КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание и практика. Диалектика чувственного и логического.В качестве важнейших форм практики, как правило, выделяют четыре, хотя их можно выделить и значительно больше. Во-первых, чувственно-предметная практика, с которой сталкивается каждый индивид в своей повседневной жизни. Во-вторых, материально-производственная практика, как область деятельности, без которой не может существовать человек, не приспосабливая природу и природные материалы для своих нужд. В-третьих, социально-преобразующая деятельность, — деятельность направленная на то, чтобы общественная жизнь все полнее отражала потребности живущих в обществе людей. В-четвертых, научный эксперимент — та область практики, которая открывает окно в завтрашний день во всех областях человеческой жизни. Практика в процессе познания выполняет целый ряд функций. В качестве основных функций можно выделить четыре. Во-первых, практика является источником познания, поскольку все знания вызваны к жизни главным образом потребностями практической деятельности людей. Во-вторых, практика выступает как основа познания и его движущая сила. Практика пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от начала и до конца. Она служит основой познания и потому, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, сложным оборудованием, то есть всем тем, без чего современный познавательный процесс не может быть успешным. В-третьих, практика является целью познания, ибо познание осуществляется не ради простого любопытства, а для обеспечения ближних и отдаленных целей практики. В-четвертых, практика представляет собой решающий критерий истинности знаний, поскольку, будучи приобретенными ради практики, они на практике проверяются, уточняются. Практика позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Общая характеристика чувственной ступени познания. Познание, как известно, бывает чувственным и рациональным. Рациональное познание исходные посылки своей деятельности берет из чувственного познания. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для чувственного познания характерны: непосредственность (прямое воспроизведение отражаемого объекта), наглядность и предметность возникающих образов, воспроизведение объектов познания на уровне явления, т.е. их внешних свойств, которые могут быть восприняты органами чувств человека. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта. Такими отдельными свойствами и сторонами познаваемого объекта могут быть цвет, звук, контуры, температура, запах и т.д. Восприятие представляет собой синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. Оно является результатом деятельного, активного отношения человека к познаваемому миру. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, температуры и других характеристик предмета в единое целое, позволяющее судить об этом и именно об этом предмете или объекте познания. Важной чертой восприятия является его тесная связь с ранее приобретенным опытом. Ошибки в восприятии возможны потому, что оно сопряжено с узнаванием. Воспринять то, с чем уже приходилось встречаться ранее, легче, чем создавать образ того, с чем никогда не встречался. Для узнавания предмета не обязательно ощущать все его качества, достаточно отдельных параметров, например, цвета, формы и т.д. Восприятие субъективно, поскольку мы замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в конкретный момент выходит за пределы наших интересов. Представление — наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения. По сравнению с восприятием, оно является более обобщенным образом действительности, который служит ступенькой для перехода к рациональному отражению действительности. В отличие от восприятия, представление обычно менее отчетливо, расплывчато. Представление базируется не только на реальном опыте, но и на сведениях, почерпнутых из книг, газет, радио и телепередач. В формировании представления велика роль фантазии и воображения, а поэтому в нем нередко причудливо переплетены реальные и вымышленные элементы, детали.
|