КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика архетипов Анима, Старец, четверица, мандала. Символика воды и архетип Тени в психологии Юнга.Юнг выделяет множество разных архетипов. Среди них можно выделить несколько наиболее часто упоминаемых. Мандала — в переводе с санскрита значит круг. Для Юнга этот архетип является символом середины и целостности, может выражать собой движение к цели. Символически изображается в виде круга. Мандала – обычное вспомогательное средство для медитации, распространенное как в индуизме, так и в буддизме. Мандалы могут изображать картины различных миров, существование которых принимается в тантризме, или же могут представлять собой чисто геометрические изображения (структуру миров). Определенное отношение к мандале имеет архетип Четверичности. Юнг пишет, что «четверичность—это архетип, который проявляется, так сказать, универсально. Она является логической предпосылкой всякого суждения о целостности. Всякий раз это суждение должно сочетать в себе четыре аспекта. Когда, например, судят о целостности горизонта, то называют четыре основные стороны света. Всегда речь идет о четырех основных элементах, о четырех примитивных качествах, о четырех цветах, о четырех кастах в Индии, о четырех путях духовного развития в буддизме. Поэтому существует и четыре психологических аспекта психической ориентации, к которым ничего существенного добавить больше нельзя» (из работы «Попытка психологического толкования догмы Троицы»). Четверичность часто имеет структуру тройки с приплюсованной к ней единицей, которая означает собой целостность. Именно поэтому в юностиЮнга так привлек догмат Троицы, позже он дал ему именно такое толкование, Троица — не полная четверица. Анима (по-китайски гуй) понимается как женская, или хтоническая часть души. Не имеет ничего общего с христианским понятием души. Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины — её мужские атрибуты. Архетип мудрого старца (или мудрой старушки) является, по определению Юнга, личностью, представляющей собой изначальную энергию, которая может способствовать личностному росту и преобразованию или, напротив, разрушению и дезинтеграции личности. В своих наиболее позитивных проявлениях этот архетип появляется в сновидениях как многомудрый проводник, который ведет человека в его поисках личностного роста, духовного знания или самоактуализации. . Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид — трусливую Тень. Осознание Тени — путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах.
|