КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Признаки праваОсновные признаки права следующие. 1. Содержание права составляют определенные нормативно-правовые предписания (нормы права, легальные дефиниции, принципы права и т.п.), т.е. правила поведения, распоряжения, веления, требования. Например, в ст. 57 Конституции РФ записано: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". 2. Данные веления внешне выражены в нормативных правовых актах и иных формах права. Так, приведенное выше положение записано в Основном законе государства. 3. НПП и закрепляющие их юридические источники (формы) права тесно взаимосвязаны между собой, образуют единую систему. Например, право собственности закрепляется (охраняется и т.п.) конституционным (ст. 8, 35 и др.), гражданским, семейным (гл. 7 СК РФ), уголовным (гл. 21 УК РФ) и другими отраслями права. 4. Право носит общийхарактер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам (lex uno ore omnes alloguitur – закон говорит со всеми одинаково); во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев. Например, "по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой" (ст. 567 ГК РФ). В-третьих, в основе права, считал Г.Ф. Шершеневич, лежит "общеполезность". По его мнению, законы должны издаваться в интересах общего блага. Поэтому важно, чтобы законодательная власть "была правильно организована, чтобы она возможно точнее отражала взгляды и потребности самого народа" (см. [6. С. 63]). Причем НПП, составляющие содержание права, не должны быть слишком общими, поскольку тогда они перестают быть надежным руководством для юридической практики (Р. Давид) и, как известно еще с незапамятных времен, in generalibus versatur error (общие выражения плодят ошибки). 5. Право обязательно для всех членов общества. «Obedientia est legis essentia” –“послушание есть сущность права». 6. Обязательность права обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия. Еще древние говорили о том, что "где право, там и средства его защиты" (ibi jus, ibi remedium). Поэтому мы согласны с Г. Канторовичем и Ж. Карбонье, что право обладает таким существенным признаком, как "юстициабельность". "Праву свойственна не просто возможность оспаривать, а определенным образом организованная возможность такого рода, институт оспаривания ... Этот институт оспаривания имеет определенную форму, а именно процессуальную, завершаемую решением. Процесс и решение – такие психосоциологические феномены, которые настолько чужды всем социальным неправовым явлениям и настолько специфичны для права, что наиболее правильным представляется избрать именно их в качестве критерия юридического... Юстициабельность – лишь возможность решения (eventus judicii), но не само реальное решение, а тем более осуждение... Юстициабельность охватывает значительно более универсальный круг явлений, включающий всякое обращение к судье-арбитру (любому компетентному субъекту. – В.К.), даже если оно не облечено в предписанные формы и представляет собой не более чем простую жалобу" (см. [6. С. 64]). 7. Право представляет результат интеллектуально-волевой, творческой деятельности (правотворчества). А поскольку человеческая деятельность содержит материальный и духовный субстрат, то право безусловно представляет собой продукт правосознания (в нем отражены и с ним связаны определенные переживания, представления, идеи, установки и т.п.). Причем в праве находят отражение и некоторые бессознательные моменты человеческой психики. Поэтому проблема интуитивного в праве, юридической деятельности, да и правовой системе в целом, требует самостоятельного и глубокого осмысления. С другой стороны, право есть внешне выраженное, объективированное образование. 8. Следует особо подчеркнуть, что правотворчеством (творчеством права) занимаются как государственные учреждения, так и негосударственные организации (органы местного самоуправления, некоторые общественные объединения и т.д.). Даже в тех случаях, когда субъектом правотворчества выступает отдельный индивид (должностное лицо, индивидуальный предприниматель и др.), в праве в конечном счете отражается его коллективный, организационный, властный характер (власть здесь рассматривается как определенное организационное воздействие на сознание и поведение людей). По мнению Ж. Гурвича, право и все юридическое рождается в недрах различного рода человеческих сообществ и представляет собой явление коллективное (см. [6. С. 65]). 9. Право – это правда (праведность) жизни, "истина на деле" (В. Даль). Jus est norma recti – право есть мерило правильного. Оно призвано верно отражать реальную действительность. Но это не означает, что право только копирует уже сложившиеся общественные отношения. Тогда его роль в обществе была бы весьма незначительна. Право должно действовать на "опережении", способствовать возникновению новых общественных отношений, формированию прогрессивных социальных условий и предпосылок для их успешной реализации. 10. Право представляет собою такую систему общеобязательных, властных, гарантированных НПП, которая отражает (должна отражать) идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественного порядка (безопасности). В литературе отмечается тот факт, что в указанные идеи в различных странах и в различные исторические эпохи вкладывается различное содержание. Действительно, это так. Поэтому и право в различные исторические периоды своего развития и в различных ПСО неодинаково по содержанию и форме, функциям и т.д. Однако следует иметь в виду, что во все времена и во всех странах эти идеи заключали в себе нечто конкретное и постоянное, определяющее место и роль человека (личности) в государстве, экономической, политической и правовой системах общества. 11. Право – особый социальный регулятор поведения. Специфическое его регулятивное начало выражают все перечисленные выше признаки права, которые позволяют ему выступать в качестве особого мерила (меры) свободы и справедливости, поведения и ответственности, инструмента достижения общественной солидарности, согласия и компромисса. Можно выделить и другие черты права, позволяющие обстоятельнее и глубже исследовать его природу и определенные качества. Однако и отмеченные уже признаки дают соответствующее представление об отличии права от иных социальных регуляторов поведения, возможность показать относительно самостоятельное его место в ПСО. Глава 5. Содержание права (общая характеристика) Глава 5. Содержание права (общая характеристика) Монистический и плюралистический взгляды на содержание права Многоаспектный анализ понятия права позволяет по-новому подойти и к его содержанию. При исследовании этого вопроса в отечественном правоведении существует два подхода: плюралистический и монистический (подробнее см. [6. С. 66]). Так, представители первого направления указывают, что в содержании права необходимо выделять интеллектуальную, классово-волевую и специально-юридическую стороны (Т.В. Кашанина), политические, идеологические и собственно-регулятивные элементы права (В.В. Лазарев). С.С. Алексеев анализирует экономическое, политическое, моральное, психологическое и собственно юридическое содержание права, а также интеллектуальную и волевую его стороны (см. [6. С. 66-67; 27. С. 281-282]). Ученые, представляющие монистическое направление (Д.А. Керимов, А.Ф. Шебанов и др.), считают, что в праве существует единое и неделимое его содержание. Так, Д.А. Керимов, например, пишет, что "в праве нет материального, экономического или фактического, политического, классово-волевого, интеллектуального и иного содержания, а имеется единое, особое и совершенно определенное содержание: общая воля государственно организованного господствующего класса, конкретно выраженная в правовой системе в целом и проявляющаяся в каждом отдельном правиле поведения, закрепленном в правовой норме" (см. [6. С. 67]). Подчеркивая, что "содержание права есть продолжение его сущности в специфическом для данного феномена выражении", Ф.Н. Фаткуллин также пишет об "однородном, исключительно юридическом характере содержания права..." (Там же). Однако ни Д.А. Керимов, ни Ф.Н. Фаткуллин не видят серьезного противоречия в своей позиции, которое заключается в том, что в самой сущности права (а сущность есть сторона, момент содержания) они выделяют материальные, социально-психологические, политические и специально-юридические его аспекты [44. С.98-195; 32. С.172-181]. На наш взгляд, оба подхода (особенно монистический), страдают существенной ограниченностью. Дело в том, что содержание права составляет вся совокупность его элементов и свойств. Кроме того, нужно иметь в виду, что в праве соединены вместе различные его субстанции: экономическая и политическая, нравственная и религиозная, логическая и языковая, философская и психологическая, социологическая и юридическая, историческая и другие. Кратко рассмотрим отдельные из них. Философское содержание права выражается в том, что оно представляет собой определенную меру, степень свободы. В философии права Г. Гегеля термин "право" употребляется, например, как 1) свобода ("идея права''); 2) форма и ступень свободы ("особое право"), 3) особое право, выраженное в законе ("положительное право"). "То, что есть право в себе, – пишет он, – положено в своем объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право". То есть превращение права в себе в закон в процессе законодательной деятельности придает праву форму всеобщности и подлинной определенности (см. [6. С. 68]). Одна из социологических сторон содержания права видится в том, что в праве заключена разнообразная социальная информация, которая может быть как прескриптивной (предписывающей), так и дескриптивной, т.е. описывающей. Отрицание некоторыми авторами (А.Ф. Черданцев и др.) дескриптивной правовой информации не совсем убедительно. Дело в том, что НП и иные НПП устанавливают не только то, что должно быть, но и фиксируют, закрепляют то, что уже есть, существует в реальной жизни. Дескриптивной, например, является информация, содержащая описание признаков юридического лица или преступления. Психологическое содержание права составляют прежде всего общая воля социальных слоев и классов (в первую очередь господствующих, властвующих, государственно и иным образом организованных), а также основополагающие идеи (принципы) и другие психические элементы, имеющие императивно-атрибутивный, юридический характер. Политическое (социально-политическое) содержание заключается в том, что в праве в той или иной степени находят отражение и закрепление политические потребности и интересы, установки, программы, задачи-цели определенных классов, наций, народностей, сословий, социальных и политических групп, их объединений и организаций. Мы уже обращали внимание на нравственное содержание права, на то, что во всех странах и самых разнообразных сферах общественной жизни право всегда стремится связать себя с моралью (см. [6. С. 68]). Учитывая объективно-субъективный характер права, а также логические формы его выражения, можно, видимо, говорить об интеллектуальном (логическом) содержании права. Многие авторы, рассматривающие право как систему НП (Е.В. Васьковский, Н.Г. Александров, П.М. Рабинович и др.), считают, что в логическом плане эти НП представляют собой не что иное, как суждения. "Любая правовая норма, – пишет В.К. Бабаев, – ...как, впрочем, и иное законодательное положение, нормой не являющееся, обладает всеми признаками суждения… Это обстоятельство, – продолжает он далее, – имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, ибо знание логической природы юридической нормы и иного правового предписания, т.е. трактовка их как суждений, обязывает законодателя в процессе правотворческой деятельности наряду с другими требованиями строго соблюдать законы традиционной логики" (см. [6. С. 69]). Поэтому трудно согласиться с позицией А.Ф. Черданцева, который считает, что "признание норм права в качестве суждений не имеет никакого научного, эвристического значения" (Там же). Право, да и вся ПСО в целом, – это своеобразный логико-языковой феномен. Право – это мысли, выраженные в языке. Не случайно поэтому представители исторической школы права его генезис связывают с развитием языка. Определенные формы юридического мышления находят здесь соответствующее воплощение в словах, словосочетаниях, предложениях. Как верно отмечает В.И. Кириллов, "суждение и предложение образуют неразрывное единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в рассуждениях" [41. С. 62]. В силу сказанного можно выделить языковую (имеются в виду языки естественные и искусственные) сторону содержания права. "Под содержанием права следует понимать его сюжет, – пишет А.В. Сурилов, – то есть совокупность предписаний нормативного характера различного уровня общности в их связях и соотносимости, в динамике. Этот аспект содержания права весьма актуализирует проблему языка юридических законов, который должен отвечать требованиям на точность, доступность и краткость" (см. [6. С. 70]). Под юридическим содержаниемправа одни авторы понимают НП; другие – нормативные установки; третьи – НП и правосознание; четвертые – НП и правоотношения; пятые – НП, правоотношения и правосознание; шестые – субъективные права; седьмые – НП, субъективные права и юридические обязанности; восьмые – НП и принципы права; и т.д. (подробнее см. [16; 28; 36; 49; 54; 87-91; 102]). Весьма непоследовательной и порой трудно объяснимой является позиция С.С. Алексеева. В начале 80-х гг. прошлого века он писал, что «непосредственное содержание права (т.е. его субстанция, плоть, «вещество», из которого оно состоит) складывается из норм – правил поведения общего характера» [16. Т. 1. С. 94]. В последующем в юридическое содержание права он включает НП, субъективные права, обязанности, юридическую ответственность, правовые гарантии и другие элементы (см. [71. С. 282-283]). Он пишет, что «сами по себе нормы – вовсе не единственный компонент содержания права. Материю права наряду с юридическими нормами и на их основе образуют также индивидуальные предписания, санкции, меры защиты, юридические факты и некоторые другие явления правовой действительности» [71. С. 273]. По поводу приведенных здесь положений можно лишь только вместе с С.С. Алексеевым произнести: «Как объяснить все это?» [Там же]. Если честно, то не знаю! На наш взгляд, юридическое содержание права составляют НПП. В русском языке слово «предписание» трактуется как письменное распоряжение, приказ (см. [40. С. 501]). Понятие «нормативно-правовое предписание» позволяет охватить все элементы юридического содержания права (принципы, нормы и т.п.), весьма удачно соединить психологический и социологический, логический и языковый, юридический и иные его аспекты. Основными, ведущими элементами в юридическом содержании права являются принципы и НП. Относительно самостоятельное место занимают другие, так называемые «нестандартные», «нетипичные» НПП: легальные дефиниции, нормативные справки, формулы, рисунки, цели и т.д.
|