КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Португалия.ОЛИВЕЙРА (Oliveira) Мануэл ди (р. 1908), португальский режиссер, сценарист, продюсер. Феномен Оливейры прежде всего заключается в том, что этот режиссер является самым плодовитым автором в истории мирового кино, будучи уже почти девяностолетним. А с другой стороны, маэстро современного эстетского кинематографа, описывающий по примеру Л. Бунюэля «скромное обаяние буржуазии» (но все же без его изящества и сарказма), начинал как документалист еще в 1927 (лента «Доуру: тяжелый труд на реке», вышла на экран в 1934), первый игровой как бы преднеореалистический фильм о детях «Глупый Аника» поставил в 1942, не работая потом в кино целых 14 лет и в дальнейшем имея большие перерывы между картинами («Весенняя сказка», 1963; «Прошедшее и настоящее», 1971). Активный этап в творчестве Оливейры начался после падения фашистской диктатуры в 1974. Он снял фильмы: «Бенильда, или Святая Дева» (1974), «Губительная любовь» (1978), «Франсиска» (1981), «Атласная туфелька» (1984, почетный главный приз за творчество на МКФ в Венеции-85), «Мое дело» (1986), «Каннибалы» (1988), «Нет, или Тщетная слава приказов» (1990), «Божественная комедия» (1991, большая специальная премия на МКФ в Венеции, 1985), «День отчаяния» (1992), «Долина Авраама» (1993), «Падение» (1994), «Монастырь» (1995), «Вечеринка» (1996), «Путешествие к началу света» (1997), «Письмо» (1999). Для Оливейры характерно обращение к культурным и религиозным реминисценциям, повышенное внимание к изобразительной (с ориентацией на традиции живописи) и звуковой (с включением классической музыки и использованием оперной эстетики) составляющим кинематографа. Открытый заново в 1980-е годы и превозносимый европейскими критиками, этот режиссер все-таки остался мало понятым не только широким зрителем, но и большинством коллег, далеких от «чистого искусства». Почетный главный приз Венецианского кинофестиваля за 1985 год. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Cпециальный приз ФИПРЕССИ» за 1990 год. Большой специальный приз Венецианского кинофестиваля за 1991 год. Актриса: Медейруш (Medeiros) Мария ди (р. 1965), португальская актриса. В кино — с 15 лет, училась также в Национальной школе искусств и театра в Лиссабоне, выступала на сцене, в 1984 году уехала во Францию, где продолжила свое обучение и играла в театре. Первые заметные роли в кино сыграла во французских картинах «Монах и колдунья» (1987) и «Чтица» (1988), но обратила на себя особое внимание ролью португальской писательницы Анаис Нин в эротической мелодраме «Генри и Джун» (1990, США) Ф. Кауфмана о запутанных взаимоотношениях американского писателя Генри Миллера со своей женой Джун и их общей подругой, тоже сочиняющей провокационные романы. Однако по-настоящему Медейруш прославилась в «Криминальном чтиве» (1994, США) К. Тарантино, хотя первоначально режиссер надеялся снять в новелле с участием Б. Уиллиса французскую актрису И. Жакоб. Но Медейруш, сыграв наивную и даже глуповато-безмятежную жену боксера, с редкостным чутьем актерского ансамбля смогла вписаться в иронически-отстраненную манеру фильма, доводя почти до абсурда крайнюю доверчивость героини и ее кукольно-детское поведение (любопытно, что Уиллис назвал эту особу «маленьким тюльпаном в аду»). Снималась в разных странах Европы, как правило, в лентах культурной или эстетско-культовой ориентации — «Встреча с Венерой» (1991) и «Божественная комедия» (1991), «Золотые яйца» (1993), «Два брата и сестра» (1994, премия за роль на МКФ в Венеции).
|