КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судоустройство и судопроизводство в Северо-Восточной Руси 14-15 веков и в Московской Руси 16 века (по актам и судебникам).Псковская судная грамота 1467 года вводит понятие Божий суд «ордалия». Бои до смерти или надо признать себя «сбитым». 120 статей. Определение некоторых видов преступников: Зажигальщик - пожар/ мятеж. Трактовки разнятся. Земельный суд выездной, с привлечением свидетелей. Земельные споры обрели новых способ разрешения: если человек вспахивал землю в течение 4- 5 лет, то независимо от срока владения, если старый владелец землю не пахал, она отходила к новому, который вспахивал ее последние годы. «Статья о выкупе». Отчина - земля по отцу/ деду. Но тогда какой феодализм? Ведь тогда земля могла принадлежать большой семье. Классификация имущества: движимое: скот и незрячее. Заклад- дается в обмен на заем (новые юридические понятия вводились). Доски? Тоже какой-то термин. В долг дается при свидетелях с оформлением соответствующих документов. Вообще, судя по ПСГ мы можем сказать, что в общине были весьма открытые отношения. Наследование происходило только по МУЖСКОЙ линии. 27 ноября 1497 года Юрьев день (Филлипово заговенье). Выплата «пожилого». Новгородская судная грамота (1471 год). Вече было основной инстанцией городского управления. Посадники обладали законодательной и исполнительной властью. Командовали войском, судили и т.д. Тысяцкие регулировали торговлю, судили торговые дела. В городе было 5 концов, вследствие большого населения было неспокойно. Во главе концов стояли сотники, во главе улиц - уличане. В новгородской земле было 5 пятин. Очень большая земля. Дата появления доподлинно неизвестна. А уже в 1478 году самостоятельная новгородская республика перестает существовать. Суд мог править и князь, и посадник. Суд теряет сокральность в НСГ. Посадник выбирался на вече. Суд тысяцкого приблизительно тоже самое, что псковский суд выборных судей. Владычний суд - суд Новгородского Архиепископа. Должно судить по правилам св.отцов и номоканона (византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные. Древнейший из номоканонов приписывают Иоанну III Схоластику, константинопольскому патриарху VI в. Известен также сербский номоканон Святого Саввы т.н. серб. Законоправило. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (XIII в.) — основного источника церковного права в средневековой Руси). Суд новгородских докладчиков заседал у Архиепископа и включал по 2 выборных человека от каждого конца. 3 р/ неделю - пн. ср. пт. (постные дни). Существовал также суд веча. Много было лихоимства, волокиты, неравенство новгородцев перед судом. Можно было послать вместо себя поверенного. «Дела о душегубстве». Сохранялась дикая вира (Дикая, или повальная вира — особый вид наказания в древней Руси. Наказание применялось при простом (неразбойном) убийстве и состояло в уплате всей общиной штрафа (виры) за своего члена, которого община не выдавала. Наказание выполняло также полицейские функции, связывая членов общины круговой порукой). По сути до тех пор действовала Русская Правда. Суд осуществлял после присоединения Новгорода наместник. Его суд обеспечивал аппарат. Территория была разделена на судебные округа. Устанавливалась компенсация за работу наместника и регламентировался состав его аппарата (2 тиуна и 10 доводчиков). В 16 веке: 1550 г. – новый судебник и 1551 год стоглав (об остальном законодательстве смотри 19 вопрос). Стоглав церковный собор. Итоговый документ представляет из себя ответы и вопросы. Источниками для собора было священное предание (Библия, номоканон и т.д.) Рассуждения на нравственные и моральные темы (в чем интересно разница?). Более 180 списков. Некоторая нормализация земельных отношений, ограничение прав монастырей. Неприятие разводов, необходимость исправления иконописи. Пьянство монахов, роскошь священников, блуд, до монастырей не доходили деньги, а оседали в карманах настоятелей. Вместе жили монахи и монахи, содомия и т.д. Для белого духовенства тоже необходимы ограничения: слишком дорогие требы, нарушение обрядов, пьянство, ругань, драки священников, не одевают полное облачение, увлекаются мирскими игрищами, нарушают заповеди, нарушение крестоцелования (клятвы), резкое осуждение сексуальных извращений, бритья усов и бороды.
|