КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КинесикаОснову кинесики составляют иконические знаки (отношение подобия) – жесты, поза, мимика, походка. По подсчетам английского психолога за час непринужденной беседы мексиканец делает 180 жестов, француз – 120, финн – 1, англичанин – ни одного. Русская традиция носит усредненный характер. Основными непроизвольными жестами являются: · демонстрация открытых ладоней – откровенность, · сжатие кулаков – возбуждение, агрессивность, · прикосновение к носу – неуверенность, ложь, · поглаживание подбородка – момент принятия решения, · протирание стекол очков – пауза, · постоянное отбрасывание волос со лба – беспокойство, Мимика с одной стороны должна демонстрировать открытость коммуниканта, а с другой – скрывать те реальные состояния, которые противоречат целям общения. Основными мимическими выражениями являются – радость, счастье, удивление. Об искренности человеческой эмоции говорит симметрия в отображении чувства на лице. Чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его левая и правая половины. Eye-contact (визуальный контакт) выделяет 3 зоны: · деловой взгляд (треугольник на лбу партнера), · социальный (глаза-губы), · интимный (глаза- солнечное сплетение). Визуальный контакт нельзя избежать, если хотите быть убедительным. При общении с человеком обратите внимание на то, как он смотрит на вас, как долго смотрит, как долго может выдержать ваш взгляд. Любое изменение в обычном выражении глаз – сигнал для собеседника. · «бегающие глазки» - тревога, страх, обман, · блестящий взгляд – возбуждение, · усиленное моргание – обман. Некоторые исследования показывают, что контакт глаз для белых и черных в Америке имеет противоположное значение: для белых требуется прямой контакт, чтобы выразить внимание и интерес, для черных – прямой контакт оскорбителен. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Человеческое тело может принимать до 1000 различных положений. Распространенный позы в европейской культуре: · руки за спиной, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности, · стояние, опираясь руками на стол или стул – ощущение неполноты контакта с партнером, · скрещенные конечности – скептическая защитная установка, · частая смена поз, ерзание на стуле – внутреннее беспокойство. Походка человека – стиль передвижения, выдает эмоциональное состояние. Тяжелая, легкая, вялая, большая длина шага. Такесика: динамические прикосновения, определяются статусом, возрастом, полом, степенью знакомства партнеров. Например, рукопожатия можно интерпретировать так: · доминирующее: рука сверху, ладонь развернута вниз, · покорное: рука снизу, ладонь развернута вверх, · равноправное. Просодикаобозначается с помощью индексальных знаков и связана прежде всего с интонацией. Характер интонации в индоевропейских языках не меняет денотата (значения) слова и становится важным средством выражения коннотативных (оценочных) отношений. Интонация – комплексное средство языка, оно включает в себя мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу. Для русского языка характерно наличие 11 зон эмоциональных состояний (радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев, печаль, презрение, уважение, стыд, обида), каждое из которых передается соответствующей интонационной моделью. Внутри каждой модели можно обнаружить 5-6 оттенков. Как правило, восходящий тон придает значение зависимости и незаконченности, вопросительности, неуверенности, а нисходящий тон - значение независимости и законченности, убедительности. Тембр голоса оказывает влияние на степень доходчивости информации и должен быть связан с ее содержательностью.
Какой должна быть речь: громкой или тихой?Эмерсон предупреждал: не говори так громко, я не слышу, что ты хочешь сказать. К. Прутков учил: что нельзя командовать шепотом, это доказано опытом. Ясно, что степень звучности определяется ситуацией. Пауза – это пограничный сигал, отделяющий друг от друга фразы и предложения. Существуют следующие принципы интонационного членения предложения, паузирования: 1. фонетический - длина звукового отрезка 7-10 слов составляет фразу, 2. структурно-семантический - выделяются главные и второстепенные члены предложения. По продолжительности выделяют короткие, средние (информационный, аналитический стиль), длительные паузы (торжественный, возвышенный характер речи) Темп - определяется количеством слогов или слов в единицу времени. На темп влияют: скорость произношения слов, характер паузирования, интонация, логические ударения. Основное назначение темпа - отделить важное от второстепенного. Средний темп: 70-80 сл/мин. - универсальный, используется во всех стилях. Замедленный - 50-60 сл/мин. - в литературно-художественном стиле. Ускоренный - 90-120 сл./мин.- официально-деловой, научный стили. Ритм - это регулярное чередование однотипных явлений. Ритмичность в прозе - явление неоднозначное. С точки зрения фонетики, ритм - это чередование ударных и безударных слогов, молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, логических ударений, а в семантике - тем, образов, ассоциаций. Проксемикаобеспечивает определенное положение коммуниканта в пространстве, устанавливает между участниками общения значимые отношения. Ален Пиз выделил 4 типа проксемических отношений: · Интимная зона (15-46 см): дети, родители, супруги, родственники, близкие друзья. · Личная зона (46-1,2 м): общение на официальных приемах, дружеских вечеринках. · Социальная зона (1,2 -3,6 м): посторонние, малознакомые люди. · Общественная зона (более 3,6 м) общение с аудиторией Люди Запада воспринимают пространство как пустоту между предметами, а для японца (садовое искусство) пространство это форма среди форм, наделенная собственной конфигурацией. В словаре японцев нет понятия личного пространства, а для араба «быть одному» не означает уединиться физически, а просто перестать разговаривать. Механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую ведет к разрушительным последствиям. Представление о личном пространстве свойственно немцу и отражает национальную тоску по жизненному пространству. Значение открытой или закрытой двери меняется в зависимости от того, где ты находишься – в Нью-Йорке или в Берлине. В Америке заглянуть в дверь – значит все еще быть «вне», а в Германии значит – «уже войти». Желание передвинуть стул поближе к хозяину благосклонно воспримут в Америке и в Италии, а в Германии это будет воспринято как невоспитанность. На уровне BL необходимо подчеркивать то, ради чего пришли. Таким образом, знание основ невербальной коммуникации поможет вам адекватно оценивать вербальную речь говорящего, гармонично сочетать собственную вербальную и невербальную составляющие, что в конечном итоге формирует уровень доверия в коммуникации и способствует ее успеху.
13.2. Практическое задание к семинару по невербальной коммуникации: 1. Как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он: 1. обманывает, 2. сердится, 3. расстроен, 4. заинтересован. 2. Распределите характеристики тона и голоса на положительные, отрицательные и нейтральные. Какие характеристики тона и голоса говорят: · О возрасте говорящего · О душевном состоянии, эмоциях · О здоровье · Об отношении к собеседнику · О самооценке · О положении говорящего в той или иной иерархической системе · Об акустических характеристиках голоса басовитый, высокий, грубый, визгливый, безжизненный, бодрый, гнусавый, воркующий, вкрадчивый, громкий, бархатный, бархатистый, запальчивый, заносчивый, злой, злобный, звонкий, детский, заигрывающий, заискивающий, задорный, задумчивый, дрожащий, залихватский, интимный, дружеский, дружелюбный, истеричный, живой, каркающий, ласковый, ледяной, менторский, низкий, недовольный, натужный, надтреснутый, нежный, надменный, наглый, нахальный, начальственный, поучающий, насмешливый, плаксивый, суровый, резкий, шипящий, самоуверенный, раскатистый, слабый, сонный, старческий, срывающийся, ровный, робкий, спокойный, сиплый, сердитый, расстроенный, рассерженный, строгий, утробный, трепетный, усталый, уверенный, теплый, фамильярный тихий, приглушенный, язвительный, шамкающий, хриплый, холодный, шутливый, монотонный, радостный, грустный, удивленный, замогильный, повеселевший, упавший, приветливый, капризный, сюсюкающий, нудный, писклявый, невнятный, сварливый, сухой, испуганный, глухой, приглушенный, охрипший, гундосый, убаюкивающий, рокочущий, невинный, настойчивый, настырный, равнодушный, бесстрастный, сильный, хороший, ломающийся, издевательский, веселый, унылый, усталый, заговорщический, осипший, простуженный, сорванный, скрипучий, наивный, гортанный, ворчливый, пропитой, прокуренный, елейный, изумленный, громогласный, торжественный, патетический, лукавый, сдавленный, саркастический.
3. «Есть 50 способов сказать «да», 500 способов сказать «нет» и только один способ написать эти слова».
|