КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура Киевской Руси.Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень развития культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, уже в Х веке новый алфавит проникает на Русь. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. В начале XI века грамотность проникает в среду феодалов. Особенно яркой в этом отношении была личность Ярослава Мудрого. Он создал княжеские мастерские по переписке книг, собрал большую библиотеку в Софийском соборе Киева. Об уровне образования жителей Киевской Руси свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. К этому времени относятся первые дошедшие до нас древнерусские книги - «Изборники», сделанные для сына Ярослава Мудрого. Зарождается и древнерусская литература. Возникает летописание - древнейший летописный свод «Повесть временных лет» (создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря - Нестором). Он был не только летописцем, но и талантливым писателем. Написал «Житие Феодосия», основателя Киево-Печерской обители, а также «Чтение о житии и о погублении святых Бориса и Глеба».Подъем национального чувства проявился в деятельности Иллариона, первого киевского митрополита из славян, а не византийца по происхождению . В своем «Слове о законе и благодати» он восхваляет не только князя Владимира, но и красоту русской земли. Выдающимся достижением литературного творчества является «Слово о полку Игореве». Это произведение посвящено походу новгород-северского князя Игоря на половцев (1185 г.). Основной идеей автора этого произведения был призыв к единению русских земель, к преодолению междоусобиц. Новая тема возникла в русской письменности с Батыевым нашествием. Первый отклик на это бедствие - «Слово о погибели Русской земли», также свидетелем событий был и автор «Повести о разорении Рязани Батыем». В этих произведениях слышен призыв к сопротивлению неприятелю. Устное творчество. Необходимо подчеркнуть, что культура Киевской Руси имеет своими корнями не только христианские (византийские) традиции, но и более древние - языческие. Основу этих древних культурных традиций составляло устное творчество. Больше всего сохранилось сведений о былинах, где нашли отражение конкретные исторические факты и персонажи. Наиболее известными является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. Развитие устного творчества никогда не прерывалось и дошло до нас как свидетельство разных эпох русский истории. Оно на протяжении веков было одним из немногих светских влияний на развитие культуры. Архитектура.Достигает большого развития. К сожалению многое не сохранилось. Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. У восточных славян не было опыта возведения каменных построек, поэтому первые каменные здания созданы византийскими мастерами. Большинство памятников древнерусского зодчества - церкви. Как же был устроен храм тех времен? В сознании наших предков он олицетворял вселенную. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Поl куполом-небом разворачивалось литургическое действие. Византийская традиция была связана с кресто-купольной конструкцией церковных сооружений - это два свода, которые пересекались под прямым углом (в плане своды эти образуют крест). На месте пересечения сводов водружался купол, поддерживаемый световым барабаном. Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах. Чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. В Киевской Софии было более 40 внутренних опор. Храм делился на нефы. Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары. Венчали храм купола. Их форма менялась в русском зодчестве. В Киевской Руси купола были яйцевидные (заимствование из Византии - Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве) и шлемовидные (Новгородская София). Храм всегда ставился алтарем на восток. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полукруглые выступы, где размещается алтарь. В древней Руси был распространен так называемый перспективный портал - несколько вставленных друг в друга и уходящих в глубь стен арок на колоннах. В 989 г. князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь - это был первый опыт каменного строительства на Руси. При Ярославе Мудром был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. В это же время храмы, посвященные святой Софии были построены в Новгороде и Полоцке. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а раствор, скреплявший эту плинфу, был необычайно прочным. Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом был белый известняк. Особый размах строительства здесь был при Андрее Боголюбском. Во Владимире воздвигнуты Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота и др. Шедевром древнерусской архитектуры Северо-Восточной Руси считается церковь Покрова на Нерли. Для архитектуры этой части Руси характерна резьба по камню (выступающие пилястры, барельефы). В конце XII- начале XIII веков Зодчество характеризуется декоративностью, нарядностью. Ярким памятником этого периода является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой по камню. Древняя Русь - это множество городов и укрепленных поселений. Недаром в те времена она называлась гардариком - страной городов. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство Руси в основном носило церковный, культовый характер. Это хорошо видно на примере Софийского собора в Киеве. Он был украшен фресками и мозаикой. В соборе сохранились не только религиозные изображения, но и бытовые сценки: изображение семейства Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. почиталась в древней Руси и икона. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - икона Владимирской богоматери. Ремесленное производство. Большого развития достигло литейное и кузнечное дело, а также ювелирное искусство. Древнерусские «златокузнецы», используя сложнейшую ювелирную технологию: скань, зернь, перегородчатую эмаль, делали красивейшие украшения, ценившиеся во многих странах.
|