Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема №14. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений




Система социального (нормативного) регулирования: понятие, общая характеристика. Социальные и технические нормы. Единство и классификация социальных норм. Соотношение права и морали.

1. Система социального (нормативного) регулирования: понятие, общая характеристика.Общество представляет собой сложный организм, систему самых разнообразных отношений между людьми, обладающих различными интересами, потребностями. Взаимодействие людей в процессе их совместной жизнедеятельности нуждается в упорядочении, регулировании. Регулирование отношений между людьмиоциальное регулирование) – это процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам (нормам).

Социальное (нормативное) регулирование включает: 1) выработку социальных норм (образцов поведения); 2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций; 3) использование мер воздействия (убеждение, порицание, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

Под системой социального (нормативного) регулирования понимается совокупность всех социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой. Социальное регулирование отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия.

Социальное регулирование во всех своих видах дает возможность строить человеческое поведение и оценивать его в едином измерении, по единому масштабу, унифицировать поведенческие реакции участников общественных взаимодействий там, где это нужно. «В процессе регулирования достигается множество позитивных результатов, которые делают возможной совместную общественную жизнь людей: появляется основа для сотрудничества, обмена идеями, способностями, предметами, продуктами, усиливается надежность ожиданий, предсказуемость человеческих поступков»[17, c. 6].

В целом можно сказать, что нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает формой объективно сложившихся общественных отношений.

Следует отметить, что кроме нормативного регулирования, касающегося целых сфер общественных отношений, существует также индивидуальное регулирование. Его особенность в том, что оно затрагивает лишь конкретных, четко обозначенных субъектов в сфере права и осуществляется в ходе правоприменительной деятельности. В связи с этим у соответствующего субъекта возникает необходимость действовать соответствующим образом. Оба эти вида регулирования неразрывно связаны: нормативное регулирование, по сути, предпосылка индивидуального регулирования, т.е. в конечном счете, приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретных адресатов. Такое более целенаправленное регулирование органично дополняет нормативное (общее) регулирование. Индивидуальное регулирование невозможно без общего, т.е. нормативного, регулирования.

Выделяют также ненормативную регулятивную систему. Она включает: 1) ценностные регуляторы, которые определяют поведение участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок. Такие понятия, как индивидуализм в либеральных обществах или коллективизм в социалистических, аскетизм или гедонизм и многие другие ценности оказывают глубокое воздействие на членов общества и отдельные его группы. 2) директивный регулятор – выражается в стремлении решать важные общественные задачи, достигать цели с помощью директив, обращений, программ, заявлений, которые чаще всего исходят от органов власти или общественных организаций. Такой способ регулирования характерен для тоталитарных государств. 3) Информационный регулятор – позволяет с помощью средств массовой информации воздействовать на поведение участников общественных отношений путем распространения сведений, одобряющих или осуждающих тот или иной тип социального поведения.

2. Социальные и технические нормы.Норма (от латинского norma) – это руководящее начало, правило, образец. При употребление понятия «норма» всегда имеется ввиду определенная мера позитивного, общественно полезного поведения, направленная на достижение определенного результата, интереса.

Все нормы (правила поведения) подразделяются на социальные –нормы, регулирующие поведение людей, их деятельность в различных сферах жизни общества и технические, которыеопределяют наиболее рациональные методы, приёмы, средства обращения с естественными и искусственными объектами.

Социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, правила поведения людей общего характера, отражающие потребности, интересы людей и регулирующие их поведение в обществе. Социальные нормы выступают в качестве необходимого элемента нормативного социального регулирования.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой, для них характерны следующие черты: носят общий характер, создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, обусловлены экономическим базисом общества, обязательны для исполнения, в случае их нарушения применяются санкции. К ним относятся: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, нормы религиозных организаций, политические, эстетические нормы.

В современный период, в эпоху научно-технического прогресса, усложнения производственных, технологических процессов, возрастания остроты экологических проблем роль технических норм особенно значительна.

Технические нормы, закрепляемые в нормативных правовых актах, приобретают в связи с этим юридическую силу. Именно в таком качестве они называются технико-юридическими нормами. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспортной энергетики, госстандарты и т.д.

В технико-юридических нормах в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрено техническое правило, содержащее определенные права и обязанности, а в качестве санкции – негативные правовые последствия, наступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных юридических обязанностей [19, c. 306].

В совокупности нормативные регуляторы и образуют социальную нормативно-регулятивную систему, которая в целом, в их взаимодействии друг с другом и оказывают воздействие на общественные отношения. Социальные нормы выполняют регулятивную, оценочную и трансляционную функции.

3. Единство и классификация социальных норм. Как уже отмечалось выше, для социальных норм характерны следующие общие черты: 1) объектом регулирования социальных норм выступает поведение людей, их взаимоотношения; 2) они возникают из объективной потребности общества в саморегуляции, в поддержании организованности и порядка; 3) они регулируют типичные отношения (трудовые, семейные и т.п.); 4) выступают в качестве основания для оценки различных действий и поступков людей; 5) в их основе лежат культурно-исторические и национальные особенности жизни общества.

Классифицировать социальные нормы можно по различным основаниям, однако наиболее распространенной является их систематизация по сферам действия (социальному содержанию) и регулятивным особенностям.

По сферам действия (содержанию) различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, вида регламентируемых общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

Для теории государства и права наиболее значимой является классификация социальных норм по способам установления и обеспечения. По этому основанию они делятся на:

- Нормы права – общеобязательные и формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством.

- Нормы морали – исторически складывающиеся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанных на представлениях людей о добре и зле, похвальном и постыдном, справедливом и несправедливом.

- Обычаи – правила, складывающиеся исторически и вследствие их многократного применения, вошедшие в привычку людей.

- Корпоративные нормы (нормы организаций) – правила поведения, издаваемые организациями и распространяющиеся на их членов. Корпоративные нормы регулируют отношения внутри данной организации и выражаются в уставах, положениях, решениях.

4. Соотношение права и морали.Взаимоотношение права и морали весьма сложно. В учебной литературе выделяют четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия [26, c. 294-304].

Единство права и морали состоит в том, что:

во-первых,они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования;

во-вторых,право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал;

в-третьих,у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых,право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

в-пятых,право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего,экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами;

в-шестых,право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой.

Различие права и морали заключаются в следующем.

1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством.

Нормы морали формируются обществом в духовной сфере и опираются на складывающиеся в общественном сознании представления о добре и зле, чести, достоинстве и т.п.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Право создается государством и им обеспечивается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в строго определенных формах, источниках права (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Моральные же нормы содержатся, главным образом, в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно, не существует каких-либо особых требований к их форме, текстам.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, благородного и неблагородного т.д.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая строго регламентирована законом. Четкой процедуры за нарушение нравственности нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению.

6. Право и мораль различаются по уровню требований предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая требует от личности гораздо больше чем закон.

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право регулирует лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений как дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода и т.д.

8. У права и морали разный «возраст». Мораль «старше по возрасту», она всегда существовала в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенном этапе общественного развития.

Взаимодействие права и морали.

Право и мораль тесно поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, положительном влияние на личность, формировании у граждан правовой культуры и нравственности. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом поощряются и моралью. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противоречащим нравственности. Еще Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Противоречия между правом и моралью.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются в разном уровне требований к поведению субъектов, в различных подходах, методах регуляции. Нередко создаются ситуации когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает.

Таким образом, социальные нормы направлены на упорядочение общественных отношений, обеспечивают системность общества, стабильность его существования как единого организма. Все действующие в обществе нормы представляют собой систему социального нормативного регулирования, взаимодействуют и дополняют друг друга, среди которых право является важнейшим регулятором.

 

Тема 15. Современные правовые системы (семьи)

Правовая система: понятие, структура. Понятие правовой семьи. Характеристика основных правовых систем (семей) современности: англо-саксонской, романо-германской (континентальной), мусульманской, социалистической, обычно-традиционной.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств. К ним относят: собственно право (законодательство), юридическую технику, правовые отношения, юридическую практику, правовую идеологию, юридическую науку. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Каждая национальная правовая система имеет свои особенности и характерные черты. Поскольку правовая система – это образование, включающее в себя всю совокупность существующих правовых явлений того или иного государства, то ее состав весьма многообразен.

Во-первых, в качестве цементирующего элемента правовой системы выступает право, выраженное в законодательстве (точнее система права и система законодательства). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой системы.

Во-вторых, юридическая техника – совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

В-третьих, правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни.

В-четвертых, юридическая практика – деятельность компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм.

В-пятых, правовая идеология – совокупность знаний, концепций, доктрин, которые в концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

В-шестых, юридическая наука, вырабатывающая правовые понятия, правовые принципы и категории.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности системы. В то же время наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: англо-саксонскую, романо-германскую, мусульманскую, социалистическую и обычно-традиционную.

Характеристика основных правовых систем (семей) современности: англосаксонской, романо-германской (континентальной), мусульманской, социалистической, обычно-традиционной.

Англосаксонская правовая системе (семья). Англосаксонскую правовую систему (семью) называют ещё семьей общего права (commonlaw). Наряду с английской правовой системой в данную семью входят системы США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и еще тридцати двух стран Британского содружества наций.

От других правовых семей она отличается, прежде всего тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент. Согласно существующим правилам, суд при вынесении решения по конкретному делу обязан руководствоваться решением вышестоящего суда или суда той же инстанции по аналогичному делу. Отсюда и происходит и принципиальная разница в правопонимании. Для юриста континентальной Европы правом являются нормы, которые установлены или санкционированы государством. Для английского юриста право – это решение, к которому придет суд.

Английская правовая система включает «общее право», «право справедливости» и «статутное право».

В основе общего права Англии первоначально лежит обычай, традиция, которые должны были учитываться при решении судами конкретных дел. В состав судов входили присяжные заседатели (свободные граждане), которые не обладали профессиональными знаниями и определяли свою позицию на основе сложившейся системы традиций и обычаев. В ходе деятельности королевских судов появилось большое количество решений (прецедентов), которые становились обязательным правилом для всех судов, разбиравших похожие судебные дела.

Начиная с XV века появляется «право справедливости». Нарождающиеся рыночные отношения не находили должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно осуществлялась через лорда-канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы королю. Вскоре сама функция разбирательства дела по существу переходит к лорду-канцлеру, и он становится самостоятельным судьей. Таким образом, складывается две самостоятельные системы права: общего прецедентного и «права справедливости». Постепенно лорд-канцлер лишился возможности по своему чувству справедливости решать спор, при наличии готовых решений по аналогичным делам. Право справедливости так же становится правом прецедентным. После 1875 года нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями и прецеденты права справедливости составили органическую часть одного прецедентного права Англии.

С конца XIX – начала XX веков все большее значение приобретают парламентские статуты – законодательные акты, принимаемые британским парламентом. На протяжении ХХ века в числе источников английского права резко возрастает роль делегированного законодательства, которые издаются министерствами и другими органами управления по поручения парламента. Это характерно для сферы образования, медицинского обслуживания, социального страхования и др.

Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем. Но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. Здесь его заменяет деление на общее право – основной источник; право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник; статутное право – писаное право парламентского происхождения. В английском праве значительно в меньшей степени восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа.

Романо-германская (континентальная) правовая семья. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Из стран континентальной Европы романо-германская семья распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, некоторые страны Азии.

Особенности романо-германской правовой семьи проявляются в ряде моментов. Основным источником права являются нормативные акты. Ведущее место среди них занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Среди законов высшей юридической силой обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают и нормативные договоры, а также в ограниченных случаях правовые обычаи.

Правовая норма в романо-германском праве есть продукт правотворчества высших законодательных органов государства. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избегать пробелов. Однако последние полностью не исключаются. Суды уполномочены такие пробелы восполнять, за исключением случаев штрафной ответственности. Здесь действует принцип: нет преступления без указания о том в законе.

Структура права, начиная с традиций римского права, характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты.

Особенностью юридической техники в Романо-германской правовой системе выступает высокий уровень кодификации. Кодификация – вид систематизации нормативно-правовых актов, которая осуществляется в целях упорядочивания, доступности и увеличения эффективности применения норм права.

Мусульманская правовая семья. Основными странами, в которых действуют исламские правовые системы, являются Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты.

Правовые системы этой семьи берут свое начало в Коране и считаются плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Коран – священная книга мусульман. Это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более четырех тысяч коротких стихотворных фрагментов. Сами тексты представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам. Незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Коран был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

Вторым по значимости источником исламского права после Корана является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, его бытии и поведении, своего рода итог толкований Корана.

Третий источник мусульманского права – Иджма, согласованное заключение древних правоведов, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или Иджмой.

Два последних источника являлись результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан. Исламское право как совокупность обязательных предписаний сформировалось за первые два века существования ислама, в VII—IX веках. После того как все правовые школы приняли классическое учение о «корнях» мусульманского права, созидательская деятельность юристов пошла на убыль и мусульманская правовая мысль постепенно стала сугубо догматической и архаичной, чуждой идее развития и совершенствования права.

Социалистическая правовая система (семья).

Социалистическая правовая система (семья) возникла в результате Октябрьской революции 1917 года первоначально в России, а после второй мировой войны она распространилась в Восточной Европе, ряде стран Азии и на Кубе. Она базировалась на коммунистической идеологии. По внешним признакам социалистическая правовая семья имеет определенное сходство с романо-германской системой. Она достаточно широко использует известную юридическую терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, в какой-то степени и деление права на отрасли. Как и другие системы континентального права, она основывалась на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования.

Социалистическая правовая система отрицала такой правовой институт как частная собственность, принципы разделения властей, многопартийность. Для данной правовой системы характерно закрепление в нормах господства государственной собственности, руководящей роли коммунистической партии во всех сферах жизни. Законы декларировали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан, однако на практике отсутствовали действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления.

В настоящее время к социалистической правовой системе относят правовые системы Вьетнама, Северной Кореи и Кубы.

Обычно-традиционная правовая система (семья).

Термин «обычное право» означает форму регламентации общественных отношений, основанную на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения обычаев. Если в странах романо-германского и англо-саксонского права они выполняют лишь второстепенную роль, то в Африке продолжают оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Для обычного права характерной чертой является то, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права заключается в том, что в первую очередь это право групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, правами на землю по обычаю наделена группа, а не индивид. Имущество по наследству тоже, как правило, переходит не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производит обычно одна семья другой семье. Тяжбы также возникают главным образом между сообществами и группами. Это касается и ответственности за поступки: ответственность за деяния несет не отдельный индивид, а вся его семья, т.е. и здесь господствует принцип коллективизма.

В последнее время во многих африканских государствах ощущается влияние европейского права: осуществляется систематизация действующих обычаев, принимаются нормативно-правовые акты, создаются отраслевые кодексы, хотя большинство сельского населения продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты