КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДымковоИстория Дымковская глиняная игрушка – один из самых известных старинных русских промыслов. Наверняка, каждому из вас знакомы яркие расписные фигурки, богато украшенные геометрическим орнаментом, сусальным золотом, изготовленные в лучших народных традициях. Фигуристые барыни в пышных платьях, кокошниках и с коромыслами в руках, кавалеры в ярких кафтанах и черных сапожках, медведи с музыкальными инструментами, индюки и павлины с роскошными разноцветными хвостами... Эти и многие другие персонажи неизменно вызывают у человека улыбку и самые светлые эмоции. Сегодня мы предлагаем приобрести дымковскую игрушку, выполненную вручную опытными мастерами старинного ремесла. Декоративные элементы и технология Дымковские игрушки - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм. Лепка игрушки. Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д. Сушка и обжиг. Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы. Обеливание и роспись игрушки. После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета. Лепка. Эти замечательные изделия игрушечного промысла надо лепить тщательно, отделывать каждую деталь. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку — широкий у основания пустотелый конус, — вертят в руках для выравнивания стенок. Затем на юбку, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик-голову, к плечам прикрепляют сначала торчком, в стороны, руки-колбаски, потом их осторожно сгибают, закрепляют на талии. Затем игрушку наряжают: голову обрамляют витыми
буклями, надевают шляпу, капор или кокошник с гладкими или оборчатыми полями. Плечи покрывают пелериной, верх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами, в руки барыне дают муфту или сумочку, а иногда собачку. Места соединения всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой и пальцами. Сушка. Перед обжигом все игрушки обязательно сушат. В зависимости от их размеров и от влажности помещения этот процесс может продолжаться один-два дня, а то и несколько недель. Мелкие игрушки сохнут быстрее, а крупные — медленнее. В сыром помещении глина дольше остается влажной. Обжиг. Раньше обжигали в русской печи. Когда глина в огне раскалялась докрасна, • обжиг заканчивали, а игрушки еще долго остывали в закрытой печи. В наши дни игрушки обжигают в электрических печах, что значительно удобнее, так как можно регулировать температуру обжига. Побелка. Из печи игрушка выходит красно-коричневой. Затем ее белят. Раньше игрушку несколько раз окунали в мел, растертый в порошок и разведенный неснятым молоком. Сегодня для этой цели используют водоэмульсионную краску, гуашевые или темперные белила. На поверхности игрушки образуется плотный белый слой. Затем ее просушивают. Роспись. Начинается процесс росписи с нанесения ярких гуашевых красок на ослепительно белый фон. Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом, а сейчас расписывают колонковыми или хорьковыми кистями. Гамма красок может быть весьма разнообразной. Любят мастера сочетания синих, голубых, оранжевых, розовых, малиновых, желтых, зеленых, салатовых цветов. Дополняет все черный контур некоторых деталей. Веселый геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Для дымковской игрушки характерны неотразимое обаяние, праздничность цвета, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи. Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи, без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно. Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом, круглые красками. Например, у барана рога как круглые завитки, у коровы — большим полумесяцем, загнутые вверх. Особым образом лепит филимоновская мастерица свисток. Готовое туловище животного — заднюю его часть превращают в широкий раструб, края которого постепенно сужаются, образуя полый шарик с оттянутым концом для свистка. По бокам шарика проделывают круглые отверстия, а с низу и в торце свистка — прямоугольные. Еще одно круглое отверстие проходит через туловище снизу игрушки. Поскольку после обжига темная глина становится белоснежной, можно сразу расписывать анилиновыми красителями, разведенными на яйце. Малиновый, желтый, белый и зеленый — любимые цвета филимоновских художников. Для придания большей яркости и звучности краскам некоторые части игрушки покрывают желтым цветом и уже на этом фоне пишут красным и зеленым характерные орнаменты, состоящие из полосочек, елочек, розеток. Специфика Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке. 3.Образовательное и воспитательное значение уроков лепки. Лепка из глины и пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка. Заключение Лепка из пластилина и глины - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Занятия лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной. Этот период является наиболее сензитивным для развития творческих способностей детей. Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Мы выявили, что занятия скульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе. Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии учащихся. В конечном счете, уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. 4.Особенности работы с пластилином: · мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала); · работа идёт сразу в цвете; · позволяет создавать дополнительные цвета; · материал практически не требует дополнительной подготовки; · позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник; · при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен. 5.По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная, комплексная. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик). В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»). В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка. 6.Школьная практика. В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения. Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме. По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф). По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры. По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми. 7.Основные способы лепки: - конструктивный, скульптурный, комбинированный. Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка. Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма - основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе. Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям. 7.Основные приемы формообразования: раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы - это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание. Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание. Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования. Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки - основные формы, лежащие в основе будущих образов - шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы - капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки. Техника в переводе с греческого «techne» обозначает - искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала. 9.Техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание. В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков, Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином - «краской» впервые, охотно выполняют эту работу. Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП. В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко. Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка). Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило - не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте историю и технологию изготовления изделий Гжель. 2. Перечислите декоративные элементы и специфические особенности изделий Гжели. 3. Раскройте историю и технологию изготовления изделий Дымково. 4. Перечислите декоративные элементы и специфические особенности изделий Дымково. 5. Перечислите образовательное и воспитательное значение уроков лепки. 6. Определите особенности работы с пластилином. 7. Перечислите виды лепки по содержанию. 8. Раскройте специфические особенности основных видов лепки. 9. Назовите основные приемы формообразования.
|