КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественное проектирование предметного мираПредметы и ансамбли материальной среды, создаваемые человеком, - одна из древнейших сфер художественного творчества. Уже на заре цивилизации, одновременно с совершенствованием первых орудий труда, предметов обихода, коллективных символических действий, формируются ранние формы художественного осмысления окружающего, преобразуемого мира. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в эпоху палеолита, примерно с 14-12 тысячелетия до н.э., художественная потребность проявляется не только в ранних формах изобразительного творчества, но и в изготовлении утилитарных предметов – орудий труда, бытовой утвари. В процессе их совершенствования, постижения свойств разных материалов, освоения способов и приемов обработки, возникли первые представления о красоте, формировалось универсальное эстетическое чувство человека. С развитие человека и человечества развивались и эстетические чувства человека, происходило зарождение и развитие такого вида искусства, как декоративно-прикладное. Наша многонациональная страна имеет богатую историю, и огромный спектр видов ДПИ. История России конца 17 – первой четверти 18 века неотделима от имени Петра I. В область культуры вторгаются значительные изменения. Одновременно растут мануфактуры, развивается металлургия, кораблестроение. В 18 веке формируются новые принципы в архитектуре и градостроительстве. Начатые постройки Петербурга в1703 году дают первые примеры комплексного решения группы интерьеров, представляющих в эстетическом плане единое целое. Декоративная гармонизация интерьеров прослеживается как главный принцип в форме и отделке всех элементов интерьера. В 18 веке при отдельных усадьбах для обслуживания потребностных нужд организуются крепостные мастерские, выпускающие довольно крупные партии мебели, фарфора, текстиля, паласов и пр. В дальнейшем на базе помещичьих мастерских развиваются кустарные промыслы, а на базе купеческих – предприятия. В конце 18 века в оборудовании крупных дворцов уже ощутимо сказывается отделение собственно проектирования изделий (мебели, светильников, часов, шпалер, утвари др. предметов убранства) как особой области творческой деятельности. В роли проектировщиков выступают в основном архитекторы и профессиональные художники. В 19 и начале 20 века, с возникновением в архитектуре стиля модерн, функционализма и конструктивизма, поиски нового стиля вещи ведутся с учетом условий машинного производства, принципиально нового подхода к формообразованию изделий. Модерн как бы расчистил и подготовил путь для утверждения в искусстве создания бытовых вещей новых эстетических и творческих принципов, ускорил появление новой художественной профессии – художественного проектирования (дизайна). 2. Дизайн – художественное проектирование предметов окружающей среды. Основная цель дизайна – формообразование. Дизайнер, создавая изделие, сообщает ему определенное содержание, делает его полезным, удобным и красивым. Выполняя эти условия, дизайнер опирается на законы красоты и законы эргономики, и учитывает функциональность вещи. 3.Эргономика – наука о физиологических факторах взаимодействия человека и среды. Функция и форма в художественном проектировании, их взаимосвязь. При определении требований технической эстетики к изделиям в равной мере учитываются условия их потребления и условия производства. В процессе жизнедеятельности человек создает и постоянно изменяет искусственную материальную среду, т.е. он создает необходимое жизненное пространство. Так, художественное проектирование вещи должно опираться на заранее созданную, оптимальную номенклатуру, фиксирующую основные требования к ним. Ведущую роль в системе формообразующих факторов играет конкретный функциональный процесс, связанный с трудом или отдыхом. В формообразовании учитывается не только назначение и характер функционирования, но и связь с человеком, «человеческий фактор» - обеспечение через соответствующую форму удобства и безопасности пользования изделием, т.е. эргономические требования. Композиционные качества форм: гармоничность, соразмерность, целостность. Выполнение эскизов предметной среды школы: подставка для мела, карандашница, доска расписания, доска объявлений, классный уголок, комната психологической разгрузки, школьный гардероб и др. 4. Архитектура современной школы. Наиболее значительной частью материально-пространственной среды школы, в который органически вплетается декоративное творчество школьников, учителя изобразительного искусства, труда, и другое оформление, является архитектура школы, ее своеобразный архитектурно-образный строй, система помещений, планировка. Будущий преподаватель должен хорошо освоить эту архитектурную структуру. В школах приняты следующие основные группы помещений: 1) помещения для классов начальной школы, 2) специализированные учебные кабинеты и лаборатории по естественным и гуманитарным наукам, 3) помещения мастерских по обработке дерева и металла, обслуживающих видов труда, 4) кабинеты с техническими средствами обучения, 5) библиотека, 6) помещение для группы продленного дня, 7) спортивный зал, 8) актовый зал, 9) столовая или буфет, 10) рекреации, 11) гардероб. Наиболее типичным является деление школы на две зоны: учебную и общешкольную. В объемно-пространственном выражении – это два корпуса, соединенные между собой вестибюлем-гардеробом. Ориентация окон классных помещений рекомендуется на восток, юго-восток, но допускается ориентировать часть классных помещений, не более 25% на запад. При выборе композиционных схем зданий был учтен многолетний опыт проектирования, строительства и эксплуатации типовых зданий школ. В отличие от предшествующего этапа в новых проектах универсальных зданий общеобразовательных школах значительно улучшена структура и планировка. Одной из таких структур является тип «самолет». В таких проектах достигнуто четкое зонирование школы на «тихие» и «шумные» зоны. Все классные комнаты обращены окнами на «тихую» зону участка, и ориентированы на одну сторону света. Вход в здание школы осуществляется со стороны «шумной» зоны, противолежащей фронту окон учебных помещений. В основу структуры учебных корпусов положен принцип секционности. Во всех проектах приняты учебные секции с зальными рекреациями, имеющими в ширину 6 м, что позволяет использовать рекреации для внеклассных мероприятий. Наиболее оптимальным являются четырехклассные учебные секции. Они обеспечивают гибкость в эксплуатации здания школы с разделением на основные возрастные группы. Художественно-образное построение пространства школьных зданий. Декоративные компоненты школьной среды, стиль в художественном оформлении школы. Эстетически значимые свойства материалов – цвет, фактура, эстетическая привлекательность. Цветовые решения: теплая, холодная, сближенная, пастельная, контрастная гамма.
|