КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЧИНЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯБыло вызвано: 1. Ростом феодального гнета всоставе Австро-Венгрии (увеличение феодальных повинностей крестьян), суровым бюрократическо-полицейским режимом и др. 2. Возрастанием национального гнета (запрет на преподавание украинского языка в школах и культурно-общественных учреждениях, насаждение немецкого языка, стремление Австро-Венгрии ассимилировать украинское население и др.). Пионерами национально-освободительного движения в Галиции были: Иван Могильницкий - священник г. Перемышля, который в 1816 г. при поддержке епископа М. Левицкого организовал «Клерикальное товарищество» с целью распространения в крестьянской среде религиозных текстов на украинском языке; написал первую в Галичине «Грамматику» украинского языка и научный труд «Сведения о русском языке», в котором доказал ошибочность распространявшихся утверждений об украинском языке как диалекте русского или польского языков, доказав, что украинский язык является равноправным восточно-славянским языком. В 1833 г. во Львове организовано общественно-культурное объединение «Русская тройка». Основателями его были М. Шашкевич, Я. Головацкий, И. Вагилевич—студенты Львовского университета и одновременно воспитанники греко-католической духовной семинарии.
Своей целью они ставили борьбу против социального, политического и духовного угнетения украинских земель, поднятие украинского самосознания через постепенное превращение бытового украинского языка в литературный, знакомство с историей и традициями украинского народа; издали написанные в духе романтизма альманах «Зоря» (из-за цензуры не вышел в свет) и «Русалка Днестровская», где помещали исторические статьи о подвигах казачества, С. Наливайко и др. героев народных восстаний, украинские песни, народные предания и т. п. «Русалку Днестровскую» высоко оценили Т. Г. Шевченко и И. Франко, а австрийское правительство конфисковало весь тираж, кроме одного экземпляра, переданного библиотеке Львовского университета. После этого члены «Русской тройки» опубликовали ряд статей за рубежом (в Лейпциге и др.), где осуждали феодальные порядки, цензуру, национальный гнет в Галиции. Деятельность «Русской тройки» протекала в тот период, когда значительная часть интеллигенции Красной и Галицкой Руси была полонизованной, онемеченной, мадьяризованной. Среди ряда местных деятелей тогда господствовала идея о возрождении народного языка лишь на основе латинского алфавита. Для Австрийской империи деятельности членов «Русской тройки» угрожала, не только «вторжением славянизма но и ростом симпатии к православной части восточной Европы. Значение — способствовали росту украинской культуры и самосознания населения, были борцами против национального и духовно гнета в западно-украинских землях.
|