КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогика как область гуманитарного знания 1 страницаСтр 1 из 163Следующая ⇒ В Соединенных Штатах издана книга «Полиция языка». В нее включены 500 слов и выражений, которые никогда не встречаются в американских школьных и университетских учебниках. Список поражает. Казалось бы, что может быть предосудительного в таких словах, как «Бог», «ад», «слепой», «старик», «варвар», «домохозяйка», «сова», «библиофил», «игрок в гольф»? Оказывается, все они были сочтены «неполиткорректными». Автор нашумевшей книги — известный эксперт в области образования, профессор Нью-Йоркского университета Диана Ра- вич. Раньше она работала в Министерстве образования, а до этого — консультантом в администрации Клинтона. Теперь пишет книги. Последняя, которую можно приобрести через Интернет всего за 24 доллара, обещает стать бестселлером. Казалось, американскую политкорректность, в том числе в области образования, успели «приложить» все кому не лень. Но Равич сумела удивить. Результаты контент-анализа американских учебников, который провела Диана, шокируют. Как выяснилось, авторы, издатели, местные комиссии, занимающиеся контролем учебной литературы, школьные советы подвергают учебники беспощадной цензуре. «Я специально изучала «исключения» из учебников — ту лексику, которая или вообще не употребляется, или ее крайне мало. Многие из таких исключений так называемая «Комиссия по вопросам предвзятости и щепетильности» отнесла к категории «необъективных» и «предвзятых», — рассказывает Диана Равич «Известиям». — На самом деле слова, против которых протестовала комиссия, большинство людей никогда бы не восприняли как «необъективные». Могу привести пример: из одной книги для средней школы был извлечен рассказ, относящийся к середине XIX века, — о женщине и ее дочери, которые шили одеяло в приданое. Члены комиссии сочли эту историю, «ущемляющей права женщин», поскольку мать и дочь в ней показаны «слабыми» и «покорными». Между тем рассказ абсолютно достоверен и вовсе не принижает достоинство женщин. Еще один пример: рассказ об арахисе был исключен под тем предлогом, что существуют люди, у которых аллергия на арахис. Но ведь никто не призывает есть арахис. Неужели нельзя даже читать о нем?!» Согласно неписаным правилам нельзя упоминать все, что хоть как-то может ущемить права той или иной категории американцев. А значит, в список запрещенных слов автоматически попадают «яхта» и «игра в поло» (как принижающие достоинство тех, кто не принадлежит к элите). «Красотка» вызовет недовольство феминисток, «глухой» и «хромой» унижают инвалидов. Совы попали в «черный список» исключительно из-за проживающих в США индейцев навахо: для них любое упоминание птиц — табу. О Боге и рае вообще говорить не приходится — ведь книги могут попасть в руки атеистов или приверженцев религий, не признающих эти понятия. Если следовать этой логике, утверждает Равич, от знаменитого «Старика и море» Эрнеста Хемингуэя вообще ничего не останется. «Старик» — явное предубеждение против возрастной группы, а «море» покоробит тех, кто живет в глубине континента. Последний пример, может быть, и преувеличение, но факт остается фактом: если американские политкорректные цензоры не уймутся, от книг рано или поздно придется вообще отказаться. «Конечно, все эти инициативы идут от правительства, — говорит Равич. — Администрация просит не использовать определенные слова, темы, образы и ссылки. Но это касается лишь половых, возрастных стереотипов, ущемления прав этнических меньшинств. Издатели же занимаются самоцензурой, опасаясь снижения тиража». Общая сумма прибыли от издания учебников в США — 4 миллиарда долларов. И издатели боятся потерять хотя бы один из них, если содержание книг не понравится покупателям. «Не обидеть никого — вот главный принцип. Результат — скучные книги, лишенные наглядных примеров, а зачастую и исторической точности. При этом цензура касается в основном книг по литературе и истории. А какая может быть литература без «Старика и море»? Какая может быть история, если диктаторов начинают называть диктаторами спустя годы после их смерти?» — задает риторический вопрос Равич. Стремление к политкорректности может сыграть с американской демократией злую шутку. «Именно поэтому я написала книгу, — признается Равич. — Сейчас самоцензура издателей широко практикуется, но люди о ней ничего не знают. Я хочу сделать эти факты достоянием общественности, заставить издателей и официальные лица объяснить, какими принципами они руководствуются, вычеркивая те или иные куски из текстов». (Е. Шестернина,«Известия». 2003. 19 мая) Упражнение 60*. Прочитайте интервью. Определите тип: интервью ^расспрос, интервью — обмен мнениями, интервью-портрет. Докажите, что тема разговора влияет на выбор речевых средств. Отметьте синтаксические и композиционные особенности этого жанра. 1. С Днем рождения, «Комсомолка»! Самый знаменитый поп-музыкант современности, Пол Маккартни, рассказал журналисту «КП», почему ему было важно выступать именно на Красной площади, поведал о своих отношениях с другими знаменитостями и поздравил нашу газету с днем рождения. — Скажите, почему для вас было так важно выступить именно на Красной площади? — Понимаете, для меня вообще было важно приехать в Россию. Это красивая страна с богатой историей и т.д. Я знаю, что здесь много поклонников Beatles и моих в частности. А получить разрешение выступать на Красной площади... Для меня это символ новой свободы, которая появилась у людей в России. Мы на Западе ассоциировали Красную площадь с военными парадами, нам только об этом и говорили. А тут такой жест доброй воли со стороны народа. Это как если бы люди решили вернуть Красную площадь себе на один вечер и устроить там настоящее веселье. Это может быть хорошо для отношений Восток — Запад. И уж точно это хорошо для меня. К тому же это красивое место для выступления, я всегда восхищался архитектурой Красной площади. — Вы, конечно, слышали о том, что были попытки сначала запретить ваш московский концерт, а потом перенести его с Красной площади в другое место? — Да, насколько я понял, кто-то в правительстве решил, что это не очень хорошая идея. Конечно, такие люди в мире существуют, но их становится все меньше. Вот раньше в СССР запрещали «Битлз», а теперь не запрещают. Для меня большая честь, что меня пригласили играть на Красной площади, и мне хочется думать, что это очень важный момент для мира во всем мире. И все это куда важнее, чем протесты нескольких человек. — А теперь откройте, пожалуйста, один секрет относительно предстоящего концерта. Будете ли вы открывать его песней Ваckin the USSR? — Нет. Это всегда было моей целью — спеть Back in the USSR в Москве. Очень много разных рок-исполнителей, которые к вам выезжают, поют эту песню. Мы, конечно, тоже споем, это и меня радует, и, думаю, моих поклонников, но не в самом начале выступления. — Вы собираетесь записывать этот концерт? — Конечно, мы будет снимать это шоу для истории. Наверняка это будет очень интересное событие. Кстати, наш с вами разговор уже снимают. — Когда вы слышите, что какую-нибудь очередную группу называют «новыми Beatles», испытываете чувство беспокойства? — Нет, мне их ужасно жаль. Для них это такая ответственность. За эти годы многих называли «новыми Beatles». Причем сами-то музыканты в основном не хотят, чтобы их так называли. Это как камень на шее. Теперь ведь им придется делать музыку лучше, чем у Beatles. — Ладно, закругляемся. Понимаю, такое трудно представить, но давайте попробуем. Вот повстречался вам человек, который ничего не слышал ни при Beatles, ни про Пола Маккартни. И вам надо как-то себя представить. Вы начинаете говорить: «Я человек, который...» А дальше что? — Я человек, который вместе с тремя музыкантами из Ливерпуля попал в группу Beatles. Дела у нас шли неплохо, мы сочинили много музыки. Вот она вся на этом компакт-диске. Иди домой, послушай, а потом приходи и скажи, понравилась ли тебе Beatles. (Л. Захаров,«КП». 2003. 26 июня) 2. Белые ночи продлил физик Лазерное шоу, проходившее в дни (а точнее сказать — в белые ночи) юбилея Санкт-Петербурга в акватории Невы, посетили полтора миллиона человек. По данным социологических опросов, большинство питерцев остались довольны увиденным: с помощью лазерных лучей, специальных пленок и зеркал художник-оптик Хиро Ямагато рисовал неверные абстракции, превратившие старинные виды петербургских мостов и башен в элементы современного визуального искусства. Ямагато известен своими проектами в музее Гуггенхайма в Бильбао, а также глобальной работой по подсветке Эйфелевой башни, столетие которой отме чалось в Париже несколько лет назад. Перед отлетом на Родину художник-ученый раскрыл секреты уникальных технологий. — Мистер Ямагато, говорили, что в Петербурге вы использовали новые, никогда ранее не использовавшиеся приборы и технологии... — Боюсь, нас немного неправильно поняли — естественно, я сочинил оригинальную визуальную композицию для этого шоу. Приборы и технологии эти я применял и раньше; как художник рисует с помощью кисти и карандаша, так и я использую свою систему для создания новых образов. — Были ли у вашего представления какой-нибудь сюжет, фабула? — Говорить о сюжете в моем случае сложно: я синхронизировал музыку Эдуарда Артемьева, написанную специально для юбилея Петербурга, и собственные концептуальные световые номера. Я ведь абстрактный художник: не занимаюсь голограммами, фотографически точным рисованием предметов в воздухе — это удел прикладных оформителей, работающих на поп-шоу. Все мои шоу на самом деле — это пир абстракции, только вместо кисти у меня лазеры и отражатели, а вместо холста — естественные или искусственные поверхности. С тем же успехом можно было искать сюжет в сочинении Эдуарда. — Вас называют последователем Жан-Мишеля Жарра... — Это неправильно. Во-первых, Жарр не только ставит световое шоу, он еще и музыку пишет. У меня музыка имеет прикладное значение — это либо абстрактные звуковые картины, служащие фоном к моим «визуализациям», либо результат синтеза, как в случае с Артемьевым. — Про вас говорят, что вы «художник-ученый», «физик и художник»... Как вы относитесь к таким определениям? — Знаете, это как душа и тело. Существуют отдельные понятия, но душу без тела увидеть невозможно. Так и для меня нет никакой особой разницы между занятиями физикой и художеством — они для меня спаяны воедино. Результаты, которых удается добиться, занимаясь лазерной физикой, служат для выработки выразительных новых средств. Поэтому то место, где я работаю, называется не «студия», а «лаборатория». — Где находятся корни вашего творчества? В китайско- японской «фейерверковой» традиции? — Я вас сейчас слушаю и понимаю, что я должен немного подкорректировать свой предыдущий ответ: я, наверное, все-таки больше ученый, чем художник. У меня никогда не было соблазна «вписаться» в какую-то традицию, отнести себя к какой-то плеяде или школе, это все не про меня. Я экспериментирую с частицами и лучами, и в процессе этих экспериментов рождаются те или иные абстрактные образы. Я не являюсь фигурой «арт- процесса», я двигаюсь в некотором параллельном измерении, пограничном между наукой и «артом». И уж тем более не ощущаю себя привязанным к национальным корням: я учился в Париже, работал в Европе, живу и экспериментирую в Америке. И то, что я делаю, — абсолютно космополитично по своему значению. (Р. Архипов, «Российская газета». 2003. 6 июня) Упражнение 61*. Прочитайте очерк. Выявите в нем объединение публицистического и художественного стилей. Найдите элементы повествования, описания, рассуждения. Кратко сформулируйте позицию автора. Какими речевыми средствами она выражается? Награда Помню, еще в 60-е годы, когда я слушал о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства, вырастившим хороший урожай кукурузы, меня мучила мысль: а почему же американское правительство не наградило орденом фермера Гарета, вырастившего на своей ферме рекордный урожай кукурузы? Да за что же ему орден-то давать? Постарался, получил за свою кукурузу приличные деньги. Что еще? И тут же сам собой получился вывод: награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как бы официально подтверждает, что оно не доплачивает труженикам! Больше того, выдавая награды передовикам, оно внушает трудящимся массам мысль, что честный, добросовестный труд — это такое геройство, такой подвиг, что он под силу только немногим героям, а от обычных людей требовать честной работы нельзя! Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя, пока совершенно случайно я не нашел разгадку в «Жизни двенадцати цезарей» Светония. Оказывается, царь Август был очень скуп на почетные государственные награды. За услуги он всегда старался расплатиться деньгами. И только уж тогда, когда услуга не поддавалась денежной оценке, он со скрипом соглашался устроить такому человеку чествование, триумф, почетный знак или иную государственную награду. Когда Августа спрашивали, почему он так скуп на награды, он отвечал, что деньги всегда можно найти, но если упадет репутация государственной награды, то восстановить ее ничем нельзя. Вот в чем дело! Вот почему правительственные награды нельзя давать за честный, качественный, добросовестный труд, за который можно расплатиться деньгами. Награды нужно давать за такие деяния, за такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, саму жизнь. Много лет я считал эти рассуждения бесспорными. Но сейчас я вдруг понял: нет, они не абсолютны! Они справедливы, когда государство благоденствует и процветает. Но когда Отечество в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно вправе давать за труд правительственные награды как признание услуг, невыразимых в денежном исчислении. Вот почему я новыми глазами смотрю теперь на стариков, когда вижу на их пиджаках и кофтах скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (Г. Смирнов// Сб. текстов для подготовки к ЕГЭ. — М., 2003. - С. 32) Упражнение 62. Напишите заметку, статью или очерк (самостоятельно выбрав тему и жанр) в студенческую газету. Продумайте основную мысль, композицию, систему аргументации, языковые приемы. Упражнение 63. Подготовьтесь к интервью с интересным для вас человеком. Продумайте вопросы, форму обращения к собеседнику, свое поведение. Запишите интервью на магнитофон. Упражнение 64*. Прочитайте заголовки газетных статей. Охарактеризуйте их структурно-синтаксические, лексические и стилистические особенности. Какие из заголовков являются, на ваш взгляд, удачными и какие — неудачными? (1) Высокий штиль (Разногласия между странами «большой восьмерки» так и не выплеснулись наружу). (2) Окно в Европу (О безвизовом въезде граждан России в страны ЕС). (3) Гонка за лидером (Ведущие социологические агентства России опубликовали рейтинги российских политических партий). (4) Армия, которая не стреляет (В Швейцарии призыв — это праздник, а война — игра). (5) Бери шинель рублями (Решение Министерства обороны о выплате долгов военнослужащим за неполученную форму одежды). (6) Шаг к прощению (Госдума приняла постановление об ам нистии в Чечне). (7) Как выбить свою получку? (Статьи из Трудового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных нарушениях). (8) Есть ли у вас сердце? (Главный кардиохирург страны ут верждает, что злые люди болеют чаще). (9) Имидж — ничто? Имидж — все! (В России создана акаде мия имиджелогии). (10) Звезды защитили животных (Артисты провели благотво рительный концерт; деньги от проведения акции пойдут в приюты для бездомных животных). (11) Песни Куликова поля (Под Тулой завершился фестиваль бардов). (12) Усталая пара (Причиной демонтажа памятника «Рабо чий и колхозница» стала коррозия металла). Упражнение 65. Найдите в газетах примеры удачных и неудачных заголовков статей. Мотивируйте свой выбор. Упражнение 66. Найдите в газетах примеры использования цитат. Сделайте вывод о распространенности явления цитации в современных газетах. Упражнение 67. Самостоятельно подберите публицистический текст. Отметьте его жанровые и стилистические особенности. Охарактеризуйте лексику, фразеологию, употребление морфологических форм и синтаксических конструкций. Разговорная речь Упражнение 68*. Назовите стили и жанры, в которых: (1) употребление разговорных элементов недопустимо; (2) разговорные элементы, как правило, не употребляются; (3) разговорные элементы могут употребляться, а могут и не употребляться; (4) разговорные элементы хотя и не составляют основу речевой ткани, но обязательно представлены; (5) разговорные элементы составляют основу речевой ткани. Упражнение 69*. Выпишите слова, относящиеся к разговорной лексике.
воспитатель хвастун картофель платок подметать нередка добряк выдержка морковка реалия шлепнуться лидер зарубежка сгущенка знать здоровенный частенько политикан ерунда напраслина ехать способный
Упражнение 70*. Приведите фразеологизмы с разговорной стилистической окраской, имеющие указанные ниже значения. (1) быстро бежать; (2) очень далеко; (3) не работать, ничего не делать; (4) загрустить, опечалиться; (5) обидеться; (6) много и попусту говорить. Упражнение 71*. Найдите слова, которые относятся к книжной лексике. Объясните, всегда ли уместно их употребление в разговорной речи. (1) Она работает на должности лаборанта. (2) Мы ездили навестить зятя, он пациент в больнице. (3) Не надо меня агитировать, в такой холод на лыжах все равно не поеду. (4) Он поступил в техникум на базе десятилетки, поэтому и будет учиться три года. (5) Всех обитателей дома призывали убраться во дворе. (6) Если ребенку потакать, это войдет в систему, потом замучаешься. (7) В поход собрались, картофеля набрали, чтобы печь, мяса для шашлыков. (S) В воскресенье была ярмарка, прямо на площади, вот я и совершил покупку. Упражнение 72. Проанализируйте естественную разговорную речь (лексика, сочетания слов, синтаксические конструкции), записанную авторами монографии «Русская разговорная речь» [91]. Доказывают ли приведенные отрывки, что разговорная речь — это обычное средство общения между носителями литературного языка в определенных экстралингвистических условиях (сфере непринужденного общения)? 1. (беседуют в архиве) А. Эта рукопись / семнадцатый век // Б. Не может быть / Д. Вот тебе и не может // 2. (в походе) А. Ну пошли, ребята // Б. Сейчас я докурю и пойдем // JI. (шутливо) Сейчас я долежу и пойдем // А. Ну вы обалдели, мы же до темноты не дойдем // Б. Возможно // А. Что возможно / А ночевать где // JI. Здесь и заночуем // 3. (после экзамена) Д. Какой экзамен был / девочки // А. и Б. (одновременно) Алгебра // Алгебра // Д. Письменный // Б. Да // Д. Все в порядке / Пятерочка // Б. Не-е-т / у меня четыре // Д. А следующий / какой // А. Физика / самое страшное //. Упражнение 73*. Проанализируйте синтаксические особенности разговорной речи. (1) Народу — не протолкнешься. (2) Чеснок — он полезный. (3) Принеси во что сок наливать. (4) Холодно, ветер потому что. (5) Закажем еще по кофе. (6) Посмотри в библиотеке. (7) Зайдем в магазин, мне фломастеры надо. (6) Отнеси в комнату, где телевизор. (9) За мной в очках и женщина с ребенком. (10) В мед поступил. (11) Никому ни слова! Ясно. (12) В гости придете? Отчего же? Упражнение 74. В отрывке найдите средства разговорной речи (из рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»). По утрам беседуют у печки. — Все же охота доучиться? — Охота. Хирургом буду. — Сколько штю? — Восемь. Потому что в медицинском — шесть, а не пять, как в остальных. — Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль? — На стипендию. Учатся ребята... У нас из деревни двое так учатся. Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей. — Чо эт вас так шибко в город-то тянет? — Учиться... «Что тянет». А хирургом можно потом и в деревне работать. Мне даже больше глянется в деревне. — Што, они много шибко получают, што ль? — Кто? Хирурги? — Но. — Наоборот, им мало платят. Меньше всех. Сейчас прибавили, правда, но все равно... — Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по сколько зашибают! Да ишо где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного — деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках. Юрка молчит некоторое время. Упоминание о матери и младших братьях больно отзывается в сердце. Конечно, трудно матери... Накипает раздражение против старика. — Проживем, — резко говорит он. — Никому до этого не касается. (.Шукшин В.Избранные произведения в двух томах. Том первый. — М., 1975. — С. 50—51) Упражнение 75. Отредактируйте текст радиоинтервью, исключите лишние элементы разговорной речи. Мы приехали сюда 20 числа, нас, конечно, встретили. Не так, как мы хотели, в общем. Ну, я понимаю, что во всех стройотрядах трудно, трудности есть. Были простои всякие, конечно, незначительные, из-за стройматериалов, из-за инструментов были. Но постепенно это все как-то... вопрос утрясли, сейчас как раз главный инженер приезжал, нам пообещали фронт работ и с сегодняшнего дня видно, что не зря обещали. Потому что раньше как бы фронта работ не было все время, мы шли буквально впритык к экскаватору. Упражнение 76. Одно и то же явление в разных стилях речи описывается с помощью различных речевых средств. Дано научное описание дождя как явления природы: «Дождь — жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6—7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью». (Сов. энциклопедический словарь). Подготовьте художественное описание дождя и 'разговорный монолог на тему «Дождь». Докажите принадлежность к тому или иному стилю. Упражнение 77. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников в неофициальной обстановке: (а) представителей старшего поколения; (б) представителей разных поколений; (в) представителей младшего поколения. Темы 1. Празднование Дня Победы. 2. Спортивный матч. 3. Любая по выбору. Упражнение 78. Проанализируйте лексические, грамматические, стилистические особенности данных отрывков. Сделайте вывод об их стилистической отнесенности. 1. Все в вестибюле стоят / на улице никто не гуляет / Все около меня там собрались / Начали спрашивать / Какая она / Как выглядит / Я говорю / понятия не имею // В общем / сама боялась / что я ее не узнаю // Но интересно / все уже прошли / а ее нет // Потом смотрю идет // Уже позже всех //Я ее узнала / Она меня не сразу... // [91, с. 97]. 2. Студенческий билет . Студенческий билет выдается каждому студенту при его зачислении на время пребывания в высшем учебном заведении. (2) . При выбытии студента из вуза билет и зачетная книжка сдаются в деканат и присоединяются к его учебной карточке для передачи в личное дело. (3). На лицевой внутренней стороне билета над словами «Студенческий билет № » проставляется наименование высшего учебного заведения. На правой внутренней стороне билета ежегодно отмечается, в каком учебном году и на каком курсе обучается студент. Подпись декана факультета удостоверяется печатью факультета. Делается отметка о форме обучения. (4). На студенческом билете должна быть наклеена фотографическая карточка его владельца. Студенческий билет закрепляется подписью проректора и печатью высшего учебного заведения, которая должна захватывать часть фотографической карточки. (5). В случае утери студенческого билета ректор вуза по представлению декана факультета может наложить на студента дисциплинарное взыскание и дать указание о выдаче ему нового билета с отметкой «дубликат». Дубликат сохраняет номер утерянного билета. (Система организации учебного процесса в вузе. — М., 2001. С. 9) 3. Суть социального партнерства в том, что профсоюзы и предприниматели посредством социальных конфликтов (забастовок) выравнивают отношения друг с другом, в то время как государство создает условия для цивилизованного протекания данных конфликтов, вмешиваясь в них лишь в случае их незаконности. Например, в рыночных экономиках Запада партнерские отношения формируются как независимая от государства система, основанная на полной самостоятельности предпринимателей и трудящихся в принятии решений и поиске взаимовы годных соглашений и способная к поддержанию общественного согласия без прямого вмешательства правительства. За государством остаются лишь функции контроля за поведением трудящихся и работодателей в границах их прав и свобод, определенных конституцией и законодательными нормами, и пресечение действий, которые выходят за пределы общенациональных ценностей. (Зайцев А.К.Социальный конфликт. — М., 2001. С. 159) 4. В России сейчас колоссальное перепроизводство экономистов и юристов. В то же время возник серьезный дефицит кадров на новых предприятиях, которые переходят на современные технологии. В частности, наблюдается дефицит программистов и инженеров. В прошлом, 2002 году, согласно результатам вступительных экзаменов в российские вузы, самой популярной специальностью у абитуриентов была юриспруденция. В зависимости от вуза на одно место претендовали от 4 до 15 человек. Повышенным спросом пользовались и такие специальности, как лингвистика (8—13 человек на место), история (3—13), психология (3—9), политология (2—7). Впервые за многие годы почти вдвое вырос спрос на прикладных математиков, конкурс в вузы был от 3 до 7 человек на место. На каждое место по специальности «финансы и кредит» претендовали 2—5 человек, а по специальности «менеджмент» — 2—4 человека. (Российская газета. 2003. 20 июня) Функционально-смысловые типы речи Упражнение 79*. К какому функционально-смысловому типу речи относятся следующие тексты? Докажите, есть ли в них постоянно или одновременно присутствующие признаки чего-либо, сменяющие друг друга действия или события, объяснение причин и следствий событий и явлений, оценки. 1. Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги — это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! Попробуйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом. (Львов С. j jСб. текстов для подготовки к ЕГЭ. — М., 2003. - С. 32-33) 2. — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим пламенем великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стати как камни. — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
|