Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Русская культура в первой половине XIX века.




Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине, как, впрочем, и всего XIX века, развитие отечественной культуры многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем новым, что естественно вырастало из потребностей страны, а с другой - западным влиянием на русскую жизнь. Следует также отметить, что большое влияние на рост национального самосознания, русскую культуру оказала Отечественная война 1812 г.

Просвещение и наука.В области развития просвещения важнейшим событием было учреждение министерства просвещения (1802 г.). Факт его появления свидетельствовал о внимании власти к вопросам образования. В 1804 г. проводится реформа среднего и высшего образования. Основной формой среднего образования становится гимназия. Наряду с Московским в первой четверти XIX века основываются университеты в Петербурге, Казани, Вильне, Дерпте. По уровню преподавания и образовательным программ им мало уступали лицеи (Царскосельский, Ришельевский, Демидовский, Нежинский). Создаются учебные округа, в которых университеты были поставлены во главе всех средних и низших учебных заведений. В области научных знаний, наряду с накоплением фактов, интенсивно начинают развиваться естественные науки. Н.И.Лобачевский создал новую систему так называемой неевклидовой геометрии. В физике открытия В.В.Петрова, Э.Х.Ленца, Б.С.Якоби значительно продвинули знания в области тепловой и электрической энергии, создав условия для их практического применения. Открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории стало значительной вехой не только для русской, но и мировой астрономии. В начале века в первые в русской истории состоялось кругосветное плавание под руководством И.Ф.Крузенштена и Ю.Ф.Лисянского. Русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1821 г. открыли шестую часть света - Антрактиду. Русская историческая наука в первой половине XIX века в значительной степени развивалась под впечатлением «История государства Российского» Н.М.Карамзина. В целом первая половина XIX века отмечена прогрессом в области просвещения. Хотя политика и Александра и Николая по отношению образования носила двойственный характер. Было понимание необходимости народного образования и одновременно опасение, что образование широких масс приведет к распространению нежелательных для правительства идей. Отсюда стремление власти ограничить свободу преподавания, гонения на самостоятельных учителей и профессоров. Аналогичные меры принимались и в отношении печати. Вводится цензура. Особенно ужесточается контроль над образованием и печатью после подавления восстания декабристов. Николай 1 чутко уловил опасность распространения свободолюбивых идей именно со стороны образования, печати и литературы.

Литература первой половины XIX века.На рубеже XVIII-XIX веков в литературе классицизм сменяется сентиментализмом. Главою сентиментального направления стал Н.М.Карамзин. Однако и сентиментальная литература, воздействуя на чувства читателей, мало затрагивала реальную жизнь. Разлад между идеалом и действительностью привел вскоре на смену сентиментализму романтизм В.А.Жуковского, юного Пушкина. В произведениях романтизма изображались сильные страсти, герои действовали в необычной обстановке; шло переосмысление народной фантазии, проявлялся интерес к национальному прошлому. Наиболее ярко представление о литературе русского романтизма дают стихотворения М.Ю.Лермонтова.

«Золотой век» в русской литературе начинается с А.С.Пушкина. Он является основоположником русской классической литературы. Творчество Пушкина В.Г.Белинский определил как поэзию жизни, поэзию действительности. Вслед за Пушкиным традиции русской литературы в первой половине XIX века развивали М.Ю.Лермонтов и Н.В.Гоголь. В творчестве Гоголя критический реализм достиг особой остроты.

Последние годы дореформенной эпохи (1845-1855гг.) были, пожалуй, самими тяжелыми для русской литературы XIX века. После революционных событий в Европе цензура обрушилась не только на передовой «Современник», произведения Пушкина, Гоголя, славянофилов, но даже на М.П.Погодина, Ф.В.Булгарина, любимца царской семьи В.А.Жуковского. Чуть позже власти признали деятельность цензуры в 1845-1855гг., как цензурный террор. Но именно в эти годы начинали свою творческую деятельность цвет русской литературы второй половины XIX века: А.К.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой.

Живопись.В академической живописи второй половины XVIII века считалось недостойным искусства писать то, что видишь вокруг. А.Г.Венецианов одним из первых русских XVдожников пытался в начале XIX века отобразить жизнь такой, какой она есть. Его картины «Гумно», «На пашне», «На жатве» являлись робкой попыткой отобразить живые сцены сельского быта.

В первой половине XIX века господствующее положение по прежнему занимала академическая живопись. Явлением не только в живописи, но и общественным событием стала картина К.П.Брюлова «Последний день Помпеи» (1836г.). Впервые картина русского XVдожника получила европейскую известность. «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день» (Баратынский). Однако Брюллов работал в отживающих классических формах и его живопись утратила привлекательность для современников.

Покончить со старым направлением, т.е. академическим классицизмом, внести в живопись жизнь и правду, по замыслу А.Иванова, должна была его грандиозная картина «Явление Христа народу». Но когда он ее закончил (а писал он ее почти всю жизнь), то все переменилось: время, люди и сам XVдожник, который понял, что русскому обществу нужно что-то другое. Предвестником этого «другого», критического направления в русской живописи, стал П.А.Федотов. Его «Свежий кавалер», «Сватовство майора» отражали неприкрытую действительность николаевской России.

Архитектура.В начале XIX века в архитектуре стал доминировать стиль ампир (имперский стиль). Он достиг высокого уровня в синтезе архитектуры с монументальной скульптурой. Ампир позволил отразить во многих постройках того времени пафос победы, одержанной в войне 1812 года.

Крупнейшим архитектором этого времени был К.И.Росси Своими монументальными строениями он придал центру Петербурга окончательный вид. Основной чертой творчества Росси была система архитектурных ансамблей. Такой характер имеют четыре главные работы архитектора: Михайловский дворец с прилегающей площадью, здание Главного штаба с монументальной аркой, Александринский театр с прилегающей площадью и улицей, ныне носящей имя Росси и два соединенных аркой здания - Сената и Синода. Таким же монументальным сооружением является Исаакиевский собор О.Р.Монферана - последняя грандиозная постройка в стиле классицизма.

С конца 20-х гг. в развитии классицизма наступает кризис. Общественно-экономическое развитие требует новых форм, новых подходов в архитектуре. XVдожественные идеалы классицизма стали подвергаться резкой критике. На смену классицизма в 30-40-е гг. приходит неоготика, восточный стиль. В храмовом зодчестве большое распространение получил русско-византийский стиль. Ведущим архитектором этого направления был К.А.Тон, пользовавшийся расположением царя. Николай 1 увидел в формах русско-византийского стиля прямое соответствие теории официальной народности. Самая известная постройка Тона в русско-византийском стиле - храм Христа Спасителя в Москве. В целом это время можно охарактеризовать как переход от классицизма к эклектике (эклектика в архитектуре - сочетание разнообразных стилевых элементов). Типичным зданием перехода от классицизма к эклектике является Мариининский дворец архитектора А.И.Штакеншнейдера.

Музыка и театр.А.С.Пушкина принято считать основателем русской национальной литературы. В отношении национальной музыки то же самое можно сказать о М.И.Глинке. Его оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» положили начало русской классической музыке.

В русском театре в первые десятилетия XIX века на смену классицизма приходит влияние романтизма. Утверждению этого влияния на сцене способствовал П.С.Мочалов. Его исполнение роли Гамлета стало крупным событием в жизни русского театра. Основоположником реализма на русской сцене был другой замечательный актер - М.С.Щепкин. Его творчество стало основой русской школы драматического искусства.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты