Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА




Понятие, сущность и признаки государства. Государство и гражданское общество. Формы и способы выражения и обеспечения государством интересов социальных групп, наций, классов, всего общества. Государственность и суверенитет. Соотношение государства и права.

Общая характеристика основных современных теорий государства (марксистская, теория элит, технократическая, теория плюралистической демократии, теория "государства всеобщего благоденствия", теория пра­вового государства, теория конвергенции и др.). Юридический подход в понимании государства. Общечеловеческое, национальное и классовое в сущности государства.

Проблемы типологии государства.Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный и цивилизационный подходы при типологизации госу­дарства. Цивилизационный подход к типологии государств. Основания для ти­пологизации цивилизаций и их государственности, первичные и вторичные цивилизации. Иные подходы к типологии государства: либертатно-юридическая концепция, технократический подход, типологии государства и права М.Вебера, С.С.Алексеева и др.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: государство, гражданское общество, суверенитет, сущность государства, тип государства.

 

1. Понятие, сущность и признаки государства

Государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, кото­рая распространяет свою власть в отношении всего населения на закреп­ленной за ним территории, располагающая специальным аппаратом управле­ния, издающая обязательные для всех веления и обладающая суверените­том.

С древних времен политической мыслью различаются две стороны го­сударственности - организованное насилие и общее благо. Марксистская теория абсолютизировала первую сторону сущности государства, заявляя, что главное в государстве - это насилие. Нужно отметить, что такая ха­рактеристика сущности государства как машины подавления классов верно отражает такие состояния в развитии общества, когда складывается осо­бая классовая напряженность. Государство как машина насилия проявля­ет себя в условиях господства деспотических, авторитарных режимов. Но только преобладание общесоциальных (хозяйственных, культурных, язы­ковых и других интересов) позволяет государству функционировать как единому общественному организму. Комплекс данных общесоциальных инте­ресов является основой государственно-организованного общества, а классовая борьба имела и имеет подчиненный, дополнительный характер. В обычные нормальные периоды в любом обществе преобладают связи, направ­ленные на построение общественного благополучия и всеобщего благоденс­твия, потому что любое общество, в том числе и классовое - "это единый социальный организм, его устойчивые конструктивные состояния невозмож­но постоянно основывать на массовом насилии."[4]

Итак, высшим общественным предназначением, сущностью государства является задача гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее существование достигаются, в основном, в силу экономических и духовных факторов.

Для уяснения понятия государства необходимо выявить признаки, от­личающие его от других частей политической системы общества, от пред­шествующих ему структур первобытнообщинного строя.

1. Термин государство тесно связан с понятием территории, потому что территория есть не общественное, вторичное понятие, а базовое ус­ловие существования государства. Она образует пространство, в пределах которого государство осуществляет свою власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Территория как признак государства отражает принадлежность данному об­ществу определенной части земли, а также границы территории, их внут­ригосударственную административно-территориальную организацию.

2. Следующим важным признаком государства многие исследователи называют учреждение публичной власти, т.е. особого аппарата управле­ния, единственно представляющего все общество в целом. Любое общество нуждается в управлении и для выполнения этих функций особый слой людей- аппарат государства - наделяется властью. Основной целью публичной власти в гражданском обществе является создание благоприятных условий для его существования. Аппарат государства имеет разветвленную и слож­ную структуру, объединенную в единую иерархическую систему, куда вхо­дят законодательные, исполнительные, судебные органы. Для своего со­держания все они нуждаются в определенных средствах, которые в виде на­логов, дани, в иных формах поступают от общества. Современная юри­дическая наука рассматривает налоги как неотъемлемую часть публичной власти.

3. Одним из важных признаков государства является его суверени­тет, т.е. верховенство государственной власти по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет). Любое отступление от принципа суверенитета влечет за собой определен­ные ограничения власти государства и его самостоятельности во внутрен­них и международных делах.

4. Еще одним из признаков государства является его исключительное право на издание законов и других нормативных правовых актов, адресо­ванных всему населению. Только государство может издавать такие нормы поведения и индивидуальные предписания, которые обязательны для всех, кого они касаются.

Наряду с указанными основными признаками государства в современ­ной юридической науке выделяют и дополнительные признаки: язык как средство общения на территории того или иного государства; единую обо­ронную и внешнюю политику; единую транспортную, информационную, энер­гетическую системы и т.д.

2. Общая характеристика основных современных теорий государства

Юридический (позитивистский) подход к государству наиболее широкое распространение получил в ХIХ – начале ХХ вв. Государство с его позиции трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией. Например, наиболее известный представитель этого подхода австрийский, а затем и американский исследователь Г.Кельзен (1881-1973) рассматривал государство как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок. В трактовке соотношения права и государства позитивистская традиция видит государство в двух измерениях– как господство и как право. По характеристике Г. Кельзена, подобное восприятие государства наиболее плодотворно в социологической теории, где государство выступает таким отношением, в котором «некоторые» приказывают и правят, а другие подчиняются и управляются.

Социологический подход зародился в XVII-XVIII вв. (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). В современной науке относится к числу самых распространенных. Представлен множеством научных школ и направлений, причем как марксистского, так и немарксистского толка. Сторонники этого подхода при всем многообразии взглядов на понятие государства чаще всего трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом.

Марксистско-ленинская теория государства исходит из того, что государство – явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы. С исчезновением классовых антагонизмов, а затем и классового общества государство отмирает и перерастает в органы коммунистического самоуправления. Ф.Энгельс писал, что государство есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников. Он считал, что пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать. Классовый характер государства марксистская теория видела в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, «машина» для систематического подавления одних классов другими. Лишь социалистическое государство не является машиной для систематического подавления, в связи с чем В.И.Ленин называл его, «полугосударством».

Государство с точки зрения кибернетического подхода, сформировавшегося в 60-е г. ХХ века, является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

Теория элит возникла в конце ХIХ – начале ХХ вв. Ее представителями являются Гаэтано Моска (1858–1941). «Теория правления и парламентское правление» (1884)., Вильфредо Парето (1848–1923) «Трактате общей социологии» (1916),, Х.Лассуэл, Д.Сартори и др. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества – «лучшим людям», элите. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми ведется борьба за власть, а народ контролирует деятельность этих элит посредством избирательного права. Они считали, что все общества отличаются между собою во многом вследствие различий, коренящихся в природе своих элит. Это связано также с тем, что ценности мира сего распределяются неравномерно, а вместе с ними столь же неравномерно распределены престиж, власть или почести, связанные с политическим соперничеством. В результате меньшинство управляет большинством, прибегая к двум разновидностям приемов и средств– силы и хитрости. С учетом такого толкования политические элиты подразделяются на два семейства, названия которых восходят к Макиавелли. Предпочитающие насилие именуются элитой львов, другие, тяготеющие к изворотливости,– элитой лис. Самым важным событием в истории один из представителей этой теории - Парето - считал жизнь и смерть правящего меньшинства. «История,– согласно его крылатой формуле,– кладбище аристократий»

Разновидностью теории элит считается технократическая теория, возникшая в начале ХХ в. и получившая распространение во второй его половине (60 – 70-е гг.). К ее сторонникам относятся Т.Веблен, Д.Бернхейм, Г.Саймон, Д.Белл и др. По мнению сторонников этой теории управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общества, принимать наиболее оптимальные политические решения и эффективно их осуществлять.

Теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой был английский ученый Д.Кейнси, получила распространение после Второй мировой войны как альтернатива господствовавшей до кризиса 1929 – 1933 гг. теории «государства ночного сторожа». Теория «государства ночного сторожа» отстаивала тезис о том, что государство не должно вмешиваться в общественную, особенно экономическую жизнь, за исключением случаев правонарушений. В отличие от нее теория «государства всеобщего благоденствия», наоборот, утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Теория «плюралистической демократии» также возникла в ХХ в. Ее сторонники (Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Дарендорф, Р.Аллен, Р.Даль и др.) исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать и вместо них возникли различные «страты», т.е. социальные прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т.д. Для обеспечения интересов этих групп создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. Вследствие этого происходит «диффузия» власти, ее расслоение. Власть начинает осуществляться как государством, так и этими негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества.

Помимо указанных теории в настоящее время активно обсуждаются теории правового государства, социального государства, суверенной демократии и др.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты