Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КУЛЬТУРА РОССИИ В ХХ ВЕКЕ.




Начало века (1900-1917 гг.)

Просвещение. Расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковно-приходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 миллионов детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40%.

Промышленный подъем, вызванный реформами С.Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего. В основном университетского образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), но на порядок выросло число студентов (в сер. 90 г.г. ХIХ века – 14 тыс., в 1907 г. – 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распространение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М.Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогических институтов. В 1903 г. открылся женский педагогический институт в Петербурге.

В начале века для ликвидации неграмотности среди взрослого населения возникали народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские ученые. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие ХХ века Россия занимала 3 место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных газет. Самым популярным был журнал «Нива». В 1905г. правительство сняло предварительную цензуру периодических изданий. Следует отметить особо просветительскую деятельность издателя и книготорговца И.Д.Сытина, типографии которого массовыми тиражами выпускали «Библиотеку для самообразования и другие книги для народа. В первое десятилетие ХХ века в Российской Империи существовало более 10 тыс. общественных и народных библиотек. В это же время начиналось широкое распространение кинематографа. В 1908-1917 гг. было создано 2000 игровых картин отечественного производства. По замечанию многих современников, отличительной чертой начала века была тяга нижних слоев населения к знаниям.

Наука. К началу ХХ в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды ученых продолжали играть роль координирующих центров для научных сил страны. Передовые знания широко распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы «Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь» и др.). Ведущие ученые часто выступали с публичными лекциями. В России получали развитие новые научные отрасли: воздухоплавание и электротехника, гидро- и аэродинамика (Н.Е.Жуковский). В 1913 г. были построены первые русские самолеты. Продолжалась научная деятельность К.Циолковского, который заложил теоретические основы будущих космических полетов. Русская наука развивалась в тесном контакте с мировой. Открытия российских ученых – физика П.Н.Лебедева, сейсмолога Б.Б.Голицина, академика В.И.Вернадского, физиологов И.П.Павлова и И.И.Мечникова были с восторгом восприняты международной научной общественностью. Павлов и Мечников получили Нобелевские премии, а Голицин был избран председателем Международной сейсмологической организации. Развитие естествознания привело к переоценке многих философских теорий. Материализм и марксизм теряли последователей в среде русских интеллектуалов. Эти перемены отразились на общественных науках. По мнению многих видных ученых, центр философии переместился из Германии в Россию. В начале века широко публикуются труды религиозных философов-идеалистов В.С.Соловьева. Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, где утверждался примат духовности. Новые имена появляются в экономической науке (М.И.Туган-Барановский) и в истории (С.Ф.Платонов, Н.П.Павлов-Сильванский).

XVдожественная культура. Начало века считается временем «переоценки ценностей» в духовной сфере. Интеллектуалы и творцы бросают прежнее увлечение социальными проблемами и переходят к рассмотрению чувств и переживаний отдельной личности. Это явление в искусстве получило название декадентства. Сторонники этого направления призывали в своих произведениях уйти от серой действительности в грезы, в мистику, в запредельные миры. Одна из сторон декадентства обернулась модернизмом, где жизнь отображалась через субъективное восприятие XVдожника-творца.

В литературепродолжали творить такие мэтры русской словестности, как Л.Н.Толстой, А.ПЧехов, молодые И.А.Бунин и А.И.Куприн. Среди революционно-демократических слоев растет популярность М.Горького (А.М.Пешков). Рядом с реализмом в русской литературе на рубеже веков возникает новое модернистское направление. Модернизм был сложным течением, внутри которого можно выделить несколько направлений, преобладавших на разных этапах его развития. Это – символизм, футуризм, акмеизм и т.п. Каждое из них выдвигало собственную эстетическую программу, но все они отрицали принципы реалистического искусства. Модернисты выступали за «чистое и свободное» творчество, отражающее чувственный мир индивидуальности, а не социальные проблемы. К символистам могут быть отнесены Д.Мережковский, З.Гипиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый. Другие направления модернизма представляли В.Маяковский, А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилев, А.Крученых.

В условиях «наэликтрилизованности» общественной жизни чрезвычайно возросла роль театра, где новые подходы к этому виду творчества разрабатывали режиссеры К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко (Московский XVдожественный театр). Рядом формировалась эстетика символического, условного театра, связанная с экспериментами В.Э.Мейерхольда. В 1904 г. в Петербурге открылся театр В.Ф.Комиссаржевской, где с большим успехом шли пьесы М.Горького.

В музыке также происходят значительные перемены. Расширяется сфера музыкального образования, новые консерватории открыты в Саратове, Одессе, Киеве. В 1906 г. в Москве С.И.Танеевым открыты Народная консерватория и Дом песни. Как и в других видах искусства, в музыке повысился интерес к внутреннему миру человека. Усиливаются лирические начала в произведениях русских композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.И.Скрябина, С.В.Рахманинова. В начале ХХ века центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры, которым составляли конкуренцию многочисленные частные оперы. Именно в опере С.И.Мамонтова раскрылся талант известного певца и актера Ф.И.Шаляпина, вставшего в один ряд с звездами русского вокала Л.В.Собиновым и А.В.Неждановой.

В изобразительном искусстве наряду с творчеством передвижников появляются новые направления. Искания в русской живописи связаны с именами таких XVдожников, как М.А.Врубель, М.В.Нестеров, В.А.Серов, К.А.Коровин. В творчестве последнего нашел наиболее яркое выражение русский импрессионизм. Заметно возрождение интереса живописцев к культуре Древней Руси (В.М.Васнецов, Н.К.Рерих). В 1899 г. в Петербурге под патронатом княгини М.Тенишевой возникло XVдожественное объединение «Мир искусства». Вокруг одноименного журнала группировались А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере. Главной целью мирискусстников было стремление преобразить жизнь «посредством прикосновения к прекрасному». Это движение помимо живописи охватило архитектуру, скульптуру, поэзию, оперное искусство и балет. Видным деятелем этого направления был С.П.Дягилев, который знакомил Европу с русскими талантами и устраивал с просветительской целью выставки в российских городах. С 1907 г. в изобразительном искусстве появляются новые объединения: «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и т.п. Творчество XVдожников, входящих в эти группы, несло отпечаток модернизма (М.Сарьян, П.Кончаловский, М.Ларионов). К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего большую роль в развитии мировой живописи. Основателями этого направления считаются XVдожники К.Малевич, В.Кандинский, К.Петров-Водкин, М.Шагал, П.Филонов.

В скульптуре на смену эстетике классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения. Она отразилась в творчестве ваятелей П.Трубецкого, А.Голубкиной, С.Коненкова.

В целом культура и искусство начала ХХ века отличались сложностью философских и XVдожественных исканий, разнообразием течений и групп, каждая из которых выступала с собственными лозунгами и манифестами.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты