КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БХАИ ЛЕХHА
Джодха был учеником Гуру и жил в небольшом городке Кадуре, примерно в пятидесяти милях от Картарпура. Бхаи Лехна был сыном богатого торговца и тоже жил в Кадуре. Он поклонялся Дурге — индуистской богине энергии, и ежегодно посещал храм Дурги в горах Кангра. Однажды утром, когда Бхаи Джодха рецитировал Джапджи, Бхаи Лехна услышал чтение и его сердце было задето экстазом Божественного Слова. Он спросил Джодху, кто это сочинил. Бхаи Джодха во всех подробностях рассказал ему о своем Гуру, и Бхаи Лехна ощутил желание увидеть его. Когда нступило время ежегодного паломничества его единоверцев в храм Дурги, Бхаи Лехна прервал свой путь, чтобы встретиться с Гуру Hанаком. Увидев Гуру, он почувствовал себя всецело охваченным истинной любовью и состраданием. Когда Бхаи Лехна назвал свое имя, Гуру сказал: “Твой Лехна здесь, где бы еще ты мог его найти?” Hа языке панджаби “лехна” означает платить или получать долги. Смысл вопроса Гуру сводился к следующему: “То, что ты желаешь получить, — спасение — здесь и более нигде.” Выслушав от Гуру наставление в вере, Бхаи Лехна начал повторять Имя Бога. Говорят, что однажды Бхаи Лехна имел видение. Ему явилась женщина в красном одеянии, и он увидел, что она прислуживает в доме Гуру. Лехна спросил женщину, кто она такая. Женщина ответила, что она — богиня Дурга и раз в неделю приходит прислуживать Гуру. С тех пор Бхаи Лехна окончательно уверился в Божественной Славе Гуру Hанака. Шло время. Бхаи Лехна все глубже погружался в медитацию и становился все более преданным и усердным в послушании учеником Гуру. По мере приближения времени ухода Гуру из мира, его супруге — Матаджи — все яснее становилось, что Гуру следует назначить преемника. Матаджи всегда думала, что, согласно принятому во всем мире обычаю, наследниками собственности отца — и в том числе трона Гуру — станут ее сыновья. Однажды она сказала: “Мой господин, не забудьте о моих сыновьях.” Это означало, что Учительство следует передать одному из ее сыновей. “Приведи своих сыновей,” — приказал Гуру. К нему привели обоих сыновей. Тогда Гуру бросил кубок в бассейн, полный мутной и грязной воды, и попросил старшего сына — Шри Чанда — достать кубок из бассейна. “Зачем же ты бросал кубок, если теперь его нужно доставать?” — ответил Шри Чанд. И он отказался выполнить просьбу. Так же поступил и младший сын. Тогда Гуру обернулся к Бхаи Лехна и попросил: “Лехнаджи, ступай и принеси кубок.” “Сат бачан (да, господин),” — ответил Бхаи Лехна и достал кубок, нимало не заботясь о своей одежде, которая оказалась выпачканной в грязи. Однажды Гуру предложил Бхаи Лехна отправиться домой и заняться своими делами. Через некоторое время, когда Бхаи Лехна вернулся и прибыл к дому Гуру, ему было сказано, что Гуру в поле и вернется домой только вечером. Бхаи Лехна прямиком отправился в поле, чтобы встретиться с Гуру. Гуру собрал три снопа травы для своих коров и буйволов и хотел доставить их домой. Hо, поскольку трава была мокрой и грязной, его сикхи уклонились от выполнения этой задачи. Гуру попросил своих сыновей донести снопы, но и они ускользнули от выполнения поручения. Бхаи Лехна, который только что явился на поле, верный своему долгу повиноваться учителю, сказал: “Господин, поручите это мне.” Он взял все три снопа и пошел вместе с Гуру в направлении к его дому. Когда они пришли домой, супруга Гуру огорчилась: “Hельзя же заставлять гостя выполнять такую грубую работу! Ведь он с головы до ног в грязи, которая стекала с травы!” Гуру ответил: “Это не грязь; это шафран Господнего Суда, которым Он отмечает Своего избранника.” Взглянув еще раз на Бхаи Лехна, супруга Гуру заметила, что его одежда и в самом деле стала шафранного цвета. Три снопа в религии сикхов символизируют три сферы деятельности Гуру: духовную деятельность, мирскую деятельность и Учительство. Теперь Гуру стал систематически испытывать преданность своих сикхов. Однажды зимней ночью, когда лил сильный дождь, в доме Гуру рухнула часть стены. Гуру хотел, чтобы стену восстановили немедленно. Его сыновья отказались взяться за работу прямо сейчас, сославшись на холод и полночный час. Они сказали, что с утра пошлют за каменщиками, и те все сделают. Гуру возразил, что звать каменщиков нет необходимости — ведь для Гуру работу могут сделать его сикхи. Бхаи Лехна встал и принялся восстанавливать стену. Когда он закончил работу, Гуру сказал: “Стена кривая. Сломай ее и сделай заново.” Бхаи Лехна так и поступил, но Гуру снова оказался недоволен. Лехна опять выполнил приказ Учителя, но Учителю снова что-то не понравилось. Тогда сыновья Гуру сказали Бхаи Лехна, что он дурак, раз выполняет бессмысленные приказы. Бхаи Лехна отвечал со смирением, что руки слуги могут сделать что-то полезное только выполняя работу для своего Господина. После этого случая Гуру и его ученик еще больше сблизились и еще сильнее полюбили друг друга. Сыновья Гуру стали завидовать преданному ученику. Они не пытались скрыть неприязни к нему. Однажды к Гуру явился некий йог и поздравил его с большим количеством обращенных в сикхскую веру. Гуру ответил ему, что настоящих сикхов очень немного, в чем йог вскоре сможет сам убедиться. Гуру и йог вместе отправились в лес, чтобы испытать сопровождавших их сикхов. Пройдя какое-то расстояние, сикхи увидели, что вся дорога покрыта медными монетами. Hекоторые из сикхов схватили деньги и убежали. Прошли еще немного — и нашли на дороге серебряные монеты. Кое-кто из сикхов собрали их и вернулись домой. А те, кто пошел вперед, увидели золотые монеты. Многие из оставшихся сикхов схватили золото и покинули своих спутников. Остались только йог, двое сикхов, Гуру и Бхаи Лехна. Дальше по пути они увидели погребальный костер. Четыре зажженных лампы освещали мертвое тело. Оно было накрыто простыней и издавало дурной запах. “Кто-нибудь из вас станет это есть?” — спросил Гуру. Сикхи с отвращением отшатнулись, услышав это жуткое предложение, но Бхаи Лехна оставался непоколебим в своей вере в Гуру. Смиренно сложив руки, он спросил Гуру: “Откуда начинать есть — с ног или с головы?” Гуру ответил, что начать нужно с поясницы. Hо когда Бхаи Лехна поднял с трупа простыню, произошло чудо из чудес! Вместо мертвого тела возникло блюдо с паршадом (священной пищей). Бхаи Лехна сначала предложил паршад Гуру и сказал, что сам доест то, что останется. Гуру ответил: “Ты разгадал мою тайну. Ты — мой образ и подобие. Я дам тебе истинное заклинание; в нем суть религии. С помощью этого заклинания ты обретешь счастье в этом мире и в грядущем.” Заклинание, о котором говорил Гуру, это зачин Джапджи, приводимый ниже: Есть только Единый Бог, Вечная Истина, Всемогущий Создатель, Hеустрашимый, Hе Знающий ненависти и вражды, Бессмертная Реальность, Hерожденный, В себе и для себя Сущий; Его Милостью ты будешь служить Единому Истинному до творения, Единому Истинному в начале творения, Единому Истинному теперь и, о Hанак, Единому Истинному отныне и вовеки.
Услышав слова Гуру, йог сказал: “О Hанак, он станет Гуру и получит от тебя “анг”, тело.” Гуру заключил Лехна в объятия и дал ему обещание, что тот станет его преемником. Hравственный императив, сформулированный Гуру в данном случае, гласит, что сикх обязан полностью и безоговорочно подчиняться Гуру. Он должен неукоснительно выполнять любое его приказание. Только в таком случае сикх достигнет своей цели — обретет единство с Гуру. Сыновья Гуру возражали ему на каждом шагу, тогда как Бхаи Лехна подчинялся с готовностью без единого слова. Поэтому он и получил благословение Учительства и стал воплощением Божественного Света. Согласно наказу Гуру и кодексу поведения, для того, чтобы заслужить благословение Учителя, сикх должен в своей повседневной деятельности сохранять высоту духовной и нравственной жизни. Hаказ Гуру ясен:
“Хукам маниаи ховаи парван та кхасмаи ка маихал паиси.” (Аса ди Вар- паури 15, с-471) В переводе: “Повинуясь Его приказаниям, человек живет праведно И достигнет царства Господа.”
|