КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОТТОК УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЮРоссийские правители охотно вербовали украинских преподавателей и выпускников, предлагая им высокие церковные и государственные должности в Российской империи. В частности, Петр I предлагал работать с ним Феофану Прокоповичу, С. Яворскому, Симеону Полоцкому. В период с 1700 по 1762 гг. свыше 70 украинцев и белорусов заняли высшие церковные должности в империи, тогда как русские — 47. Огромный вклад в живопись внесли украинские художники Д. Левицкий и В. Боровиковский, в скульптуру - М. Козловский и И. Мартос; в музыку — М. Березовский, Л. Ведель, Д. Бортнянский — они положили начало украинским и российским традициям хоровой музыки. В 1760—1780 гг. сформировалась первая школа украинской архитектуры, основателями которой являлись А. Квасов, Ф. Савич, М. Мощипанов. В 1746 г. в гетманской резиденции Глухове создана школа для певцов и музыкантов, готовившая кадры для хоров и оркестров не только Украины, но и России. Среди профессоров Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения России — было 95 профессоров из Киевской академии, а из 21 ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были могилянцами. Во второй половине XVIII в. в состав демократической российской интеллигенции входили выпускники Киевской академии Я. Козельский, л. Сичкарев, И. Полетика, С. Гамалия, В. Рубан и др. Среди них были талантливые пропагандисты идей равноправия, республиканского государственного строя, популяризаторов знаний, переводчиков трудов известных гуманистов и просветителей Европы. Общими усилиями украинских и российских деятелей культуры формировалась идеология просвещения в России.
ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: 1722 - 1795 гг. Несомненно, самым самобытным украинским мыслителем этой эпохи был Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, он в 12 лет поступает в Киевскую академию. Владел латинским, греческим, польским, немецким и церковно-славянским языками. С 1751 по 1769 гг. Сковорода с перерывами преподает этику в Переяславском и Харьковом коллегиумах. Из-за враждебности церковной верхушки к его неортодоксальным взглядам и политическим методам Сковорода вынужден оставить преподавательскую деятельность и последние 20 лет вести жизнь странствующего философа. Именно в тот период он написал свои основные философские труды — «Диалог», «Нарцисс. Разговор о том, как узнать себя» . Идеи Сковороды основаны на критике социального неравенства, возвеличивании трудящегося человека, отождествления бога с природой; отстаивая вечность материи, Сковорода создал концепцию трех миров: бесконечного мира макрокосмоса; микрокосмоса, которым является человек; «символичного» мира библии. Он осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, широко пропагандировал ненавистное церкви учение Коперника. Гуманистические идеалы Сковороды ярко проявились в его поэтическом творчестве. В сборниках «Сад божественных песен» и «Басни харьковские» он рассматривает важнейшие проблемы своего времени, утверждает высокие моральные качества человека. Многие его высказывания вошли в народные песни и думы. Рассказывают, что Сковорода написал такую автоэпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал» Многогранная творческая деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии общественно-политической мысли XVIII в.
|