КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 3. Предмет и методология теорииТеория государства и права не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные отрасли, институты права. Ее предмет - те общие черты и закономерности, которые характерны в целом для такого самостоятельного общественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира. Эта наука исследует весь совокупный, свойственный каждому региону мира механизм государственно-правового регулирования общественных отношений, определяет основные пути и тенденции его развития. Государство изучается правоведением как правообразующая и правообеспечительная сила. Теория государства и права анализирует его правовые свойства и аспекты. Те же закономерности государства, которые не связаны непосредственно с правом (например, сущность государственной власти, связь государства с идеологией) не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии. Право и государство существуют в тесной связи друг с другом и органическом единстве. Их раздельное существование практически немыслимо. Позитивное право создается или санкционируется государством посредством деятельности правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государства. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации. Законы же и другие источники права устанавливают основы взаимоотношений личности с государством и его органами, закрепляют и охраняют права и свободы человека и гражданина, формы правления, государственного устройства, политический режим, определяют структуру и компетенцию органов государства, полномочия общественных объединений и юридических лиц. Можно наметить две самостоятельные части теории государства и права. Одна из них - философско-методологическая часть. В нее входят наиболее общие принципиальные основы изучения права и государства. Другую часть теории государства и права можно было бы назвать в условном смысле конкретно-аналитической. В ней анализируются и определяются основные понятия, например, функции государства, его механизм, правосознание, юридическая культура, нормы и источники права, правотворчество, система права, применение и толкование юридических норм, правоотношения, правонарушения, законность и правопорядок и др. Наряду с предметом у каждой науки есть также и свой самостоятельный метод. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает соответствующая наука, то ее метод представляет собой совокупность приемов, способов, с помощью которых этот предмет исследуется. Методы, используемые в юридической науке, – философский (общемировоззренческий) метод, а также общенаучные и частнонаучные (специальные) методы. Материалистический подход определяет, что государство и право - не нечто выдуманное великими мыслителями и правителями, что их сущность объективно предопределяется социально-экономическим строем общества, уровнем его материального и культурного развития. Диалектика предполагает постоянную борьбу между новым и старым, отживающим и нарождающимся, отрицание отрицания как этапы движения элементов природы и общества, понимание того, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна, что истинность выводов науки проверяется практикой, что законом поступательного развития государства и права является единство и борьба противоположностей. Общенаучные методы: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, методы конкретно-социологических исследований. Логический использует приемы анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотеза, сравнение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот, аналогия и др. Использование сравнительного метода в правоведении послужило основанием для создания правовой компаративистики, которую некоторые исследователи считают самостоятельной отраслью юридической науки. Частнонаучные (специальные) методы: 1) метод социального эксперимента - организация практической проверки действия проектируемых норм для определения целесообразности и эффективности предполагаемых мер. Он применялся, например, для проверки действенности создания в стране суда присяжных, введения свободных экономических зон с льготным таможенным и налоговым режимами; 2) статистический метод - системно-количественные способы получения, обработки, анализа и обнародования количественных данных о состоянии и динамике развития тех или иных государственно-правовых явлений. Это массовые статистические наблюдения, методы группировок, средних величин, индексов и др. 3) метод моделирования - исследование государственно-правовых категорий (норм, институтов, функций, процессов) с помощью создания моделей. 4) математический метод связан с использованием количественно-цифровых характеристик и применяется главным образом в криминалистике, при производстве разного рода судебных и иных правовых экспертиз; 5) ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельного метода так называемый кибернетический. Он сводится в основном к использованию как технических возможностей кибернетики, компьютерной технологии, так и ее понятий - прямая и обратная связь, оптимальность и т.д. Такой метод применяется для разработки автоматизированных систем управления, получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, определения эффективности правового регулирования, систематизированного учета нормативных актов и т.д.
Вопрос 4. Социально-исторические предпосылки возникновения государствалежат в природе самого общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Упорядочение общественных отношений происходит при помощи публичной власти. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни". Первоначально, на заре возникновения, социальная организация основывалась на присваивающей экономике. Постепенное развитие привело к тому, что в результате «неолитической революции» начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей: земледелие, скотоводство, металлургия и металлообработка (несколько тысячелетий). Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей. Это дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), начался процесс первоначального накопления капитала, появления частной собственности, привлечение доп.рабочей силы для развития своего производства. Развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализации по отдельным отраслям производства. Возникают города. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности: военные вожди и жрецы, сословия ремесленников и купцов. Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и функции управления (обеспечение порядка в обществе, охрана собственности). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что "государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни".
Вопрос 5. Теории происхождения государства стали возникать вместе с государством, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Теологическая теорияявляется одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Патриархальная теориябыла широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа, общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Михайловский. Видный историк Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство. Теория договорного происхождения государстватакже возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах плеяды мыслителей XVII--XVIII вв. Гроция, Спинозы, Радищева (Россия), Гоббса, Локка (Англия), Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Также договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней -- быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью. Теория насилия(завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание. Так, австрийский государствовед Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Ф.Энгельс жестко критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если этих условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса. Марксистская теорияпроисхождения государства отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.
Вопрос 6. Понятие и сущность «государство»: это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство - это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений. В публичном смысле государство - универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка. В функциональном смысле государство - способ регулирования и упорядочения общественных отношений. Назначение и сущность государства состоят в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия. Признаки: наличие населения (гражданство) - единый общий интерес, публично-правовой союз граждан с государством, территории - территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства, публичной власти - для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, его профессиональная деятельность; публичная власть является представительной, осуществляет свою деятельность от имени народа; признаком публичной власти является ее легитимность - признание ее народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности; суверенитет - верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере, государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа; системы права, налоговая и финансовая система.
|