Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Фрейд и психоанализ 1 страница. Дискретность и единство человеческой истории..26




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.............................................................................................26

ГЛАВА I. ЕДИНСТВО И СТАДИАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ...26

Дискретность и единство человеческой истории..................................................26

Проблема периодизации всемирной истории ........................................................31

Стадии исторического процесса................................................................................44

ГЛАВА II. ВОСТОК И ЗАПАД ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ............................56

Осознание альтернативности понятий "Запад"

и "Восток" в европейской социально-исторической мысли................................56

Человек и формы его самореализации на Востоке и Западе..............................62

Пути развития человечества: общая схема.............................................................66

Восток и Запад: дихотомия общественно-исторического развития..................75

Духовно-ценностная альтернативность Востока и Запада...................................83

ГЛАВА III. ОТДЕЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ДИСКРЕТНОЕ

ЦЕЛОЕ И ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ........................................89

Основные подходы к трактовке понятия "цивилизация"....................................89

Циклическое понимание культур-цивилизационных общностей.......................93

Цивилизация как дискретная единица исторического процесса.....................104

Временные рамки цивилизационного процесса...................................................107

Исторические центры цивилизационного развития:

их структура и взаимодействие...............................................................................110

Геополитический и цивилизационный взгляды на историю.............................122

ГЛАВА IV. ЭТНОС И ЭТНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.................................................................................130

Подходы к пониманию природы этноса................................................................130

Этнос как социокультурная система......................................................................135

Иерархическая структура этнических общностей..............................................140



Историческая типология этнических общностей ................................................146

Макроэтнические общности и их соотношение

с отдельными цивилизациями..................................................................................154

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПЕРВОБЫТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ................161

ГЛАВА V. ЭПОХА РАННЕЙ ПЕРВОБЫТНОСТИ................................................161

Раннепервобытное общество и его древнейшая фаза развития......................161

Основные типы раннепервобытных обществ

и их исторические перспективы..............................................................................166

Ранние формы духовной культуры и архаическая модель мира......................172

Древнейшие праязыковые общности.....................................................................182 Содержание______________________________________________________757

ГЛАВА VI. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ХОЗЯЙСТВА

И ПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ..........................................................................189

Переход к оседлости и возникновение производящего хозяйства.................189



Социокультурные особенности и исторические перспективы специализированных рыболовческо-охотничьих

и раннеземледельческо-скотоводческих обществ.........ч......................................196

Становление института племени

как органа общественной власти и управления...................................................204

Пути развития предцивилизационных обществ...................................................210

ГЛАВА VII. ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ ОБЩНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И СКОТОВОДОВ..................215

Этноисторические общности Передней Азии, Северной Африки

и Южной Европы в эпоху распространения производящего хозяйства........215

Религиозно-мифологические представления

древнеземледельческих обществ.............................................................................225

Хозяйственная жизнь и общественные отношения скотоводческих

индоевропейских племен...........................................................................................229

Верования и формы культурной жизни древних индоевропейцев.................234

Этноязыковые общности Старого Света эпохи формирования первых

цивилизаций вне древнеиндоевропейского ареала.............................................241

Великое расселение индоевропейских племен.....................................................247

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВТОРОЙ ГЕНЕРАЦИИ (ИНДИЯ, КИТАЙ, АНТИЧНОСТЬ)...........256

ГЛАВА VIII. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.................................256

Предпосылки и условия формирования первых цивилизаций.........................256

Социально-экономические основы становления ранних цивилизаций..........259

Простые и сложные раннегосударственные социальные организмы.............265

Роль внешних факторов в становлении ранних цивилизаций..........................271

ГЛАВА IX. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.................................................................280

Цивилизации, возникшие в эпоху энеолита.........................................................280

Цивилизации доколумбовой Америки и их место в мировой системе...........286

Цивилизации бронзового века.................................................................................293

Цивилизации раннежелезного века........................................................................301

Кочевники и их роль в межцивилизационном взаимодействии. Квазицивилизации номадов......................................................................................312

ГЛАВА X. АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ИСРЕДИЗЕМНОМОРСКО-ЕВРОПЕЙСКО-ПЕРЕДНЕАЗИАТСКАЯ МАКРОЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНОСТИ................................322

Протоклассовые общества и социокультурные основания цивилизаций

второй генерации западного пути развития.........................................................322

Социокультурные основания Античной цивилизации

в их отношении к другим цивилизационным мирам Запада и Востока.........326

Ведущие типы социально-экономических отношений античного общества ...334 Особенности становления эксплуататорских обществ в средней полосе

Европы позднеантичного времени..........................................................................349

Полицентрическая структура древней Переднеазиатско-Средиземноморско-Европейской цивилизационной макросистемы...............353 758___________________________________________История мировой цивилизации

ГЛАВА XI. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ...........................................................................370

Социокультурные основы традиционной Индийской цивилизации...............370

Становление структуры традиционной Индийско-Южноазиатской

макроцивилизационной системы.............................................................................377

Социокультурные основания традиционной

Китайской цивилизации ............................................................................................381

Становление структуры традиционной

Китайско-Восточноазиатской макроцивилизационной системы......................390

Традиционная Япония и ее место в системе

Китайско-Восточноазиатской макроцивилизации...............................................398

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЦИВИЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ ГЕНЕРАЦИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (МУСУЛЬМАНСКАЯ, ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКАЯ, ЗАПАДНОХРИСТИАНСКАЯ)...........................405

ГЛАВА XII. МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КВАЗИЦИВИЛИЗАЦИИ............................................................................................405

Древнепереднеазиатская традиция и социокультурные основания

Мусульманской цивилизации...................................................................................405

Формирование цивилизационной структуры Мусульманского мира.............415

Иудейская конфессиональная квазицивилизация средневековья...................424

Манихейство как квазицивилизационная система..............................................431

ГЛАВА XIII. ВИЗАНТИЙСКО-ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИЙ МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ...................................................................437

Изначальные духовные отличия Восточнохристианской

и Западнохристианской цивилизаций....................................................................437

Формирование цивилизационных оснований

Византийско-Восточнохристианского мира..........................................................442

Пространственная конфигурация Византийско-Восточнохристианской цивилизации

и ее основные структурно-территориальные компоненты................................447

Древнерусская субцивилизация...............................................................................458

Восточнохристианская цивилизационная система

и Восточнославянско-Православная цивилизация...............................................469

ГЛАВА XIV. ЗАПАДНОХРИСТИАНСКАЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.......................................................................482

Социокультурные основания Западнохристианского мира..............................482

Феодальное общество и город средневекового Запада......................................489

Становление структуры Западнохристианской цивилизации ..........................494

Расширение Западнохристианского мира

на рубеже I и II тысячелетий....................................................................................503

Экспансия Западнохристианской цивилизации

в позднем Средневековье..........................................................................................510

ГЛАВА XV. МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СВЯЗИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ...........518

Макроцивилизационная Христианско-Мусульманская

система в средние века..............................................................................................518 Содержание______________________________________________________759

Средневековая экуменическая трансцивилизационная система

и роль в ней Великого Шелкового пути.................................................................524

Межцивилизационные контакты в Индийском и Тихом океанах...................531

Состояние и соотношение региональных цивилизационных

систем накануне всемирной западноевропейской экспансии..........................540

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МАКРОХРИСТИАНСКИЙ МИР И ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЕСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО...........................................549

ГЛАВА XVI. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ В ИСТОРИИ ЗАПАДА..............................549

Социокультурные основания Новоевропейской цивилизации.........................549

"Осень Средневековья", поздневизантийский гуманизм

и Итальянское Возрождение....................................................................................557

Возникновение капитализма, Реформация и протестантская этика...............565

Сословные монархии, абсолютизм и парламентаризм.......................................577

Трансформация Западнохристианского мира

в Новоевропейско-Североатлантическую цивилизацию....................................583

ГЛАВА XVII. КОНТРАВЕРЗЫ МАКРОХРИСТИАНСКОГО МИРА

И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА............................................588

Новоевропейская цивилизация и формирование

социально-экономической структуры Макрохристианского мира..................588

Асинхронность социально-политического развития в пределах

Макрохристианского мира........................................................................................595

Религиозно-культурные корни цивилизационной специфики восточноевропейских и латиноамериканских

народов в контексте Макрохристианского мира.................................................600

Экспансия Новоевропейской цивилизации и реакция

на нее незападных обществ......................................................................................605

Макрохристианский мир и традиционные

цивилизационные ойкумены Востока.....................................................................610

ГЛАВА XVIII. КАТАКЛИЗМЫ XX ВЕКА................................................................617

Кризис либерализма...................................................................................................617

Массовые идеологии и тоталитаризм.....................................................................622

Западная цивилизация и остальное человечество в XX в..................................630

Две стороны евразийства..........................................................................................641

Цивилизационная структура постсоветского пространства..............................646

ГЛАВА XIX. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН

ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.....................................................................652

Глобализация и ее предтечи.....................................................................................652

Противоречия глобализации.....................................................................................658

Культурно-ценностные аспекты глобализации ....................................................664

Демократия и квазидемократия в глобализирующемся мире..........................670

Глобализация и ведущие цивилизационные центры современности..............680

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................686

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................................705

Наукове видання

Павленко Юрій Віталійович

ІСТОРІЯ СВІТОВОЇ ЦИВІЛІЗАЦІЇ Філософський аналіз

Комп'ютерна верстка Горщевський С. Коректор Макаренко Н.

Підписано до друку 24.09.2002. Формат 70x100 1/16.

Папір офсетний Друк офсетний. Ум. друк. арк. 61,28.

Обл.-вид. арк. 63,84. Тираж 500. Зам. 22-522.

Видавництво "Фенікс". Київ, вул. Саксаганського, 2. Тел.: 235-50-55

Основные понятия

социология наука

социальная структура объективность

Важнейшие термины

представления, основанные социальное воспроизводство

на здравом смысле

фактологические вопросы социальная трансформация

сравнительные вопросы социологическое воображение

вопросы развития антропология

эмпирическое исследование позитивизм

теоретические вопросы значимые действия

непреднамеренные последствия самопознание


(41стр)

Часть II КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ_____________________________________________

В этой части книги мы начинаем исследование многообразного мира социологии. Мы рассмотрим взаимосвязи между индивидуальным развитием и культурой, проанализируем основные типы обществ, в которых люди живут сегодня и жили в прошлом. Наша личность и мировоззрение испытывают сильнейшее воздействие со стороны культуры и общества, в рамках которых мы существуем. В то же время своими повседневными действиями мы активно воссоздаем и изменяем культурные и социальные контексты, в которых происходит наша деятельность.

В первой главе этой части (глава 2; мы исследуем единство и многообразие человеческой культуры. Мы рассмотрим, в каких отношениях люди схожи с животными и в чем отличаются от них, проанализируем ряд отличий, существующих в разных человеческих культурах. Степень культурных различий следует рассматривать как результат изменений, фактически преобразивших или уничтоживших многое культуры, существовавшие до сих пор. Реконструируется общая картина этих перемен, и основные типы доминирующих в мире обществ даются в контрасте с предшествующими им.

В следующей главе (глава 3) обсуждается социализация. Особо рассматривается процесс, в ходе которого младенец развивается в социальное существо. Приспособление к жизни в обществе в известной мере продолжается в течение всей жизни индивида, поэтому изучение социализации включает также анализ смены поколений — изменений в отношениях между юными, взрослыми и пожилыми.

В главе 4 мы исследуем, как люди взаимодействуют друг с другом в повседневной жизни, для чего рассмотрим тонкие и в то же время чрезвычайно важные механизмы, посредством которых индивиды интерпретируют действия и высказывания друг друга. Изучение социального взаимодействия может многое рассказать нам о более широких социальных окружениях, в которых мы живем.

Глава 5 подводит нас к рассмотрению более общих социальных процессов, и начинается она с изучения девиантного поведения и преступлений. Анализируя исключения — людей, чье поведение отклоняется от общепринятых норм, — мы можем лучше понять характер поведения большинства.

В последней главе этой части (глава 6) обсуждаются проблемы гендера и анализируется влияние изменившихся социальных условий на положение мужчин и женщин в современных обществах. Эта глава включает также исследование природы сексуальности, обращая особое внимание на факторы, определяющие типы сексуального поведения.

( 42стр)

Глава 2 Культура и общество______________________________________

Встреча культур

Около полувека назад жители некоторых островов западной части Тихого океана начали строить сложные и большие деревянные модели самолетов. На их изготовление тратились часы кропотливого труда, хотя никто из островитян никогда не видел аэроплана вблизи. Модели не должны были летать, они являлись центром религиозного культа, изобретенного местными пророками. Религиозные лидеры объявляли, что, если исполнить определенные обряды, с небес прибудет “груз”. Груз представлял собой товары, которые люди, приехавшие с Запада, привезли на острова для себя. После белые исчезнут, и предки аборигенов вернутся к ним. Островитяне верили, что, если неукоснительно соблюдать обряды, наступит новая эра, когда они смогут наслаждаться материальными благами белых захватчиков, сохраняя неизменным прежний уклад жизни1).

Почему возникли “грузовые культы”? Они произошли в результате столкновения между традиционными представлениями и обычаями островитян и образом жизни, принесенным с Запада. Богатство и мощь белых были отчетливо видны, и островитяне решили, что источниками благ, которыми наслаждались пришельцы, были те самые непостижимые летающие объекты. С точки зрения островитян было вполне логичным попытаться обрести власть над самолетами при помощи особых ритуальных действий. Одновременно они стремились сохранить собственные обычаи и защитить их от вмешательства пришельцев.

Знания островитян о западном образе жизни и западной технологии были слабыми; они истолковывали действия европейцев в рамках терминов собственных верований и представлений о мире. В этом отношении их реакции были сходны с теми, которые можно обнаружить практически во всей ранней и средневековой истории. Даже люди крупнейших цивилизаций прошлого имели весьма смутное представление о жизни других народов. В XVI-XVII веках, когда западные купцы и искатели приключений отправлялись в отдаленные уголки земного шара, они воспринимали всех тех, с кем вступали в контакт, как “варваров” или “дикарей”.

Ранние контакты с другими культурами

Европейцы, совершавшие путешествие в Америку в XVI веке, ожидали увидеть там гигантов, амазонок и пигмеев, найти источник вечной юности, женщин, тела которых не старели, и мужчин, живших по несколько сотен лет. Основанием для таких ожиданий служили традиционные европейские мифы. Американские индейцы первоначально воспринимались как создания дикие, имеющие больше сходства с животными, чем с людьми. Парацельс, ученый и врач XVI века, изображал Северную (43стр) Америку в виде континента, населенного полулюдьми, полуживотными. О нимфах, сатирах, а также пигмеях и дикарях было принято думать как о созданиях, не имеющих души и вырастающих прямо из земли. Епископ Санта Марты в Колумбии, Южная Америка, писал, что местные индейцы — “не люди с разумной душой, но дикие лесные люди, по каковой причине они не способны воспринять ни христианское учение, ни добродетель, ни какое-либо иное знание”2).

И наоборот, когда в XVII-XVIII веках европейцы установили контакты с Китайской империей, китайцы обходились с ними чрезвычайно пренебрежительно. В 1793 году король Англии Георг III послал в Китай торговую миссию, чтобы наладить коммерческий обмен. Визитерам-“варварам” было позволено основать в Китае несколько торговых пунктов и приобщиться к богатствам, которыми обладала страна. Сами же китайцы, как было сказано посланникам, были совершенно не заинтересованы ни в чем из того, что могли бы предложить европейцы: “Поднебесная обладает в изобилии всем и не имеет недостатка ни в чем. Поэтому нет нужды ввозить изделия иностранных варваров для обмена на наши товары”. На просьбу о разрешении послать в Китай западных миссионеров был дан такой ответ: “Различие между китайцами и варварами совершенно непреодолимо, и просьба вашего посла о том, чтобы варварам была предоставлена полная свобода для распространения вашей религии, кажется нам неразумной”.

Пропасть между Востоком и Западом была так велика, что каждый придерживался самых фантастических представлений о другом. Например, еще в конце XIX века в Китае было широко распространено убеждение, что иностранцы, в частности англичане, умирают от запора, если им не давать ревеня. Еще два столетия назад никто не обладал тем всеобъемлющим взглядом на мир, который сейчас для нас является естественным.

Один из самых драматичных контактов людей Запада с другими культурами произошел в 1818 году. Английская военно-морская экспедиция, искавшая за полярным кругом путь в Россию между Баффиновой Землей и Гренландией, случайно столкнулась с эскимосами. До этого дня эскимосы думали, что они — единственные люди на земле.

 

Понятие культуры

В этой главе мы рассмотрим единство и многообразие человеческой жизни и культуры. Понятиекультуры, как и понятиеобщества, — категории, наиболее широко используемые в социологии. Культура включает в себяценности, носителями которых являются члены определенной группы,нормы, которым они следуют, И материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы — это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют “можно” и “нельзя” социальной жизни. Так, моногамия — верность одному брачному партнеру — является общепринятой ценностью в большинстве западных обществ. Во многих другие культурах человеку разрешается иметь несколько жен или несколько мужей одновременно. Нормы поведения в браке включают супружеские отношения и взаимоотношения с родственниками со стороны мужа и жены. В некоторых обществах супругам предписывается устанавливать тесные отношения с родителями обеих сторон, в других предполагается полное разделение семей детей и родителей.

(44стр)

Используя термин “культура” в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь “высокие создания ума” — искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища.

Понятие “культура” можно отделить от понятия “общество”, но между этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. “Культура” имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. “Общество” подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы “людьми” в том " полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена — как будет показано в этой главе и в следующей (см. главу 3, “Социализация и жизненный цикл”).

Фактически основной темой этой и следующей глав является проблема противоположности биологического и культурного наследия человечества. Имеется в виду поиск ответа на следующие вопросы: Что отличает человека от животных? Откуда произошли наши специфические “человеческие” характеристики? Какова природа человека? Для социологии эти вопросы имеют принципиальное значение, потому что именно они образуют основание для целой области знания. Чтобы ответить на них, мы должны проанализировать то, что является общим для всех человеческих существ, а также различия в человеческих культурах.

Культурные различия связаны с различиями типов общества, и мы проведем сравнение основных форм обществ, которые можно выделить в прошлом и в настоящем. На протяжении всей главы наше внимание будет сосредоточено на том, как социальные изменения повлияли на культурное развитие человечества, в частности, с того момента, когда европейцы начали распространять свой образ жизни по всему миру.

Человеческий род

Несмотря на многочисленные конфликты и недоразумения, нараставшая экспансия людей Запада в другие области Земного шара сделала возможным понимание как того, что все люди — существа одного вида, так и изменчивости различных человеческих культур3). Чарльз Дарвин, священник англиканской церкви, в 1859 году, после двух кругосветных путешествий на корабле Ее Величества “Бигл”, опубликовал книгу “Происхождение видов”. После кропотливых наблюдений за различными видами животных Дарвин сформулировал концепцию развития человеческих существ и животных, совершенно отличную от всех существовавших ранее.

Как было показано выше, вера в существование полулюдей-полуживотных вовсе не была необычной, но с открытиями Дарвина подобные предположения были (45стр) окончательно отброшены. Дарвин доказывал непрерывность развития от животных к человеку. Согласно его концепции, специфические признаки человеческих существ появились в ходе биологических изменений, начавшихся более трех миллиардов лет назад и восходящих к самому моменту возникновения жизни на земле. Принять дарвиновский взгляд на происхождение животных и людей для многих оказалось труднее, чем допустить существование полулюдей-полуживотных. Дарвин дал толчок развитию одной из наиболее оспаривавшихся, но оказавшейся одной из самых убедительных теорий современной науки — теорииэволюции.

Эволюция

Согласно Дарвину, появление человеческого рода было результатом случайного процесса. Во многих религиях, включая христианство, животные и люди считаются плодом божественного творения. В противоположность этому, эволюционная теория не рассматривает развитие видов животных и человеческого рода как целенаправленное, предопределенное свыше. Эволюция — это результат того, что Дарвин называл естественным отбором. Идея естественного отбора проста. Все организмы нуждаются в пище и других ресурсах, таких, как защита от неблагоприятных климатических условий, для того чтобы выжить. Однако существующих ресурсов недостаточно для поддержания всех видов животных в данный момент времени, поскольку они производят потомства гораздо больше, чем может быть обеспечено пищей за счет окружающей среды. Тот, кто лучше приспособлен к окружающей среде, выживает, другие, менее приспособленные к требованиям среды, погибают. Некоторые животные умнее, подвижнее или обладают лучшим зрением. В борьбе за выживание они имеют преимущества перед теми, кто лишен этого. Они дольше живут и, размножаясь, передают свои качества последующим поколениям. Они “отобраны” для выживания и воспроизводства.

Происходит непрерывный процесс естественного отбора, обусловленный биологическим механизмоммутации. Мутация — это случайное генетическое изменение, воздействующее на биологические характеристики некоторых представителей данного вида. Большинство мутаций либо вредны, либо бесполезны для выживания. Но некоторые дают преимущества в конкурентной борьбе: особь с генами-мутантами в дальнейшем выживает с большей вероятностью, чем те, кто лишен таковых. Этот процесс объясняет как незначительные внутривидовые изменения, так и глобальные, ведущие к исчезновению целых видов. Например, многие миллионы лет назад в различных регионах земного шара обитали гигантские рептилии. Их размеры стали для них западней, поскольку мутации, происходившие у других, меньших видов, давали тем возможность лучше приспосабливаться. Среди этих, более приспособленных видов, оказались и древнейшие предки человека.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 9; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты