Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



IV.4.2. Русская риторика в свете русской истории

Читайте также:
  1. http://history.rin.ru/ - сайт по всемирной истории с картами и датами
  2. I. Логика истории.
  3. Ius gentium и его роль в истории права
  4. IV.1. Античная риторика
  5. IV.4.2. Манифолд
  6. Nbsp;   РИТОРИКА
  7. Quot;Исправление книжное" в истории православия
  8. XIX век – «золотой век» русской культуры.
  9. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви

Преобразования в русской словесности и риторике напрямую связаны с революционными изменениями, происходящими в русской истории и общественно-политической жизни страны Риторика как учение о реальной (политической, деловой, судебной и т.д.) речи всегда была востребована именно тогда, когда назревали общественные перемены, менялся стиль жизни. И эти стилистические изменения в словесном образовании и во всей экономической и идеологической структуре общества происходили с поразительной цикличностью – в 60-70 лет (возраст человеческой жизни).

Всякое изменение в политической и идеологической сферах находит отражение в том, как люди мыслят и говорят. Но происходит и обратный процесс: инициативные мысли и слова вызревают в недрах стабильного общества для того, чтобы предложить новый стиль жизни и поступков, новую государственную политику. Вызревает это новое сознание – основа будущих перемен – в книгах и учебниках, по которым россияне учились пользоваться словом.

1. Риторическая утопия в первом русском учебнике 1620 года. Существует закономерность: риторики пишутся тогда, когда, когда в обществе рождается новый стиль жизни, формируется новая идеология. Ведь риторика как наука о мысли и речи должна оформить новые идеи. В 1613 – 1620 годах страна приходила в себя после иноземного нашествия, требовалось восстановить не только хозяйство, но и создать науки и школьное обучение.

Именно тогда неизвестный автор, творивший в окружении своих учеников, написал первое на Руси систематическое сочинение о науках – «Сказание о семи свободных мудростях». Число «семь» соответствовало количеству гуманитарных и технических наук, которые в то время изучались после прохождения начальных курсов чтения и письма. Тривиум (3) соответствовал словесным гуманитарным наукам: грамматике, риторике, диалектике (логике); квадриум (4) техническим наукам:музыке, арифметике, геометрии, астрономии.

Автор древнерусского сочинения назвал мудростями все науки. Каждую из наук он представлял в образе прекрасной женщины, которая как бы от лица каждой науки приносит хвалу своему учению и описывает содержание предмета. Так, Мудрость Риторика обращается к своим ученикам:

«Видят меня многие, да не внимают мне, я же, как мудрый и благой друг, всех вас с добротою люблю и всех вас призываю увидеть лепоту моего учения, поскольку всем вам по природе нужна …, ибо везде и всегда, когда пишете и говорите, то всё мною совершаете, украшаете и удобно разумом создаёте. А если что в письмах или стихах, в посланиях или беседах создаётся без моего риторического построения, то осмехаете и ругаете сплетающего таковые речи. А сами-то подчас в том же обретаетесь, поскольку меня, риторику – честную науку, презираете и пренебрегаете моему искусству…» (Николай Спафарий, 1978: Анушкин, 2002:15).



Существует версия, что тот же учитель создал первую русскую «Риторику». Самый ранний её список датируется 1620-м годом – перевод латинского учебника «Риторика» Филиппа Меланхтона,выдающегося немецкого педагога ХVI века. Переводя учебник с латинского на русский, книжник делал свои добавления и пояснения к трудным статьям учебника. Учебник писался в виде вопросов и ответов.

Первый вопрос: «Что есть риторика и что содержит её учение

Ответ: «Риторика есть наука, которая наставляет на правильный путь и полезную жизнь добрыми словами. Сию же науку краснословием или сладкогласием нарицают…», «поскольку красиво и удобно писать и говорить научает». Пояснил учитель и происхождение слова риторика: «греческие мудрецы риторию течение слов называют, латинские же мудрецы риторикой сию науку нарекают, и сего ради проименовали ритор, то есть учитель благословия».



Следующий вопрос: «Что есть ритор?» – Ритором назван «человек, зело в науке речения хитрый». Ритор выступает «в делах и на градских судах», произносит «пригодные и похвальные речи по обычаю и по законам того государства, где родился». Обо всём, что бывает «бесчестного или славы достойного, богатого или убогого, праведного или нечестивого» ритор умеет «рассуждать и ко всякому делу подобающие слова прилагать».

Первая русская «Риторика» написана в двух книгах: «О изобретении дел» и «О украшении слова». Однако, показывая, как изобретать мысли, автор писал о «шести частях речи» (то есть о разделах композиции), и о возбуждении страстей; а в книге об украшении речи он не только перечислил тропы и фигуры, но и написал о том, как подражать образцовым ораторам.

Почувствовав, что учебник труден, автор в 1622 году сделал дополнения на полях двух списков учебника и написал два предисловия. В одном из них он сравнил познание науки риторики с нахождением неким царём земли «удобной и красной» и построением на этой земле благоустроенного государства.

Каждый раздел риторики сопоставлялся с царским деянием: в изобретении ритор обретает мысли и содержание речи – подобно обретшему землю и «людей» в ней множество»; память ритора подобна «приведению разумных людей из прочих стран»; а «четыре рода речей» у ритора – это четыре начальника, которые поставлены царём над основными сословиями в обществе: одним повелел «учити», другим – «судити и управляти», иным – «пасти», иным «воинствовати». Книжник ХVII века выделил четыре основные речевые профессии в обществе: учитель, государственный человек (который судит и управляет), пастырь (проповедник) и воин. Украшение же речи подобно тому, как люди обогащаются и облачаются в «красные и златые» одежды и «богатством многим цветут». В результате получалось созданное авторской фантазией «идеально благоустроенное государство, все части которого соотносились с частями риторического учения. Это ещё раз доказывает мысль о том, что первая русская «Риторика» писалась на заказ, а её автор был вдохновлён тем значением, которая его книга могла бы иметь в восстанавливаемом после Смутного времени государстве.

2.Риторики петровских времён – для петровских реформ.Весь XVII век на Руси учатся по «Риторике» 1620 года, а дополнением к ней являются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Диалектика Иоанна Дамаскина». Консерватизм русской жизни не способствовал тому, чтобы появились новые учебники, тем более, что открытие высшего учебного заведения затянулось до 1685 года. Только когда потребность в реформах стала очевидной, тогда стало ясно, что новую жизнь должна обеспечивать новая речь. Риторики петровского времени компактно написаны в период с 1698 по 1710 год, затем начинается их переписывание, и они расходятся сотнями списков по всей России. Самым популярным был учебник учителя Славяно-греко-латинской академии грека Софрония Лихуда «О силериторичестей», переведённый в 1698 году его земляком, монахом Чудовского монастыря Козьмою Афоноиверским. Простой и ясный язык, множество примеров, образцы речей на разные случаи жизни (объяснённые в форме «древ») сделали этот учебник популярным в течение всего ХVIII века. Каждый учебник риторики пытался зафиксировать своё отношение к речевым преобразованиям в обществе. Например, латинский учебник Степана Яворского «Риторическая рука», переведённый на русский язык в 1705 году, предлагал предельно краткий новый стиль объяснений основной риторической терминологии с примерами, прямо обращёнными к действительности того времени. Краткой риторике Яворского противостояло пространное сочинение Андрея Белобоцкого «Наука проповедей», перевод латинской версии учебника, приписанной Михаилу Усачёву (список 1699 г.), и удивительный по красоте исполнения, богатству распространённых примеров из русской истории учебник Козмы Афоноиверского «Книга всекрасного златословия» 1710 года. Риторическому влиянию подверглись даже старообрядцы. Если протопоп Аввакум презирал риторов, то его последователи в Выговской пустынидля того, чтобы овладеть словесным учением не только собирали по всей Руси учебники риторики, но и сами организовывали обучение и писали собственные риторики.

3. Честь создания первой научной теории риторики принадлежит М.В.Ломоносову (1711-1765). Он использовал в своих книгах по риторике не только то, чему учили в Славяно-греко-латинской академии, но и то, что изучил в родной деревне под Архангельском.

Так, он был знаком с «Риторикой» 1699 года, в которой давалось следующее определение этой науки: «Риторика есть наука добре, красно и о всяких вещах прилично глаголати». В первойнеизданной рукописи«Риторики» 1743 года Ломоносов словно переводит это определение на современный ему язык, лишь несколько переставляя акценты: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». Именно Ломоносов утвердил в русской науке слово «красноречие»,подкоторым понималось искусство убеждать, говорить красиво, и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория – «учение о красноречии вообще».Три рода правил, о которых говорит наука риторика показывают: 1) как изобретать идеи («что о предложенной материи говорить должно»); 2) как изобретённое украшать; 3) как расположить мысли и слова, то есть это были три классические части риторики: изобретение, украшение, расположение. Новаторство Ломоносова проявилось в целом ряде глав. Так, он включил в изобретение раздел «О возбуждении страстей», где показал, как рождаются с помощью речи чувства слушателей. Остроумно пишет о том, что «мало есть таких людей, которые могут поступать по рассуждению, преодолев свои склонности».

Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, он предлагал понять, как и от чего рождается всякое чувство («страсть») в слушателях. Последовательно описывает великий учёный основные эмоции, которые создаются речью: радость и горесть, любовь и ненависть, страх и смелость, гнев и милость, честь и стыд, чувство соревнования и зависть. Сила ломоносовской риторики состояла в её стилеобразующем воздействии. Написанное в век Елизаветы Петровны, его сочинение готовило преобразования Екатерины II, и когда эти преобразования начались, «Краткое руководство к красноречию» стало основным руководством для наступившего века просвещения и классицизма.

4. Расцвет русской риторики в первой половине ХIХ века. С воцарением Александра I начинаются государственные реформы. В России появляются министерства, в том числе – министерство народного просвещения. В Московском университете создаётся кафедра красноречия и стихотворства.С1809 года её возглавлялпрофессор Алексей Фёдорович Мерзляков. Замечательно его определение риторики и красноречия: «Если риторика подаёт правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи», то красноречие есть «способность выражать свои мысли и чувствования в письме ин на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего».

Под красноречием древние понимали «искусство оратора», а под именем риторики – «правила, служащие к образованию ораторов».Воздействие словом, по мысли Мерзлякова, простирается на всё человеческое существо. Поэтому риторика не ограничивается убеждениями и доказательствами, это – «наука научить наш разум и занимать воображение, трогать сердце и действовать на волю». Значит, цель всякого писателя или оратора выражается глаголами: «научить, занимать, трогать, доказывать».

Одним из первых Мерзляковразработал вопросы частной риторики, где показываются роды и виды сочинений, которых касаются риторические наставления. Виды словесности, в которых должен быть искусен ритор: 1) письма; 2) разговоры, или диалоги; 3) рассуждения, или учебные книги;4) история – истинная или вымышленная; 5) речи. Речи ораторские разделялись на пять видов:

· духовные, в которых предлагаются истины и обязанности религии;

· политические, в которых оратор рассуждает о выгодах и потребностях в общественной жизни;

· судебные, где защищается невинно притеснённый или обличается преступник;

· похвальные, заключающие похвалу заслуг умерших или живущих знаменитых особ;

· академические, касающиеся ученых предметов, их природы или наук.

Другим замечательным педагогом-ритором был Николай Фёдорович Кошанский(1784-1831),первый учитель словесности и риторики в Царском лицее. В 1811 году лекции молодого профессора «О преимуществах российского слога» открылись занятия в лицее. Кошанский поощрял словесное творчество юных лицеистов; он предлагал им писать сочинения стихи, а затем придирчиво и строго разбирал творения начинающих писателей. По поздним воспоминаниям и публикациям лицеистов, ясно, что остроумная требовательная критика педагога доходила до их сердец.Закончив преподавание в лицее, Кошанский в конце карьеры совершил главное дело своей жизни: написал «Общую риторику» в 1829 году и «Частную риторику», изданную посмертно в 1832 году. Учебник переиздавался до 1849 года десять раз Кошанский предлагал учиться писательству и ораторству. Он называл три средства к достижению целей риторики:

1. чтение образцов, так как у хороших ораторов надо замечать «лучшие слова, идеи, выражения, приятные мысли <…> каков план, расположение всех частей описаний и рассуждений»; наконец, надо видеть достоинства стиля: что хорошо, изрядно, прекрасно; почему благородно, велико, высоко; почему ново, необыкновенно, оригинально и т.д.;

2. размышление, потому что размышляя над чужим прочитанным, мы учимся прибавлять своё и, идя «знакомым путём», учимся находить своё оригинальное;

3. собственные упражнения – ведь «кто не упражнялся постоянно, тот всегда не будет твёрд в слоге; можно знать лучшим образом правила и не уметь писать десять строк связно…».

Итак, чтобы стать хорошим писателем, оратором, поэтом, нужны «собственные опыты», а эти опыты «согреваются участием друга-наставника, который всегда прежде говорит, что хорошо и почему, а после показывает то, что должно быть иначе и каким образом».

«Уныние от неудачи есть малодушие. Должно вооружиться терпением, твёрдостию, постоянством… Должно любить труд, любить занятия. Где нет любви, там нет успеха».

К середине ХIХ века в русской наук сложилось парадоксальное положение: с одной стороны, риторика достигла расцвета и развития, с другой, риторика и стиль, которым писались учебники, критиковались передовыми, демократически настроенными учёными и журналистами. Так, риторики Кошанского, как и «все риторики вообще», назывались Белинским «пошлыми и вульгарными». Этому можно найти объяснение: общество ждало нового стиля, мысли и слова. «Неистовый Виссарион» и подобные критики стремились отвести главное место в словесности художественной литературе, описывавшей реальную жизнь в творениях писателей натуральной школы. Главным видом словесного творчества провозглашалась поэзия: лирика, драмы, романы, повести. Философская и деловая проза, ораторское искусство начинали считаться второстепенными не столь важными видами речи.

5.Словесность во второй половине ХIХ века. Середина ХIХ века отмечена серьёзными преобразованиями в жизни России. Готовилась отмена крепостного права, введение суда присяжных, на престоле с 1855 года воцарился 27-летний Александр II. Вместе с государственными преобразованиями серьёзные изменения происходили в сфере преподавания языка и литературы. Риторика была выведена из состава школьного преподавания и замена курсом словесности. Риторические знания под другим именем стали входить в курсы словесности и стилистики. Так никто не отменял изучение логики – лицеистам давались сведения о том? что такое понятие, суждение, умозаключение. Правила построения речи были сосредоточены в разделах о том? что такое описание – повествование – рассуждение. Продолжалось изучение тропов и фигур. Современные знания в наших учебниках языка и литературы восходят к середине ХIХ века. Хорошее словесное образование состояло в том, что ученик много читал, знал наизусть много текстов, постоянно анализировал и разбирал произведения лучших образцовых писателей. Кроме того, надо было много писать, так как писание формировало хороший стиль, манеру, умение создать серьёзное деловое письмо, написать (произнести) лёгкую поздравительную речь. Речевое воспитание человек получал уже в семье. В книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» (1889) излагались советы к ведению повседневной разговорной речи: что надо говорить кстати, то есть уместно.

· Тон хорошего разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым; нужно быть учёным, но не педантом, весёлым, не производя шума, вежливым без утрировки забавным без плоских и пошлых двусмысленностей;

· избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от предмета; всё это неприятно и выводит из терпения слушателя;

· говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорит не иначе, как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих;

· никогда не завладевать самому всем разговором каждый раз, как является новый предмет разговора.

Вторая половина века отмечена расцветом судебного красноречия. Введение суда присяжных привело к тому, что прокурор и адвокат стали говорить для публики. Возникла блестящая плеяда судебных ораторов: А.Ф.Кони, Пороховщиков (Сергеич) и другие. Искусный адвокат мог манипулировать сознанием слушателей (Достоевский). Так, Спасович сумел представить дело по обвинению банкира об истязании малолетней падчерицы, как родительское наказание за детские шалости. Многие судебные дела становились предметом для всеобщего обсуждения.

Всякое новое общественное устройство предполагает новые формы общения. Так, с возникновением Государственной думы начало развиваться политическое красноречие. Блестящим оратором был Пётр Столыпин.

В конце ХIХ века особое развитие получило духовное красноречие.На проповеди святителя Иоанна Кронштадского собирались тысячи людей. Их сила состояла в искренней вере оратора, а искренняя вера и любовь к Богу воплощались в слова, которыми возжигались верования в сердцах людей. Но, несмотря на развитие судебного и политического красноречия, общее состояние риторики как науки об общественной речи было в упадке.

6.Ораторское искусство и культура речи в советское время. Приход к власти коммунистов в октябре 1917 года во многом объясняется риторически-стилевой победой партии большевиков. Лидеры РСДРП были блестящими ораторами и писателями-публицистами. В.И. Ленин неоднократно писал о силе и влиятельности агитации и пропаганды, которые должны выражать интересы пролетариата. Советская власть в 20-е годы предлагала «учить говорить весь народ». Огромное значение имела кампания по ликвидации неграмотности, поскольку научение грамоте – это, прежде всего, научение новым письменным формам языка. Но, поскольку велико было значение устной агитации, в первое десятилетие советской власти пишется множество книг об ораторском искусстве, умении говорить с трибуны и убеждать массы. Понятие «живое слово» было очень популярным на заре советской власти. Одна из лучших книг того времени, времени перестройки общественного сознания, стиля управления обществом. – Алексея Васильковича Миртова «Умение говорить публично» (1927). Под оратором он понимал всякого человека, кому приходится обращаться со словом: «убедить, разъяснить что-либо, успокоить, ободрить, призвать – вот обязанности, постоянно налагаемые на нас жизнью. Особенно это относится к лицам, занятым общественной работой: сделать доклад, отчёт, отстоять свой план проект и т.д. – это их повседневная работа». В 1918 году в Санкт-Петербурге был создан Институт живого слова, целью которого было распространение риторических знаний и совершенствование народной речи. Анатолий Васильевич Луначарский на его открытии говорил:

«Все формы политического творчества идут через речь. Россия заговорила, заголосила даже, и нам необходимо, чтобы этот разговор приобрёл как можно скорее чёткость, чтобы возможно было больше таких людей, которые говорили бы то, что они думают, которые умели бы влиять на своего ближнего и которые умели бы парализовать вред влияния. Если это влияние демагогическое, если это злые чары, благодаря которым тот или иной ритор побивает словом ..., надо учить говорить весь народ от мала до велика».

Учёные Института живого слова предложили множество проектов и программ развития ораторского искусства. (Г. Виноградов, Г.Винокур и др). Большинство из них не было осуществлено, так как после периода бурного развития ораторского искусства, который символизировал переход государства к новым формам жизни, в начале 30-х годов всякое ораторство как выражение личного свободомыслия было запрещено. «Слово оратора» Виктора Гофмана (1932) была последней книгой, в которой последовательно утверждалась связь риторики и политики:

«Риторические принципы – это переодетые политические принципы, а риторика – мистифицированная политика. Риторика как теория ораторской речи есть как бы суррогат политической теории, руководства политической борьбы».

Ораторское искусство не прекратило своего существования. Ораторская агитация и пропаганда присутствовали в речах политических деятелей, руководителей государства, на предприятиях работники выступали с пламенными речами против империализма или «врагов народа», искренне веря в существование последних. Характерно доверие к «отцу народов» – Сталину, сложившееся в результате не просто запугивания, но и пропагандистских форм нарождающейся массовой информации. Именно в это время сложились массовая пресса и радио, которые могли формировать «единую идею» и вкладывать её в сознание масс. Массовая речевая пропаганда способствовала формированию культа личности и тоталитарного режима.

В Великую Отечественную войну особенно велика была роль объединяющей идеи – и эта идея находила выражение в слове. Риторическую работу по поддержанию народного духа вели не только агитаторы и пропагандисты воинских частей, но и газеты, и радио, и выступления артистов – всё было настроено на то, чтобы словом звать народ на борьбу с захватчиками.

После окончания войны СССР стал могучей державой с сильной военно-экономической базой и коммунистической идеологией. Советский образ жизни, облик советского человека во многом объяснялись характером речи, стилем общения, формами передачи информации и информированности советского общества. У советского человека были определённые идеалы, которые требовалось отстаивать в информационно-идеологической войне с Западом.

Но именно риторически советский человек в этом противостоянии заметно уступал, так как идеология навязывалась сверху, не входила в плоть и кровь каждого человека. Слишком много было формальных речей (на партийных и профсоюзных собраниях), и произносились эти речи «по бумажке» безынициативно и незаинтересованно. Люди чувствовали неискренность говорящего, отчего рождался внутренний протест против такого стиля общения.

Теоретически риторика в это период отсутствовала, хотя именно тогда родилась новая дисциплина – КУЛЬТУРА РЕЧИ– учение о нормах речевого общения в разных областях лингвистического знания: фонетике, лексике, синтаксисе. Много внимания уделялось развитию литературного языка, практической стилистике как умелому употреблению слов и выражений речи. Тем не менее, именно отставание в области информационных технологий, искусственное сдерживание в распространении информации, неумение вести идеологические дискуссии и отстаивать свои взгляды ставило СССР в положение обороняющегося. Психологическая война с Западом была проиграна, хотя мы чувствуем за спиной многовековой опыт русской философской и речевой культуры.

7.Современная риторика. Демократическая перестройка, начатая в 1985 году, внесла элементы нового стиля мысли и речи. Подобно самому вдохновителю перестройки – М.С. Горбачёву – вдруг все заговорили без бумажки, стиль общения стал демократически свободным, люди стали свободно высказывать собственное мнение, но не всякое свободное суждение может быть осмысленным и ответственным. Отсутствие серьёзной и продуманной программы переустройства России порождало не только безответственные поступки но и демократически сниженный стиль общения,который выразился в вульгарной и грубой «свободе» речи. Такими стали, например, передачи радиостанций. Их стиль состоит в готовности говорить всё что угодно. Без «цензуры». А цензура для каждого из нас – внутренний вкус, понимание того, что существуют понятия истины и красоты, которые можно выразить словами. 90-е годы стали переходом к новому образу жизни. Изменилась идеология общества, экономика начала работать по рыночным законам, меняется и образование (содержание предметов обучения, появление новых дисциплин). Люди стали меньше читать, они больше времени проводят у телевизора, основную информацию многие получают из Интернета, изменяется и стиль общения в разных областях деятельности (политике, предпринимательстве, СМИ). Мы живём в напряжённую эпоху развития мировой цивилизации, которая связана, прежде всего, с новыми информационными технологиями. А это и напряжённая жизнь языка, интенсивное общение. Однако мы остаёмся людьми, несущими в себе память предков, их мысли и слова, никуда не исчезли и не исчезнут прежние формы общения: мы также будем общаться в семьях, с друзьями и знакомыми, по-прежнему требуется умение писать. Нельзя представить будущее без книги. Новая современная риторика должна научить людей пользоваться всеми видами слова, понять значение языка для организации новой жизни, работы, учёбы, взаимообщения друг с другом.


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 18; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV.1. Античная риторика | ГЛАВА V. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.035 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты