КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Япония. 1 страница
Кино как вид искусства появилось в Японии в конце позапрошлого столетия. С «движущимися фотографиями» японцы впервые познакомились в 1896 г., а в 1899 г. уже делали фильмы сами. В 1900 г. появились первые хроникальные ленты. В 1903 г. в Токио открылся первый стационарный кинотеатр, в 1908-м – первая киностудия. В Японии кино во многом развивалось под влиянием театра, театральными были и манера игры актеров (как и в традиционном театре Кабуки, женские роли исполняли мужчины - оннагата), и костюмы, и декорации. До появления звукового кино показ фильмов сопровождал бэнси – живой исполнитель, сидевший рядом с экраном и пояснявший, что происходит на экране. Один из родоначальников японского кино режиссер Макино Сёдзо (1878 – 1929), стал постепенно исключать из кино театральные элементы, его поддержали молодые режиссеры Г.Котани, К.Усихара, Я.Симадзу, Д.Ито, Х.Госе, Я. Одзу и др. Макино Сёдзо приводит на экран первую звезду японского кино – М.Оноэ. Постепенно главным направлением японского кино становится реализм. Возникает новое название кино – эйга. Плодотворными и насыщенными в японском кинематографе были 30-е годы. На экране окончательно утвердился звук, по примеру Голливуда появилась система продюсеров, сложилась творческая манера ведущих режиссеров и актеров. Именно тогда сформировались основные черты своеобразия всего японского кино, которые и сегодня отличают национальный кинематограф страны: японским лентам свойственна некоторая замедленность действия и созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное – лаконизм и простота, столь свойственные вообще художественной культуре Японии. Вторая мировая война дала новый толчок бурному развитию документального кино. Самым значительным в этом жанре стал фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссера К.Ямамото. После войны, во времена американской оккупации первой стала возрождаться именно кинодокументалистика, где проявили себя такие талантливые режиссеры как С.Ямамото, К. Синдо, Т.Имаи. «Золотым веком» для японского кино стали 50-е годы, к этому времени в стране сформировалась «большая шестерка» ведущих японских кинокомпаний - «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо» (обанкротилась в 1961 г.), страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов: 1958 г. - 504 картины; число зрителей, а точнее кинопосещений - почти 1,2 млрд. Именно в 50-е годы благодаря Акире Куросаве мировой зритель узнал и полюбил японское кино. Его фильм «Расёмон» завоевал «Золотого льва» на престижном международном киноконкурсе в Венеции. Наиболее япкими деятелями кинематографа в эти годы были режиссеры Т.Фурукава, К. Итикава и актеры Ю.Исихара, К.Ацуми, К.Курихара, С.Есинага. Интересным явлением в кинематографе Японии и России отмечены 70-е годы, было снято несколько совместных лент: «Дэрсу Узала» с Юрием Соломиным в главной роли, режиссер – Акира Куросава; «Москва – любовь моя», «Шаг» Александра Митты, «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева. Ленты были встречены с интересом в обеих странах. В 80-90-е годы японское кино переживает серьезный кризис, которому способствовали стремительное развитие ТВ и видео, увеличение в прокате доли зарубежного кино, особенно американского, катастрофическое снижение количества зрителей в кинотеатрах. Несмотря на это, японское кино, несколько сдав свои позиции, все-таки продолжало «выживать». На киногоризонте появляются «независимые» молодые режиссеры Т.Морикава, А.Такэда, С. Кояма, Е.Морита, Д.Итами, К.Огури. В центре их внимания современные проблемы. Больших успехов добились японские кинодокументалисты, мастера научно-популярного кино. Развивается мультипликационное кино, появившееся в Японии еще в 20-е годы, сейчас японские полнометражные «мультики», пожалуй, самые популярные в мире. Своей известностью они во многом обязаны выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого называют японским Диснеем. Начиная с 80-х годов, в Японии ежегодно проводятся кинофестивали - Токийский международный фестиваль, фестиваль «Юфуин» (префектура Ойта) и др. Там демонстрируются самые последние работы современных режиссеров. В России ежегодный показ японских фильмов проводится вот уже более 30 лет в рамках фестиваля японской культуры «Японская осень». Одно из последних достижений японского кинематографа – «Гран-при» на международном ХХI Московском международном кинофестивале (1999 г.) получил фильм патриарха японского кино Канэто Синдо «Жажда жизни». КИНУГАСА Тэйноскэ (1896 — 1982), японский режиссер. Настоящее имя — Когамэ. С 15 лет выступал в труппе кабуки в амплуа оннагата (женские роли), с 1917 года в этом же качестве в кино (в 1919 сыграл роль Лизы в экранизации пьесы Л. Толстого «Живой труп»). Режиссерский дебют Кинугасы — «Смерть младшей сестры» (1920). Под влиянием немецкого экспрессионизма поставил фильмы «Безумная страница» (1926) и «Перекресток» (1928). В жанре «дзидайгэки» снял ленты «Ребенок-фехтовальщик», «Чертополох» и «Звезда мужа и жены» (1927). В 1928 — 31 годы жил в СССР и Германии, встречался с Сергеем Эйзенштейном. Поставил социально-проблемную картину «Перед рассветом» (1931), в которой сказалось влияние приемов монтажа Эйзенштейна. В фильме «Повесть о верности» («Тюсингура») экспериментировал со звуком. Кинугаса снял ряд талантливых «дзидайгэки»: «Летняя осада Осакского замка» (1937), «Принцесса-змея» (1940), «Сражение у Каванакадзима» (1941). Среди множества лент Кинугасы, посвященных эпохе Мэйдзи (конец 19 — начало 20 века) выделяется фильм «Господин на одну ночь» (1946). Международную известность приобрела картина «Врата ада» (1954, главный приз на МКФ в Канне, премия «Оскар» и др.). Вместе с Эдуардом Бочаровым поставил первую советско-японскую ленту «Маленький беглец» (1966, главный приз в конкурсе детских фильмов на МКФ в Москве, 1967). Всего поставил более 100 фильмов. МИДЗОГУТИ Кэндзи (1898 — 1956), японский режиссер. Один из зачинателей киноискусства, оказавший влияние на формирование стилистики японского традиционного фильма. Окончил художественное училище в Токио. В 1920 году — ассистент режиссеров Тадаси Огути и Эйдзо Танака на студии «Никкацу». Дебютировал лентой «День, когда возвращается любовь» (1923). Мидзогути пришел в кино как ниспровергатель театральной условности, господствовавшей на экране. Под влиянием немецкого экспрессионизма поставил картину «Кровь и душа» (1923), экранизировал произведения западной литературы: «813» (по М. Леблану, 1923), «Порт в тумане» (по Ю. О'Нилу, 1923), принесший Мидзогути первый успех. В фильмах «Весенний шепот бумажной куклы» и «Безумная страсть учительницы» (1926) обратился к социальным мотивам, вел новаторские поиски в области киноязыка. Создал социально-проблемные работы «Токийский марш» и «Симфония города» (1929), «Родина» (1930, позднее озвучена). К этому времени определилась главная тема творчества Мидзогути — столкновение традиционного быта и мировоззрения с современностью. Режиссера интересовала трагическая судьба женщины, ее страдания и самопожертвование. В центр внимания он ставил всепоглощающую любовь, которая спасает человека. В дальнейшем от романтических женских образов перешел к суровому реализму в описании судеб своих героинь. В 1936 по сценарию Есиката Еда, с которым Мидзогути связывало долгое творческое содружество, поставил фильмы «Элегия Нанива» и «Гионские сестры», ставшие вершиной довоенного японского кино. В годы второй мировой войны и позднее снимал ленты о театре кабуки, на легендарные и мифологические сюжеты — «Повесть о поздней хризантеме» (1938), «Жизнь актера» (1941), «Гэнроку Тюсингура» (1942), «Любовь актрисы Сумако» (1947) и др., выпустил картины «Победа женщины» и «Пять женщин вокруг Утамаро» (1946), «Женщины ночи» (1948). К концу 40-х годов сложилась особая режиссерская манера Мидзогути. Она отличалась тонким воссозданием атмосферы фильма, в ней причудливо сочетались реальность и ирреальность, поданная как подлинная жизнь. На композиции и изобразительном решении кадров сказалось влияние традиционной японской живописи. Мидзогути исходил из примата изобразительности в кино. В его работах преобладали долгие общие планы, снятые с одной точки. «Одна сцена - один план» — этот принцип стал определяющим в искусстве Мидзогути и оказал большое воздействие на японское кино. В 50-е годы режиссер создал фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: «Женщина Сайкаку» (по Ихара Сайкаку, 1952, другое название «Жизнь О-Хару, куртизанки», приз МКФ в Венеции), «Луна в тумане» («Сказки туманной луны после дождя», по легенде Акинари Уэда, 1953, премия МКФ в Венеции), «Управляющий Сансе» (по Огай Мори, 1954, приз МКФ в Венеции), а также «Повесть Тикамацу» (1954). Первые ленты в цвете — «Екихи» («Ян Гуй-фэй») и «Новая повесть о Гэндзи» («Синхэйкэ моногатари»), обе 1955. Последняя работа Мидзогути — «Район красных фонарей» (1956), ироническая вариация на тему женской любви. Всего поставил более 80 картин. ГОСЕ Хэйноскэ (1902 — 1981), японский режиссер. Настоящее имя — Хэйэмон. В 1923 — ассистент режиссера Ясудзиро Симадзу. Дебютировал фильмом «Весна на южном острове» (1925). Ставил лирические бытовые комедии о жизни обитателей сельской глубинки: «Одинокий скандалист», «Стыдливые сны», «Плутовка» (все 1927). Первый большой успех — лента «Деревенская невеста» (1928). Светлые и теневые стороны существования мелкой городской буржуазии, эгоизм и доброта людей, повседневность существования — то есть жизненный материал жанра семингэки, — лежали в основе картин Госе. Действие его фильмов протекало на фоне опоэтизированной природы, в них обязательно присутствовал образ времени года — черта, присущая искусству Японии. Значительной работой режиссера стала его первая звуковая лента «Соседка и жена» (1931). В 1933 поставил немую картину «Танцовщица из Идзу» — лучшую среди многочисленных экранизаций повести Ясунари Кавабаты. В фильме «Тяготы нашей жизни» (1935) сталкивал традиционный стиль жизни с западным — одна из излюбленных тем творчества Госе. Среди его довоенных работ выделяются: «Женщины ночи» (1936), «Песнь цветочной корзины» (1937), «Бесчувственный» (1940). Первая послевоенная лента «Еще раз» (1947) — история любви, загубленной войной. В 1951 основал компанию «Эйтпро», в которой поставил картины «Ветвистые облака» (1951), «Утренние волнения» (1952), «Там, откуда видны фабричные трубы» (1953, премия на МКФ в Западном Берлине), «Гостиница в Осаке» (1954). В фильме «Такэкурабэ» (1955, по Итие Хигути), рассказе о печальной любви будущей гейши и молодого человека, блистательно воссоздал атмосферу японского общества эпохи Мэйдзи (конца 19 века). В отличие от других мастеров семингэки камера у Госе — подвижная, планы короткие, в его лентах много музыки. Среди других работ — «Долина любви и ненависти» (1954), «Разрозненные облака» (1964), «Мать и одиннадцать детей» (1966), «Осень и весна Мэйдзи» (1968, кукольный фильм). Всего поставил 95 картин. С 1964 года был генеральным секретарем Ассоциации кинорежиссеров Японии. ОДЗУ Ясудзиро (1903 — 1963), японский режиссер. С 1923 — ассистент оператора студии «Камата» в кинокомпании «Сетику», затем ассистент режиссера. Дебютировал в жанре «дзидайгэки» фильмом «Меч покаяния» (1927), но в дальнейшем снимал только ленты о современности. Первые работы Одзу испытали влияние американской комедии: «Потеря жены», «Дурнушка», «Переезд супругов» (все 1928), «Дни юности», «Сокровище в горах» (обе 1929) и др. Но картины «Университет-то я окончил...», «Жизнь служащего», «Парень, идущий напролом» (все 1929) ознаменовали переход к зрелой, с элементами сатиры, комедии, в которой звучит тема социального неравенства. Режиссер обратился к традиционному жанру «семингэки», бытописующему жизнь рядовой семьи, и поэтому редко выводил действие за ее пределы. В фильме «На экзамене-то я провалился...» (1930) впервые у Одзу в главной роли снялся актер Тисю Рю, присутствие которого на экране в дальнейшем сыграло важную роль в создании своеобразной атмосферы лент Одзу. Последующие работы, грустные и лирические, окрашенные мягким юмором, вводили зрителей в круг повседневной жизни мелкой буржуазии, показывали взаимоотношения родителей и детей. Лучшие картины немого кино: «Токийский хор» (1931), «Родиться-то я родился...» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Токийская гостиница» (1935). Одзу выработал свой режиссерский стиль, тесно связанный с традиционной эстетикой японского искусства. Для его фильмов характерны отсутствие острых драматических коллизий, спокойная композиция, линейное развитие времени, простейший монтаж, замедленность действия, долгие общие планы (снятые неподвижной, фронтально низко расположенной камерой), четкость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов. Первая звуковая лента Одзу — «Единственный сын» (1936). В 1937—1939, в связи с японо-китайской войной, находится в рядах армии. Среди работ в годы второй мировой войны — «Брат и сестра Тода» (1941) и «Был отец» (1942), последняя из них входит в число классических фильмов японского кино. После войны режиссер создает картины, причисленные к шедеврам мирового кино — «Поздняя весна» (1949) о преданной любви взрослой дочери к отцу и «Токийская повесть» (1953) — о стариках-родителях, нашедших сочувствие не у родных детей, занятых собственной жизнью, а у вдовы погибшего на фронте сына. Главная тема послевоенных работ Одзу — распад традиционной семьи. Фильмы опираются на несколько сюжетных каркасов, но в них одна главная мысль — жизнь такова и таков порядок вещей. Режиссер продолжает исследование жизни японской семьи в лентах «Время сбора урожая» (1951), «Вкус простой пищи» (1952), «Ранняя весна» (1956), «Токийские сумерки» (1957), «Цветы Хиган» (1958, его первый цветной фильм), «С добрым утром» (1959), «Плавучая трава» (1959), «Бабье лето» (1960), «Осень в семье Кохаягава» (1961), «Вкус сайры» (1962). В своих пронизанных печалью фильмах Одзу воспел привычные семейные ценности, с грустью отмечая их постепенное обесценивание. С 1954 — председатель Ассоциации японских кинорежиссеров, в 1958 награжден высокой наградой — орденом «Мурасаки дзю хосе», в 1962 первым среди кинематографистов стал членом Академии искусств. НАРУСЭ Микио (1905 — 1969), японский режиссер. В 1920 году поступил на студию Камата кинокомпании «Сетику» ассистентом режиссера. Режиссерский дебют — «Воинственные супруги» (1929). Ставил пронизанные печалью фильмы «Расставаясь с тобой» и «Ночные сны» (1933), в которых живописал судьбы женщин, жертвующих собой, чтобы вырастить своих детей. В 1934 поставил звуковую ленту «Три сестры, чистые в своих помыслах» и в 1935 — «Жена, будь как роза». Для картин Нарусэ характерен интерес к традиционному укладу жизни мелких торговцев и служащих, к их семейным отношениям. Но не сама рассказанная история, а сотворенная атмосфера — благодаря поведению персонажей, диалогов, неуловимому движению камеры — создала стиль фильмов Нарусэ, который можно определить как «поэтический реализм». Наряду с Ясудзиро Одзу он является выдающимся мастером жанра «семингэки», лент, бытописующих жизнь рядовой семьи. В годы войны с Китаем поставил горький фильм «Работающая семья» (1939) — мрачную картину, отражавшую юношеские воспоминания самого режиссера. После войны обрел новое дыхание в фильме «Еда» (1951) о разводящихся супругах, примирившихся впоследствии. Редкие крупные планы этой ленты придавали особую выразительность портретам его героев. Среди значительных работ Нарусэ: «Мать» и «Молния» (1952), «Поздняя хризантема» (1954), «Плывущее облако» (1955), «Плыть» (1956), «Бегущие вечера» (1960), «Томление» (1964), «Другой, заложенный в женщине» (1966), «Облака» (1967). ЯМАМОТО Сацуо (1910 — 1983), японский кинорежиссер. В кино с 1938 года. Поставил фильмы: «Война и мир» (1947, с Ф. Камэи), «Зона пустоты» (1952), «Песнь тележки» (1959), «Большая белая башня» (1966), «Война и люди» (1970-73), «Август без императора» (1978) и др. Всего поставил 35 фильмов. СИНДО Канэто (р. 1912), японский сценарист, режиссер, продюсер. С 1934 работал в кино как художник, с 1936 — сценарист. Сценарий фильма «Бал в доме Андзе» (1947) принес первый успех и положил начало многолетнему сотрудничеству с режиссером Кодзабуро Есимура. В 1950 они основали независимую компанию «Киндай эйга кекай». Режиссерский дебют Синдо — «Повесть о любимой жене» (1951). Впервые в истории мирового кино обратился к теме трагических последствий атомной бомбардировки: «Дети атомной бомбы» («Дети Хиросимы», 1952, премия Мира на МКФ в Карлови-Вари, 1954), «Счастливый дракон № 5» («Трагедия Счастливого дракона», 1959), «Театр «Сакура», 6 августа» (1988). Женские образы — в центре его лент «Миниатюра» (1953), «Актриса» (1956). В работах первой половины 50-х годов рассказывал о жизни нищих, проституток и других деклассированных элементов («Канава», 1954, «Волки», 1955). Всеобщее признание Синдо принес фильм «Голый остров» (1960, главный приз МКФ в Москве, 1961). Пластическая завершенность кадров, композиция, ритм, музыка и шумы природы, заменяющие речь, связь с живописной и поэтической традициями, национальной философией определили значение этого гуманистического произведения. В лентах 60-х годов режиссер анализировал чувственную сферу жизни («Чертова баба», 1964, «Инстинкт», 1966, «Источник секса», 1967), его интересовали старинные легенды («Черные кошки в бамбуковых зарослях», 1968). В конце десятилетия в фильмах Синдо отчетливо зазвучала социальная тематика («Сильная женщина, слабый мужчина», 1968; «Поденка», 1969; «Обнаженные девятнадцатилетние», «Сегодня жить, умереть завтра», 1970, главный приз поровну на МКФ в Москве, 1971). Среди последующих картин — документальный фильм «Жизнь одного кинорежиссера. Кэндзи Мидзогути» (1975), «Одинокое путешествие Тикудзана» (1977, премия МКФ в Москве), «Художник Хокусай» (1981), «Полуденное завещание» (1995). Поставил более 40 лент, по его сценариям снято более 200 фильмов. Синдо — автор множества книг по теории и практике кинодраматургии. С 1972 — генеральный секретарь Гильдии сценаристов Японии. КИНОСИТА Кэйскэ (1912 — 1998), японский режиссер. Дебютировал сатирической комедией «Гавань в цвету» (1943). Поставил лирические пасторальные комедии «Моя любимая девушка» (1946), «Кармен возвращается на родину» (1951, первый цветной японский фильм), сатирические ленты «Пью за вас, девушки» и «Разбитый барабан» (1948), «Невинная любовь Кармен» (1952), «Трагедия Японии» (1953). Главные черты творчества Киноситы — лиричность и сентиментальность — проявились в антивоенной картине «Двенадцать пар глаз» (1954), в которой рассказывается о двадцати годах жизни учительницы Ониси, полных нищеты и бедствий. Антивоенная направленность свойственна также и историческому фильму «Река Фуэфуки» (1960). Лирической грустью отмечены ленты «Ты была подобна дикой хризантеме» (1955) о крушении любви и «Время радости и печали» (1957) о трудном пути супружеского счастья. В картине «Легенда о Нараяме» (1958) воссоздал миф о стариках, уносимых детьми в горы умирать. В 60 — 70-е годы Киносита работал для ТВ. Вернувшись в кино, поставил фильмы «Разлука и любовь в Шри Ланке» (1976), «Отец! Мать!» (1980), «Оставленный ребенок»(1983), «Отец» (1987). Киносита — обладатель множества национальных призов. ИМАИ Тадаси (1912 — 1991), японский кинорежиссер. Фильмы: «А все-таки мы живем!» (1951), «Мрак среди дня» (1956), «Река без моста» (1969), «Брат и сестра» (1976), «Игра в воспитание» (1979) и др. Всего поставил 32 фильма. ИТИКАВА Кон (р. 1915), японский режиссер. В кино с 1933. Дебютировал кукольным фильмом «Девушка из храма Додзе» (1946). Значительным произведением современного кино Японии стала лента «Комната насилия» (по Синтаро Исихара, 1956), отразившая смятение послевоенного «потерянного поколения». Творчество Итикавы отличается стилистической и тематической пестротой, он в постоянном поиске новых выразительных средств и жизненного материала. Его картины представляют различные жанры — от комедий до психологических драм. Лучшие фильмы — «Сердце» (по Сосэки Нацумэ, 1955), «Большой пожар» (по Юкио Мисима, 1958), «Ключ» (по Дзюнъитиро Танидзаки, 1959, приз на МКФ в Канне, 1960). Антивоеннной теме посвящены ленты «Бирманская арфа» (1956, премия на МКФ в Венеции), «Полевые огни» (1959, приз на МКФ в Локарно, 1961). В 1965 году снял документальный фильм «Токийская олимпиада» (премия МКФ в Канне и др.). В конце 70-х годов экранизировал ряд детективно-мистических романов Сэйси Екомидзо. Экспериментируя в области формы, поставил картину «Огненная птица» (1978), в которой анимация сочетается с игрой актеров. Лента «История котенка» (1986) открыла популярную серию фильмов о животных. В 80—90-е годы продолжал активно снимать («Первый легкий снег», «Сказка о принцессе с луны», «47 ронинов»), всего поставил более 80 картин. КОБАЯСИ Масаки (1916 — 1996), японский режиссер. После окончания университета Васэда с 1941 — в кино. С 1946 ассистент режиссера Кэйскэ Киносита. Дебютировал фильмом «Юность сына» (1952). Активный участник движения «независимых» — лента «За толстой стеной» (1953, выпуск на экран 1956) об ответственности за военные преступления. В 1959—61 экранизировал антивоеннную историческую эпопею Дзюмпэй Гомикава «Условия человеческого существования» (6 серий, сокращенная версия 3 серии, приз за первую часть на МКФ в Венеции, 1960). Первый фильм в цвете — «Повесть о привидениях»«Кайдан» (1964, спецприз МКФ в Канне, 1965). Эпохе самурайства посвящены картины «Харакири» (1962, спецпремия МКФ в Канне, 1963), «Восставший» (1967, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции и др.). Кобаяси выбирал сюжеты с острыми драматическими конфликтами, находя для них яркие режиссерские решения. В 1975 переработал для кино поставленный им по Ясуси Иноуэ шестисерийный телефильм «Окаменелость» В течение пяти лет работал над документальной картиной о военных преступниках — «Токийский суд» (1983, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Западном Берлине). В 1985 поставил фильм «Дом без обеденного стола». ИМАМУРА Сехей (р. 1926), японский режиссер. В 1951, по окончании университета Васэда, поступил на студию «Офуна» кинокомпании «Сетику», где работал ассистентом режиссера, в том числе у Ясудзиро Одзу. Дебютировал фильмом «Украденная страсть» (1958). В том же году снял ленты «Перед станцией западная Гиндза» и «Нескончаемое желание», героями которых были изломанные войной молодые люди. Награжден «голубой лентой» за лучший дебют года. В антиамериканской картине «Свиньи и броненосцы» (1961) документальность сочеталась со сложной символикой. В 60-х годах перешел от социальной и политической проблематики к исследованию необычных для японского кино сильных женских характеров. Имамура ищет истоки жизнестойкости женщины в ее биологическом предначертании (фильмы «Японское насекомое», 1963, «Красная жажда убийства», 1964, «Послевоенная история Японии: Жизнь мадам Онборо», 1970). В 1965 году основал собственную кинокомпанию «Имамура про». В ленте «Испарившийся человек» (1967) расследует на реальном материале актуальную проблему исчезновения людей. В своей первой цветной картине «Глубокая жажда богов» (1968) ищет истоки национальной сущности японцев в глубоком прошлом. В 70-х работает на телевидении: «Не вернувшиеся на родину солдаты. Малайзия, Таиланд» (1971), «Хочу в дальний путь. Подо мной Север» и «Караюки-сан» (оба 1972), «Мухомацу возвращается на родину» (1973), «Не вернувшиеся на родину солдаты. Продолжение» (1975). В 1975 основал Киноинститут телевидения Йокогамы, которым руководит и в настоящее время. Продолжает ставить фильмы: «Месть принадлежит мне» (1979), «Э, дзянайка» «Но почему?» (1981). Широкую известность за рубежом получил после историко-философской картины «Легенда о Нараяме» (1983, главный приз на МКФ в Канне). Тема атомной катастрофы звучит в ленте «Черный дождь» (1989, премия на МКФ в Канне). К теме «караюки» — женщин, заброшенных на острова Юго-Восточной Азии в годы второй мировой войны, вернулся в 1987 году в ленте «Дзэгэн»/«Сводня». Пронизана черным юмором необычная история любви «Угорь» (1997, главный приз поровну на МКФ в Канне). ТЭСИГАХАРА Хироси (Teshigahara Hiroshi) (1927 — 2001), японcкий режиссер. В 1950 окончил Токийскую школу искусств, где изучал живопись. В 1953 снял документальный фильм о художнике Кацусика Хокусай. Учился режиссуре у известного документалиста Фумио Камэи. Создал документальные фильмы «Двенадцать фотографов» (1955), «Икэбана» (1956), «Токио, 1958» (1958), «Хосе Торрес» (1959, в США). По сценарию писателя Кобо Абэ, с которым сблизился в кружке сюрреалистов «Сэйки», поставил первую игровую ленту «Западня» (1962). В 1964 создал собственную компанию «Тэсигахара про», где по произведениям Абэ снял картины «Женщина в песках» (1964, специальная премия МКФ в Канне), «Чужое лицо» (1966), «Сгоревшая карта» (1968). Для фильмов Тэсигахары, созданных в духе притч, характерно сочетание философского обобщения, символики с точностью реальных жизненных мотивировок. После ленты «Летние солдаты (1972) отошел от кино, занимался керамикой. В 1979 возглавил знаменитую школу икэбана «Согэцу», созданную его отцом. Снял документальные картины «Сотворение скульптуры» (1981), «Антонио Гауди» (1984). В 1989 вернулся в игровое кино, поставив фильм «Рикю» о знаменитом мастере чайной церемонии, а в 1992 — «Гохимэ», на материале эпохи самурайства. СИНОДА (Shinoda) Масахиро (р. 1931), японский режиссер. В 1953 году закончил литературный факультет университета Васэда и поступил на студию «Офуна» компании «Сетику» ассистентом режиссера. Дружба с писателем Синтаро Исихара — пророком молодых «рассерженных» — наложила печать на творчество Синоды. Был одним из тех, кто составлял «новую волну Офуна». Дебютировал фильмом «Билет любви в один конец» (1960). В ленте «Поблекший цветок» (1964) Синода эстетизирует мир гангстеров — якудза. Зрелостью режиссуры отличалась картина «Покушение на убийство» (1964), посвященная событиям конца правления сегуната (середина 19 века). В работах конца 60-х годов Синода воссоздает традиционный образ жизни, возвеличивает быт. В 1967 создал собственную компанию Хегэнся. Вершиной творчества этого периода является фильм «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» (1969, лучшая лента года, премия за режиссуру) — экранизация пьесы классика японской драматургии Мондзаэмона Тикамацу. В картине сочетается условность средневекового театра с языком современного кинематографа. В фильмах «Искатели приключений» (1970), «Молчание» (1971), «Химико» (1974), «Одинокая слепая певица Орин» (1977) режиссер эстетизирует прошлое, все больше склоняется к живописности кадра, изобразительное решение становится самодовлеющим. Возвращается к драматургии Тикамацу в ленте «Копье Гондзы» (1986, премия на МКФ в Западном Берлине-87). Среди других работ: «Принцесса Маи» (1989), «Время молодости» (1990), «Отраженная музыка» (1995), снятая в стиле манга историческая картина «Замок совы» (1999). Награжден множеством национальных и международных призов. ОСИМА Нагиса (р. 1932), японский кинорежиссер. В 1956 основал вместе с кинокритиком Тадао Сато и др. журнал «Кинокритика». Дебютировал в режиссуре фильмом «Улица любви и надежды» (1959), в котором наметился главный мотив творчества Осимы — попранный идеал порождает разрушительный импульс. В первых лентах режиссера появился новый для японского кино герой — мятежный, циничный, изверившийся в нравственных ценностях старшего поколения молодой человек: «Повесть о жестокой юности» (приз за лучший кинодебют года), «Захоронение солнца», «Ночь и туман Японии» (все 1960), «Содержание скотины» (1961, по Кэндзабуро Оэ). В1960 создал собственную компанию «Содзося», первый фильм которой (короткометражная лента «Дневник Юнбоги») впервые затронул тему дискриминации корейцев в послевоенной Японии. Для полнометражных картин «Демон, возникающий среди белого дня» (1966), «Военное искусство Ниндзя. Альбом» (анимационный фильм), «Исследование непристойных песен Японии» (оба 1967), «Совместное самоубийство влюбленных — японское лето» и «Возвращение троих пьяниц» (оба 1968), «Дневник вора из Синдзюку» (1969), «История, рассказанная после токийской войны» (1970) характерны поиски новых возможностей киноязыка. Среди работ Осимы в этот период выделяется «Смертная казнь через повешение» (1968), в которой на материале дискриминации корейского меньшинства затронута в форме гротеска, черного юмора и сложной символики проблема смертной казни. После демонстрации фильма на международном фестивале в Канне имя режиссера стало известным и за пределами Японии. Поворот Осимы к традиционному киноязыку нашел отражение в его первой цветной ленте «Мальчик» (1969) — сатире на японскую семью, в картине «Церемония» (1971). В течение следующих пяти лет работал для телевидения, писал книги. Со второй половины 1970-х гг. ставил совместные фильмы с европейскими кинематографистами: для французской фирмы «Аргос фильм» — скандальную «Корриду любви» («Империя чувств», 1976, приз на международном фестивале в Чикаго и др.) и «Призраки любви» («Империя страсти», 1978, премия международном фестивале в Канне), обе изысканные по изобразительному решению; а также фильм «Счастливое рождество на фронте» («Счастливого рождества, мистер Лоренс», 1982, с Великобританией). В 1986 году во Франции снял картину «Макс, моя любовь». Создал документальные фильмы «Киото, город моей матери» (1993) и «Сто лет японского кино» (1995). В 1997 после многолетнего перерыва приступил к съемкам игровой ленты «Закон» («Гохатто», по Энтаро Сиба). С 1980 — генеральный секретарь Ассоциации кинорежиссеров Японии. МИЯДЗАКИХаяо (Hayao Miyazaki) (р. 1941), японский мультипликатор, один из крупнейших режиссеров в истории анимационного кино. Во время войны родители Хаяо бежали из Токио от американских бомбардировок и обосновались в Уцуномии — городе в ста километрах от столицы. Миядзаки-отец владел небольшой фирмой, выполнял военные заказы и обеспечивал семье безбедное существование. Окончив школу, Хаяо поступил в университет, где изучал экономику, но одновременно совершенствовал свое мастерство художника. В 1963 году Миядзаки начал работать на студии мультипликации кинокомпании «Тоей» и участвовал в создании полнометражного фильма «Верные слуги-псы» — мультипликационной версии средневековой японской повести «Сорок семь ронинов» (режиссер Сиракава Дайсаку) и фильма «Космические путешествия Гулливера» (1965, режиссер Курода Масэо). Хаяо был одним из немногих японских мультипликаторов, не имевших специфического опыта работы над комиксами-манга. В отличие от многих Миядзаки был убежден, что средствами мультипликации можно сделать достаточно сложный и глубокий фильм, который был бы способен заинтересовать не только детей, но и зрителей всех возрастов. В 1965 году Миядзаки вместе с Такахатой Исао приступил к работе над крупнобюджетным мультфильмом «Приключения солнечного принца Гора». Работа над ним была окончена летом 1968 года, и результат был высоко оценен критикой. Тем не менее, фильм провалился в прокате. В 1969 году Миядзаки ушел из «Тоей» и долгое время работал раскадровщиком в компании «Ниппон Анимейшен», которая специализировалась на мультипликации для телевидения. Миядзаки участвовал в создании целой серии мультипликационных экранизаций классических книг. Лишь в 1978 году он поставил как режиссер мультипликационный телевизионный сериал «Конан - мальчик из будущего». Несмотря на ограничения, связанные с телевизионным форматом, здесь Миядзаки добился существенных технических достижений. Спустя год на студии «Телеком Анимейшен Филм» режиссер поставил фильм, который признают его первым шедевром, — «Забавные приключения господина Волшебная Птица». Затем последовали «Замок Калиостро», мультисериалы «Люпен III» (по мотивам произведений французского писателя 19 века Мориса Леблана) и «Великий детектив Холмс». В 1984 году на экраны выходит фильм «Навсикая в долине ветров», основанный на его собственном комиксе. Фильм имел большой успех и был награжден многочисленными премиями международных кинофестивалей. Триумф «Навсикаи» позволил режиссеру в 1985 году основать собственную студию «Гибли», где были созданы полнометражные фильмы «Небесный замок Лапута» (по мотивам книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»), «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке» (1997). В 2001 году на экраны выходит новое творение мастера «Унесенные призраками», которые получили приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Во всех фильмах Миядзаки ощущается присущий ему гуманизм и обеспокоенность будущим человеческого общества. Хотя фильмы режиссера специфически японские по ощущениям и образу мышления, их эстетика и напряженная драматичность универсальны по своему воздействию. Графику фильмов Миядзаки отличает точность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.
|