КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие правового государства.Как отмечалось ранее, определение российского государства как правового и социального, содержащееся в ст.1 и 7 Конституции нужно рассматривать не как нечто уже реально существующее, а как цель, которую российское общество стремится достичь в процессе своего дальнейшего развития. Сама теория правового государства имеет давние исторические традиции. Ее истоки можно найти уже в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Д. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Гегеля и др. Наибольшее развитие учение о правовом государстве получило в работах великого немецкого ученого Иммануила Канта. Определяя идеальное государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, он полагал, что право в таком государстве должно получить верховную власть, а деятельность государственных чиновников должна быть ограничена действующими в обществе демократическими законами. Сегодня идея правового государства получила прямое или косвенное закрепление в законодательстве многих высокоразвитых стран - Испании, ФРГ, Австрии, Франции, Италии и других. В правосознании современных российских политиков и ученых, мысль о необходимости построения правового государства утвердилась сравнительно недавно, хотя об этом писали многие видные дореволюционные русские юристы: П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, А.С. Алексеев, С.А. Котляревский и др. Дело здесь в том, что господствующая долгое время в нашей стране «марксистско-ленинская» идеология критически относилась к самой идее правового государства, считая ее сугубо буржуазной, а, следовательно, идеологически вредной и иллюзорной, поскольку «порождает некий «культ права», создает юридические иллюзии о «всесилии и всемогуществе права». В определенном смысле с подобными критическими замечаниями можно согласиться: как отмечалось ранее, переоценка роли права ведет к слепой вере во всесилие юридических установлений, к некому «правовому фетишизму». Однако истинные причины столь критического отношения отечественной науки к идее правового государства кроятся в ином. Во-первых, нужно помнить, что сами российские большевики пришли к власти незаконным путем, в ходе вооруженного восстания. А ведь известно, что «при беззаконном режиме не может быть законных действий». Во-вторых, теория правового государства, провозглашавшая ограничение государственной власти правовыми установлениями плохо корреспондировала с главной идеей марксистского учения о диктатуре пролетариата, которую В. И. Ленин определял как «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». Очевидно, что в тех российских условиях идеи правового государства никакой почвы для развития и реализации не имели. Известным противовесом «буржуазной теории правового государства» можно было рассматривать «теорию социалистической законности», получившую развитие в трудах советских ученых в 70-е годы двадцатого столетия. Но если главной идеей теории законности было требование строгого и неуклонного соблюдения законов, то теория правового государства идет дальше простого исполнения законов, и поднимает проблему качества действующего законодательства с точки зрения его соответствия правам и свободам человека. «Правовое государство, - подчеркнуто в материалах Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ, - означает не формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического права, а справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности». Таким образом, одним из показателей существования правового государства является не просто наличие законодательства и строгое его исполнение, а наличие и исполнение демократических, правовых законов, закрепляющих основные права и свободы человека. Другим аспектом теории правового государства является требование связанности деятельности государства демократическими, правовыми законами, ограничение вмешательства государственной власти в частную жизнь людей, во внутреннюю деятельность их ассоциаций. В реальной жизни случаются обстоятельства, когда для сохранения общества, обеспечения общих интересов приходится идти на определенные ограничения прав и свобод его членов. Например, в случае возникновения эпидемии, государство может ограничивать право граждан на свободу передвижения, во время военных действий может быть ограничена тайна переписки, свобода слова и т. п. Так трагические события в Москве в ноябре 2002 года, связанные с захватом заложников на Дубровке спровоцировали внесение изменений в законодательство о свободе средств массовой информации. Однако важно, чтобы все подобные ограничения ограничивались исключительно «форс-мажорными» обстоятельствами и осуществлялись только на основе закона. Коротко говоря, правовое государство - это государство, где «царствует» правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства. Среди признаков правового государства также выделяют: · верховенство демократической Конституции; · гарантированность и реальное обеспечение прав и свобод человека; · взаимная ответственность государства и личности; · разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; · демократизм осуществления государственной власти; · ограничение государственной власти правом и некоторые другие. Для того чтобы реально построить правовое государство необходимо множество условий - экономических, духовных, политических, правовых, социальных и т.д. К важнейшим экономическим условиям относятся существование и функционирование рыночной экономики, наличие частной собственности, многоукладной системы хозяйствования. Духовными условиями являются высокий уровень правосознания и правовой культуры населения, чувство уважения к достоинству и свободе человеческой личности, плюрализм идеологической жизни. К политическим условиям можно отнести демократизм осуществления государственной власти, многопартийность, суверенитет народа. его реальное участие в решении общественных дел. К правовым условиям относятся совершенство законодательства, четкость принципов административного и судебного процессов, правовое равенство, конституционное правосудие, недопустимость придания обратной силы закона, отмена смертной казни и т. д. Важнейшим социальным условием существования правового государства является существование гражданского общества.
|