КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 3 страница. 6865. "И выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" означает в результате освобождение от наваждения ложностями принадлежащих к духовной Церкви6865. "И выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" означает в результате освобождение от наваждения ложностями принадлежащих к духовной Церкви. Это ясно из значения "выведения", как освобождения; из значения "сынов Израилевых", как тех, которые принадлежат к духовной Церкви (п. 6637); и из значения "Египта", как ложных знаний, которые противоположны истинам Церкви, таким образом лжи, которая наваждает (п. 6692). [2] Именно ложные знания главным образом наваждают тех, которые принадлежат к духовной Церкви, поскольку они не имеют никакой перцепции истины, происходящей от добра, а только познание истины из учения. Такие люди сильно наваждаются внешними знаниями, поскольку внешние знания являются наиболее общими сосудами, которые иногда кажутся противоположными истинам, пока истины, проникнув в них, не делают их прозрачными и таким образом незаметными. Кроме того, внешние знания полны обманами чувств, которые не могут быть рассеяны теми, которые имеют только знания, полученные из учения, а не от перцепции истины, исходящей от добра. Главной причиной этого является тот факт, что у подобных людей преобладает свет мира, который кажется ясным, пока в него не проникнет небесный свет, но как только небесный свет проникает, тотчас из света он становится мраком. Это объясняет, почему такие люди являются просвещенными и умными в вопросах мирских, но темными и глупыми в вопросах небесных. [3] Они думают, что являются просвещенными, когда утверждаются в положениях учения Церкви, но это есть чувственный свет, происходящий от света мира, который тогда вводит их в заблуждение, ибо все учения, какого бы рода они не были, могут быть обоснованы. Иудеи могут обосновать свое учение, хоризматы – свое, социниане – свое, а всякого рода еретики – свое; и когда они подтверждают эти учения, то в чувственном свете они кажутся им настоящими истинами. Но те, которые пребывают в небесном свете, получают свое просвещение от Господа; и прежде, чем утверждать что-либо, они изучают факты, приводят их в порядок и выясняют, является ли это истиной, чтобы её подтверждать, или нет. Из этого ясно, что эти последние обладают более внутренним видением, которое превосходит внешние знания и таким образом отличается от них; тогда как видение первых, будучи более низким, находится во внешних знаниях, таким образом, запутывается в них (п. 2831). 6866. "Моисей сказал Богу" означает перцепцию, полученную от Божественного и состояние умаления. Это ясно из значения "высказывания", как перцепции; и из прообраза Моисея, как Господа в отношении Божественного закона (п. 6723, 6752, 6771, 6827). Божественное здесь понимается под "Богом". Что эти слова также означают состояние умаления, ясно из того, что следует далее, поскольку Моисей говорит: "Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести сынов Израилевых?" Поскольку Моисей прообразует Господа, и здесь упоминается о состоянии умаления, то необходимо сказать немного о состоянии умаления Господа, когда Он был в мире. В той мере, насколько Господь пребывал в человечности, еще не ставшей Божественной, настолько Он пребывал в состоянии умаления; но насколько Он пребывал в Человечности, ставшей Божественной, настолько Он не мог пребывать в умалении, ибо настолько Он был Богом и Сущим. Причина, по которой Он пребывал в состоянии умаления, пока Его человечность еще не стала Божественной, заключается в том, что человечность, которую Он приобрел от матери, была наследственным злом и не могла приблизиться к Божественному без умаления; ибо в подлинном умалении человек лишается всякой способности думать и делать что-либо от себя, полностью вверяет себя Божественному и таким образом приближается к Божественному. Божественное поистине было в Господе, ибо Он был зачат от Сущего, но насколько Его человечность пребывала в наследственности от матери, настолько она казалась удаленной от Божественного; ибо в духовных и небесных предметах различие состояния является причиной удаления и отсутствия, тогда как сходство состояния вызывает приближение и присутствие; именно любовь образует сходство и различие. Все это показывает, откуда происходило состояние умаления в Господе, когда Он был в мире; но впоследствии, когда Он совлекся всего человеческого, что приобрел от матери, в такой мере, что уже не был её сыном, и облекся в Божественность, тогда состояние умаления подошло к концу, ибо тогда Он был един с Сущим. 6867. "Кто я, чтобы мне идти к фараону" означает, что он еще не находился, как ему казалось, в таком состоянии, чтобы пойти и удалить наваждающие ложности. Это ясно из слов "кто я?", которые означают, что он еще не был в таком состоянии; и из значения слов "идти к фараону", как столкнуться с наваждающими ложностями, поскольку "фараон" означает ложь, которая наваждает (п. 6651, 6679, 6683). Это также означает их удаление, поскольку святое действие, исходящее от Человечности Господа (о чем говорилось в п. 6864), удаляет ложности и зло, ибо они совершенно не могут выносить его присутствия. Поскольку эти слова были сказаны Моисеем в состоянии умаления, то говорится, что он не был способен, как ему казалось, это сделать. 6868. "И вывести из Египта сынов Израилевых?" означает таким образом освободить принадлежащих к духовной Церкви. Это ясно из значения "выведения", как освобождения (п. 6865); и из прообраза сынов Израилевых, как тех, которые принадлежат к духовной Церкви (п. 6637, 6862, 6865). 6869. "И сказал Бог: Я буду с тобою" означает, что Божественное будет в Человечности. Это ясно из прообраза Моисея, как Господа в отношении Божественного закона (п. 6723, 6752, 6771, 6827), таким образом в отношении Человечности, поскольку, как показано выше, Господь соделал Свою Человечность Божественным законом, то есть Божественной истиной, когда Он был в мире; и из значения слов "Я буду с тобою", как Божественного, поскольку это говорил Сущий. 6870. "И вот тебе знамение, что Я послал тебя" означает признание, что Божественное происходит от Него Самого. Это ясно из значения "знамения", как подтверждения истины, и отсюда признания, что это так и есть; и из значения "посланного", как происходящего (п. 2379, 4710, 6831); таким образом "быть посланным от Бога" означает происходить от Божественного; это также означает, что Божественное исходит от Него Самого, ибо тот, кто происходит от Божественного, является приемником Божественного и распространяет его влияние дальше. 6871. "Когда ты выведешь народ Мой из Египта" означает, когда духовные будут освобождены от наваждения ложностями. Это ясно из значения "выведения", как освобождения (п. 6865, 6868); из значения "сынов Израилевых", которые здесь названы "народом", как тех, которые являются духовными, то есть принадлежат к духовной Церкви (о чем уже говорилось в п. 6637, 6862, 6865); и из значения "Египта", как ложных внешних знаний, которые наваждают (п. 6692). 6872. "Вы совершите служение Богу на этой горе" означает тогда перцепцию и признание Божественного из любви. Это ясно из значения "служения Богу", как почитания Божественного, но когда говорится о Господе, это означает перцепцию и признание Божественного в Человечности; и из значения "горы", как добра Божественной любви (о чем говорилось в п. 795, 796, 2722, 4210, 6435, 6829). Из этого ясно, что "служение Богу на этой горе", когда говорится о Господе, означает перцепцию и признание Божественного из любви. [2] Нужно сказать, что понимается под перцепцией и признанием Божественного из любви. Качество каждого человека познается из его любви; ибо любовь является сущностью жизни всякого человека, от нее исходит сама жизнь; поэтому, какова любовь у человека, таков и человек. Если в нем господствует любовь к себе и к миру, следовательно любовь к мести, ненависти, жестокости, прелюбодеянию и т.п., человек является дьяволом относительно своего духа, или относительно внутреннего человека, который живет после смерти, не зависимо от того, как он выглядит во внешней форме. Но если в человеке господствует любовь к Богу и любовь к ближнему, следовательно любовь к добру и к истине, а также к праведности и честности, тогда он является ангелом относительно своего духа, который живет после смерти, невзирая на то, как он может выглядеть во внешней форме. Но если главенствует Божественная любовь, как было у одного Господа, то Он является Богом. Таким образом, Его Человечность стала Божественной, когда Он принял в Человечность любовь Своего Отца, которая была сущностью Его жизни. Из всего этого можно видеть, что понимается под перцепцией и признанием Божественного из любви. [3] Что человек в целом таков, какова его любовь, является неизменной истиной, как видно на примере ангелов в другой жизни, которые проявляются как формы любви, они не только излучают саму любовь, но также и дышат ею, так что вы сказали бы, что они являются воплощением любви. Причина заключается в том, что внутренние начала ангела, также как и человека, являются ничем иным, как формами, воспринимающими жизнь, а поскольку они являются приемниками жизни, то являются и приемниками любви, ибо любовь составляет жизнь человека. Поэтому, когда проникающая любовь и воспринимающая её форма согласуются, тогда ангел, или человек таков, какова его любовь. Это касается не только его органических материй, которые находятся в мозгу, но также и во всем теле, поскольку тело есть ничто иное, как орган, происходящий от своей первосущности. [4] Из всего это можно видеть, что человек становится совершенно новым, когда возрождается, ибо тогда каждая частица в нем расположена к принятию небесной любви. Однако у человека прежние формы не разрушаются, а только отдаляются; тогда как у Господа прежние формы, происходящие от матери, были полностью истреблены и искоренены, и вместо них были обретены Божественные формы. Поскольку Божественная любовь согласуется только с Божественной формой; все другие формы она полностью отвергает. Поэтому, когда Господь прославился, Он не был уже сыном Марии. 6873. [Стихи 13-15] И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есть Кто Я есть (Сущий). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование обо Мне из рода в род. "И сказал Моисей Богу" означает перцепцию от Божественного; "вот, я приду к сынам Израилевым" означает к принадлежащим к духовной Церкви; "и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам" означает, что Бог Древней Церкви будет с принадлежащими к духовной Церкви; "а они скажут мне: как Ему имя?" означает, каково Его качество; "что сказать мне им?" означает, какой должен быть ответ. "Бог сказал Моисею" означает первое наставление; "Я есть Кто Я есть (Сущий)" означает Бытие и Проявление всего во вселенной; "и сказал: так скажи сынам Израилевым" означает второе наставление; "Сущий послал меня к вам" означает, что Божественное Проявление будет в этой Церкви. "И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым" означает третье наставление; "Сущий, Бог отцов ваших" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви; "Бог Авраама, Бог Исаака, и Бога Иакова" означает Саму Божественность и Божественную Человечность, таким образом, Господа; "послал меня к Вам" означает, что Он будет в их Церкви; "вот имя Мое на веки" означает, что Божественная Человечность является свойством Самой Божественности; "и памятование обо Мне из рода в род" означает, что Его нужно почитать вечно. 6874. "И сказал Моисей Богу" означает перцепцию от Божественного. Это ясно из значения "говорения" в исторических книгах Слова, как перцепции. Что "Бог" означает Божественное, ясно. Говорится перцепция от Божественного, поскольку всякая перцепция происходит оттуда. 6875. "Вот, я приду к сынам Израилевым" означает к принадлежащим к духовной Церкви. Это ясно из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6637, 6862, 6865). 6876. "И скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам" означает, что Бог Древней Церкви будет с теми, которые принадлежат к духовной Церкви. Это ясно из значения "Бога отцов ваших", как Бога Древней Церкви (что "отцы" означают принадлежащих к Древней Церкви, видно в п. 6050, 6075, 6846); из прообраза сынов Израилевых, к которым здесь относится "вы", как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6875); и из значения "посылания", как проявления (п. 2397, 4710, 6831); здесь, как обещания, что Он будет с ними, ибо говорится о Боге Древней Церкви, что Он будет в духовной Церкви, которая прообразована сынами Израилевыми. [2] Богом Древней Церкви был Господь в отношении Человечности. Древняя Церковь имела такое понимание от Древнейшей Церкви, а также из того факта, что Сущий всегда являлся им в человеческой форме. Поэтому, когда они размышляли о Сущем, они не думали о Всеобщем Бытие, о котором они, возможно, не имели никакого понятия, но размышляли о Нем, как о Божественном Человеке, на котором они могли сосредоточить свои мысли; поскольку таким способом они могли как размышлять о Сущем, так и соединяться с Ним в любви. Люди, принадлежащие к Древней Церкви, и особенно к Древнейшей, были гораздо мудрее людей нашего времени, однако они не могли мыслить о Сущем иначе, как о Человеке, чья Человечность была Божественной; причем тогда в их мысли не проникало никакое несоответствующее понятие, происходящее от природного человека, от его несовершенства и зла, но мысли о Нем были абсолютно святы. Сами ангелы, намного превосходящие людей в мудрости, не могут мыслить о Божественном иначе, поскольку они видят Господа в Божественной Человечности. Они знают, что ангел, в котором всё является конечным, не может иметь какого-то понятия о Бесконечном, кроме как через то, что подобно конечному. [3] Что в древние времена люди поклонялись Сущему в форме Божественного Человека, совершенно ясно из того, что Авраам видел ангелов в человеческой форме, а затем также Лот, подобным образом Иисус, Гедеон и Маной. Эти ангелы назывались "Сущим" и были почитаемы как Бог вселенной. Если бы в наши дни Сущий явился бы в Церкви как человек, люди бы оскорбились и подумали бы, что Он никак не может быть Творцом и Господом вселенной, потому что выглядит как человек; более того, они не имели бы о Нем иного представления, чем как о простом человеке. Размышляя таким образом, люди в наши дни считают себя мудрее древних людей, не зная о том, что в этом они совершенно далеки от мудрости; ибо, когда понятие мышления направлено к Всеобщему Бытию, совершенно непостижимому, это понятие превращается в ничто и совершенно рассеивается; тогда на его место приходит понятие о природе, которой приписывается всё вокруг. Отсюда почитание природы так распространено в наши дни, особенно в Христианском мире. 6877. "А они скажут мне: как Ему имя?" означает, каково Его качество. Это ясно из значения "имени", как качества (п. 1754, 1896, 2009, 2628, 2724, 3006, 6674). Из этого вопроса Моисея видно качество потомков Иакова, а именно, что они не только забыли имя Сущего, но также признавали множество богов, один из которых был больше другого; вот почему они желали знать Его имя; они также верили, что достаточно просто знать имя Бога. Причина, по которой потомки Иакова были такими, состояла в том, что они пребывали только во внешнем без внутреннего; а не имеющие внутреннего не могут иначе думать о Боге, поскольку они не могут принимать никакого света с небес, просвещающего их внутренние начала. Потому, что они могли признавать Сущего, им было сказано, что Бог их отцов, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, явился Моисею, и что Он послал его; таким образом, они были вынуждены признать Сущего от слепого почитания своих отцов, а не от какой-то внутренней перцепции. Ибо для этого народа было достаточно поклоняться Сущему только в отношении имени, потому что они не могли принять ничего иного, кроме внешней стороны Церкви, то есть той, которая только прообразовала ее внутреннюю сторону. Кроме того, внешнее было установлено у них для того, чтобы внутренняя форма того, что было прообразовано, могла проявиться на небесах, и таким образом могло еще существовать некоторое соединение небес с человеческим родом. 6878. "Что сказать мне им?" означает, какой должен быть ответ. Это ясно без объяснения. 6879. "Бог сказал Моисею" означает первое наставление. Это ясно из значения слов "Бог сказал" (здесь Моисею, который прообразует Господа в отношении Божественной истины, и через Моисея народу, таким образом, через Божественную истину, исходящую от Божественной Человечности Господа, принадлежащим к духовной Церкви), как наставления, здесь первого наставления, ибо говорится о Самом Боге, которого нужно почитать. Ибо первым в Церкви является признание, что Бог существует, и что Его нужно почитать. А первое, что нужно о Нем знать, это то, что Он сотворил вселенную, и что сотворенная вселенная существует от Него. 6880. "Я есть Кто Я есть (Сущий)" означает Бытие и Проявление всего во вселенной. Это ясно из того, что "Я есть" значит имеющий Бытие, а поскольку Он один есть Бытие, то говорится в именительном падеже. Говорится "Я есть" дважды, то есть "Я есть Кто Я есть", поскольку одно означает Бытие, а другое Проявление; таким образом, одно означает Саму Божественность, называемую "Отцом", а другое – Божественную Человечность, называемую "Сыном", ибо Божественная Человечность происходит от Самой Божественности. Но когда Господь относительно Человечности также стал Божественным Бытием или Сущим, тогда Божественная истина, исходящая от Божественной Человечности Господа, является Божественным Проявлением из Божественного Бытия. Из этого можно видеть, что Божественное Бытие не может сообщаться ни с кем, кроме как через Божественное Проявление, то есть Само Божественное не может сообщаться иначе, как через Божественную Человечность, а Божественная Человечность может это делать только через Божественную истину, которая является Святостью Духа. Вот что понимается под словами Иоанна, что все начало быть через Слово (Иоанн.1:3). Человеку кажется, что Божественная истина не является тем, что может приводить к существованию, поскольку она подобна голосу, который, будучи произнесенным губами, рассеивается. Но это совершенно не так: Божественная истина, происходящая от Господа, является подлинной реальностью, и такой реальностью, от которой всё происходит и всё существует; ибо все, что исходит от Господа, является подлинной реальностью во вселенной; и такой является Божественная истина, называемая "Словом, через которое всё начало быть". 6881. "И сказал: так скажи сынам Израилевым" означает второе наставление. Это ясно из значения слов "Бог сказал", когда они употребляются во второй раз, как нового этапа восприятия (п. 2061, 2238, 2260); здесь новым этапом восприятия является второе наставление; и из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви, которым дано было это наставление. 6882. "Сущий послал меня к вам" означает, что Божественное Проявление будет в этой Церкви. Это ясно из значения "Сущего" как Самой Божественности и Божественной Человечности (п. 6880); и из прообраза Моисея, как Господа в отношении Божественного закона, то есть Божественной истины (что Божественная истина является Проявлением из Божественной Человечности, поскольку она происходит от Божественной Человечности, также см. выше в п. 6880); и из значения "посылания к им", как обещания, что это будет в духовной Церкви (п. 6876). Это – второе наставление. Первым наставлением было, что Бог, от которого всё существует, должен быть почитаем; второе заключается в том, что нужно принимать Божественную истину, исходящую от Него. 6883. "И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым" означает третье наставление. Это ясно из объяснения, данного выше в п. 6881. 6884. "Сущий, Бог отцов ваших" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 6876), где встречаются подобные слова. Во внешнем историческом смысле под "Богом их отцов" понимается Бог Авраама, Исаака и Иакова; но во внутреннем смысле понимается Тот, Кто был Богом Древней Церкви. Что последнее, а не первое понимается во внутреннем смысле, можно видеть из того, что исторические повествования Слова не могут проникать на небеса; поскольку исторические повествования Слова относятся к природному и мирскому, а пребывающие на небесах обладают только духовными понятиями, поэтому они понимают Слово духовно; мирское же, составляющее буквальный смысл Слова, достигая только преддверия небес, превращается в духовный смысл. Что это так, в некоторой степени можно видеть из того факта, что человек также часто превращает то, что он говорит, в то, что занимает все его мысли; то есть человек, чьи мысли нечисты, все превращает в нечистое, а тот, чьи мысли чисты, – в чистое. Отсюда следует, что пребывающие на небесах под "Богом отцов ваших" не понимают Бога Авраама, Исаака и Иакова, ибо на небесах думают не об Аврааме, Исааке и Иакове, а только о Господе, которого они прообразуют; поэтому эти слова означают Того, Кто был Богом Древней Церкви. 6885. "Бог Авраама, Бог Исаака, и Бога Иакова" означает Саму Божественность и Божественную Человечность, таким образом, Господа. Это ясно из того, что было показано выше (п. 6847), где встречаются подобные слова. 6886. "Послал меня к Вам" означает, что Он будет в их Церкви. Это ясно из значения "посылания к Вам", как обещания, что Он будет в духовной Церкви (п. 6876, 6882). 6887. "Вот имя Мое на веки" означает, что Божественная Человечность является свойством Самой Божественности. Это ясно из значения "имени Бога", как всего в полноте, посредством чего Бог почитаем, таким образом Его качество (п. 2724, 3006, 6674). Но Сама Божественность не может быть почитаема, будучи выше всякого понимания, поскольку к ней нельзя приблизиться ни через веру, ни через любовь, в соответствии со словами Господа у Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18). Там же: А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели (Ин. 5:37), поэтому "именем Бога", как основным свойством Самой Божественности, является Божественная Человечность, к которой можно приближаться и почитать. [2] Что Божественная Человечность является "именем Сущего", ясно у Иоанна: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин. 12:28); здесь Господь относительно Божественной Человечности называет Себя "именем Отца". У Исаии: Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. Я Сущий, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам (Ис. 42:6-8). Эти и предыдущие стихи данной главы явно относятся к Господу; что Он есть Тот, Кто понимается под "именем Сущего", ясно из того, что сказано "не дам славы Моей иному", эти слова, когда говорится о Господе, означают отдать славу Себе Самому, ибо Он и Сущий одно. [3] У Моисея: Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (Исх. 23:20, 21); что под "ангелом Сущего" здесь понимается Господь в отношении Божественной Человечности, видно в п. 6831; а поскольку Божественная Человечность является основным свойством Самой Божественности, поэтому сказано, что имя Сущего "посреди Него". В Молитве Господа также под словами "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое" понимается Господь в отношении Божественной Человечности; а также все в целом, посредством чего Он должен быть почитаем. 6888. "И памятование обо Мне из рода в род" означает, что Его нужно почитать вечно. Это ясно из значения "памятования", как того, что нужно помнить, а когда говорится о Божественном, это означает сущность в богослужении; и из значения слов "из рода в род", то есть вечно. В Слове иногда в одном и том же стихе используются выражения "навеки" и "из рода в род"; причина этого заключается в том, что "навеки" относится к Божественному Благу, а "из рода в род" к Божественной Истине. Такая же ситуация со значением "памятования" и "имени"; "памятование" относится к сущности Божественного в богослужении относительно истины, тогда как "имя" относится к сущности Божественного в богослужении как относительно истины, так и относительно блага, в особенности относительно блага. Что "памятование" означает сущность Божественного в богослужении, ясно у Осии: А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) - памятование Его. Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда (Ос. 12:5, 6). Это относится к сущности богослужения относительно истины, поэтому сказано "Сущий - памятование Его". У Давида: Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его (Пс. 30:4; 97:12); что "святыня" относится к истине, может быть видно выше в п. 6788; таким образом, богослужение от истины означается "памятью святыни Его". 6889. [Стихи 16-20] Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Сущий, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Сущий, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Сущему, Богу нашему. Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. "Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых" означает разумных в духовной Церкви; "и скажи им" означает наставление; "Сущий, Бог отцов ваших" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви; "явился мне" означает Его присутствие; "Бог Авраама, Исаака, и Иакова" означает Саму Божественность и Божественную Человечность Господа; "и сказал: Я посетил вас и увидел" означает Его пришествие к тем, которые принадлежат к [духовной] Церкви; "что делается с вами в Египте" означает стремление их поработить; "и сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского" означает восхождение и избавление от ложных познаний; "в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев" означает область небес, занятую теми, кто пребывает во зле и в ложностях; "в землю, где течет молоко и мед" означает, где есть радость и удовольствие; "и они послушают голоса твоего" означает повиновение; "и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому" означает общение с теми, которые пребывают в ложностях и наваждают ими; "и скажете ему" означает наитие; "Сущий, Бог Евреев, призвал нас" означает Божественность Господа в Церкви и Его повеление; "итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути" означает истинную жизнь в состоянии, совершенно удаленном от ложностей, хотя и во тьме; "чтобы принести жертву Сущему, Богу нашему" означает таким образом богослужение Господу; "но Я знаю" означает предвидение; "что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти" означает, что ложь противопоставит себя; "если не принудить его рукою крепкою" означает, что сила принадлежащих к духовной Церкви не будет достаточной; "и простру руку Мою" означает силу, исходящую от Божественного; "и поражу Египет всеми чудесами Моими" означает средства, используемые Божественной силой против ложностей; "которые сделаю среди его" означает, которые коснутся их непосредственно; "и после того он отпустит вас" означает их изгнание и освобождение. 6890. "Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых" означает разумных в духовной Церкви. Это ясно из значения "старейшин", как главных черт мудрости и разума (п. 6524, 6525), таким образом тех, которые разумны; и из прообраза Израиля, как духовной Церкви (п. 4286, 6426). 6891. "И скажи им" означает наставление. Это ясно из значения "говорения им" – когда это делает Моисей, который прообразует закон, исходящий от Бога – как наставления (п. 6879, 6881, 6883).
|