КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законодательство Московского государства в период Смуты начала 17 века.Начало 1600-х годов было временем страшного голода в России. Издаются указы о введении твердых цен. 3 ноября 1601 года указ в Соль Вычегодск «О введении твердых цен для борьбы со спекуляцией». Излишки хлеба отнимались. Указ от 28 ноября. Разрешалось выводить крестьян, а это могли делать обеспеченные люди. Кроме черноволостных и дворцовых земель. Вывод осуществлялся в течение 2-х недель. Тот, кто выводил выплачивал 1 руб. 2 алтына. Разрешалось выводить не больше 2-х крестьян. Крестьянами этот указ был воспринят, как вестник свободы. Они стали уходить. Некоторые исследовали тоже так считали, а вот Платонов и Милюков писали, что это продолжение закрепощения крестьян. Соборный приговор от 12 июня 1604 года. Борис Годунов стал ужесточать требования к служилым людям и жестче производить собирание войск. В записках Жака Мажарета мы читаем, что Годунов потребовал выставлять по 2 холопа, а не по 1. 1 человек конно-людно-оружно с 200 четей в 1 поле; можно было вместо себя 2 холопов прислать; если помещик вернулся из плена, на 2 года его освобождали от поставки холопов. Главной целью было привлечь служилых людей на службу. Лжедмитрий отметил главные указы этого периода. 1 февраля 1606 года указ о крестьянах. Предписано возвращать прежним владельцам крестьян, бежавших за год до голода и после голодных лет, а также бежавших в голодные года с «животы» (имуществом), т.е. не от страха голодной смерти. Крестьяне, бежавшие во время голода на окраины, закреплялись за теми владельцами, которые их кормили в голодные годы. 9 марта 1607 года издано уложение о крестьянах. 15-летний срок сыска и возвращения крестьян. Возвращаются с семьями. Крестьян надо выдавать с уплатой пожилого. 3 р/год + штраф государству за содержание беглого крестьянина. За мужчину - 10 рублей, за женщину - 3 р. Можно было нанимать на работу чужих крестьян без семьи на срок до 1 года с ведома владельца. Ни одного списка 17 века не сохранилось. Погодин, Веселовский, Беляев, Платонов считали, что это документ 18 века. Другие считали, что 17 века. В правление Михаила Федоровича действовал указ 1597 года. Указы от 25 мая и 12 июня 1609 года. Приговор 1-го земского ополчения. Осень 1609 года. Открытое противостояние с поляками. Василий Шуйский ориентировался на наемников. Формируется первое земское ополчение. Без решения «Совета всей земли нельзя казнить и т.д.…» Повторение крестоцеловальной записи Василия Шуйского. Трубецкой - дворяне, Ляпунов - бояре, Заруцкий – казаки; то, что возглавляемая Ляпуновым группа называлась боярами это шаг к ликвидации местничества. Все старые земли до Смуты оставались. Земли из государственного фонда надо было раздавать беспоместным дворянам, участникам 1-го ополчения и остальным. «Дворянский приговор» - сохранение поместий. Новый летописец напоминает нам про самодовольство Ляпунова, который был убит 22 июля 1611 года. Дворяне стали разъезжаться по своим поместьям. Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. По мнению С.М. Соловьева, И.С. Некрасова, А.С. Орлова, Д.В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества. Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты. В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако, некоторые исследователи (Д.П. Голохвастов, А.В. Михайлов, А.И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя». Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий. В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н.А. Бердяевым, а затем В.И. Лениным. В сильвестровской версии «Домострой» состоит из предисловия, 63 глав и «Послание и наказание ото отца к сыну», сгруппированных по следующим основным направлениям: · О строении духовном (Как веровати) · О строении мирском (Как царя чтити) · Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми, и с домочадцами) · Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) · Кулинарная группа · Послание и наказание от отца к сыну (послание Сильвестра своему сыну Анфиму). Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими. Однако, превосходит их по выразительности и образности языка. Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.
|