Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий. 2 страница




СЕКВЕНС (Sequens) Йиржи (р. 1922), чешский кинорежиссер. Фильмы: «Непобежденные» (1956), «Бегство из тени» (1958), «Покушение» (1964), «Хроника знойного лета» (1973), «Эта минута, этот миг» (1981), «Горькая осень с ароматом манго» (1983) и др. В кино с 1949 года. Всего поставил 22 фильма.

ХИТИЛОВА (Chytilova) Вера (р. 1929), чешский кинорежиссер и сценарист. Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила кинофакультет Академии изящных искусств в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом («Зеленая улица», «Потолок», «Мешок блох»). Дебютировала в полнометражном кино с фильмом «О чем-то ином» (1963), показав интересный пример работы на стыке документального и игрового кинематографа. Поставила новеллу «Закусочная «Мир», вошедшую в коллективную ленту пражской «новой волны» — «Жемчужинки на дне» (1965, экранизация сборника рассказов Б. Грабала). В 1966 сняла фильм «Маргаритки», который сама считает своим главным достижением. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали малопонятные или шокирующие действия, в коих можно было усмотреть практически все, что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка). Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой. В принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж. Л. Годара: «остранение», апелляция к интеллекту зрителя, привнесение в повествование политической актуальности, попытки разрушить стойкие обывательские мифы. Вместе с тем в ее творчестве нельзя не заметить чисто женской игры с формой, фактурой, опоры на интуитивное прозрение, собственное художническое чутье, что никак не свойственно сухим интеллектуальным построениям Годара. Начиная с «Маргариток» режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки, художников-абсурдистов (из более поздних работ показателен фильм «Занос», 1978, выпущен в 1981) или современной философской фантастики («Турбаза «Волчья», 1986); часто «абсурдистской» может быть лишь одна, но значимая для фильма деталь. Критика социальных отношений у Хитиловой очень эмоциональна, это отнюдь не «идеология наоборот», что доказывает ее лента о постсоциалистической Чехии «Наследство» (1993). После «Маргариток» — эталонного для творчества Хитиловой фильма — она снимает мало. Ей приходится работать для рекламы, в репортажно-видовом кино («Горсть морщин», «Время неумолимо», «Прага — беспокойное сердце Европы»). Попытки критики режима (фильмы «Занос»; «История панельного дома», 1979) вызывают довольно значительные цензурные гонения. Однако режиссер, в отличие от И. Пассера и М. Формана, не покинула родину, что впоследствии было объяснено ею в фильме «Хитилова против Формана — осознание непрерывности» (1981), созданного еще в годы «застоя» для телевидения Бельгии. Во второй половине 1980-х гг. Хитилова получает долгожданную свободу творчества, но ее картины «Шут и королева» (1987), «Копытом сюда, копытом туда» (1989), при всем эстетическом совершенстве, уже кажутся отмеченными печатью маньеризма.

ФОРМАН (Forman) Милош (р. 1932), чешский и американский кинорежиссер. В годы Второй мировой войны и оккупации Чехословакии потерял родителей в концлагере. Выпускник кинофакультета Пражской ФАМУ — академии искусств. С середины 1950-х годов выступает в качестве сценариста, принимает участие в создании первых программ знаменитого театра «Латерна Магика». В 1963 дебютирует документальным фильмом «Конкурс», воспроизводя атмосферу молодежного увлечения джазом и достаточно безрадостную картину конкурса любителей этой музыки, которые демонстрируют свое умение перед профессиональным жюри. В 1964 Форман выступает с полнометражным фильмом «Черный Петр» (другое название «Петр и Павла», первая премия МКФ в Локарно), шокируя зрителей и, особенно, руководителей кинематографии ЧССР документально переданной атмосферой бесцветной жизни низов и сочетая достоверность неприкрашенной жизни с правдивым и ироничным изображением психологии героев, роли которых исполняли как профессиональные, так и непрофессиональные актеры. Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знакомство с выводимым на экране материалом, использование рок-музыки, воспринимаемой в те дни как символ молодежного протеста, и — главное — обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана, «Любовь блондинки» (1965); «Горит, моя барышня...»/«Бал пожарных» (1967), революционным событием в жизни кино ЧССР, а самого режиссера — признанным лидером так называемой «чешской волны». Подобно своим современникам и коллегам (В. Ясный, В. Хитилова, Э. Шорм, И. Менцель и др.) Форман противопоставлял эстетике соцреализма опыт и традиции чешской литературы (Я. Гашек, Б. Грабал, Й. Шкворецки), стремясь сообщить вписанному в документальную среду повествованию метафорический и символический смысл и заслужил упрек в цинизме и пессимизме за сатирическое изображение жизни рядовых членов строящегося социалистического общества. В 1968 после вторжения советских войск в Чехословакию не вернулся из Франции, где вел переговоры о съемках нового фильма. Новая страница творчества режиссера открывается после его переезда в США, где в 1971 он снимает свой первый американский фильм «Отрыв» (премия МКФ в Канне), посвященный вечной теме Формана — конфликту поколений, в ходе которого старшее олицетворяет агрессивное начало и подавляет творческий дух молодежи, жаждущей свободы от всяческих пут и ограничений. В этой попытке показать Америку глазами иностранца Форман пытался сохранить верность своему методу и стилю на новом материале. Его следующая работа — эпизод о десятиборцах в документальном фильме «Глазами восьми» (1972) — об Олимпиаде в Мюнхене. В дальнейшем предпочитает экранизации американской литературы, позволявшие сохранить верность теме несовместимости поколений и симпатиям к молодежной контркультуре, выражавшей протест юности и прогресса против лицемерия и насилия «верхов». Не изменяет Форман и «бунтарям», нарушающим все нормы и традиции, обреченным на поражение и показываемым с иронической нежностью. Лучшей картиной американского периода оказывается «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (1975, по повести К. Кизи, премии «Оскар» за лучшие фильм, режиссуру, сценарий и лучшее исполнение мужской и женской ролей). Переработав первоисточник, Форман сделал героя Кизи борцом против удушающей диктатуры «молчаливого большинства» и показал его моральную победу над «системой». Затем режиссер создал киноверсию посвященного протесту молодежи против вьетнамской войны рок-мюзикла «Волосы» (1979) и через два года — экранизацию антирасистского романа «Рэгтайм» Э. Л. Доктороу. В 1984 Форман получает несколько «Оскаров» за экранизацию пьесы П. Шеффера «Амадей» (за лучший фильм года и лучшую режиссуру), интерпретировав поединок Моцарта и Сальери как непримиримый и вечный конфликт между традицией и посредственностью с одной стороны — и гением, свободой и инстинктом с другой. В 1989 снял картину «Вальмон» по мотивам известного эпистолярного романа «Опасные связи» Шодерло де Лакло. После нескольких лет вынужденного простоя вновь привлек к себе внимание противоречивой лентой «Народ против Лэрри Флинта» (1996, главная премия на МКФ в Берлине-97) о драматической судьбе издателя порножурнала «Хастлер». В 1999 снял фильм «Человек на луне» (1999) — историю эксцентричного американского комика Энди Кауфмана, ставившего эксперименты над зрителями, чья жизнь и даже смерть превращались в провокационные шоу. Фильм — один из самых смелых экспериментов и самого режиссера, хотя и не оцененный массовым зрителем. Снявшийся в главной роли Джим Кэрри создал яркий и запоминающийся образ — премия «Золотой глобус», — который в очередной раз заставил говорить о нем как об актере мощного трагикомического таланта. С 1975 преподает на киноотделении в Колумбийском университете.

ШВАНКМАЙЕР (Svankmajer) Ян (p. 1934), чешский режиссер, художник, поэт, теоретик. По собственному признанию — «воинствующий сюрреалист». В 1950-54 учился в Высшей школе прикладных искусств в Праге, в 1954-58 — на театральном факультете пражской Академии музыкальных искусств (отделение кукольной сценографии и режиссуры); дипломная работа — «Король-олень» Карло Гоцци. В 1957-58 сотрудничал с театром D 34; в 1958 недолгое время был режиссером и художником либерецкого кукольного театра, и в том же году произошла его встреча с Эмилем Радоком — Шванкмайер работал на его кукольном фильме «Иоганнес доктор Фауст», и этот единственный фильм Радока предпочитает всей прославленной чешской кукольной школе (Трнка, Земан, Пояр). Шванкмайер не то чтобы отвергал их достижения, но считал и считает, что и Трнка, и Земан довели свою систему до совершенства, развивать ее дальше некуда, а становиться одним из эпигонов он не пожелал. Кроме того, как определил сам Шванкмайер, «оба они стремились к пластической иллюзии, меня же привлекала грубая реальность. То, что интересует меня в предмете или кинематографической декорации — не пластическая выразительность, но вопрос о том, из чего они сделаны, кто и при каких обстоятельствах к ним прикасался, и т. д. Именно потому с первых же своих фильмов я пользуюсь крупным планом, который исследует как раз всякую «царапину на иллюзии». Естественно, что при таком интересе к предмету Шванкмайер с 1958 много занимается различными видами изобразительного искусства — графикой, коллажами, скульптурой. В 1960-62 Шванкмайер создает при пражском театре «Семафор» театр Масок (спектакли «Иоганнес доктор Фауст», «Собиратель теней» и другие). В 1962-64 Ян Шванкмайер был режиссером театра «Латерна Магика», с которым продолжал время от времени сотрудничать и в дальнейшем. В 1964 году Шванкмайер снял свой первый фильм — «Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара». Следующие его фильмы — «И. С. Бах. Фантазия в соль миноре» (1965), «Игра с камнями» (1965), «Et cetera» (1966), «Historia naturae» (сюита, 1967). Первые фильмы Шванкмайера сделаны под влиянием маньеризма эпохи Рудольфа II, и «Historia naturae» даже посвящена его памяти. В 1968 Шванкмайер поставил «Сад» — первый свой сюрреалистический фильм. В том же году — «Квартира», в 1969 — «Спокойная неделя в доме». Здесь начинается тема заброшенного дома, комнаты которого полны видений, а предметы в отсутствие человека предаются жестоким играм. В 1970 — проникнутая черным юмором «Костница» (по-другому — оссуарий, сложенная из человеческих костей и черепов знаменитая чешская часовня неподалеку от Кутны-Горы); «Jabberwocky» (1971), задуманный как непринужденная игра старинных игрушек, превратился в «двусмысленный поединок с детством». Манера Шванкмайера менять что-то на ходу в начатом фильме плохо уживалась с социалистическими методами кинопроизводства, и после «Дневника Леонардо» (1972) наступила вынужденная пауза на семь лет — до 1980. В эти годы он оформляет спектакли в театре «Na zabradli» и «Vecerni Brno», работает художником и занимается спецэффектами на студии «Баррандов», с 1970 участвует в работе группы сюрреалистов, а с 1976 вместе с женой Евой Шванкмайеровой под общим псевдонимом «Костелец» занимается керамикой. Впрочем, для самого Шванкмайера главным всегда оставалось следовать «заданной теме», а воплотится ли она в фильме или гравюре — не так существенно. С 1980 он вновь начинает снимать — «Падение дома Ашеров» (1980), «Возможности диалога» (1982), «Маятник, колодец и надежда» (1983) и другие работы. В 1987 он снял первый полнометражный фильм «Алиса». После этого — «Мужские игры» (1989) и «Другие виды любви» (1988), «Любящее мясо», «Тьма — Свет — Тьма» и «Флора» (1989), «Конец сталинизма в Богемии» (1990), «Еда» (1992). В 1994 — второй полнометражный фильм Шванкмайера «Урок Фауста», через два года — «Конспираторы удовольствия».

МЕНЦЕЛЬ (Menzel) Иржи (р. 1938), чешский режиссер, сценарист, актер. С детства вместе с сестрами-близнецами рос в интеллектуальной среде, поскольку отец был журналистом, писателем и сценаристом. Увлекался чтением книг и театром, пытался поступить в Пражскую академию искусства и музыки, но с 1957 стал учиться кинорежиссуре под руководством О. Вавры в ФАМУ. Его дипломной работой была короткометражка «У нас умер господин Ферстер» (1962). Начинал в профессиональном кино как ассистент режиссера у В. Хитиловой (позже, в не очень легкое для себя время, в 1976 сыграет как актер в ее комедии «Ставка — яблоко». Его собственное творчество связано, прежде всего, с экранными версиями произведений Богумила Грабала — новелла «Смерть господина Бальтазара» (премия ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно) в фильме «Жемчужинки на дне» (1965), «Поезда под пристальным наблюдением» (1966, главная премия на МКФ в Мангейме; «Оскар»-67), «Жаворонки на нити» (1970, выпуск — 1989, главная премия поровну на МКФ в Западном Берлине-90) «Срезки»/«Воспоминания»/«В старые добрые времена» (1980) и «Праздник подснежников» (1983), а также с двумя экранизациями Владислава Ванчуры — «Капризное лето» (1967, премия на МКФ в Карлови-Вари-68) и «Конец старых времен» (1990). К этим работам в какой-то степени примыкают также деревенские комедии «На хуторе у леса» (1976, премия на МКФ в Чикаго) и «Деревенька моя центральная» (1985, премия на МКФ в Чикаго-86, номинация на «Оскар»). Для всех них характерно особое чувство юмора режиссера — от нежно-лиричного, трогательного и даже застенчивого до откровенно эксцентричного, розыгрышного, буффонного, причем эти переходы от одного к другому, смена интонаций или переключение регистров смешного могут совершаться не только в рамках одного фильма, но и в пределах какой-либо из сцен. Наиболее трагические обертона менцелевского смеха звучат в картинах антитоталитарной направленности — будь это лента из времен фашистской оккупации («Поезда под пристальным наблюдением») или сталинского периода в социалистической Чехословакии («Жаворонки на нити»). Однако ни одна из его картин не является лишенной жизнерадостности и светлого ощущения от непрекращающегося несмотря ни на что «праздника бытия». И даже такая идеологически невинная работа, как веселый и беззаботный ретро-фарс «Срезки», в условиях господства уныло-бытописательского соцреализма воспринималась словно дерзкий вызов или язвительная насмешка автора, якобы тоскующего по утраченному раю буржуазной Чехословакии в эпоху между двумя войнами. Подобно многим деятелям культуры стран бывшего социалистического лагеря, которые потеряли ориентиры в искусстве вместе с обретением долгожданной свободы, Менцель в 90-е годы подрасстратил обаяние своего таланта. Хотя исполненная им главная роль растерянного польского писателя во французском фильме «Маленький апокалипсис» (1992) и все-таки неплохая, пусть и не обладающая прежней многокрасочностью юмористической палитры, экранизация «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1994, по Владимиру Войновичу) не противоречат тому, что во всем мире уже 30 лет понимается как «кино по Иржи Менцелю», одному из обласканных любимчиков «чешской новой волны».

ЯКУБИСКО (Jakubisko) Юрай (р. 1938), словацкий режиссер. Закончил в пражском институте факультет кино и телевидения. сняв в 1966 дипломную работу по мотивам пьесы Беккета «В ожидании Годо». Затем снимал короткометражные фильмы и в 1967 дебютировал в большом кино фильмом «Возраст Христа», в котором уже проявились творческие пристрастия Якубиско — увлечение сюрреалистической визуальной образностью, аллегоричность сценарной основы, в жанровом отношении явное предпочтение притчевым сюжетным конструкциям. Дебют Якубиско вполне вписывался в общий контекст творческих поисков молодого кино Чехословакии. Фильм «Дезертиры и странники» (1968), снятый накануне ввода советских войск в Прагу, подтвердил заявленную репутацию режиссера-сюрреалиста, ориентирующегося на поиски современного западного киноискусства, как и следующий фильм Якубиско «Птички, сироты и блаженные» (1969, совместно с Францией) — трагическая притча о вечных ценностях бытия — любви, жизни и смерти, подчеркнуто далекая от социальных проблем и политических баталий бурной современности. Зато фильм «До встречи в аду, друзья!» (1970) — на этот раз трагикомическая притча с явным политическим подтекстом — был запрещен цензурой (вышел на экраны спустя 20 лет), а Якубиско несколько лет снимал только документальные ленты. Возвратился в большое кино в 1979, однако творчество Якубиско, по-прежнему интересное в выборе тем, отличалось неровностью. Снял социальную мелодраму «Построй дом, посади дерево» (1979), фантазию на темы романа ужасов «Тетя Франкенштейна» (1985) и осуществил экранизацию сказок братьев Гримм «Госпожа Метелица» (1985), получившие известность скорее как полуудачи или просто неудачи. Зато к удачам Якубиско относятся широкое полотно словацкой жизни начала нашего века «Тысячелетняя пчела» (1983) и комедия-притча о двух бродягах в самом конце Второй мировой войны «Я сижу на ветке, и мне хорошо» (1989), заставившие критику вспомнить о прежнем Якубиско — мистификаторе-сюрреалисте и ироническом гуманисте.

СВЕРАК (Sverak) Ян (р. 1965), чешский режиссер, сценарист. Сын сценариста и актера Зденека Сверака. Учился в ФАМУ в Праге. Его студенческий ироническо-фантастический фильм «Нефтяшки» (1988) получил несколько премий, а полнометражная дебютная комедия «Начальная школа» (1991) номинирована на «Оскар». Одна из самых дорогостоящих чешских картин «Аккумулятор 1» (1993), пародирующая некоторые расхожие мотивы фантастического кино, как и, напротив, очень дешевая по затратам «Езда» (1994) в стиле road-movie, тоже отмечены призами на международных фестивалях, а социальная мелодрама «Коля» (1995) удостоена премий «Феликс» и «Оскар». В 2001 году поставил фильм «Темно синий мир». Всего режиссер пока поставил 10 фильмов.

Актриса:

Брейхова (Brejchova) Яна (р. 1940), чешская актриса. В кино дебютировала в 13 лет («Свинцовый хлеб», 1953). Продолжала играть роли юных девушек во второй половине 50-х годов, в том числе в ленте «Майские звезды» (1959) С. Ростоцкого. В 60-е годы активно снималась в фильмах ведущих режиссеров Чехии — Иржи Крейчика («Высший принцип», 1960), Карела Земана («Барон Мюнхгаузен», 1962), Карела Кахини («Ночь невесты», 1967), несколько раз снималась в ГДР и ФРГ. Считалась одной из молодых «звезд» нового чехословацкого кино. Многообещающий творческий альянс с одним из самых талантливых молодых режиссеров Эвальдом Шормом, образовавшийся в 1965 (дебют Шорма «Отвага на каждый день»), получивший продолжение еще в двух его картинах («Возвращение блудного сына», 1966, и «Конец церковного сторожа», 1968); этот альянс был прерван вводом советских войск в Прагу в августе 1968, крайне негативно отразившимся на развитии чехословацкого кино и судьбах актеров и режиссеров поколения Брейховой. Шорм перестал снимать, а роли, сыгранные Брейховой в 70—80-е годы, часто в дуэте с В. Бродским, не представляют особого интереса. В 1988, в последний год своей жизни, Шорм вернулся в кинорежиссуру, сняв фильм «Собственно говоря, ничего не случилось» с участием Брейховой.

 

 

Венгрия:

БАН (Ban) Фридьеш (1902 — 1969), венгерский кинорежиссер. В кино с 1939 года. Поставил фильмы: «Пядь земли» (1948), «Земмельвейс» (1952), «Лейтенант Ракоци» (1953), «Бедные богачи» (1959), «Фальшивомонетчик» (1964), «Тухлая вода» (1966) и др. Всего 36 фильмов.

КЕЛЕТИ (Keleti) Мартон (1905—73), венгерский кинорежиссер. Фильмы: «Мишка-аристократ» (1949), «Странный брак» (1951), «Грезы любви» («Ференц Лист», 1970, совместный советско-венгерский) и др. Всего поставил 51 фильм.

ВАРКОНЬИ Золтан (1912 — 1979), венгерский актер, режиссер. На сцене с 1935. С 1962 руководил театром «Вигсинхаз» (Будапешт). В кино с 1934 года. Сыграл в кино 34 роли. Поставил фильмы: «Соляной столб» (1957), «Венгерский набоб» (1966), «Черные алмазы» (1976) и др.

ХОМОКИ-НАДЬ(Homok Nagy) Иштван (1914 — 1980), венгерский кинорежиссер. Научно-популярные фильмы: «Мир пернатых Малого Балатона» (1949), «Жизнь больших прудов» (1951); игровые: «Друзья» (1968), «Приключение кошки» (1969-72) и др.

ФАБРИ (Fabri) Золтан (1917-1994), венгерский режиссер, сценарист, художник. Творческую жизнь начал как живописец и график, окончив в 1938 Институт изобразительного искусства. Тогда же поступил в Академию театрального искусства на актерское отделение, по окончании (1941) был сначала актером, затем режиссером будапештского Национального театра, работал также в других театрах. Воевал. Осенью 1945 вновь включился в театральную жизнь. Возглавлял Театр юного зрителя. Занимался также книжной графикой. Работу в кино начал в 1950 — сначала как художественный руководитель киностудии «Гунния», затем — сценарист и художник. Вместо заболевшего Имре Йенеи завершил картину «Колония под землей» (1950). Первой самостоятельной работой Фабри стал фильм «Буря» (1952) о буднях сельскохозяйственного кооператива. В нем, как и в следующей работе «Знак жизни» (1954), повествующей о спасении шахтеров, давали о себе знать схемы и идеологические клише эпохи, однако проявился и режиссерский талант, который в полной мере развернулся в «Карусели» (1955), ставшей «визитной карточкой» послевоенного венгерского кино. Безыскусно-поэтический, гармонично объединивший лирику и драматизм, фильм поведал историю деревенского парня и его возлюбленной, дерзнувших во имя своего счастья пробить брешь в устоявшемся, насквозь иерархическом укладе старой венгерской деревни. В ленте «Господин учитель Ганнибал» (1956) Фабри меняет интонацию и стиль, насыщая трагикомическую историю «маленького человека» гротеском. Здесь заявляется тема, которая станет ведущей в творчестве режиссера, будет варьироваться и развиваться в последующих фильмах: «Анна Эдеш» (1958), «Два тайма в аду» (1961), «Дневное затмение» (1963, специальная премия в Локарно-64), «Двадцать часов» (1965, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве), «После сезона»(1967), «Мальчишки с улицы Пал» (1968, номинация на «Оскар»), «Добро пожаловать, господин майор»/«Семья Тот» (1969), «Муравейник» (1971), «Пятая печать» (1976, главная премия поровну на МКФ в Москве-77). Почти все его картины повествуют о достоинстве человека, подвергаемого испытанию, из которого он не всегда выходит победителем, и об обстоятельствах, ставящих людей перед выбором, об их ответственности за этот выбор. Творчество Фабри характеризуют психологический реализм, классическая актерская школа переживания и крепкая литературная основа — произведения классиков венгерской литературы Деже Костолани («Анна Эдеш»), Маргит Каффки («Муравейник»), Ференца Молнара («Мальчишки с улицы Пал»), но чаще — работы современных писателей Ференца Шанты («Двадцать часов» и «Пятая печать»), Иштвана Эркеня («Добро пожаловать, господин майор», «Реквием», 1981, премия на МКФ в Западном Берлине-82), Фридьеша Каринти («Приходите ко мне на именины!», 1984). В 1974, взяв несколько сюжетных линий из объемного, многопланового романа Тибора Дери «Незавершенная фраза», Фабри сделал ленту о человеке, который в вихре истории слишком долго просыпался («141 минута из «Незавершенной фразы», специальная премия на МКФ в Москве и приз в Западном Берлине-75). Последним его значительным произведением явилась экранизация дилогии Йожефа Балажа «Венгры» (1978, номинация на «Оскар») и «Встреча Балинта Фабиана с Богом» (1979), в центре которой заурядные человеческие судьбы в контексте истории. В 50—70-е годы Фабри был одним из лидеров венгерской кинорежиссуры. В 1965—1981 возглавлял Союз венгерских кинематографистов. С 1970 преподавал в будапештской Высшей школе театра и кино.

МАРИАШШИ (Mariassy) Феликс (1919-75), венгерский кинорежиссер и сценарист. Фильмы: «Анна Сабо» (1949), «Кружка пива» (1955), «Бессонные годы» (1959), «Узы» (1967) и др. Всего поставил 31 фильм.

ЯНЧО (Jancso) Миклош (р. 1921), венг. Кинорежиссер, сценарист. «Этот художник, — сказал о нем соотечественник и коллега Иштван Сабо, — занимает исключительное место в венгерской культуре. Не создай Янчо такие фильмы, как «Без надежды», «Так я пришел», «Звезды и солдаты» и другие, зияла бы пустота. Как Бела Барток в музыке, как Аттила Йожеф в поэзии, Янчо в кинематографе выразил дух венгерской нации и ее историческую судьбу». Янчо учился на юридическом факультете, одновременно изучал этнографию и искусствоведение в университете города Клуж (Коложвар, Трансильвания). В 1944 году получил диплом юриста. В конце войны был мобилизован в армию, попал в советский плен. Вернувшись на родину, участвовал в молодежном движении. В 1946—1950 учился в будапештской Высшей школе театра и кино. Получив диплом режиссера, работал в кинохронике, снимал киножурналы, документальные фильмы. Наиболее значительные среди них: «На окраине города» (1957) — по мотивам одноименного стихотворения Аттилы Йожефа и «Бессмертие» (1959) — о жизни и творчестве скульптора Дьердя Гольдмана. Первая полнометражная игровая картина — «Колокола отправились в Рим» (1958). Однако особое видение действительности, новый исторический кругозор и элементы необычного стиля, который в дальнейшем стал определяющим для авторского кинематографа Янчо, наметились лишь в его третьей игровой работе — «Развязка и завязка»/«Кантата» (1962) и в последовавшей за ней ленте «Так я пришел» (1964), импульс для которой дала собственная биография режиссера (события фильма происходят весной 45-го, на рубеже войны и мира). Мировое признание принесла Янчо картина «Без надежды» (1965, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно-66), где впервые на материале венгерской истории получила выразительное художественное воплощение проблема власти и насилия, которая стала одной из центральных в его творчестве, наряду с другими постоянно присутствующими мотивами: тирания и свобода, революционная идея и нетерпимость, вожди и ведомые и т. д. В «Звездах и солдатах» (1967) исторической площадкой для них становится гражданская война в России, в фильме «Тишина и крик» (1968) — эпоха белого террора, сменившая Венгерскую Коммуну 1919 года. Большие споры вызвали в Венгрии «Яростные ветры» (1968) — обобщенный портрет эпохи послевоенных 1940-х годов с их политическим ригоризмом и непримиримым идеологическим противостоянием, явившись в своем роде откликом на студенческие волнения в Западной Европе. Здесь оформилась, кроме того, особая форма янчевского фильма: историческая парабола, принимающая вид фольклорного обрядового действа с хореографией и хоровым пением. В лентах «Народ еще просит»/«Красный псалом» (1972, специальная премия МКФ в Канне), «Любовь моя, Электра» (1974, премия на МКФ в Чикаго-75), «Венгерская рапсодия» и «Аllegro barbaro» (1979) — за обе премия за творчество на МКФ в Канне, а также в других венгерских работах 70-х годов и в тех, что осуществлены режиссером в Италии («Пацифистка», 1971; «Техника и ритуал», 1972; «Рим хочет другого цезаря» (1973); «Частные пороки, публичные добродетели» (1975); и др.). Янчо более активно оперирует аллегорическими образами и ритуальной символикой, следуя логике не привычно повествовательной, а ассоциативной. Театрализованная кинопоэтика Янчо в немалой степени объясняется и проверяется его театральной практикой: с 1971 параллельно с фильмами ставит на разных сценах спектакли. В 1983—1985 вместе со своим постоянным автором — кинодраматургом и романистом Дюлой Хернади и с писателем и драматургом Ласло Дюрко (по чьей пьесе сделан фильм «Любовь моя, Электра») руководил театром в Кечкемете. В 1980—90-е годы, отступая от собственного обычая — рассматривать и обдумывать политико-философские и нравственные ситуации сквозь призму истории или мифа, Янчо насыщает свой кинематограф современностью, оставаясь связанным с определенным кругом идей и навязчивых вопросов: о механизмах подавления и манипуляции — психологической и идеологической, о плохом самочувствии человечества, о кризисе ценностей («Сезон чудовищ», 1987; «Гороскоп Иисуса Христа» (1989); «Бог пятится назад», 1991; «Вальс «Голубой Дунай» (1992); «Большая смерть мозга» — одна из новелл кинотриптиха «Любите друг друга, дети!», 1995; «Свет Господень в Будапеште», 1999; «Проклятье! Комары», 1999). Эпизодически работал на телевидении, ставя спектакли и фильмы (сериал по роману Ласло Дюрко «Благополучное схождение в ад доктора Фауста», 1983; фильм-концерт «Омега, Омега...» (1984) и др.). В последние годы работает над циклом документальных лент, посвященных еврейским общинам и древним захоронениям. В 1986—1991 возглавлял Союз венгерских кинематографистов. В разные годы преподавал в будапештской Высшей школе театра и кино. Лауреат премий МКФ в Венеции (1990) и в Будапеште (1994) за вклад в киноискусство.

МАКК (Makk) Карой (р. 1925), венгерский кинорежиссер и сценарист. В кино с 1944 — сначала технический помощник, затем монтажер, оператор кинохроники, ассистент режиссера. Одновременно учился в университете на факультете истории искусств, философии и эстетики. Во время учебы в будапештской Высшей школе театра и кино работал на киностудии. Был ассистентом режиссера у Г. фон Радваньи на фильме «Где-то в Европе» (1947). Его первая режиссерская работа «Пионеры», начатая в 1949 вместе с товарищами по киношколе, была не завершена, признана руководством студии «политически сомнительной», в связи с чем Макка уволили с киностудии, и он некоторое время в порядке дисциплинарного наказания работал трактористом. Однако в 1950, получив диплом, вернулся в кино, был ассистентом режиссера у З. Фабри, потом сопостановщиком лент З. Варконьи. В 1954 дебютировал самостоятельно как режиссер искрометной водевильной костюмной комедией «Лилиомфи», доказав отличное владение жанром и умение работать с актерами. Позже Макк еще не раз это подтверждал, обращаясь к лирике и гротеску, органично сплавливая их («Игра в кошки-мышки», 1973; «Высоконравственная ночь» (1977); «Венгерская пицца», 1995). Появившиеся во второй половине 50-х и в 60-е годы картины «Палата №9» (1955), «Домик под скалой» (1958), «39-я бригада» (1959), «Одержимые» (1961), «Потерянный рай» (1962), «Предпоследний человек» (1963) были достижениями для своего времени, в них обрел личные интонации голос режиссера, спорящего и обсуждающего острые общественные проблемы. Будучи неустанным искателем, Макк одним из первых принялся за обновление языка и кругозора венгерского кино, за перенесение на его почву достижений современного кинематографа. Его умение создавать определенную атмосферу, а также особое чувство так называемого лирического трагизма объединились в шедевре кинематографического искусства — фильме «Любовь» (1970, специальная премия на МКФ в Канне—71), выразительно изобразившем мрачную эпоху 50-х годов. К творчеству классика 20 века, писателя Тибора Дери, чьи новеллы легли в основу этой ленты, Макк также обращался в картинах «Две истории из прошлого» (1979) и «Последняя рукопись» (1986). Крупным достижением мастера стал фильм «Глядя друг на друга» (1982, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) — трагическая история однополой женской любви, вступающей в конфликт с общественной нетерпимостью 50-х годов. Макк с 1951 преподает в будапештской Высшей школе театра и кино, ныне являясь профессором.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты