КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Европа открывает идею эволюцииВ 1509 г., ровно 500 лет назад, в Венеции была впервые напечатана книга позднеантичного автора, ныне известного как Псевдо-Плутарх. Она именовалась "Epitome" (Сокращение) и содержала краткое изложение мнений античных ученых – в основном, о "физике", т.е. о естествознании. (Греческий оригинал книги с латинским комментарием см. [40]. Там же описаны рукописная традиция и издания книги.) Эта книга до сих пор служит одним из основных источников сведений о философии досократиков и ранних стоиков. Ею воспользовался великий Коперник при обосновании идеи движения Земли, а Джордано Бруно мог черпать из нее сведения о воззрениях античных авторов касательно многочисленности обитаемых миров. Есть там и места, которые позже историки науки отнесли к эволюционным. Таковы фрагменты трудов Анаксимандра, Парменида и Эмпедокла – анализ см. [34]. Например: "Анаксимандр: из влаги порождены первые животные, объемлемые щетинистой оболочкой; выходили же с возрастом превращения на сушу и по облуплении оболочки жили недолго" [40. С. 430]. Его трактовка появления жизни в форме брожения или гниения, а также догадка о превращении некоего рыбообразного животного в человека стали основой построений для многих мыслителей. Тогда же (около 1509 г.) Леонардо да Винчи в своих записях обращался к вопросам, которые мы именуем эволюционными. Первый – о природе ископаемых. В конце рукописной книги, состоящей из разрозненных записей (начата в марте 1508 г.), Леонардо выразил изумление: "Сколь много произошло событий с тех пор, как эта удивительная порода рыб погибла" [22. С. 184]. Трудно сказать, насколько эта реплика свидетельствует о понимании ее автором проблемы вымирания видов, и одной ее мало для отнесения его к эволюционистам-биологам. Зато к эволюционистам-геологам историки причисляют его уверенно, так как в последующих записях Леонардо первый (после античных авторов) понял значение ископаемых остатков животных и растений для воссоздания истории земных толщ. Это – второй вопрос. Геология Леонардо изумительна: он не только дал набросок геологической истории северной Италии и смежных областей, но и высказал прозрения. Например, он был уверен в прежнем прорыве суши там, где ныне Гибралтарский пролив: "И если мы находим устриц вместе огромными семьями, среди которых видишь ты таких, у которых створки еще сомкнуты, это значит, что они оставлены здесь были морем еще живыми, когда прорезан был пролив Гибралтара" [16. С. 238]. Более того, он счел живой и всю Землю, дав начало тому, что позже было названо геофизиологией, а в XX в. – концепцией Геи (о ней см. [34]). Третий вопрос – о единстве строения животных. Признав "человека, первого среди животных" сходным с обезьянами, он дал себе задание изобразить "ноги лягушек, которые имеют большое сходство с ногами человека как в костях, так и в мышцах", а также "ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека" и "ноги какой-нибудь птицы" [16. С. 258-260]. После смерти Леонардо (1519) его записи ходили по рукам, были предметом торга и даже краж. Они несомненно сыграли роль в развитии естествознания. Вскоре Парацельс (1493-1541) писал о сходстве организма и мироздания, Р. Агрикола (1544) – о началах исторической геологии, П. Белон (1555) – о началах сравнительной анатомии. А затем появился собственно эволюционный труд.
|