Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий. 1 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

О довоенном кинематографе Восточной Европы говорить не приходится. Он существовал только в Чехословакии и Венгрии, да и то в зачаточном состоянии. Но к концу 40-х годов практически в каждой восточноевропейской появился свой национальный кинематограф (конечно под большим влиянием советского кино), а к концу 50-х появились общепризнанные крупные мастера. Киношколы Чехословакии, Венгрии и Польши считаются одними из наиболее серьезных в мире, а Загребская (Югославия) школа мультипликации одной из лучших в мире. Особенно неожиданным был взлет самого сильного из них – польского кинематографа, ведь Чехия и Венгрия обладали многовековой высочайшей культурой, а Польша была одной из самых отсталых европейских стран.

Румыния:

ПОПЕСКУ-ГОПО (Popescu-Gopo) Йон (р. 1923), румынский кинорежиссер. Фильмы: мультфильмы - "Краткая история" (1956), "Homo sapiens" (1960); игровые - "Украли бомбу" (1962), «Фауст XX» (1966), "Сказки о любви" (1977), "Мария, Мирабела" (1982, совм. с СССР) и др.

ЧУЛЕЙ (Ciulei) Ливиу (р. 1923), румынский режиссер театра и кино. Пришел в кино в 1951 году как актер и сыграл около 15 ролей. Режиссерский дебют произошол в 1957 году. Поставил фильмы: «Извержение» (1957), «Волны Дуная» (1960), «Лес повешенных» (1965), «Фаланстер» (1979) и др.

 

 

Болгария:

ЖАНДОВ Захари (1911 — 1998), болгарский кинорежиссер. Фильмы: «Тревога» (1951), «Земля» (1957), «Птицы прилетают» (1971), «Боянский мастер» (1981) и др. Всего с 1946 года поставил 10 фильмов.

ДИНОВ Тодор Георгиев (р. 1919), болгрский кинорежиссер. В кино с 1955 года. Мультфильмы: "Прометей" (1959), "Маргаритка" (1965); игровые: "Иконостас" (1969), "Цепная реакция" (1972), "Пороховой букварь" (1977) и др.

ДАКОВСКИЙ Дако (1919 — 1962), болгарский кинорежиссер. Участник Движения Сопротивления. В кино с 1952 года. Поставил фильмы: «Под игом» (1952), «Тайная вечеря седмаков» (1957), «Стубленские липы» (1960), «Калоян» (1963) и др.

ШАРАЛИЕВ Борислав (1922 — 2002), болгарский кинорежиссер. В кино с 1954 года. Поставил фильмы: «Песня о человеке» (1954), «Рыцарь без доспехов» (1966), «Прощайте, друзья» (1970), «Ожидание» (1972), «Удар» (1982), «Борис I» (1984) и др. Всего поставил 16 фильмов.



ВЫЛЧАНОВ Рангел (р. 1928), болг. кинорежиссер. Занимает одно из почетных мест в плеяде режиссеров, работавших в 60 — 70-е годы и выведших болгарский кинематограф на мировую арену. Первый же фильм Вылчанова «На маленьком острове» (1958) оказался первым болгарским фильмом, достойно представившим национальный кинематограф на международном кинофестивале. Следующие работы Вылчанова подтвердили смелость художника в выборе остросовременных тем и неординарности художественного решения. Проявил себя как серьезный социальный аналитик в фильмах: «Первый урок» (1960), «Солнце и тень» (1962), «Инспектор и ночь» (1963), «Волчица» (1965). В 1970—1972 работал в Чехословакии, сняв три фильма, в том числе далеких от современной проблематики: «Эзоп», «Лицо под маской», «Шанс». В 1973 вернулся в Болгарию, снимал фильмы разных жанров, по-прежнему выступая серьезным мастером остросоциальной драмы и диагностом нравственных болезней болгарской интеллигенции. Наиболее известные фильмы: «Следователь и лес» (1976), «Лакированные ботинки неизвестного солдата» (1979), «Куда вы едете?» (1986), «А теперь куда?» (1988),«Развод, развод» (1989), «Любовь — неверная птица» (1990).



ДЮЛГЕРОВ Георги (р. 1943), болгарский режиссер, сценарист. Учился на курсах режиссеров кукольного театра. В 1970 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Таланкина) в Москве, сняв на студии «Арменфильм» дипломную короткометражку «Бондарь» (премия на МКФ в Оберхаузене), которую годом спустя на родине переснял под названием «Экзамен» (премия на МКФ в Локарно и Мангейме). С самого начала творческой карьеры Дюлгерову был свойствен парадоксальный переход от внешне бытовых, приземленных картин к столь же повествовательным по манере, но обращенным к историческому материалу («И придет день», 1973; «Мера за меру», 1981, кино- и телевариант), а затем к явно более метафорическим, притчевым по структуре, которые вызывали подчас ожесточенные споры из-за необычной стилистики и неоднозначной трактовки несколько странных героев («Авантаж», 1977, премия на МКФ в Западном Берлине—78; «Подмена», 1978). Наиболее открыто эта смена стилистик была продемонстрирована Дюлгеровым в его неожиданном обращении к документальным лентам о художественной гимнастике — «О Нешке Робевой и ее девушках» (1985) и «О девушках и их Нешке Робевой» (1986), и вслед за этим подобный опыт был режиссером оригинально и иносказательно переплавлен в поисковом игровом фильме «Акатамус» (1988). Загадочно звучащее название расшифровывается вроде бы элементарно — Академия танца, музыки и слова, и в условном действе о всеобщей театрализации реальности легче всего увидеть влияние американских образцов жанра мюзикла — «Вся эта суета», «Слава», «Кордебалет». Однако Дюлгеров, что-то заимствуя из западной практики и творчески развивая, в большей степени был озабочен своей подспудно, но настойчиво звучащей темой «эскепизма по-социалистически», прорывом героев (и, разумеется, самого автора) в некие недоступные для инстанций сферы частной жизни и творческой фантазии. Состояние «авантажа» и упрямого противостояния отдельного индивидуума нивелирующей силе воздействия любого режима власти — один из навязчивых мотивов режиссера от дипломной работы «Бондарь» до более поздних картин «Лагерь» (1989), «Б. Г.» (1994, ТВ фильм, совместно с С. Овчаровым) и «Черная голубка» (1996). Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1978 год.



Актеры:

Коканова Невена (1938 — 2000), болгарская актриса. В середине 1950-х годов с успехом дебютировала в театре. Дебют в кино — в 1956 в фильме Борислава Шаралиева «Две победы». Коканова в 60—70-е годы была как бы символом болгарского кино, воплощая образ женщины с характером, обладающей темпераментом и внутренней значительностью, в фильмах ведущих режиссеров национального кино — например, Н. Корабова («Табак», 1962), Р. Вылчанова («Инспектор и ночь», 1963), Г. Островского и Т. Стоянова («Отклонение», 1967), Х. Христова («Дерево без корней», 1974), Л. Киркова («Матриархат», 1976), Л. Шарланджиева («Три смертных греха», 1980) и др. Одна из немногих представителей актерского мира Болгарии, получивших известность на Западе. Снялась в фильме Лилианы Кавани «Галилей» (1969).

Цонев Коста (р. 1929), болгарский актер. Народный артист НРБ (1976). Самый популярный образ — инспектора Боева в известных и в советском прокате фильмах «Господин Никто» (1969) и «Нет ничего лучше плохой погоды» (1971).

Данаилов Стефан (р. 1942), болгарский актер. В 1966 закончил Софийский театральный институт и выступал с успехом в театрах Софии и Пловдива. Одна из первых удачных ролей в кино — в советско-болгарском историко-революционном фильме «Первый курьер» (1968). В 1969 сыграл героико-романтическую роль в телесериале болгарского ТВ «На каждом километре» о борьбе болгар против фашизма во время Второй мировой войны, став в 1971 за эту роль лауреатом Димитровской премии и утвердив за собой репутацию актера романтического плана и исторической фактурности, что стало основой многих его дальнейших ролей (в фильмах «Князь» (1970), «Борис I» (1984) и др.) Однако в 70—80-е годы режиссеры болгарского кино, задававшиеся серьезными социальными вопросами современности, нашли в Данаилове идеального исполнителя ролей современного болгарского молодого человека — то благородного и сильного, то, наоборот, циничного, слабого и безответственного («Любовь», «Белый танец», «Этот настоящий мужчина»). Данаилов — один из наиболее популярных болгарских актеров своего времени.

 

Югославия:

ШТИГЛИЦ (Stiglic) Франце (р. 1919), словен. кинорежиссер. Ф.: "На своей земле" (1948), "Девятый круг" (1960), "Баллада о трубе и облаке" (1961), "Рассказ о добрых людях" (1975), "Весенний праздник" (1978) и др. Всего поставил 31 фильм.

МИМИЦА (Mimica) Ватрослав (р. 1923), кинорежиссер и сценарист. Ф.: "В бурю" (1952), "Прометей с острова Вишевице" (1965), "Македонская часть ада" (1972), "Крестьянское восстание 1573 года" (1975), "Банович Страхиня" (1981, в сов. прокате "Закон любви") и др. Всего поставил 25 фильмов.

БУЛАЙИЧ (Bulajic) Велько (р. 1928), югославский кинорежиссер. Фильмы: «Война» (1960), «Козара» (1962), «Битва на Неретве» (1969), «Покушение в Сараеве» (1976), «Высокое напряжение»(1981), сняты главным образом на киностудии в Сараеве. Всего поставил 19 фильмов.

ПЕТРОВИЧ (Petrovic) Александр (1929 — 1994), югославский режиссер. Закончил философский факультет Белградского университета и режиссерский факультет Пражской киношколы ФАМУ. В кино с 1948: ассистент режиссера, второй режиссер, кинокритик, теоретик «нового фильма», основанного на принципах французской «новой волны». Снял документальные ленты «Друг рядом с другом» (1955, совместно с В. Распором), «Полет над болотом» (1956), «Петр Добрович» (1957, с В. Распором), «Дороги» (1958), «Война войне» (1960), «Протокол» (1964). В игровом кино дебютировал партизанской лентой «Единственный выход» (1958, с В. Распором). Признание пришло к Петровичу после выхода на экраны двух «интимных» картин, воплотивших на практике постулаты «нового фильма» — «Двое» (1961) и «Дни» (1963). Эти ленты вызвали бурную дискуссию в печати и во многом определили дальнейшую судьбу югославского кино, положив начало так называемому «югославскому кинематографическому чуду» 60-х годов. Положение лидера национального кино Петрович подтвердил спустя два года, сняв в 1965 один из самых известных оригинальных военных фильмов — «Три», «Папоротник и огонь» (по произведениям А. Исаковича, премия на МКФ в Карлови-Вари, 1966, номинация на «Оскар»). А еще через два года мрачную «цыганскую сагу» «Скупщики перьев»/«Я видел даже счастливых цыган» (Большой специальный приз на МКФ в Канне-67, номинация на «Оскар»). Эта картина осталась вершиной творчества Петровича, оказав большое влияние на югославское кино и прославив его во всем мире. Совместно с иностранными компаниями были поставлены две следующие работы Петровича — «черная комедия» «Скоро будет конец света, и Бог с ним — не жалко» (1969, с Францией) и «Мастер и Маргарита» (1972, с Италией, по М. Булгакову), первоначально награжденная на национальном кинофестивале, а потом (по указке советских властей) вызвавшая травлю режиссера. Он, будучи с 1968 года председателем Союза кинематографистов Югославии, был вынужден покинуть страну и работать за границей — в ФРГ («Групповой портрет с дамой», 1976, по Г. Беллю, Федеральная премия-77 за режиссуру), во Франции («Миграции», 1988-90, кино- и телевариант, по роману М. Црнянского).

ВУКОТИЧДушан (р. 1927), кинорежиссер-мультипликатор. Один из основателей загребской школы мультипликации. Ф.: "Пикколо" (1960), "Игра" (1962), "Пятно на совести" (1968), "Кузнечик" (1975), "Гости из Галактики" (1981) и др.

МАКАВЕЕВ (Makavejev) Душан (р. 1932), югославский режиссер, сценарист. Родился в Белграде. Окончил философский факультет Белградского университета (отделение психологии, 1955) и Театральную академию в Белграде. С 1953 снимает любительские игровые фильмы в «Киноклубе Београд» — «Ятаган Мала» (1953), «Печать» (1956), «Разбитое зеркало Антони» и «Не надо верить памятникам» (1958). Занимается журналистикой, работает на ТВ Белграда. В 1960 издает сборник статей и эссе «Поцелуй для товарища Лозунга» и книгу о кино для детей «24 картинки в секунду». Автор комедии (совместно с Р. Поповым) «Новый человек на Цветочной площади» (1960). С 1958 снимал короткометражные игровые и документальные ленты на профессиональных студиях Загреба и Белграда. Среди них: «Раз картошка, два картошка» (1961), «Педагогическая сказка» (1961), «Улыбка—61»(1961), «Парад» (1962), «Долой заборы», (1962), «Красавица—62» (1962), «Новое домашнее животное» (1964), в которых в полной мере проявилась стилистика будущих полнометражных картин Макавеева: парадоксальная драматургия, поэтика коллажа, агрессивная социальная публицистика, подчеркнуто возбужденный эротизм, черный юмор, вызывающая оппозиционность по отношению к существующему режиму. Этим же художественным и идейным принципам режиссер остался верен и в своих полнометражных игровых фильмах, начиная со своего дебюта — «Человек не птица» (1965). Затем последовали: «Любовный случай, или Трагедия почтово-телеграфной служащей» (1967), «Невинность без защиты» (1968, премия на МКФ в Западном Берлине—68) и последняя лента Макавеева, снятая в СФРЮ — «В. Р., Мистерия организма» (1971). Ее выход совпал с периодом идеологической борьбы с «анархо-либерализмом» и «черной волной» в югославском кино. Макавеев оказался одной из жертв этой кампании и вынужден был эмигрировать, скрываясь от судебного преследования по обвинению в оскорблении власти и ветеранов народно-освободительной войны. «Мистерия организма» стала одной из самых скандальных лент в истории мирового кино вызвала особую, идиосинкратическую ярость у отечественных блюстителей нравственности, и в первую очередь у ревнителей «идеологической девственности». На долгие годы Душан Макавеев был объявлен «персоной нон грата», чуть ли не Антихристом, несмотря на воинствующий атеизм его коммунистических критиков. Подлинный и яркий последователь традиций Мейерхольда, Эйзенштейна и Маяковского почти никому не был известен на родине этих творцов. Лишь ретроспектива фильмов югославского режиссера в декабре 1989 года в Москве восстановила попранную справедливость, убедив, что он достоин не хулы, а славы. А картина «B. P. — Мистерии организма» заслуживает включения в число шедевров мирового кино, как уникальный пример истинного «монтажа аттракционов». Причем Макавеев возвращает аттракционам именно «монтажность», ассоциативно-коллажное сопоставление, казалось бы, несоединимого, а также театрализует документальные материалы, представляет реальную жизнь в качестве своеобразной мистерии, с другой стороны, используя вымышленные сцены наподобие хроники. Действительность входит составной частью, кусочком мозаики в создаваемую режиссером причудливую картину мира, фреску всеобщего абсурда. Самые сумасшедшие фантазии, рожденные в воспаленном мозгу, блекнут по сравнению с безумием и жестокостью неподражаемой реальности. Любимые макавеевские темы секса и политики переплетаются не только в сочиненном дивертисменте, балаганной байке о красивой косметичке, которая влюбилась в морально стойкого, разумеется, советского чемпиона мира по фигурному катанию и потеряла из-за него фигурально и буквально свою голову. Но аттракционна также судьба Вильгельма Райха, «марксистского изобретателя любовной энергии», умершего в тюрьме в самой свободной стране, конечно же, в США, не дожив всего десять лет до «года любви», начала эпохи «сексуальной революции». Экстравагантные, не укладывающиеся в рамки приличий и идеологических догм изыскания австрийского философа, который пытался повенчать учения Маркса и Фрейда, за что и преследовался, по сути, везде, были уже странным образом применены на практике, даже воплощены в государственной политике. И режиссер серией остроумных и провокационных скетчей из исторической кинохроники, «синема-верите» и реализованных в забавно-эпатажной форме иллюстраций к идеям опального проповедника «освобожденного труда и освобожденной любви» доказывает превосходство жизни над самыми смелыми умозрительными построениями. Совершенно неожиданно для зрителей Душан Макавеев, который почему-то считается разрушителем устоев, циником и мрачным пессимистом, подвергающим злому осмеянию все святое для каждого человека, вновь заставляет убедиться, что он — неисправимый поэт и романтик действительности. И с добротой и милосердием ангела раскрывает потайные бездны греха и зла, неутомимо исследует первооснову, простую и глубокую суть жизни, благодаря чему она все-таки существует и позволяет выжить верящим в эту магию, мистерию природы. Очень точно смысл творчества югославского постановщика выразил его соотечественник Р. Попов: «Поисками истины он поглощен как ярый моралист, к тому же именно тот, кто презирает грехотворное морализирование до глубины души. Он добивается истины, а она отбивается, прячется и убегает». Думается, не случайно Макавеев провоцировал гнев и неприятие у тех, кто считал себя единственным обладателем истины в последней инстанции и относился к человеку как к средству для достижения общей якобы благой цели. Этот же «абстрактный гуманист» признает человека самоценным, а подчас мучительный, даже отталкивающий итог его индивидуальных исканий — небесполезным и для всего человечества. Работал в разных странах, поставив картины: «Сладкий фильм» (1974, Франция — Канада), «Монтенегро, или Свиньи и бисер» (1981, Швеция — Великобритания), «Парень из фирмы Кока-Кола» (1985, Австралия). В годы эмиграции преподавал кинорежиссуру и сценарное мастерство в Гарвардском и Колумбийском университетах, а также в киношколах Европы и Австралии. С 1988 вновь получил возможность снимать на родине — «Манифест» (Югославия — США). В постсоциалистической Югославии основал кинофирму «Экстаз». Поставил фильм «Горилла купается в полдень» (1993), документальную ленту «Дыра в душе» (1994), основанную на личной драматической биографии. В 1996 по приглашению немецких продюсеров принял участие в создании новеллистического эротического фильма «Датские девушки покажут все».

ТАНОВИЧ Даниш (Danis Tanovic) (р. 1969), боснийский режиссер, сценарист, композитор. Танович окончил Академию драматических искусств в 1993 году. Режиссер большого количества документальных лент, многие из которых посвящены участникам и свидетелям военного конфликта в Боснии. Антивоенная сатира «Ничейная земля» - его первый полнометражный игровой фильм. Эта картина была удостоена Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля за лучший сценарий и премии «Оскар» за лучший иноязычный фильм за 2001 год. В 2002 стал одним из режиссеров международного проекта «11'09''01» посвященного Нью-Йоркской трагедии.

Актер:

Митич Гойко (р. 1940), югославский киноактер, известен по ролям индейцев в вестернах германского производства. После окончания школы Гойко Митич учился в институте физкультуры в Белграде. Хорошая спортивная подготовка помогла ему в дальнейшем в актерской карьере. В кино Митич начал сниматься еще студентом. В 1960-х годах в Югославию часто приезжали западноевропейские киногруппы для натурных съемок. Массовку и исполнителей эпизодических ролей они набирали из местных жителей. Митич снимался в сценах, где требовались навыки верховой езды, выполнение сложных и опасных трюков. В этом качестве он был занят в нескольких исторических фильмах производства Великобритании и Италии. А в западногерманских вестернах про вождя апачей Виннету по романам Карла Мая с Пьером Брисом в главной роли определилось амплуа Гойко Митича — мужественного и благородного индейского воина. Решающую роль в жизни Митича сыграло участие в вестерне чешского режиссера Йозефа Маха «Сыновья Большой Медведицы» (1965) производства восточногерманской студии ДЕФА. Фильм снискал большой успех, и вслед за ним на студии ДЕФА было снято еще одиннадцать фильмов на «индейскую тему» с Гойко Митичем в главной роли. В середине 1960-х годов Митич переехал жить в Германию, и стал одним их самых популярных актеров ГДР. Широко известен он был и в СССР.

Югославский авторский кинематограф:

КУСТУРИЦА (Kusturica) Эмир (р. 1954), боснийский кинорежиссер. В 1973—1977 учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии ФАМУ. Дипломная работа «Герника» (1976) удостоилась первой премии на фестивале студенческих фильмов в Карлови-Вари. В 1978 снял телевизионную ленту «Невесты приходят», запрещенную цензурой «по моральным соображениям». Следующая картина для ТВ — «Буфет «Титаник» (1979, по новелле И. Андрича). Первая работа Кустурицы в кино — «Помнишь ли, Долли Белл?», лирическая драма о проблемах боснийской молодежи 1960-х годов (1980, премия за дебют и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции—81), приносит ему неофициальный титул «режиссера 21 века». Кустурица преподает в киношколе в Сараево (респ. Босния и Герцеговина бывш. СФРЮ), одновременно работая над фильмом «Отец в командировке», метафизической драмой об эпохе политических репрессий в Югославии в начале 1950-х годов, которая увидена глазами впечатлительного ребенка (1984, главная премия на МКФ в Канне—85, номинация на «Оскар»). В последующие три года прославившийся уже в мировом масштабе режиссер предпринимает несколько грандиозных проектов, среди которых — «Мост на Дрине» по роману И. Андрича, «Духоборы» — о сектантах с Украины, эмигрировавших от преследований царских властей в Канаду, осовремененная версия «Преступления и наказания» по роману Ф. Достоевского. Ни один из этих замыслов не был реализован, но тем не менее, Кустурица снял в Македонии фильм «Дом для повешения»/«Время цыган» (1988, премия на МКФ в Канне—89), грандиозную этнографическую фреску о средневековом по сути образе жизни современных цыган на Балканах и трагическом столкновении их с европейской цивилизацией. В 1990 начал преподавать кинорежиссуру в Колумбийском университете в США. Затем, основываясь на своих американских впечатлениях, снимает при содействии французских продюсеров картину «Аризонский сон» (1992, премия на МКФ в Берлине), действие которой происходит в США. Во время «балканской войны» 1992—1995 эмигрирует из Боснии в Париж и Белград, где создает фильм «Подполье» (1995, главная премия на МКФ в Канне), трагикомическую метафору югославской истории последнего полувека. Новым обращением режиссера к теме цыган в современном мире стала фарсовая комедия «Черная кошка, белый кот». Эта «вакханалия» радости и жизни, снятая в эстетике кича, открыла зрителю нового Кустурицу, который, по его словам, «избавился от трагедий». В каком-то смысле продолжением фильма стало участие режиссера в турне панк-группы «No Smoking» (авторов музыка к фильму), вместе с которой он выступал в середине 1980-х. властей в Канаду, осовремененная версия «Преступления и наказания» по роману Ф. Достоевского. Ни один из этих замыслов не был реализован, но, тем не менее, Кустурица снял в Македонии фильм «Дом для повешения»/«Время цыган» (1988, премия на МКФ в Канне—89), грандиозную этнографическую фреску о средневековом, по сути, образе жизни современных цыган на Балканах и трагическом столкновении их с европейской цивилизацией. В 1990 начал преподавать кинорежиссуру в Колумбийском университете в США. Затем, основываясь на своих американских впечатлениях, снимает при содействии французских продюсеров картину «Аризонский сон» (1992, премия на МКФ в Берлине), действие которой происходит в США. Во время «балканской войны» 1992—1995 эмигрирует из Боснии в Париж и Белград, где создает фильм «Подполье» (1995, главная премия на МКФ в Канне), трагикомическую метафору югославской истории последнего полувека. Новым обращением режиссера к теме цыган в современном мире стала фарсовая комедия «Черная кошка, белый кот». Эта «вакханалия» радости и жизни, снятая в эстетике кича, открыла зрителю нового Кустурицу, который, по его словам, «избавился от трагедий». В каком-то смысле продолжением фильма стало участие режиссера в турне панк-группы «No Smoking» (авторов музыка к фильму), вместе с которой он выступал в середине 1980-х.

 

 

Чехословакия:

ФРИЧ Мартин (1902 — 1968), чешский кинорежиссер, сценарист, актер. Один из основоположников национального киноискусства. Фильмы: «Яношик» (1936), «Закаленные» (1950), «Пекарь императора» (1951), «Тайна крови» (1953), «Люди из фургонов» (1966) и др. В кино с 1922 года. Начинал как актер и сценарист. Режиссерский дебют – фильм «Отец Войтич» (1928). Всего поставил 103 фильма.

СТЕКЛЫ (Stekly) Карел (1903-87), чешский кинорежиссер и сценарист. В кино с 1933 года. Начинал как сценарист. Режиссерский дебют – фильм «Просташек» (1945). Наиболее известные фильмы: "Сирена" (1947), "Бравый солдат Швейк" (2 серии, 1957), "За рулем - враг" (1974), "Каждому свое небо" (1982) и др. Всего поставил 29 фильмов.

ЗЕМАН (Zeman) Карел (1910-89), чешский режиссер, вместе с Герминой Тырловой и Иржи Трнкой создавший чешскую кукольную мультипликацию. С куклами он освоился еще в детстве, устраивая дома кукольные представления. Позже Земан вместе с другими любителями организовал свой кукольный театр, просуществовавший, впрочем, недолго. Окончил коммерческое училище, затем учился на курсах рекламной графики, работал декоратором витрин, Позже он отправился во Францию и поступил в Парижскую Художественно-промышленную школу, где Земан впервые увидел рисованные мультипликационные фильмы. В 1942 Земан в городе Злине начал работать в киноателье, где уже снимала свои кукольные фильмы Гермина Тырлова и куда вскоре переберется Иржи Трнка. Первой работой Земана был «Рождественский сон», в котором он попробовал соединить графику и кукол с живой исполнительницей. Фильм пришлось снимать дважды — негатив первого варианта сгорел во время пожара 1943, и вторую версию Земан закончил лишь в 1945 (премия МКФ в Канне, 1946). В 1947—1949 Земан снимает серию сатирических мультфильмов с постоянным персонажем — паном Прокоуком: «Пан Прокоук — бюрократ», «Пан Прокоук в искушении», «Пан Прокоук — изобретатель», «Пан Прокоук снимает». Позже Земан, уступая просьбам зрителей, вернется к этому персонажу и в 1955 снимет фильм «Пан Прокоук — друг животных», а потом — «Пан Прокоук — детектив» и «Пан Прокоук — акробат», но к этому времени персонаж ему окончательно надоест, и он будет всеми силами стараться от него отделаться. В 1949 Земан переключился на совершенно другую работу и поставил «стеклянный» фильм «Вдохновение» с фигурками из цветного стекла. В 1950 снял фильм «Король Лавра» (премия МКФ в Карлови-Вари). Затем Земан снял фильм «Клад Птичьего острова» (1952), где соединил графическую и объемную мультипликацию. Следующие его фильмы, не считая вынужденных возвращений к Прокоуку, были трюковыми и комбинированными — «Путешествие в доисторические времена» (1956, премия за детский фильм на МКФ в Венеции), «Губительное изобретение»/«Тайна острова Бэк-Кап» (по роману Ж. Верна «Лицом к знамени», 1958), «Барон Мюнхгаузен» (1961, премия МКФ в Локарно), «Хроника Шута» (1962), «Похищенный дирижабль» (1966) и «На комете» (1970) (оба фильма по мотивам романов Ж. Верна). В начале 70-х годов Земан перенес тяжелую болезнь глаза и лишь после сложной операции начал медленно выздоравливать. Ослабевшее зрение не позволяло ему вернуться к прежней сложной технике, и он начал осваивать новую область мультипликации. В следующей его работе — сериале о приключениях Синдбада-морехода «Сказки тысячи и одной ночи» (1972—74) — действуют плоские марионетки. В 1977 Земан снял цветной полнометражный рисованный фильм «Ученик чародея», в 1981 — «Сказку о Гонзике и Марженке» (по мотивам чешской народной сказки).

ВАВРА (Vavra) Отакар (р. 1911), чешский режиссер, сценарист. Изучал архитектуру в Брно и Праге, с 1929 был кинокритиком, затем сценаристом, в том числе фильмов М. Фрича, В. Кубасека. С 1931 снимал документальные ленты, спустя пять лет дебютировал в режиссуре. Довоенные картины Вавры «Философская история» (1937) «Девственность» (1937), «Цех кутногорских дев» (1938, премия на МКФ в Венеции), «Юмореска» (1939) и «Заколдованный дом» (1939) отличались особой поэтической манерой, к которой режиссер изредка мог обращаться в годы существования социалистической Чехословакии — прежде всего в тонких ностальгических фильмах «Золотой ранет» (1965, главная премия на МКФ в Сан-Себастьяне), «Романс для корнета» (1966, приз на МКФ в Москве—67). Нередко ставил исторические картины — «Розина-найденыш» (1945), «Беспокойный бакалавр» (1946), «Наступление» (1953), «Ян Гус» (1955), «Ян Жижка» (1956), «Против всех» (1958), однако только в одной из «прощальных» лент «пражской весны» — в «Молоте против колдуний» (1969) — пусть и в иносказательной форме средневековой притчи, но, тем не менее, явственно высказался против любого вида «охоты на ведьм», преследования и подавления малейших проявлений человеческой индивидуальности. Как педагог ФАМУ (с 1957), ставший в 1963 профессором, Вавра внес неоценимый вклад в подготовку будущих творцов «чешской новой волны», а также в воспитание ряда режиссеров из других соцстран, включая Польшу и особенно Югославию. Но в 1970, когда в Чехословакии развернулся процесс идеологической чистки после известных событий августа 1968, был отстранен от поста декана режиссерского факультета. Вновь, как и в первые послевоенные годы (например, «Немая баррикада», 1949), был вынужден снимать военно-исторические произведения — «Дни предательства» (1973), «Соколово» (1974, с СССР) и «Освобождение Праги» (1976), в том числе рассказывать о героическом пути президента Людвика Свободы. Большинство последующих работ Вавры являются самоповторными («Черное солнце», 1980, — это римейк его же «Кракатита», 1948; кроме того, «Странствия Яна Амоса», 1983; «Европа танцевала вальс», 1989).

ТРНКА (Trnka) Йиржи (1912-69) чешский режиссер-мультипликатор и художник. Занимался живописью, графикой, иллюстрировал книги (главным образом детские), делал декорации для театра и кино, но, прежде всего, был кукольником. Его школьным учителем рисования был Йозеф Скупа, крупнейший чешский кукольник, создатель знаменитых Спейбла и Гурвинека, основатель и руководитель первого профессионального кукольного театра в Чехословакии. Скупа и привел Трнку в кукольный театр. Он и в дальнейшем не оставил ученика: в 1928 Скупа помог ему перебраться в Прагу и поступить в Художественно-промышленное училище. В 1935 Иржи Трнка, закончив учебу, основал Деревянный театр, где был и автором, и постановщиком пьес, и художником-декоратором, и кукольным мастером, и кукловодом... После закрытия театра, просуществовавшего всего год, Трнка пробовал себя в мультипликации, занимался живописью и книжной графикой, а в 1945 стал руководителем студии «Братья в трико» и сам поставил несколько рисованных фильмов — «Посадил дед репку», «Подарок», «Попрыгунчик и эсэсовцы» (все — 1945), «Животное и разбойники» (1946, премия на МКФ в Канне). Но в 1946 Иржи Трнка покинул студию рисованных фильмов и, основав новую студию, занялся кукольной мультипликацией. Первым его полнометражным фильмом был «Шпаличек» (1947). Это чешское слово означает маленькую толстую книжку; так называлось собрание рисунков к народным песням и поговоркам любимого художника Трнки, Миколаша Алеша. Фильм состоит из шести эпизодов, или новелл, не связанных ни сюжетом, ни сквозными героями: его называли «своеобразной энциклопедией сельской жизни, народного быта, труда, празднеств, обрядов, легенд, поверий и песен». Другие фильмы — «Соловей императора» (по сказке Андерсена; 1948, премия за творчество на МКФ в Локарно, 1955), «Ария прерий» (1949), «Роман с контрабасом» (по рассказу А. П. Чехова), «Чертова мельница» (1949), «Принц Байяя» (1950, премия на МКФ в Локарно, 1954), «О золотой рыбке» (1951), «Веселый цирк» (1951), «Старинные чешские сказания» (1953, премия на МКФ в Венеции-54), «Два морозца» (1954), «Похождения бравого солдата Швейка» (по Я. Гашеку, на основе иллюстраций Йозефа Лады, 1955), «Цирк Гурвинека» (1955). В 1947 Трнка передает руководство студией в руки Эдуарда Гофмана и до 1959 занимается только созданием фильмов. После постановки в 1959 полнометражного фильма «Сон в летнюю ночь» (главная премия за неигровой фильм на МКФ в Канне, приз на МКФ в Венеции) по пьесе Шекспира, Трнка постепенно отходит от кинематографа. Он еще поставил несколько фильмов — «Страсть» (1961, главная премия на МКФ в Оберхаузене, 1964), «Кибернетическая бабушка» (1962), «Архангел Гавриил и Госпожа Гусыня» (по новелле Боккаччо, 1964), но основными его занятиями в конце жизни стали книжная иллюстрация и деревянная скульптура. Последний свой фильм «Рука» Иржи Трнка снял в 1965. В этой истории всего два персонажа: горшечник Арлекин — кукла и Рука — настоящая человеческая рука. Этот фильм-притча получил множество призов на фестивалях. Рука заставляет Арлекина изваять ее изображение и, в конце концов, превратив его в безвольную марионетку, добивается своего. Арлекин, закончив работу, освобождается из-под власти Руки, но Рука настигает и убивает его. Убедившись, что Арлекин мертв, Рука воздает ему последние почести. Этот фильм не только получил множество призов на фестивалях, но и был назван одним из лучших в мировой мультипликации — в списке из пятидесяти фильмов, составленном общими усилиями кинокритиков в 1984, «Рука» стоит на четвертом месте.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 26; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты