Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Первое десятилетие 1917-1927 гг.




Читайте также:
  1. Внешняя политика и место России в мировом сообществе в последнее десятилетие ХХ в. и в первое десятилетие ХХI в.
  2. Внутренняя энергия. Работа и теплота. Первое начало термодинамики.
  3. Вопрос 28. Интервенция. Первое и второе ополчения.
  4. Действие первое
  5. ДЕСЯТИЛЕТИЕ РОСТА
  6. Как извлечь первое слово из текстовой строки
  7. Первое достаточное условие локального экстремума
  8. Первое и второе начала термодинамики
  9. Первое изнасилование Брод Д

В результате прихода к власти большевистской партии господствующей идеологией в России постепенно становится марксизм-ленинизм, вытеснивший из интеллектуальной и духовной сферы все другие мировоззренческие позиции. Созданный большевиками огромный просветительский аппарат (Наркомпрос, Главполитпросвет) в борьбе с культурным многообразием широко опирался на поддержку государственных властных структур (Главлит, ВЧК-ОГПУ). Идеологические отделы партийных комитетов). Поэтому победа большевистского мировоззрения на «культурном фронте» была предопределена изначально. Наступление велось по всем направлениям.

В годы гражданской войны были закрыты все небольшевистские газеты, национализированы многие издательства, театры и кинодело. Эта политика оттолкнула от новой власти все сколько-нибудь значимые культурные силы страны. За некоторым исключением большевиков отвергала вся творческая интеллигенция России. Для достижения своей цели –«создание нового социалистического человека» - большевистское руководство встало на путь унификации культурной жизни, признавая только марксизм и «революционное искусство» и уничтожая все другие проявления духовности. Этот процесс начал активизироваться после окончания гражданской войны, когда место военных фронтов занял фронт идеологический. «Бойцов» этого фронта готовили специально созданные партией большевиков учебные центры: Коммунистическая академия, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др. Используя пропагандистские и насильственные методы, большевики начали с разгрома православной церкви. В 1917-1922 гг. были расстреляны тысячи священников, проводились кампании глумления над православными святынями, взрывались храмы, монастыри превращались в концентрационные лагеря и тюрьмы. Массовыми тиражами издавались антирелигиозные журналы: «Революция и церковь», «Безбожник» и др. Были созданы атеистические общественные организации («Союз воинствующих безбожников»).

С 1921 г. была взята под жесткий административный контроль высшая школа. Постановлением Совнаркома ликвидировалась автономия университетов и других высших учебных заведений. Вводилось обязательное изучение в вузах марксистских дисциплин. Свобода преподавания и выборы профессорами руководства отменялись. Программы обучения и тексты лекций подвергались цензурному контролю. Несогласных увольняли. Настроенные против большевиков видные ученые были в 1922 г. насильно высланы из страны (Н.Бердяев, П.Сорокин, С.Булгаков, Н.Лосский и др.)



Первые годы советской власти ознаменовались появлением массы литературно-XVдожественных группировок. Только в Москве в 20 гг. их было более 30. Значительная их часть стояла на радикально-революционных позициях, требуя полного уничтожения старой культуры. Эти «ликвидаторы», состоящие из молодых XVдожников-недоучек и второсортных литераторов, объединялись вокруг организаций «Пролетарской культуры» (Пролеткульт) и первое время пользовались поддержкой властей. Но позже, когда радикализм Пролеткульта стал преступать все допустимые нормы, организация была распущена.

В 1917-1918 гг. были национализированы крупные частные книжные собрания. Создана единая библиотечная система. Одновременно по инициативе Н.К.Крупской проводилась «чистка» всех российских библиотек, из фондов которых изымались многие произведения мировых классиков, «чуждые пролетарскому сознанию». Часть книг была сожжена, часть – передана в отделы специального хранения.



Просвещение. «Безграмотный человек стоит вне политики»,- эти слова В.Ленина раскрывают основную цель, которую преследовали большевики, начиная борьбу с неграмотностью. В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все граждане Республики в возрасте от 8 до 50 лет обязаны были обучаться. В 1920 г. была создана «Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности». В 1923 г. образовано общество «Долой неграмотность». Советская школа тогда разделялась на две ступени (I - 5 лет, II –4 года). Обучение носило утилитарный характер и сочеталось с производственным трудом. Все учебные заведения находились под государственным контролем и финансировались из госбюджета. В 1925 г. было введено всеобщее начальное обучение. К 1926 г. примерно 70% населения знали грамоту, и СССР по уровню грамотности вышел на 19 место в Европе.

В 1918 г. был разрешен прием в вузы без экзаменов и без ограничений. Роль «пожарной лестницы в вузы для рабочих» стали играть созданные в 1919 г. специальные рабочие факультеты (рабфаки). С 1920 г. внешкольным образованием занимался Главполитпросвет, который наряду с внедрением начатков грамоты проводил среди населения политическую пропаганду и агитацию. В его ведении находились агитпоезда и агитпароходы, «красные чумы», избы-читальни и другие пункты «ликбеза» (ликвидация безграмотности). Для внедрения в сознание масс новой идеологии проводились шумные кампании: монументальная пропаганда, «мистерии освобожденного труда», живые газеты и т.п.

В начале 20-х гг. , в период восстановления экономики, большевистское руководство вынуждено было решать проблему нехватки специалистов всех отраслей знаний. Значительная часть старой интеллигенции либо погибла в гражданскую войну, либо оказалась в эмиграции. К оставшимся «буржуазным специалистам» власть относилась с подозрением. Для создания своей «советской интеллигенции» была расширена система высшего и специального образования. В 1927 г. в РСФСР насчитывалось 90 вузов и 672 техникума (в 1914 г. соответственно – 72 и 297). Правда, из-за недостатка материальных средств и низкой квалификации преподавательского состава уровень подготовки в этих учебных заведениях был на порядок ниже дореволюционного. Новая высшая школа формировалась по классовому принципу и находилась под жестким государственным контролем.



XVдожественная культура. Большевистская революция внесла коренные изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Искусство становилось зависимым от идеологии и политики. Такая зависимость не устраивала многих талантливых творческих людей. Уехали в эмиграцию И.Бунин, А.Куприн, К.Бальмонт, Е.Замятин, К.Коровин, Ф.Шаляпин, А.Павлова и другие. В Советской России остались в основном представители модернистских направлений, воспринявшие революцию как проявление «космических стихий». Это: А.Блок, В.Маяковский, К.Петров-Водкин, С.Эйзенштейн, А.Таиров, В.Мейерхольд. С 1920 по 1926 г. в советской литературе появилось 150 новых имен. Среди них Н.Тихонов, А.Фадеев, М.Шолохов, В.Каверин. Главенствующее место в советской литературе занял А.М.Горький. Молодые творческие силы Советской республики начали свои деятельность с создания множества различных объединений («Кузница», «Серапионовы братья», «Российская ассоциация пролетарских писателей» (РАПП), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), «Перевал» и т.п.). Эти организации делили писателей и XVдожников на «своих» и «попутчиков», уничижительно относились к дореволюционной культуре и искали новые формы самовыражения. Во время массовых агитационных кампаний они занимались оформлением улиц и площадей, рисовали пропагандистские плакаты. Каждая из этих групп отстаивала свою позицию, и между ними шла постоянная борьба. В первой половине 20-х гг. государство в эту борьбу не вмешивалось. Из многочисленных произведений литературы, вышедших в этот период, испытание временем прошли лишь некоторые. Это: стихотворения и поэмы В.Маяковского, С.Есенина, романы И.Бабеля и А.Толстого, повести И.Эренбурга.

В сфере изобразительного искусства наблюдается та же картина. Принявшие революцию XVдожники создают множество объединений: Ассоциация XVдожников революционной России, Общество XVдожников-станковистов, «4 искусства» и др. Свои произведения XVдожники старались создавать в упрощенной манере, чтобы они были доступны массам. Тематика картин носила агитационный характер (М.Греков «Тачанка», Е.Чепцов «Заседание сельской ячейки», А.Дейнека «Оборона Петрограда», Ю.Пименов «Тяжелая индустрия» и др.).

Репертуары оперных и балетных театров по-прежнему состояли из классики. Это встречало противодействие молодых, революционно настроенных музыкантов, объединившихся в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов, которая отдавала предпочтение массовой песне. Кино, которое, по словам Ленина, «является для нас важнейшим из всех видов искусств», было также взято под государственный контроль. Из режиссеров этого периода можно выделить Д.Вертова и С.Эйзенштейна, автора кинокартин «Броненосец «Потемкин»» и «Октябрь».


Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 10; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты