КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникативный подход в правоведении.Успех поиска целостного правопонимания связан с принципиальными гносеологическими и онтологическими вопросами теории права, перспектива решения которых просматривается в контексте коммуникативного подхода (см.: Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб., 2004). Коммуникативный подход может рассматриваться как один из вариантов интегративного правопонимания, который правильнее рассматривать как вариант интегральный. Интегральность означает целостность взгляда на право как на специфический феномен. Такая целостность возникает не как результат механического объединения признаков права, разработанных различными теориями, а как результат наблюдения права в его целостности. Право в этом случае предстает как специфическая система, имеющая собственную структуру и теоретическую модель. Русский философ А.Ф. Лосев, характеризуя соотношения понятий «система», «структура» и «модель» писал: Все эти категории не только близки одна к другой, но прямо-таки предполагают одна другую и базируются одна на другой. Нам представляется, что структура, система и модель есть в основе своей одно и то же, но только с разным логическим ударением. Одно и то же здесь – единораздельная цельность. Но единораздельная цельность, данная как единство, есть система, а данная как раздельность, есть структура, а данная как цельность, она есть модель» (Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания как диалектической системы // Теория и методология языкознания. Методы исследования языка. М., 1989. С. 68). Структура права при коммуникативном подходе определяется, прежде всего, нормативностью правовых отношений, т.е. осмысленным взаимодействием между субъектами, направленным на реализацию принадлежащих им прав и обязанностей. Такое взаимодействие и указывает на наличие правовых отношений между субъектами. Вне отношений между людьми - право не существует. Но любое субъективное право (как и правовая обязанность) представляет собой право лишь постольку, поскольку признается взаимодействующими субъектами в рамках всего общества как имеющее достаточное и достойное основание – норму. Такая правовая норма имеет знаковое выражение в виде текста закона, обычая или иного источника права, интерпретируемого и социально признаваемого в качестве основания для соответствующих действий. Признание указывает на ценностное восприятие правового текста, а сами правовые ценности могут рассматриваться и как трансцендентные и как имманентные обществу. При таком подходе право предстает как целостность, состоящая из текстов (например, законов), норм, субъективных прав и обязанностей, ценностного их восприятия и рационального воплощения во взаимодействии с другими субъектами. Подобное системное видение права указывает на его коммуникативную природу. Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов на основе общего понимания определенной текстуально выраженной информации. Соответственно правовая коммуникация предполагает наличие субъектов, которые, понимая и принимая смысл правовых текстов, реализуют этот смысл в актах поведения. В рамках коммуникативного подхода находят свое объяснение и нормативность права (акцент нормативизма), и его текстуальная формализованность, выраженность в источниках (акцент этатизма), и динамический, спонтанный аспект права (акцент социологического правопонимания), и его ценностная составляющая (акцент школы естественного права). <OPENTEST5< FONT>Коммуникативная теория права, на наш взгляд, предполагает признание следующих методологических тезисов: 1) право как феномен не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия; 2) такое интерсубъективное взаимодействие, опосредованное интерпретированными в качестве легитимных (социально-ценностно-значимых) правовыми текстами, всегда является специфическим коммуникативным поведением, субъекты которого обладают взаимообусловенными правомочиями и обязанностями; 3) Право представляет собой саморазвивающуюся коммуникативную систему. Смоделированная с учетом этих положений правовая онтология может явиться основанием для создания целостной концепции права, включающей в себя и его практическую философию, т.е. метафизически-ценностное обоснование правовых идеалов. Такое правовидение, при всей его кажущейся сложности и абстрактности, в основе своей является простым и открытым для понимания и применения на практике. Решение этой задачи, направленной на осмысление права как специфического многоединства, существующего в разных ипостасях, формах и видах, не предполагает создание единой для всех теории права, пригодной на все времена и находящейся вне определенных социокультурных рамок. Однако лишь в рамках коммуникативной парадигмы можно сегодня найти ту степень общности знания, без которой не может состояться ни одна научная теория. Речь, таким образом, идет лишь о предполагаемом векторе развития правовой мысли в новом тысячелетии.
|