КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие права в различные исторические эпохи
Исторически первым принято считать древневосточное или рабовладельческое право. Основные его источники: правовой обычай, законы, распоряжения правителей, решения по судебным делам. Характерными чертам древневосточного права являются: закрепление в праве пережитков первобытнообщинного строя, тесная связь с религией, формализм и казуистичность. Древнейшими правовыми памятником предполагаются свод законов шумерского царя Ур-Намму (III тыс. до н. э.), законы вавилонского царя Хаммурапи (вторая половина XVIII в. до н. э.). В основу кодекса царя Хаммурапи легли решения самого царя и высших судебных инстанций. В кодексе естественно отсутствует деление права по отраслям, нормы материального и процессуального характера чередуются между собой. Основное внимание уделено нормам, регулирующим право собственности, брачно-семейные отношения. Существенное место в кодексе уделено договорным отношениям. В Древней Индии общественные отношения регулировались на основе правил поведения, представляющих собой совокупность морально-этических предписаний, основанных на религиозных догмах. Основные источники права в Древней Индии: веды – сборники гимнов и магических заклинаний; дхармашастры – сборники религиозно-правовых предписаний, переплетенных с нормами морали, традициями, правилами торговли, медицины; артхашастры – светские правовые нормы о государственном строе и государственном управлении. Одним из наиболее известных памятников древнеиндийского права являются Законы Ману (дхармашастры) – легендарного составителя законов, носящего имя мифического бога. Этот памятник представляет из себя сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось добродетелью. Главное место в законах отводится закреплению системы варн, их наследственного и профессионального характера, привилегий высших варн. В законах подробную разработку получили обязательственные отношения, вопросы брачно-семейного, уголовного права и процессуальные нормы. Древнекитайские политические и правовые представления выражены в философской форме: даосов, моистов и т.п. Конфуций (Кун Фу-Цзы 551–479 гг. до н. э.) изложил свои взгляды на государство и право в книге Лунь юй («Беседы и высказывания»). Конфуций был сторонником патриархально-патерналистского понимания государства, согласно которому государство рассматривается как большая семья. Императорская власть уподобляется отеческой власти, а отношения правящих и подданных как отношения старших и младших. Правильный путь (дао) составляют такие добродетели, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Мо-Цзы (ок. 479–400 гг. до н. э.) – один из основателей договорной концепции возникновения государства. В античном мире наиболее известным первым правовым памятником являются Законы Драконта. В них оформлялось право частной собственности, устанавливались правила судопроизводства. Наиболее совершенным для своего времени было римское право, которое получило признание в ходе рецепции в средние века в Европе. Древнейшим источником феодального права являлись сборники правовых обычаев, которые назывались варварскими правдами. Наиболее известные из них Русская Правда, а также Салическая правда, Рипуарская, Бургундская и другие. С начала IX в. ведущая роль переходит к местному обычному праву. К примеру, во Франции эти обычаи носили название «кутюмы». Кутюмы были как общие, так и местные, вследствие чего отсутствовала единая правовая система страны. Однако в процессе централизации королевской власти, начиная с XV в., делается попытка упорядочения источников права. Появились официальные сборники кутюмов. Ведущее место стали занимать ордонансы – королевские указы, действовавшие на всей территории страны. В XII–XIV вв. получило широкое развитие городское право. Наиболее известные правовые системы, представляющее средневековое городское право: право Любека, право Магдебурга и др. Существенное влияние на развитие права, особенно гражданского и семейного оказало каноническое право. Особая правовая система сложилась в средневековой Англии. Эта правовая система получила название «общее право». Оно было основано на решении королевских судов. Эти решения основывались в свою очередь на нормах обычного права. Наряду с общим правом в Англии существовало «право справедливости», которое было основано на решениях суда короля или канцлера. Буржуазные революции XVII–XVIII вв. положили начало существенным изменениям в общественных и политических отношениях, способствовали становлению принципиально нового права, основанного на всеобщем юридическом равенстве. Формирование буржуазных государств, развитие торгово-экономических отношений вызвало необходимость рецепции римского права, т. е. заимствования его основных принципов и положений и переработка их применительно к новым историческим условиям.
Вопросы для самоконтроля
1. Социально-экономическая характеристика первобытного общества. 2. Основные теории возникновения государства и права. 3. Общие закономерности возникновения государства. 4. Особенности возникновение государственности в различных странах. 5. Возникновение права. 6. Развитие права в различные исторические эпохи.
|