КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы типологии государства.
Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя: а) исследование оснований деления на типы; б) характеристику самих типов. Типология государства - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам. Существует две общепринятых основных типологии государства – формационный и цивилизационный. В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация», которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. Например, А.Б.Венгеров определяет цивилизацию как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей. Вообще основное предназначение термина «цивилизация» видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры. Дело в том, что человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания — «вторую природу». И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются «культурой». Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие «ценность». В процессе деятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том числе и такие ценности, как право и государство. С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека. Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны выдающимся английским философом Арнольдом Джозефом Тойнби (1889–1975 гг.) в двенадцатитомном труде «Постижение Истории» («A Study of History»), вышедшем в свет в 1934–1961 гг. Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет географический фактор и принадлежность населения к той или иной расе. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города – особый тип поселений, в которых жители (сначала частично) были освобождены от сельского хозяйства. Началось социальное расслоение общества, в котором появились социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства – системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других. Первые очаги цивилизации возникли к III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке. Ученые называют их первичными, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях со среднегодовой температурой около +20 градусов, лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. Родиной первичных цивилизаций были как правило долины рек (Нил, Тигр и Евфрат, Янцзы и Хуанхэ, Инд и Ганг). В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских цивилизаций накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что в свою очередь, стимулировало развитие особого типа политических и социальных отношений. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации – восточный и западный. Особенности древней восточной цивилизации: 1. высокая степень зависимости человека от природы; 2. господство религиозно-мифологического представления (человек абсолютно не свободен и предопределен в своих действиях космическим законом) и канонизированного стиля мышления; 3. традиционализм (традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов); 4. коллективизм; 5. политическая организация жизни восточных цивилизаций - деспотия, характеризующаяся преобладанием государства над обществом, полнотой власти государя, политикой принуждения и террора, общественно-государственной собственностью на землю, существованием на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов (общины, секты, касты и другие корпорации). Черты западного типа цивилизации: 1. в религиозно-мифологическом мировоззрении господствовало представление об упорядоченности мира, в основе которой лежит мера и гармония, т.е. важным элементом взглядов западной культуры стала рациональность; 2. античное общество имело сельскохозяйственную основу – не поливное земледелие; 3. широкое развитие получили частнособственнические отношения, товарное хозяйство, ориентированное на рынок; 4. с самого начала в античном обществе разгорелась борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией; 5. появился первый в истории образец народовластия – демократия. Таким образом, в античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривавшего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его прав и свобод. Хотя демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства. А.Б.Венгеров выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества: 1. сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения; 2. государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры; 3. разнородность культур — во времени и пространстве — позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку А.Б. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, как первичные и вторичные, которые разделены по уровню их организации. Он отмечает, что для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны: а) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры; б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Во вторичных цивилизациях западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.: а) проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях; б) положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой — его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна. Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Ряд западных ученых обосновывает деление государств на древние - древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские, средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий. В целом же утверждается, что отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов. .Формационный подход является традиционным для марксизма, в котором «общественная формация» — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В марксизме-ленинизме — выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации — социализму), соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В своей основе формационный подход раскрывает ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков (государства, независимо от времени их существования и места дислокации, основанные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках). . Каждой формации кроме первобытнообщинной соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный или социалистический. Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего. В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования: · рабовладельческого государства и права - частная собственность на средства производства и рабов; · феодального государства и права - частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян; · капиталистического - формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности; · социалистического - государственная собственность на средства производства. Вместе с тем в учебной литературе обращается внимание и на рад недостатков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят: 1. однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм государственного развития, с цикличностью этого развития, возможностью возвратных процессов при смене типов государств); 2. игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны: а) общественная собственность на землю и коллективный труд; 3. Такое игнорирование, разумеется, было не случайным, поскольку перечисленные моменты объединяют в один тип как древневосточные деспотии, так и социалистическое государство; 4. деление исторических типов государства на эксплуататорские — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский — социалистический (хотя норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах была неизмеримо выше, чем в развитых капиталистических странах); 5. характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства; 6. умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности, ее ограничение кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы антагонистических классов. В литературе справедливо отмечается, что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрыть развитие общества и государственности через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности (В. Н. Хропанюк). Задания для самостоятельной работы: 1. Сравните первобытное общество и государство по следующим признакам:
2. Опишите сущность основных современных теорий государства:
3. Составьте схемы "Типология государства" согласно формационному и цивилизационному подходам. Выделите достоинства и недостатки обоих подходов.
|