  4. II. РЕЛИГИЯ КРАСОТЫ 2 страница
  5. II. РЕЛИГИЯ КРАСОТЫ 3 страница
  6. II. РЕЛИГИЯ КРАСОТЫ 4 страница
  7. III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 1 страница
  8. III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 2 страница
  9. III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 3 страница
  10. III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 4 страница

Главной формулой Фрейда, по которой происходит психическое исцеление человека, является «где было “Оно”—должно стать “Я”». Это означает, что человек должен осознать неосознанные процессы своей психики для того, чтобы они не могли служить почвой порождающей неврозы. В основании психоаналитической концепции религии Фрейда лежат два тезиса: 1) религия — коллективный невроз; 2) религия — коллективно вырабатываемое средство защиты от невроза. Верующий, согласно такому взгляду, тот же невротик. Ведь ему важна лишь оценка действий, согласно позиции его религии, и никакая «внешняя реальность» не может здесь играть сколь-либо определяющей роли. Истины вероучения, согласно Фрейду, затмевают собой для верующего мир реальности, и поэтому верующий приравнивается к обыкновенному невротику. Религиозность имеет те же источники, что и невроз: ее образы и идеи, суть, допущенные в сознание символы, замещающие некоторые первичные бессознательные содержания, доступ которых в сознание прегражден силами сопротивления. Фактически вся религиозная жизнь строится на невротических комплексах, основанных на эротических влечениях, Эдиповом комплексе, травмирующим опыте, накопленным человеком в жизни и т. п. В основе религиозной веры лежит действие тех же психических механизмов, которые ведут к образованию невроза, а именно: вытеснение травмирующего содержания, сопротивление его проникновению в сознание; замещение вытесненного содержания символическим; перенесение на него эмоций и значимости, которые были связаны с исходным содержанием; формирование симптомов, т. e. форм религиозного поведения, например, культовых действий, которые одновременно и дают выражение негативному эмоциональному переживанию, и обеспечивают частичное, иллюзорное удовлетворение неудовлетворенных влечений. Наконец, религиозность идентична неврозу по своим результатам—полному отрицанию реального положения вещей и постановку своей невротической (религиозной) оценки во главу угла. Есть все же одно важное обстоятельство, которое отличает религию от невроза: это ее коллективный характер. «...Благочестивый верующий,—писал Фрейд, — в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза». Получается, что, приходя в церковь, человек избавляется от личных комплексов и страхов путем принятия комплексов общественных, т. е. религии.

 

 


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 29; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.004 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты