КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право как ценность культурыВ современной науке доминирует точка зрения, согласно которой право рассматривается как один из древнейших феноменов, сопровождающих жизнь человеческого общества. На протяжении всей истории человеческого общества право выступает в качестве универсального средства межличностного общения (коммуникации), обеспечивающего необходимые условия для социального бытия. <QUEST1< FONT>Право является социальной предпосылкой существования личности, лица. Всоциальном смысле лицом (субъектом) может быть только такой деятель, который имеет права и обязанности, т.е. находится в пространстве правовой коммуникации. Но если право может существовать при определенных социальных предпосылках без государства и вне государства, то государство существовать вне права не может. Политическая коммуникация всегда опосредуется коммуникацией правовой. При этом следует иметь в виду, что право в разных государствах не только проявляется в разных формах, но и имеет разное содержание. Как правило, оно соответствует уровню развития общества, отражает глубинные процессы, происходящие в нем, является частью его культуры. Но в праве могут быть и элементы случайные, неорганичные, которые хотя и рассматриваются подчас так же как элементы правовой культуры, скорее говорят об ее определенной слабости и пробелах (нехватке здоровых, «цементирующих» начал). <QUEST2< FONT>Несмотря на многообразие своих проявлений, право, рассмотренное как целостность, всегда имеет значение социокультурной ценности. Иными словами, на социальном уровне оно воспринимается как форма добра, как необходимое, естественное, значимое условие жизни общества. Право является культурной ценностью, но, как было отмечено выше, в разных обществах иерархическое место право в системе социальных ценностей разное. В одних обществах право представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные. В других – оттесняется на второй план и играет роль вспомогательную. Каковы же реальные возможности права в социальной жизни? Является право целью общества или его средством? Вопрос затрагивает ценностную проблематику, относящуюся к философии права, и предполагает возможность разных ответов. В правовых учениях западной ориентации (индивидуалистической правовой культуры) господствует точка зрения, что право является и главным средством и целью общественного развития. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, правовые законы. Имея совершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а, следовательно, создать совершенное общество. Отношения, построенные на «естественно-правовых» и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума. Частное право, частный интерес движет индивидуума по жизни. В восточных правовых учениях коллективистской (традиционной) правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и религия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Западное право, основанное на идее прав человека, в рамках такой культуры часто воспринимается как своего рода узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов, поэтому делается вывод о необходимости стремиться не к праву, а к тому, что людей объединяет – к социальному служению во имя общего блага, то есть к жизни по совести, а не по закону только. Поэтому не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является в этом случае социальным идеалом. Подобный социальный идеал, как свидетельствует история, оказывается подчас сопряженным с пренебрежением к правам отдельной человеческой личности, к ее духовной самобытности и в своей односторонностистоль же ложен, как и вариант индивидуалистический. <QUEST3< FONT>Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Но присущий ему определенный правовой пессимизм должен быть преодолен. Человек, живущий социально, живет жизнью права. Поэтому, пока на земле будет существовать социум, будет существовать и право. Право является такой же законной сферой духа, как религия и мораль. Будучи частью социального универсума, право играет в нем важную, но вспомогательную роль. Право ценно не само по себе, а в связи с теми коммуникативными целями, которых с его помощью можно достичь. Как и любой социальный институт, право может поддерживать и выражать различные социальные ценности,выбор которых полностью никогда не предопределен. Поэтому, хотя право всегда связано с объективацией и, в этом смысле, с отчужденностью от человека, в нем всегда присутствует и момент субъективный, творческий, так как в праве также реализуется человеческая свобода. И хотя коммуникативные возможности права, действительно, ограничены, без нормального права и здорового правосознания не может сложиться и здоровое общество, здоровое государство. Данное положение явилось итоговым для русского научно-правового дискурса, завершившегося «ренессансом» (возрождением) религиозной политико-правовой мысли в начале ХХ в. (Этот период заканчивается после 1917 г). Отечественные мыслители в лице В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева и др. пришли к важному выводу о том, что хотя право в его отдельных исторических проявлениях и может служить разным целям, в том числе целям чисто эгоистическим (индивидуальным или классовым),его подлинное предназначение заключается в том, чтобы быть одной из важнейших социальных предпосылок перехода к духовно зрелому обществу (Поляков А.В. Теоретико-правовой ренессанс начала ХХ в.: Основные школы и направления // История политических и правовых учений. Учебник. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. С. 704-712; 714-717; 759-770; 799-822).
|