КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЯВЛЕНИЕ МАСОНСТВА НА УКРАИНЕПосле войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. на Украине возникает ряд масонских организаций. В 1818—1825 гг. ложа «Любов до істини» существовала в Полтаве. Инициатором ее создания был И. Котляревский, а руководителем князь Н. Репнин. Масонскую ложу « Малороссийское тайное товарищество» в Киеве создал уездный маршал В. Лукашевич, защищавший идею объединения Украины с Польшей. Масонские принципы всечеловеческого братства проповедовала «Поповская академия» А. Палицына в Харькове. Тяготение к республиканской форме правления проявилось в период 1812 года, когда дворяне Полтавщины мечтали о победе Наполеона над имперской структурой России. Кирилло-Мефодиевское общество (1846—1847 гг.), его руководители и программные документы: В 40-е годы XIX. в. в университетах Киева и Харькова вокруг революционно настроенной профессуры объединяется передовая общественность, В январе 1846 г. в Киеве возникает тайная политическая организация - Кирилло-Мефодиевское общество (КМО), названное в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Организатор КМО: Николай Костомаров - преподаватель Киевского университета, магистр истории, Николай Гулак - чиновник канцелярии генерал-губернатора и Василий Белозерский - студент Киевского университета. Тесную связь с КМО поддерживал Т. Г. Шевченко. Всего КМО насчитывало 12 человек. Программные цели КМО: члены братства являлись типичными украинофилами. Кроме цели уничтожения самодержавия, крепостного права, ликвидации социального неравенства, введение всеобщего образованиям они ставили своей задачей пропагандировать идею объединения всех славян в федеративной республике на основах суверенности. Эти задачи были изложены в «Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия» и «Книге бытия украинского народа». В них отражены идеи христианского социализма, природного права, просветительства, соборности украинского народа. И если русские славянофилы «болели русским мессианизмом, то братчики были уверены в особой мессианской роли Украины, под эгидой которой должен был функционировать Славянский Собор. Практическая деятельность КМО: распространяли революционные произведения Т. Г. Шевченко и др. авторов; составляли и распространяли революционные прокламации («Братья украинцы», «Братья великороссы и поляки»), в которых призывали славян к единству в борьбе с царизмом; установили контакты с петрашевцами в России, польскими, литовскими, чешскими революционерами; занимались просвещением народа (П. Кулишом был написан первый учебник по истории Украины - «Повесть об украинском народе» для детей старшего школьного возраста, опубликованный в 1846 г. в Петербурге и др).
|