Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сущность науки и основы научного мышления




Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать.

Сфера исследовательской деятельности направлена на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении для использования на практике. Она включает все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категорийный аппарат, систему научной информации и коммуникаций, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

Понятие науки базируется на ее содержании и функциях в обществе.

Содержание науки:

1) теория как система знаний, являющихся формой общественного сознания;

2) общественная роль в практическом использовании рекомендаций для производства товаров, работ, услуг, выступающих жизненной потребностью людей.

Главная функция науки – познание объективного мира. В общем виде можно выделить следующие функции науки:

1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире;

2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры;

3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук;

4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

Как особая сфера общественной практики наука есть система, включающая подсистемы:

Теории (т.е. накопленные знания в форме категорий, законов, научных гипотез и теорий), опирающиеся на практику, и вместе с тем служащие ей, проверяющие ее и направляющие практику.

Методологии (учение о методе познания), которая есть способ производства новых знаний, их структуризации (в форме понятий, категорий) и их материализации в средствах производства и в воспитании человека.

Кадры ученых, обладающих нужными знаниями, способностями и навыками исследовательской научной деятельности. Людей, занимающихся научной деятельностью, принято называть учеными.

Подсистему информатики, обеспечивающую накопление,

Подсистему научных учреждений: академий, вузов, научно-исследовательских институтов, лабораторий, бюро, экспериментальных баз с соответствующей материально-технической базой.

Предмет науки – это связанные между собой формы движения материи или особенности их отражения в сознании.

Накопительные знания о науке позволили систематизировать их в виде новой науки – науковедения.

Науковедение представляет учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний.

Науковедение – дисциплина, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Любое научное исследование направлено на получение научного знания.

Знание представляет идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Знание – совокупность сведений в какой-нибудь области.

Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

Знание является продуктом общественной деятельности людей, направленной на преобразование действительности.

процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. В основе познания лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью.

Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью. Общая закономерность отношений человека в окружающей действительности: от практики к теории и от теории к практики, от действия к мысли и от мысли к действительности.

Практика является основополагающим началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания.

Однако завершение познания всегда относительно. В процессе познания возникают новые проблемы и новые задачи, подготовленные и поставленные предшествующим развитием научной мысли. Решая эти проблемы и задачи наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между наличным положением вещей и потребностями общества, организации, индивида. Результатом этой деятельности является удовлетворение потребностей. Отмеченное противоречие является источником развития познания и находит отражение в его диалектике.

Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью имеющихся знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

Вся наука, все человеческое познание (приобретение знаний) направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание служит человеку научным средством преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В противоположность истинному знанию заблуждение представляет собой неверное, иллюзорное отражение мира.

Истинное знание существует в виде законов науки, теоретических положений и выводов учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов ученых. Поэтому истинное научное знание объективно.

Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным.

Относительное знание – знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.

Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено будущим.

Однако непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знания в абсолютное, но абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.

Познание включает в себя два уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное – теоретическое. Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на его органы чувств.

Восприятие – отражение мозгом человека предметов или явлений в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие – это первичный чувственный образ предмета или явления.

Представление – вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представление – это образ, который восстанавливается по сохранившимся в мозге следам прошлого воздействия предмета или явления.

Воображение – это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является мышление.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми. Мышление неразрывно связано с языком и не может осуществляться вне его.

Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека.

Логика (как наука о человеческом мышлении и законах, которым оно подчиняется) лежит в основе всех логических методов исследования. Она является простым и практически действенным аппаратом изучения экономики. Основными логическими приемами в исследовании выступают понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятие позволяет выделить в исследуемом предмете самое су­щественное и общее. Как и другие приемы исследования, понятия претерпевают диалектическое развитие, т.е. уточняются, конкретизируются, пересматриваются, в результате чего появляются новые понятия. Последние, нередко могут быть следствием важнейших открытий и изобретений

Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными.

Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов. Наиболее широкие понятия называются категориями, например, в философии – форма и содержание явления, в экономической теории – товар, стоимость.

Единичные понятия относятся всегда только к одному определенному предмету.

Под собирательными подразумеваются понятия, обозначающие целые группы однородных предметов, представляющих собой известное единство, законченную совокупность (производство, транспортный поток).

Конкретные понятия относятся к конкретным предметам или явлениям, а абстрактные понятия – к отдельно взятым признакам этих предметов или явлений.

Особенностью относительных понятий является то, что они всегда мыслятся попарно, например, «начальник» и «подчиненный». Абсолютными называют такие понятия, которые не имеют парных отношений, например, «организация», «предприятие».

По признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные, противоречащие и противоположные.

Тождественными называют такие понятия, которые имеют одинаковое содержание. Это одни и те же понятия, только выраженные в различной словесной форме.

Равнозначные понятия имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию. Так, например, понятия «автор «Капитала» и «основатель научного социализма» хотя и относятся к одному лицу, но указывают на различные его признаки.

Подчиненными называют понятия, которые по содержанию входят в понятия более высокого ранга или более общие.

Соподчиненными являются понятия, связанные по объему (объем двух или более понятий входит в объем какого-либо высшего понятия).

Понятие, которое отрицает положительное понятие, называют противоречащим. Противоречащие понятия не допускают ничего промежуточного; одно понятие начисто исключает другое.

Если понятие указывает не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицаемого утверждается, то такое понятие называют противоположным. У противоположных понятий имеются средние и промежуточные понятия. Раскрытие содержания понятия называют его определением. Последнее должно отвечать двум важнейшим признакам:

1) определение должно указывать на ближайшее родовое понятие;

2) определение должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий.

Понятия характеризуются объемом и содержанием. Объем понятия – это круг предметов, на которые данное понятие распространено. Содержанием называют совокупность признаков, которые объединены в данном понятии.

Определение понятия не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, т.е. соразмерным и не должно определяться самим собой. В ходе развития научных знаний уточняются определения понятий, вносятся новые признаки в его содержание. При этом понятие обобщается или ограничивается.

В научном исследовании обязательно должны присутствовать определения ключевых понятий, которые предлагает или придерживается автор. Определением может завершаться процесс исследования, закрепляться те результаты, к которым ученый пришел в своем исследовании. Без определения понятий возможно ложное толкование мыслей автора исследования.

Определение понятия оказывается возможным в том случае, когда мы знаем, к какому роду оно относится и какие у него видовые признаки. В систематике, системной классификации чего-нибудь род – это группа, объединяющая близкие виды. Установление видовых признаков осуществляется при помощи деления понятия. Делением понятия называется раскрытие всех видов, входящих в состав данного понятия. Если определение имеет дело с содержанием изучаемого понятия, то деление – с объемом понятия.

Деление подчиняется следующим правилам:

1) члены деления должны исчерпывать объем делимого понятия;

2) деление должно производиться с точки зрения одного определенного основания;

3) члены деления должны исключать друг друга.

Основанием деления называется тот признак, который является общим всем видам, входящим в объем данного понятия. Особым видом деления понятий является дихотомия, или двучленное деление, при котором членами деления бывают только два понятия, из которых одно является противоречащим в отношении другого.

Суждение следует рассматривать как форму мышления, утверждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения между различными предметами, определяя истинность или ложность этих связей и отношений. Суждение, как правило, позволяет, отрицать или подтверждать то или иное событие, явление, связь и т. п.

Суждение – это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между предметом и классом предметов.

Суждения делятся по следующим признакам: качеству, количеству, отношению, модальности.

В свою очередь, по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные; по количеству – на общие, частичные и единичные; по отношению – на категорические, условные и разделительные, по модальности – на проблематические, аподиктические и ассерторические. В проблематических суждениях наличие связи понятий отмечается лишь с известной степенью вероятности. В аподиктических суждениях указывается, что связь понятий является безусловно необходимой. Ассерторические суждения указывают только на действительно существующую связь понятий.

Соединение суждений по количеству и качеству приводит к четырем новым видам суждений: общеутвердительному, общеотрицательному, частноутвердительному и частноотрицательному.

К суждению о предмете или явлении человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых вводится новое суждение. Часто умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мышления к действию, практике. Однако следует подчеркнуть, что не всякая последовательность суждений может быть названа умозаключением или выводом. В умозаключении связь двух суждений иногда обнаруживает подчинение, в силу которого одно (основание) обуславливает другое (следствие).

Умозаключения делятся на две категории: дедуктивные и индуктивные.

Дедуктивные умозаключения представляют собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключениях на основании частных случаев приходят к общему положению.

Умозаключения подразделяются также на непосредственные и опосредованные.

В непосредственных умозаключениях от одного суждения приходят к другому. В опосредованных суждениях переход от одного суждения к другому осуществляется через посредство третьего. Если в процессе умозаключения изменяется форма суждения, то говорят об ее превращении, например, утвердительное суждение становится отрицательным, и наоборот. При этом смысл и количество суждения сохраняются.

Умозаключение используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создается новое знание, являющееся следствием известных положений.

Вместе с тем существует логические умозаключения, способные привести к неправильным выводам.

Схемы правильных умозаключений могут осуществляться с помощью различныхлогических конструкций, например:

• если ..., то ...;

• ... или ...;

• ... и ...;

• ... либо ...;

• ... тогда и только тогда .,. и т.п.;

Очевидно, что логика может быть использована для получения объективного результата исследования только при точно формулируемой мысли, имеющей устойчивое и определенное содержание. При толковании одного и того же слова неоднозначно (в случае наличия омонима — слова, звучащего одинаково, но имеющего разное понимание) умозаключение может быть ошибочным. Именно поэтому следует уделять большое внимание употребляемым словам, их смыслу.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты