КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к знаниямСтудент должен знать о скульптуре, историческом памятнике культуры - Бельджамене /Волгоградская область. Дубовка /, о технологии изготовления игрушек. Требования к умениям Студент должен уметь лепить с натуры и по памяти глиняные игрушки. Общепрофессиональные компетенции *организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач; *оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; *осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; *использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; *работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами. Содержание учебного материала Гжель История В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы. Смотришь на гжельские узоры, и кажется, что белая метель синие цветы запорошила, как в песне поется. Родина фарфора с синей росписью — Раменский район Подмосковья. Гжель — название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. Не сразу гжельские изделия приобрели свой самобытный художественный стиль росписи синим кобальтом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой. Современные художники Гжели работают над созданием образцов, которые идут в массовое производство, а также над уникальными произведениями искусства. Много приходится трудиться гжельским умельцам, чтобы создать эту красоту. Сначала художник в эскизах карандашом и красками прорабатывает новые формы сосуда и придумывает роспись. Затем форма сосуда лепится из пластилина, а форматор первичную гипсовую заготовку обтачивает до нужных размеров. Затем модель передают для формовки будущих изделий из шликера (фарфоровая масса, разбавленная водой до консистенции густых сливок). Изделие-сырец проходит первичную обработку. На этом этапе к тулову изделий прикрепляют отформованные отдельно ручки, носик и другие детали. Швы с поверхности изделия срезают и зачищают. Далее следуют сушка и первичный обжиг. После утильного обжига изделия попадают в живописный цех. Мастер-живописец использует кисти различной толщины, стеклянную палитру для смешивания красок, кальку с наколотым на ней рисунком (сколок) и тампон с угольной пылью для перевода рисунка. Роспись выполняют кобальтовой краской. Появляются черные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы. ^ тонкие линии стеблей, спирали усиков и листочки. У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи. На следующем этапе изделия окунают в чан с глазурью и роспись скрывается под белым составом, поэтому она и называется подглазурной. Наступает самый ответственный момент — второй обжиг при высокой температуре. В жарком пламени горна глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет. " Постигать художественные достоинства Гжели лучше на примерах изде-1иЙ известных мастеров. Кружки для молока, бокалы для пива, кувшины, конфетницы, сахарницы, декоративные вазы, созданные И.А.Хазовой, свидетельствуют о понимании формы этих сосудов как произведения искусства. В них проявляется тесная связь с народным творчеством: паза напоминает фестьянскую кринку, кувшин для молока соотносится с формой гончарно-"о кувшина с открытым носиком. При этом назначение предмета точно соответствует его декоративной форме. Роспись И.А.Хазовой отличают круп-ше цветы, вокруг которых группируются пышным веером веточки. Изделия В.И.Авдонина настолько нарядны, что кажется, будто на них (абросили платки с узорами павловопосадских мастеров. Букеты из роз фри-ювым рядом охватывают тулово сосудов и сочетаются с графическими се-•очками, которые подчеркивают тональную насыщенность широкого мазка. Прозрачно-голубые цветы Н.Б.Квитниикая создает с необычайной легко-тью. Она замыкает мазок в круг, поверх которого вычерчивает спираль тон-:ой линии. В середине — синяя точка. Цветок готов. В нем сохраняются основные признаки не только цветка вообще, но и конкретного растения — розы. Такая манера росписи напоминает «агашку» — простой цветок старой гжели. З.В.Акулова любит писать розу, лотос, лилию, ромашки и незабудки, превращая их в сказочно-декоративные узоры. Но самый любимый цветок художницы — мак. Он на вазах, кувшинах, пельменницах, чайном сервизе, который так и называется — «Большой маке. Акцент синего в рельефных деталях сервиза перекликается с узором, олицетворяющим цветение. Н.А.Бессарабова, одна из старейших художников, автор методики освоения гжельских приемов кистевой росписи, советовала не закрывать сплошным узором всю поверхность изделия, потому что фон любит оставаться белым. О различных подходах к созданию гжельских узоров лучше всего рассказывают сами художники. В.Г.Розанов говорит о том, что цветок как бы тянется к свету, а волнистая линия завершает розу, подобно кокошнику русской красавицы. И.А.Хазова рекомендует вести мазок с тенями, то нажимая на кисть, то пуская ее свободно, чтобы лепестки у розы получились широкие и пышные. Н.Б.Квитницкая больше всего ценит акварельность живописи кобальтом. Опытный мастер может получить более 30 оттенков синего цвета. В.И.Авдонин рекомендует высветлять середину розы, а темные лепестки располагать по краю, чтобы подчеркнуть свежесть и упругость маленького цветка. Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру — сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, а третья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков, коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине которого расположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой. Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров. В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 в. освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь HYPERLINK "http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=609470" Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства HYPERLINK "http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=681536" фарфора — порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и HYPERLINK "http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=620758" Д. И. Виноградов. Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 Виноградов пробыл в Гжели около 8 месяцев. Он познакомил с гжельскими глинами HYPERLINK "http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=647371" М. В. Ломоносова, который высоко отозвался о них: «...Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете... разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин. Майоликовые изделия В самой Гжели работало много мастеров, некоторое вpемя обучавшихся на заводе Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство HYPERLINK "http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=648599" майолики, начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы — подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся — не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения. Гжельские гончарные заводы В 1770-е годы, наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «... на фасон заморских самолутчей доброты». От майолики к полуфаянсу С конца 18 в. и до 1820-x годов в Гжели происходит переход от майолики к HYPERLINK "http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=681603" полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий — от многоцветья, характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В это время в Гжели насчитывалось около 50 фабрик, изготавливавших полуфаянсовые изделия. 1840-е годы — расцвет полуфаянсового и гжельского народного керамического промысла. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Полуфаянсовые изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны — Историческом, Русском, Эрмитаже, а также в Егорьевском краеведческом. В одном из статистических описаний Московской губернии 1811 гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Гжельские изделия распространялись не только по всей России, от Архангельска до Астрахани и в Сибири, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах. Гжельские фабриканты В цветущую пору гжельской промышленности работало более тридцати фабрик. Среди известных фабрикантов — братья Бармины, Я. Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Сазоновы, Тереховы, Киселевы. Известными в Гжели были фабриканты Гусятниковы. Фамилия эта по сей день продолжается в Гжели нынешней. Но самыми удачливыми среди фабрикантов были HYPERLINK "http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=644143" Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале 19 в. в деревне Новохаритоново. Первыми хозяевами были братья Tepeнтий и Анисим Кузнецовы. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые владения и фабрики. В конце 19 в. пять крупных заводов М. С. Кузнецова выпускали изделий на 2,1 млн. руб., при этом все предприятия гжельского региона — лишь на 200-300 тыс. руб. в год. В 1860-1870-х годах происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с его ручной формовкой и росписью. Остаются крупные фабрики. Возникновение новых артелей Лишь с 1920-х годов в Гжели начинают понемногу работать отдельные гончарные мастерские. В 1930-е годы основываются все новые артели, затем в Турыгине открывается профшкола, преобразованная в 1931 в Гжельский керамический техникум. В 1935 там же был отстроен цех, специализировавшийся на выпуске декоративного фарфора. Выпускали преимущественно глиняную игрушку, но иногда вспоминали и старые, «кузнецовские», модели. В 1936 производство преобразуется в кооперативную артель «Художественная керамика». Возрождение творческих традиций Начало подлинного возрождения Гжели относится к 1944-1945 и связано с именами историка-искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. И. Бессарабовой. Салтыков берется за возрождение творческих традиций промысла. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики 18 в. и полуфаянса 19 в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой — именно такой мы гжель и знаем. В 1972 было образовано объединение «Гжель», ведущее в Гжели; знаком этого объединения до последнего времени была уточка на бегущей волне в треугольнике. Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Среди мастеров есть также выпускники Высшего художественно-промышленного училища, Химико-технологической академии, Художественно-промышленного и Абрамцевского училищ. Помимо посуды и мелкой пластики, объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, различные люстры (15 видов). Четыре цеха объединения производят фарфор, два — майолику. Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку, Японию, Италию. Налаживаются связи с Финляндией, Швецией, Люксембургом, Францией, Турцией, Болгарией. Декоративные элементы и технология Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Для освоения особенностей гжельской росписи надо изучить последовательность выполнения ее основных элементов. Гжельские мотивы лучше всего рисовать на бумаге синей гуашью (лазурь железная). Именно она позволяет добиться особой глубины и бархатистости мазка в* росписи. Краску для росписи следует разводить на палитре. В учебных целях можно воспользоваться и акварелью. Прежде чем приступить к созданию эскизов гжельской росписи для посуды, необходимо выполнить серию упражнений по освоению элементов этой росписи. Секрет мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают. Получается округлый мазок с темным краем, постепенно истаивающий к середине. Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный, или тональный, мазок. Кроме этого, в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называют «капелькой». Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Простым примакиванием такого эффекта получить невозможно. «Капельку» можно назвать узким мазком. Орнаментальное богатство гжельской росписи достигается во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными - бордюрами. Гжельская роза — один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняют «живописным мазком». Обычно начинают писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже. Во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее было расписывать. После того как написан главный цветок, приступают к изображению стебля с листочками. Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки — широким сплошным мазком. Краска для листочков должна быть немного светлее лепестков цветка. Завершающий этап — прописка тонких линий завитков, усиков и прожилок, которые придают росписи изящество и законченность. Красота тональных переходов синего на белом фоне, глубина цвета создают незабываемый колорит гжельской керамики. Особая напевность гжельских орнаментов рождает у нас ассоциации с родной природой. Специфика Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.
|