КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовая теория стоимости в ценообразованииВажно понять, что вовсе не концепции ценообразования, применяемые на предприятиях, как-то воздействуют на экономическую природу цены. Цены как отражение всей социально-экономической политики государства, их уровень, сами методы ценообразования определяются объективными условиями производства продуктов и обращения их на рынке как товаров. В истории экономической науки зафиксировано несколько подходов в попытках познать объективно обусловленную экономическую природу цены. Их можно объединить в две больших группы: трудовые теории стоимости и нетрудовые теории стоимости. Трудовая теория стоимости нашла свое законченное выражение в работах Карла Маркса. Однако еще задолго до него (почти за 200 лет) были предприняты попытки обосновать природу цены на основе затрат труда. В частности, основоположник школы классической политической экономии Вильям Петти (1623–1687) установил, что в основе так названной им «политической цены» (в современном языке — рыночной цены) лежит «естественная цена» (собственно стоимость, по терминологии К. Маркса и его предшественников — Адама Смита и Давида Рикардо), определяемая затратами труда. «Труд есть отец богатства, земля — его мать». Адам Смит Адам Смит (1723–1790) в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» предложил более развернутое толкование стоимости. Он ввел разграничение между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Согласившись в общем с позицией В. Петти о том, что стоимость товара определяется трудом и ничем более, он попытался доказать справедливость такого утверждения только для простого товарного производства. Применительно же к капиталистическому способу производства стоимость товара, по его мнению, следует рассматривать как сумму трех видов дохода — заработной платы, прибыли и ренты, хотя единственным создателем стоимости все равно может быть только труд. К. Маркс не был согласен с таким подходом А. Смита к определению стоимости товара и назвал его «догмой Смита». Давид Рикардо (1772–1823), разделяя в общем идеи своего предшественника, оказался более последовательным приверженцем трудовой теории стоимости. Он, в частности, критиковал А. Смита за противоречивость его определения стоимости. Главным же положением трудовой теории стоимости К. Маркса является то, что общественный труд выражается в стоимости товара, а обмен товаров осуществляется в соответствии с количеством воплощенного в каждом из обмениваемых товаров абстрактного общественно необходимого труда. При этом Маркс не видел нарушения закона стоимости при отклонении цен товаров на рынке от их реальных стоимостей, т. е. соответствующих затратам труда в рамках сформулированной им и его предшественниками теории. По его утверждению, цена, представляя собой денежное выражение стоимости, не является точной мерой величины стоимости товара. Отклонение же цен товаров от их стоимостей проявляется в виде колебаний рыночных цен, происходящих под влиянием имеющихся соотношений между спросом и предложением. Направления и степень отклонения цены от стоимости непосредственно определяются соотношениями спроса и предложения, но стоимость при этом является центром притяжения для цены, т. е. цены товаров могут колебаться только вокруг их стоимостей, в основе формирования которых лежит труд. Таким образом, по теории Маркса, труд благодаря своему двойственному характеру создает как потребительную стоимость товара, т. е. сам товар непосредственно (в создании товара, по Марксу, участвует конкретный труд — труд плотника, слесаря и т. п.), так и его стоимость, т. е. то, что определяет цену товара (в создании стоимости участвует абстрактный труд — труд вообще).
|