КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Десятая статья договора – статья о наследовании: по завещанию (приказное), по закону.Олег скончался в 912 году от укуса змеи и к власти пришёл князь Игорь (912-945 гг.). Ему пришлось сразу же подавить восстание древлян – он возложил на них дань больше. На Русь пришли печенеги, в 920 г. Игорь воевал с ними. Византия перестала платить дань Руси. В «Повести временных лет», памятнике, который более других известен читателям, владеющим русским языком, есть описание двух походов князя Игоря на Царьград. В 941 году русские были разбиты, а в 944 году они получили большую дань от византийцев без борьбы. В 944 же году с Византией был заключен очень выгодный мирный договор. Договор 944 г. Во многом он повторял статьи договора 911 года, правда теперь многие условия были продиктованы греками: русские лишились права беспошлинной торговли на византийских рынках, уклады больше не выдаются, вводятся ограничения на покупку товаров, вход в греческие города, особенно в Константинополь. В преамбуле говорится, что русские посланники, придя к императору должны иметь разрешение от киевского князя, а если у них такого нет, то греки могут посадить их в темницу до выяснения обстоятельств. Если будут сопротивляться, то византийцы могут убить русских, и за это ничего не будет. Если русские бегут к князю, последний будет извещён о происшествии. Прибывшие русские обитают у монастыря святого Мамы, входят в город без оружия по 50 человек, в сопровождении византийской охраны. Русские не могут зимовать у монастыря святого Мамы. Новые статьи договора: статья о контроле над водным пространством между Русью и Византией, статья о взаимном вмешательства во внутренние дела обеих сторон, в случае мятежа в стране, статья об ограничении покупок в греческих городах и другие. Ещё одно новшество – правило клятвы. Если при заключении договора 911 года русские клялись Перуном и Велесом, т.е. все были язычниками, то теперь в дружине есть христиане, и они клянутся именем Бога и целуют крест. Договор 971-972 гг. В основном – это возврат к договору 944 года. Дополняется договор клятвой императора и князя. Святослав (945-772 гг.) уводит свои войска из Болгарии, которая становится одной из византийских провинций. Греки отпустили русских со всем награбленным добром из Доростола. Войны на Балканах привели к ликвидации Болгарского царства. Главная причина поражения Святослава – отсутствие конного войска. Лев Диакон описал эти события. Святослав обязуется уйти из Болгарии, не нападать на Византию. Мнения о последствиях: • Татищев, Пашуто – закрепление норм договора 944 года. • Сахаров – возвращение к договору 907 года. • Погодин, Карамзин, Греков – договор 971 года закрепил поражение Святослава в Болгарии. После гибели Святослава и периода междоусобиц Святославичей киевский стол занял князь Владимир (980-1015 гг.). Время правления Владимира – во многом переломное для всей истории Киевской Руси. Именно в его княжение окончательно сформировался мощный восточнославянский племенной союз с центром в Киеве. Владимир решил две важнейшие задачи – завершил объединение восточнославянских племен, и провел Крещение Руси. Значение Крещения Руси огромно – это и рост авторитета Руси, и расширение связей с Византией, и рост княжеской власти, и развитие культуры, и смягчение нравов в древнерусском обществе. Крещение привело к противопоставлению язычников и православных, способствовало дальнейшему развитию экономики и институтов частной собственности. Владимир умер в 1015 году. После его смерти началась борьба его сыновей. В Киеве сидел Святополк (1015-1019 гг.), который сумел «удобрить» общину и убить Бориса и Глеба. Другой брат – Ярослав – находился в Новгороде. Новгородцы поддержали его в борьбе. В 1019 году Ярослав Владимирович (1019-1054 гг.)с помощью новгородцев овладел Киевом (он выдал им в благодарность какую-то грамоту, видимо, льготы). 3. Церковный устав Святого Владимира. Устав Владимира – включает 4 раздела: I – правило о десятине церкви. 1/10 часть отдается церкви от: доходов князя (торговых, земель, вотчин, скота, рыбы). Древнерусская церковь была слаба, следовательно, она содержалась за счет князя. Князь был заинтересован в церкви, большинство верующих – язычники, которые ещё не совсем хорошо понимают новую веру. II – церковный суд. Должен присутствовать представитель князя. Церковному суду подлежат дела семейные, дела о преступлениях против веры и церкви, дела об оскорблении словом и действием, дела о прелюбодеянии и противоестественном разврате. В основе – византийские правила. Наказывали – ведьмы, принявшие христианство, но осуществляли языческие обряды, оскорблявшие христианскую веру (церковные воры, гробокопатели, еретики). III – церковные люди, находящиеся в ведомстве РПЦ: духовенство с семьями, паломники, рабы, отпущенные на волю на помин души, престарелые, вдовы, сироты, калеки, больницы, врачи. IV – учреждение церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома. Причислялись к церкви больницы и врачи (зелейники, христианские врачи). Первая больница возникла при Киево-Печорском монастыре (псих. больных запирали в темную пещеру). Самое главное – молитва (восходит к учению Тертуллиана). Церковь отвечает за меры и веса (из византийского законодательства). Церковный Устав князя Ярослава.С одной стороны, Судебник. С другой стороны, кодекс семейного и брачного права. Широко распространен (сохранилось около 90 списков в 6 редакциях). Впервые был известен на латыни. Оригинал в 1771 году нашли. Опубликовал Мелехин (???) в 1880 г. Было мнение, что это подделка, памятник 14 века. Но другие исследователи (Щапов, Ключевский) считают его древнейшим. Постановление Ярослава Мудрого и митрополита Иллариона (между 1051-1054 гг.) – подтверждает десятину в пользу церкви. Подтверждал, что церковь занимается семейными и брачными делами. Основные вопросы присоединились до середины 12 века: • Вопросы оформления и расторжения брака. • Нарушение норм жизни внутри патриархальной семьи и общины. • Преступления против чести, здоровья людей. Первые статьи связывались и не связывались с брачными преступлениями: • Похищение девушки, изнасилование и «толока» (групповое изнасилование). Могут относить к семейному праву. Санкции: выплата виры (защищали честь более высокого социального статуса). Например, 5 золотых монет за дочь купца и столько же епископу. Чем ниже статус, тем ниже плата. • О засидевшейся в «девках» девушке (за выдачу отвечал отец или братья, нужно было до 40 лет родить детей). Выдавали замуж с 12 лет. А юношей женили с 15. Если не получалось выдать девушку, то платили штраф. Самый высший возраст: 18-20 лет (после: монастырь, либо остается в невестах, тогда за нее нужно платить боярам - 5 гривен золотых, простым людям – 1 серебра). Не ясно, родовая ли это выплата? • Покушение девушки на самоубийство – родители несут ответственность. Наказание определял епископ. • Запрещалось вступать в брак близким родственникам до 4 колена (если оформлен – расторгнуть). • Проблема расторжения брака (отпуск мужа своей жены на свободу без вины для жены. Он выплачивал деньги за нее: простые – 12 кун серебра, богатые – 2 гривен серебра). • Вторичная женитьба без оформления развода (оставить старую супругу, вторую отправить в монастырь). • Двоеженство (сохранялось до конца 11 века). Осужденный выплачивал виру – 20 гривен серебра, оставляли первую жену (венчаную), вторую жену отправлял в монастырь. • Основание для развода (измена мужа жене, но не совсем понятно, а если наоборот?). • Устав запрещал разводиться по причине «лихого недуга» (рецидивирующая болезнь). Второй раздел – нарушение норм внутри большой семьи: • Групповой и парный брак (неприемлем). Выплачивали виру в фонд церкви. Главная забота церкви – чтобы семья была моногамной. • Наказывали добрачные связи (особенно женщин). • Незаконнорожденные дети (пострижение в монастырь). • Рождение замужней женщиной ребенка на стороне (выкупить женщину). • Блуд с монахиней (выплата епископу виры, расстрижение из монахинь – 40 гривен серебра) • Оскорбление, кража имущества (Словесное оскорбление женщины наказывалось как физическое, запрет остригать мужчине голову или бороду, церковь наказывала воров церковного имущества). Во второй половине 12-13 вв. Устав переработан. К статье о заключении брака добавили сговор родителей невесты и жениха. Сговор («резание сыра» - священный продукт). Если сговор заключен и потом свадьба не состоялась, то выплачивать должен жених и его родители. Рассматривали статьи кражи женой у мужа и тестя. Вина устанавливалась на церковном суде (за вершение суда – 12 гривен). При рождении девушки, сразу же ей готовили «короб» (всякие тряпочки) – приданное. В экономическом плане была ущемлена. Если замужняя женщина оказывается волхвой, зелейщицей, муж должен отдать митрополиту деньги, если будет повтор – отправлена в монастырь. Обязательные основания для расторжения брака: • Супруге известно о заговоре против князя, а мужу не сообщает. • Прелюбодеяние, подтвержденное мужем или свидетелями. • Покушение на жизнь супруга. • Встречи с чужими людьми жены (застолья и прочие гости). • Если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу • Если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом. • Различные драки и преступления. Дела о драках между женщинами и мужчинами. • Границы прихода между церквями. • Взаимоотношения христиан с людьми другой веры. Запрет принимать пищу от человека другой веры. 4. «Русская Правда». Русская Правда – первый свод законов Древней Руси. Сохранилось более 100 списков, делится на 3 группы: Краткая Правда (открыл Татищев, выделил 17 статей), Пространная Правда (Русская правда, сложившаяся в 12 и 13 вв. из уставов упомянутых князей и последующих дополнений), Сокращённая Правда (Эта редакция не имеет никакого самостоятельного значения). Краткая Правда имеет 2 списка – Академический, Археографический и Ростовский (сгорел в 1812 году). Первые 18 статей – «Правда Ярослава (Древнейшая)» - 1016 год (большинство так и считают). Пространная Правда имеет несколько списков - Синодальный, Троицкий, Карамзинский и др. списки. Сокращённая Правда имеет 43 списка. Таким образом (различая в краткой редакции два сборника и отбрасывая последнюю редакцию как совершенно несамостоятельную) в составе Русской Правды выделяют три сборника: Правду Ярослава, Правду Ярославичей и Правду пространную. Правда Ярослава (или Древняя Правда) составлена не позже времени Ярослав, но позже 1016 году (в ней не упоминается об отмене мести, совершенной сыновьями Ярослава). Тихомиров считал, что она составлена в 1030-е гг. Что касается места ее написания, то существуют различные точки зрения, однако, большинство исследователей сходятся в том, что написана она была в Новгороде. В.Ф. Андреев высказался, что эти нормы действовали и в Киеве, и в Новгороде. Имеет систематический, а не хронологический состав (об убийстве – 1 ст.; о ранах, увечьях и личных оскорблениях – ст.2-9; нарушение прав имущественных – ст.10-15; и добавочные – ст.16-17). Первая статья – статья об убийстве. Если убивают свободного человека сохраняется кровная мест, т.е. воздаяние равных за равных, причём мстят лишь члены родовой патриархальной семьи. Отомстить может сын за отца, отец за сына, брат за брата, племянник со стороны отца. Если мстители отказываются убивать виновного, тогда они обращаются в княжеский суд, и князь решает судьбу убийцы. В «Русской Правде» нет смертной казни (т.к. не сложился карательный аппарат), но есть вира (40 грн. – куда идет вира – неясно, вопрос дискуссионный: родственникам, князю, половина родственникам, половина князю). Вторая статья – статья о нанесении телесных повреждений. Если человека избивают или калечат, то преступник платит 40 гривен. Далее с 3 по 18 статью рассматриваются различные телесные повреждения и драки, наказания за них. А также статьи о воровстве. Если у кого-то что-то пропадёт и будет подозреваемый, надо доказать, что именно данный человек совершил преступление. Потом подозреваемого вызывают на свод, допрашивают и тот приносит клятву именем Бога. Статья 17 – поломка вещей. Можно было вернуть вещь хозяину + деньги, если хозяин не соглашался, то необходимо было полностью оплатить вещь. С 19 статьи по 41 статью – это «Правда Ярославичей», принята на съезде князей в 1068 году, после драматических событий в Киеве. Этот документ о вотчинной собственности князя. Состав этой Правды хронологический: законы, измененные и исправленные, сохраняются наряду с их позднейшими исправлениями. Ланге полагал, что эта Правда – совокупность четырех уставов Ярославичей, однако сборник не охватывает всех уставов (в нем нет отмены мести). В Правде Ярославиче нет важнейших постановлений – об убийстве, например, из чего можно сделать вывод, что это дополнительный сборник к Правде Ярослава. Жизнь общинника стоит 80 гривен, сельского старосты – 12 гривен (отвечает за пашню), старшего конюха – 80 гривен, рабов, холопов, рядовичей, смердов – 5 гривен. Т.е. у князя коневодство на первом месте, а земледелие на втором. Боевой конь стоит 3 гривны, княжеская птица или охотничья собака стоит 3 гривны. Рассматриваются такие отрасли хозяйства как рыболовство, бортничество, охота. Пахари, которые перепашут межу должны заплатить штраф. Статья 42 «Покои вирник». От князя приходит вирник со своими людьми, собирает пошлины на княжеский суд, местное население платит деньги и содержит вирника. Развернулась дискуссия по поводу личности и функций вирника. Болдин и Стратонов считают, что вирник судит, как и князь, но тогда княжеский суд теряет свой сокральный смысл (например, Андрей Боголюбский передаёт свои судные функции своим доверенным людям). Статья 43 «О мостниках». Мостники строят и ремонтируют мосты, получают за эту работу жалование. Может быть речь идёт о мостовых. Ярослав Мудрый ограничил кровную месть, ввел виру и головничество (компенсация родственникам убитого), была введена вира за оскорбление чести, достоинства, вреда здоровью. Размеры виры зависели от состава преступления. Следующий документ – Пространная Правда (открыли Кристинин и Болдин в 1982 году). Самые давние списки – синодально-троицкая группа (пушкинская и карамзинская). Источники: «Краткая Правда» (дополнена и переработана). Изменена Статья первая: добавлена статья об убийстве княжеского человека (месть или штраф 80 гривен). Расширена «Правда Ярославичей», теперь жизнь обычного конюха, ремесленника, повара стоит 40 гривен. «Записи обычного права» - статьи с 4 до 8, 19 - о дикой вире. Если на территории общины найден труп знакомого общинникам человека, то они должны помочь княжеским властям в поисках убийцы. Если общинники не помогают властям или не хотят выдавать преступника, то они платят дикую виру (40 гривен за обычного человека, 80 гривен за княжеского человека). Половину штрафа платит преступник родственникам убиенного, а половину штрафа платят общинники князю. Если человек стал разбойником, то община не заступится за него, а выгонят его и семью из общины, а имущество разделят между собой. Статьи 21 и 22 отражают Божий суд: если нет улик, то начинается испытание железом подозреваемого. Иногда испытывают водой или дают клятву именем Бога. Статьи с 31 по 39 – о своде. Статьи 40-45 – о кражах, статьи 46 и 47 – о долгах, статья 49 – о поклаже, статьи 53-66, за исключение 65 статьи – устав о закупах Владимира Мономаха. Статьи 67-88 – княжеское хозяйство, статьи 88-109 – уставное право, статьи 109-121 – о холопах и иных рабах. Устав о закупах: раньше закуп отрабатывал купу у господина, а если бежит, то превращается в холопа. Теперь закуп может жаловаться на своего господина в суде, может отрабатывать купу у другого господина. Если закуп работает своими орудиями труда, то при утере или поломке ничего не платит, а если хозяйскими орудиями труда, то платит штраф. Закуп может свидетельствовать в суде, только если это небольшие дела. Имущество свободного дворовладельца наследуют сыновья, а если их нет – дочери. Имущество смерда отбирается в пользу князя, если у него нет сыновей. В древнерусском обществе жена не имеет права наследования. Вдова могла жить у любого из своих детей. Статья 77 – «Гонение следа» (поиски вора по горячим следам). Если вдруг случиться воровство, то общинник должен выйти на улицу и кричать, что у него что-то украли. Приходят соседи и те, кто не вызывают у него подозрения идут с ним искать вора. Они заходят в каждый дом, жители которого должны доказать, что они не укрывают вора и присоединиться к его поискам. Когда вор будет пойман, его надо привести на княжеский суд и там будет решена его судьба. В княжение Владимира Святославича создался мощный племенной союз во главе с Киевом. Это объединение шло с установлением даннических отношений (прообраз налоговой системы). Но едва союз был сформирован, начался процесс его распада. Конец X-начало XI веков условно характеризуют как период распада родоплеменного общества и начало формирования общества, построенного на территориальных принципах. На смену родоплеменным отношениям приходит народность – этническое единство, основанное на территориальном принципе. Весьма интересные признаки мы наблюдаем в сфере политической: вече (народное собрание на Руси) как институт власти ослабевает, а княжеская власть усиливается. Начинается борьба между вечем и князем. Некоторые элементы власти и вовсе уходят с исторической сцены или сменяются другими, так старцы градские уже не фигурируют в XI веке, жрецы после принятия христианства сменяются священнослужителями. Усиливается княжеская власть и изменяются его функции: военный и административный руководитель (роль его заключается в законодательном творчестве, что зафиксировано в «Русской Правде»). «Русская Правда» появляется в начале XI века во время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Есть также сведения, что в это время появляется много беглых рабов.
|