КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 4 страница. 6892. "Сущий, Бог отцов ваших" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви6892. "Сущий, Бог отцов ваших" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви. Это ясно из объяснения, данного выше, в п. 6884, где встречаются подобные слова. 6893. "Явился мне" означает Его присутствие. Это ясно из значения "явления" кому-либо, как присутствия; ибо "явление" во внутреннем смысле не означает видения глазами, но мыслью. Сама мысль также вызывает присутствие, ибо человек, о котором думают, появляется и как бы предстает перед внутренним взором. В другой жизни это действительно происходит, поскольку, когда о ком-то там сосредоточенно думают, он там появляется; отсюда происходит то, что в другой жизни друзья встречаются вместе, а также враги, от чего они сильно страдают. 6894. "Бог Авраама, Исаака, и Иакова" означает Саму Божественность и Божественную Человечность Господа. Это ясно из того, что было показано выше (п. 6847). 6895. "И сказал: Я посетил вас и увидел" означает Его пришествие к тем, которые принадлежат к [духовной] Церкви. Это ясно из значения "посещения", как пришествия Господа, которое предшествует последнему времени Церкви, названному в Слове "Последним Судом". (Что это понимается под "посещением", см. в п. 2242, 6588). Что это называется "пришествием Господа", видно из следующих слов у Матфея: Приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Мф. 24:3); и тогда Господь наставил учеников о последнем времени Церкви, как можно видеть из того, что было объяснено выше (п. 3353-3356, 3486-3489, 3897-3901, 4056-4060, 4229-4231, 4422-4424). Он сказал, что когда все это произойдет, Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:30).
[2] Под "пришествием Господа" не понимается Его явление с ангелами на облаках, но признание Его в сердцах людей через любовь и веру (п. 3353, 3900); а также Его явление в Слове, самый внутренний или высший смысл которого говорит об одном Господе (п. 4060). Это пришествие понимается под пришествием Господа, которое происходит, когда старая Церковь приходит к своему концу, и Господь учреждает новую Церковь. И поскольку теперь должен был быть учрежден новый этап Церкви среди потомков Иакова, говорится "Я посетил вас и увидел", как и предсказывал Иосиф перед смертью: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову (Быт. 50:24). Под словами "посетит вас" в буквальном смысле здесь понимается освобождение от рабства в Египте, и введение в землю Ханаанскую; но это не духовное содержание Слова, а природное. Духовное содержание Слова говорит о Господе, Его царстве и Церкви, о любви и вере; и поэтому под "посещением" в духовном смысле понимается освобождение от ложностей и таким образом введение в то, что относится к Церкви и царству Господа, то есть пришествие Господа в любви и вере к тем, которые будут принадлежать к новой Церкви. 6896. "Что делается с вами в Египте" означает стремление их поработить. Это ясно из того, что предшествовало в отношении скорби и угнетения сынов Израилевых, то есть принадлежащих к духовной Церкви. Вот, что понимается под тем, "что делается с вами в Египте". (Что скорби и угнетение означают наваждения и стремление поработить, видно в п. 6633, 6666, 6668, 6670, 6671, 6851, 6852, 6863). 6897. "И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского" означает восхождение и избавление от ложных познаний. Это ясно из значения "вывода", как восхождения к внутренним предметам (п. 3084, 4539, 5406, 5817, 6007); восхождение к внутренним предметам есть восхождение от наваждения ложностями к истинам и к добру веры, поэтому "вывод" означает освобождение; из значения "угнетения", как наваждения (п. 6663, 6851); и из значения "Египта", как ложных знаний (п. 6651, 6679, 6683). 6898. "В землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев], Евеев и Иевусеев" означает область небес, занятую теми, кто пребывает во зле и в ложностях. Это ясно из того, что было показано выше (п. 6854, 6858). "Хананеи" и "Хеттеи" означают тех, которые пребывают во зле, происходящем от ложностей (п. 6858); "Аморреи" и "Ферезеи" означают тех, которые пребывают во зле и в происходящих оттуда ложностях (п. 6859); а "Евеи" и "Иевусеи" означают состоящих в идолопоклонстве, но в которых есть нечто от добра и истины (п. 6860). 6899. "В землю, где течет молоко и мед" означает, где есть радость и удовольствие. Это ясно из значения "молока и меда", как радости и удовольствия (п. 6857). 6900. "И они послушают голоса твоего" означает повиновение. Это ясно из значения "слушания", как повиновения (п. 2542, 3869, 4652-4660). 6901. "И пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому" означает сообщение с теми, которые пребывают в ложностях и наваждают ими. Это ясно из значения "похода к", как сообщения, поскольку "поход" к кому-то в духовном смысле есть сообщение мыслей одного другому; из прообраза Моисея, как закона, исходящего от Божественного (п. 6827); из значения "старейшин", как тех, которые наделены разумом (п. 6523, 6525, 6890); и из прообраза Фараона, или царя Египетского, как лжи, наваждающей истины Церкви (п. 6651, 6679, 6683). Из всего этого ясно, что слова "и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому" означают сообщение таких истин, которые принадлежат закону, исходящему от Божественного, и разума, оттуда происходящего, с теми, которые пребывают в ложностях и наваждают ими. 6902. "И скажете ему" означает наитие. Это ясно из значения "говорения", как наития (п. 5743, 6152, 6291). "Говорение" здесь означает наитие, потому что сообщение истин, принадлежащих закону от Божественного и разума, оттуда происходящего (п. 6901), происходит посредством наития. 6903. "Сущий, Бог Евреев, призвал нас" означает Божественность Господа в Церкви и Его повеление. Это ясно из значения "Евреев", как Церкви (п. 5136, 6675, 6684). "Сущий Бог" означает Божественность Господа, поскольку под "Сущим" в Слове не понимается никто иной, кроме Господа (п. 1736, 2921; 3023, 3035, 5041, 5663, 6303); и из значения "призвания", как повеления, поскольку "призвание" здесь означает, что Он говорил с ними, и дал повеление. Что это связано с "призванием", ясно из того факта, что далее не сказано о том, что Он говорил, но сразу следует Его повеление. 6904. "Итак отпусти нас [пойти] в пустыню, на три дня пути" означает истинную жизнь в состоянии, совершенно удаленном от ложностей, хотя и во тьме. Это ясно из значения "движения", как жизни (п. 3335, 4882, 5493, 5605); из значения "пути", как истины (п. 627, 2333); из значения "трех дней", как полного состояния (п. 2788, 4495); таким образом, когда говорится об удалении от ложностей, это означает состояние, совершенно удаленное от них (что "три дня пути" означает полное отделение, см. п. 4010); и из значения "пустыни", как того, что является необитаемым и невозделанным (п. 2708, 3900), что в духовном смысле означает темноту веры. Поскольку здесь говорится об установлении духовной Церкви, означаемой "сынами Израилевыми", а принадлежащие к этой Церкви находятся в относительном мраке, что касается добра и истины веры (п. 2708, 2715, 2716, 2718, 2831, 2849, 2935, 2937, 3241, 3246, 3833, 4402, 6289, 6500, 6865). Истинной жизнью является жизнь, которую ведут принадлежащие к духовной Церкви; ибо когда истина, которую они знают из Слова, или из учения их Церкви, становится сущностью жизни, она называется добром, хотя это – истина в действии. 6905. "Чтобы принести жертву Сущему, Богу нашему" означает таким образом богослужение Господу. Это ясно из значения "жертвоприношения", как богослужения в общем (п. 923); поскольку в еврейской Церкви, а затем и у потомков Иакова, всякое богослужение было связано с жертвами, как можно видеть из того факта, что они приносились ежедневно, и множество на каждый праздник; они приносились, когда было посвящение в сан, при очищениях, за грехи, жертвы повинности, а также в результате клятв и по доброй воле. Поэтому "жертвами" означается богослужение в общем. Что "жертвой Сущему Богу" означается богослужение Господу, ясно видно из того факта, что жертвы прообразовали ничто иное, как Господа и Божественные небесные и духовные предметы, исходящие от Него (п. 1823, 2180 2805, 2807, 2830, 3519); а также из того факта, что под "Сущим Богом" в Слове понимается никто иной, как один Господь (п. 6903); под "Сущим" понимается Его Божественное Бытие, а под "Богом" Божественное Проявление, оттуда происходящее; таким образом, под "Сущим" понимается Божественное Благо Его Божественной Любви, а под "Богом" – Божественная Истина, происходящая от Его Божественного Блага. 6906. "Но Я знаю" означает предвидение. Это ясно из значения "знания", когда оно относится к Сущему или Господу, как предвидения (п. 6853). 6907. "Что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти" означает, что ложь противопоставит себя. Это ясно из значения "не позволения", как противопоставления, поскольку тот, кто не позволяет что-либо, когда говорится, что это Божественное повеление (п. 6903), и кто препятствует кому-либо поклоняться Богу, противопоставляет себя, как обычно бывает среди пребывающих во лжи, в которой они совершенно убеждены; из прообраза Фараона или царя Египетского, как лжи (п. 6651, 6679, 6683); и из значения "ходьбы", а именно "в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву Сущему Богу", как жизни в соответствии с истиной в состоянии полностью удаленном от ложностей и, таким образом, поклонения Господу (п. 6904). [2] Необходимо сказать о том, что происходит с теми, которые находятся во лжи, и которые представлены царем Египетским, когда они противопоставляют себя пребывающим в истинах. В мире пребывающие во лжи открыто не противопоставляют себя пребывающим в истине, поскольку их сдерживают внешние узы, которые являются опасениями, что они могут показаться противниками государственных и церковных законов, таким образом не будут выглядеть добрыми гражданами; ибо в этом мире всякий желает казаться благочестивым и праведным во внешней форме, и нечестивые больше, чем честные, чтобы они могли пленять умы других и вводить их в заблуждение ради выгоды и славы. Однако внутренне они противопоставляют себя, ибо всякий раз, когда они слышат кого-то, провозглашающего истины Церкви не по своей службе, а из ревности, они внутренне насмехаются, и высмеивали бы открыто, если бы внешние узы их не ограничивали. Когда такие входят в другую жизнь, внешние узы их больше не сдерживают, поскольку они забираются у них, чтобы проявилось, каким в действительности является каждый человек; и тогда они открыто противопоставляют себя тем, которые пребывают в истинах, и наваждают их всяким возможным способом. Это тогда составляет настоящее удовольствие их жизни. Когда же их предупреждают не делать такого, поскольку, если они не прекратят, будут в конце концов совершенно удалены и сброшены в ад, они не обращают на это внимания, но постоянно упорствуют в наваждении как прежде, настолько велико их удовольствие, которое они испытывают от жизни по лжи, и оно настолько завладевает ими, что они не принимают ничего разумного. Вот, что означается словами "царь Египетский не позволит вам идти", и что прообразует Фараон, так часто противящийся в этом. Удаление таких духов и сбрасывание их в ад представлено истреблением Фараона и Египтян в Чермном море. [3] Состоящие во зле жизни, а от этого во лжи, пребывают в свете мира, поскольку это свет, в котором человек осознает предметы разумом. У пребывающих во лжи, происходящей от зла, этот свет яркий, и чем больше они находятся во лжи, происходящей от зла, тем он ярче. Мирская слава, которая происходит от любви к себе, зажигает этот свет и озаряет его; и поскольку это так, то истины в нем кажутся ничем иным, как ложностями, а ложности истинами. Причина состоит в том, что небесный свет не может проникать в лучи такого света, но становится полной тьмой, когда соприкасается с ним; вот, почему такие люди пребывают в убеждении в пользу ложностей против истин; ибо в этом свете они видят их таким образом. Однако у пребывающих в истинах, происходящих от добра, свет мира не яркий, но тусклый, тогда как свет небесный у них яркий и сияющий, и поскольку этот свет настолько яркий, то истины в нем проявляются как истины, а ложности – как ложности. Ибо, когда этот свет попадает на ложности, которые в мирском свете, отдельном от света небесного, кажутся истинами, он не только затемняет, но и полностью погашает их. Этот свет, а именно, свет небесный, постепенно становится у них все более и более ярким, и наконец становится таким, что мирской свет не может с ним сравниться. Из всего это можно видеть, почему пребывающие в ложностях, происходящих от зла, из столь сильного убеждения противостоят тем, которые пребывают в истинах, о чем говорилось только что выше. 6908. "Если не принудить его рукою крепкою" означает, что сила принадлежащих к духовной Церкви не будет достаточной. Это ясно из значения "руки", как силы (п. 878, 3387, 4931-4937); отсюда "если не принудить рукою крепкою" означает силу, которая не будет достаточно мощной. Что здесь понимается сила принадлежащих к духовной Церкви, ясно из слов, которые теперь следуют "и простру руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими", означающих, что они будут побеждены силой, исходящей от Божественного, и через эту силу. 6909. "И простру руку Мою" означает силу, исходящую от Божественного. Это ясно из значения "руки", как силы (п. 878, 3387, 4931-4937); а поскольку Сущий, или Господь, говорит это о Себе, то это означает силу, исходящую от Божественного. 6910. "И поражу Египет всеми чудесами Моими" означает средства, используемые Божественной силой против ложностей. Это ясно из значения "Египта", как лжи (о чем часто говорилось выше), и из значения "чудес", как средств, используемых Божественной силой, посредством которых покоряются те, которые пребывают во зле и наваждают. Что "чудеса" означают средства Божественной силы, посредством которых покоряются пребывающие во лжи, ясно видно из чудес, совершенных в Египте, которые привели к тому, что в конце концов египтяне прогнали сынов Израилевых; каждое из таких чудес там означает средство Божественной силы. 6911. "Которые сделаю среди его" означает, которые коснутся их непосредственно. Это ясно из значения "середины", как того, что находится внутри (п. 1074, 2940, 2973), таким образом, что касается непосредственно; поскольку то, что непосредственно касается кого-либо, пребывает внутри него; а то, что не касается непосредственно, пребывает вовне, так как задевает его косвенно и частично проходит мимо. 6912. "И после того он отпустит вас" означает изгнание пребывающих в ложностях и освобождение пребывающих в истинах. Это ясно из значения здесь слова "отослать" или "отпустить", как изгнать; поскольку пребывающие в ложностях никогда не отпустят, даже в вечности, если не изгонят; поэтому во внутреннем смысле "отпускание" здесь означает изгнание и следовательно освобождение. 6913. [Стихи 21, 22] И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее сосудов серебряных и сосудов золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. "И дам народу сему милость в глазах Египтян" означает страх пребывающих в ложностях перед теми, которые принадлежат к духовной Церковь по причине бедствий; "и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками" означает жизнь больше не в нужде в отношении предметов природного разума; "каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее" означает, что добро всякого человека обогатится такими вещами, которые ему соответствуют; "сосудов серебряных" означает познания того, что является истиной; "сосудов золотых" означает познания того, что является добром; "и одежд" означает низшие познания, им соответствующие; "и вы нарядите ими и сыновей ваших" означает применение их к своим истинам; "и дочерей ваших" означает применение их к добру; "и оберете Египтян" означает, что такие вещи должны быть отняты у тех, которые пребывают в ложностях и происходящем оттуда зле. 6914. "И дам народу сему милость в глазах Египтян" означает страх пребывающих в ложностях перед теми, которые принадлежат к духовной Церкви по причине бедствий. Это ясно из значения "дарования милости", как страха по причине бедствий; из прообраза сынов Израилевых, к которым здесь относится слово "народ", как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6637); и из прообраза Египтян, как тех, которые пребывают в ложностях. Что "дать милость в глазах Египтян" означает страх у пребывающих в ложностях по причине бедствий, ясно видно из значения предметов во внутреннем смысле, поскольку речь здесь идет о пребывающих в ложностях, которые обозначены "Египтянами", что истины и добро должны быть забраны у них и переданы тем, которые принадлежат к духовной Церкви; и поскольку здесь говорится о пребывающих в ложностях, то под "милостью" не понимается милость, поскольку пребывающие в ложностях и во зле вообще никогда не имеют никакой милости; а если и помогают кому-то, или не вредят ему, то поступают так из страха перед бедствиями, в этом заключается причина проявления их милости, такая "милость" здесь понимается во внутреннем смысле. Внутренний смысл объясняет предметы такими, какими они являются в действительности, а не такими, какими они представлены в букве; и делает каждую деталь важной для содержания. Что это так, ясно также из того, что следует далее о Египтянах, что они отпустили сынов Израилевых не из милости, но из страха перед дальнейшими бедами (Исх. 11:1; 12:33). [2] Поскольку в этих двух стихах речь идет об обирании египтян, когда говорится, что израильские женщины должны выпросить у египтянок вещей серебряных, вещей золотых и одежд, и поскольку невозможно знать, что под этим понимается, кроме как из откровения о том, что происходит в другой жизни, ибо внутренний смысл заключает в себе то, что происходит среди ангелов и духов, посему об этом необходимо сказать. Что перед пришествием Господа низшая часть небес была занята злыми гениями и духами, и что впоследствии они были изгнаны оттуда, и эта область была отдана принадлежащим к духовной Церкви, может быть видно выше (п. 6858). Пока злые гении и духи пребывали там, они постоянно находились под присмотром ангелов высших небес и через это удерживались от совершения зла открыто. В настоящее время также некоторые более коварны, чем другие, поскольку они вводят людей в заблуждение показным проявлением невинности и милосердия, находятся под наблюдением небесных [ангелов], и пока дело обстоит так, они воздерживаются от своих ужасных уловок. Они находятся прямо над головой, а небесные ангелы, под наблюдением которых они пребывают, находятся еще выше. Из этого мне было дано знать, каким было состояние злых гениев и духов, которые перед пришествием Господа занимали низшую область небес, а именно, что тогда они удерживались ангелами высших небес от совершения явного зла. [3] Мне также дано было знать, каким образом они удерживались от совершения явного зла. Они сдерживались через внешние узы, а именно, через страх потери уважения и репутации, страх, что они лишатся места, которое занимали в той области небес, и будут сброшены в ад; и тогда добрые, но простые духи присоединялись к ним. Подобное происходит с людьми в мире, хотя внутри они могут быть дьяволами, но внешние узы заставляют их сохранять показное проявление благородства и праведности, а также добродетельности; и чтобы они могли в этом удерживаться, к ним присоединяются духи, пребывающие в простом добре. Такой была ситуация со злыми, находившимися в низшей области небес перед пришествием Господа; тогда из любви к себе они были вынуждены говорить истину и делать добро; таковы злые священники, даже наихудшие, которые внутренне являются дьяволами, но могут проповедовать положения учения своей Церкви с таким жаром и притворной ревностью, что приводят сердца своих слушателей к благоговению. Однако они постоянно пребывают в любви к себе и к миру, поскольку мысли о почестях и выгоде господствуют в них и побуждают их проповедовать учение таким образом. Их направляют злые духи, пребывающие с ними, которые состоят в подобной любви и следовательно в подобных мыслях; но к ним присоединяются простые добрые духи. Из всего этого можно видеть, каким было состояние небес перед пришествием Господа. [4] Однако после Его пришествия состояние небес и ада совершенно изменилось, поскольку тогда злые гении и духи, занимавшие низшие области небес, были сброшены, а их место заняли принадлежащие к духовной Церкви, которые были туда подняты. Тогда злые, которые были сброшены вниз, лишились внешних уз, которыми, как уже говорилось, являлся страх потери уважения и репутации, и лишения места, которое они занимали в этой области; таким образом они были предоставлены своим внутренним началам, которые являлись совершенно дьявольскими и адскими, так что они были отправлены в ады. Удаление внешних уз происходит в другой жизни через удаление добрых духов, которые были соединены со злыми. Когда они удаляются, злые не могут больше сохранять никакого показного проявления добродетели, праведности и благородства, но могут поступать лишь в соответствии с тем, чему они были подобны внутренне в мире, то есть в соответствии с тем, какими были их мысли и желания, которые они скрывали от других; и тогда они не желают ничего иного, как делать зло. Простые добрые духи, которые от них забираются, даются или соединяются с теми, которые принадлежали к духовной Церкви, которым эта область небес была дана во владение; вот почему они обогащаются истинами и добром, которыми раньше обладали злые гении и духи; так как обогащение истинами и добром в другой жизни происходит через присоединение духов, пребывающих в истине и в добре, поскольку сообщение происходит через них. [5] Вот что означают слова о том, что сыны Израилевы выйдут из Египта не с пустыми руками, и что каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных, вещей золотых и одежд, и таким образом они оберут Египтян. Всякий может видеть, что если бы предметы, описанные выше, не были прообразовательными, Бог никогда бы не повелел, чтобы сыны Израилевы использовали такую хитрость против Египтян; поскольку такие действия весьма далеки от Божественного. Но поскольку Израильский народ был полностью прообразовательным, Бог позволил им так поступить, поскольку подобное происходит со злыми в другой жизни. Да будет известно, что очень многие вещи, которые повелевались Сущим, или Господом, во внутреннем смысле не означают, что они повелевались Им, но означают, что они были попущены. 6915. "И когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками" означает жизнь больше не в нужде в отношении предметов природного разума. Это ясно из значения "движения", как жизни (п. 3335, 4882, 5493, 5605, 6904); и из значения слов "пойдете не с пустыми руками", как жизни больше не в нужде. Что "пустота" означает отсутствие всякой истины, может быть видно выше (п. 4744), таким образом означает духовную нужду. Что это означает нужду в отношении предметов природного разума, ясно из того, что предшествует, где описано, что принадлежащие к духовной Церкви, которых прообразовали сыны Израилевы, наваждались пребывающими в ложных познаниях, которые означаются "Египтянами", следовательно в отношении предметов природного разума, поскольку содержащееся в этом разуме называется знаниями. Внешние знания в особенности наваждают духовных, поскольку их мышление пребывает в таких знаниях и совсем немного выше их (п. 6865). 6916. "Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее" означает, что добро всякого человека обогатится такими вещами, которые ему соответствуют. Это ясно из значения "женщины", как расположения к добру милосердия (п. 6014); из значения "ее соседки", как расположения к истине у тех, которые находятся в познаниях; и из значения "живущей в доме ее", как расположения к добру, которое также присутствует у них. Поскольку нужно было просить "у соседки своей и у живущей в доме ее", то это означает истины и добро, которые являются ближайшими, таким образом соответствующими. Смысл всего этого ясен из того, что было представлено выше (п. 6914). Должна была просить "женщина", потому что "женщиной" означается добро милосердия, и именно оно должно было обогатиться; поскольку для того, чтобы добро могло стать добром, должны быть истины, чтобы определить его качество. Причина этого заключается в том, что когда кто-либо живет по истинам, тогда сами истины становятся добром; и поэтому, каково качество истины, таким становится и добро. Это добро затем собирает и присоединяет к себе только те истины, которые согласуются с его качеством, следовательно только такие, которые соответствуют ему, таким образом, которые находятся по соседству и в доме. 6917. "Сосудов серебряных" означает знания о том, что является истиной; "сосудов золотых" означает знания о том, что является добром. Это ясно из значения "сосудов", как знаний, о чем говорилось в п. 3068, 3079, (знания называются "сосудами", потому что они являются общими, и могут содержать в себе бесчисленные истины и различные виды добра); из значения "серебра", как истины, и "золота", как добра (п. 1551, 1552, 2954, 5658). Что "серебро" египетское означает истину и соответствующие знания, можно видеть выше в п. 6112). В отношении "серебряных и золотых сосудов" у Египтян – под которыми понимаются знания истины и добра, хотя здесь и в том, что предшествует, а также в том, что следует далее "Египтянами" означаются ложные знания – должно быть известно, что сами по себе эти знания являются ни истинными, ни ложными, но что они становятся истинными у тех, которые пребывают в истинах, и ложными у тех, которые пребывают в ложностях; какими они становятся, определяется тем, как они применяются и используются. Знания человека подобны состоянию и богатству, которым он обладает. Состояние и богатство пагубно для тех, которые находятся во зле, потому что они используют его в злых целях; но оно полезно для тех, которые пребывают в добре, поскольку они употребляют его на добрые дела. Поэтому, если состояние и богатство, принадлежащее злым, передается добрым, оно становится добрым. [2] То же происходит и со знаниями. У египтян, например, оставалось много прообразовательных предметов, принадлежавших Древней Церкви, как явствует из их иероглифов, но поскольку они использовали их для магических практик, и следовательно применяли их во зло, поэтому для них они являлись не истинными знаниями, а ложными; хотя те же познания в Древней Церкви были истинными знаниями, поскольку они использовали их правильно для Божественного поклонения. Возьмем в качестве другого примера жертвы на алтаре. У Еврейского племени, а впоследствии у Иудейского и Израильского племен, были истинные ритуалы, потому что они использовали их для богослужения Сущему; но у племен в земле Ханаанской это были ложные ритуалы, поскольку они использовали их в богослужении своим идолам; вот почему повелевалось повсюду разрушать алтари этих племен. То же относится и ко многим другим вещам. Поэтому состоящими во зле и в ложностях могут быть приобретены многие познания, которые могут быть использованы в добрых целях и таким образом стать добрыми. [3] Подобное также понимается под разорением племен в земле Ханаанской, под богатством, крупным и мелким рогатым скотом, домами и виноградниками, которые сыновья Израилевы там взяли в добычу. Еще больше это видно на примере золота и серебра, отнятого у племен, которое также использовалось для святого служения, как видно из следующих мест: В руках же [Иорама] были сосуды серебряные, золотые и медные. Их также посвятил царь Давид Сущему, вместе с серебром и золотом, которое посвятил из [отнятого] у всех покоренных им племен: у Сирийцев, и Моавитян, и Аммонитян, и Филистимлян, и Амаликитян, и из отнятого у Адраазара, сына Рехавова, царя Сувского (2 Цар. 8:10-12). Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Сущему; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Сущему будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную (Ис. 23:18). Также предметы, которые женщины сынов Израилевых заимствовали у Египтян, и таким образом взяли в добычу, были впоследствии использованы для создания Ковчега и многих другие святынь их богослужения. 6918. "И одежд" означает низшие познания, им соответствующие. Это ясно из значения "одежд", как низших познаний (п. 2576, 5248). "Одежды" имеют такое значение, потому что они покрывают внутренние предметы.
|