КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская культура второй половины XIX века.Отмена крепостного права, другие реформы 60-70-х гг. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и правительства, оказывали определенное влияние на литературу и искусство. Социальная заостренность - характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографическим отражением тех драматических событий, которые происходили в России. Новым явлением второй половины XIX века было также широкое вхождение в литературу и искусство разночинцев. Люди из разных слоев общества, часто из низов, весь свой горький опыт пытались отразить в творчестве. Литература. В произведениях русских писателей второй половины XIX века так или иначе нашли отражение острые вопросы пореформенной жизни. Несмотря на различия происхождения, политических взглядов, отношения к религии большинство из них объединял XVдожественный реализм. О чем бы они не писали их мысли вращались вокруг проблем, связанных с поиском смысла жизни, социальной справедливости, сочувствия к «униженным и оскорбленным», осуждения произвола властей. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, как бы дополняя друг друга, в своих произведениях отразили жизнь человека во всем ее многообразии отношений с миром и внутренними переживаниями человеческой души. Острая сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина и лирические стихи Ф.И.Тютчева, загадочная русская душа в рассказах и повестях Н.С.Лескова, «обломовщина» И.Гончарова, описатель упадка «дворянских гнезд» И.С.Тургенев, купеческая среда в драмах А.Островского составили тот ряд блестящих писателей, которые вместе с Толстым и Достоевским сделали русскую литературу второй половины XIX века великой. Живопись.В 1863 г. 14 выпускников Академии XVдожеств отказались выполнять выпускные работы на заданный классический сюжет. Возглавил «академический бунт» И.Крамской, который чуть позже возглавил «Товарищество передвижных XVдожественных выставок». Передвижники выступили против напыщенного академизма и стремились в своем творчестве отражать реальную жизнь. Главное место в их произведениях занимала жанровая живопись. Передвижников очень занимала идейная сторона творчества. В первые годы существования «Товарищества» большинство XVдожников идейную сторону живописи ставили выше эстетической. Отсюда в их картинах присутствует обостренное отношение к социально-политическим процессам, происходившим в стране, а порой прямые иллюстрации конкретных событий. Лучшие русские XVдожники в разное время были участниками передвижных выставок: И.Крамской. В.И.Суриков, И.Е.Репин, Н.Ге, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов и другие. Однако с развитием фотографии, изменением эстетических вкусов злободневность живописи передвижников потеряла свою социальную остроту. К тому же время развело многих единомышленников. Не чужда новым веяниям стала и Академия XVдожеств. Ряд видных передвижников (Репин, Куинджи) стали ее членами. Бунт передвижников в конце века повторило новое поколение XVдожников. Группа молодых живописцев объединилась вокруг журнала «Мир искусства» (1898 г.) и обрушилась с резкой критикой на творчество передвижников. «Мирискуссников» объединило признание самоценности искусства как такового и отрицание идейной иллюстрации социальных и политических явлений. Расцвет их творчества относится уже к началу следующего века. Архитектура.Социально-экономическая обстановка в пореформенное время изменила требования и вкусы к жилым и общественным зданиям. В архитектуре главное значение стала приобретать функция здания. Его внешний облик, независимо от назначения постройки, принимал порой, самые причудливые формы (вплоть до мавританского стиля). Господство эклектики продолжалось почти всю вторую половину XIX века. В это время появляются новые типы зданий: универсальные магазины, пассажи, многоквартирные доходные дома, вокзалы, большие гостиницы, музеи. Быстрыми темпами идет строительство фабрик, заводов, складских помещений. Именно эти типы зданий вытесняют монументальные классические постройки прошлого. В последние годы XIX века стилевому безвременью приходит конец. В архитектуре наступает эпоха модерна, расцвет которой приходится уже на начало следующего века. Музыка.Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов М.А.Балакириева, М.П.Мусорского, Ц.А.Кюи, А.П.Бородина и Н.А.Римского-Корскакова, известное как «могучая кучка». В начале 60-х гг. в Москве и Петербурге стараниями братьев А.Г. и Н.Г.Рубинштейнов были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. Мировую известность приобрели музыкальные произведения П.И.Чайковского. Русская музыка второй половины XIX века, используя народный фольклор и национальные мотивы, продолжила традиции русской классической музыки.
|