Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Нидерланды.




ХАНСТРА (Haanstra) Берт (1916 — 1997), нидерландский кинорежиссер. В игровом кино с 1945 года. Режиссерский дебют – фильм «Muiderkring Herleeft» (1948). Всего поставил 32 игровых фильма. Поставил и документальные фильмы: «И моря больше не стало» (1956), «Голос воды» (1966) и др.

ВЕРХУВЕН (Верховен) (Verhoeven) Пауль (р. 1938), нидерландский и американский режиссер, сценарист. Соотечественник и поклонник Иеронима Босха и обоих Брейгелей, изощренный гений грубого натурализма и брутальной эротики родился в Амстердаме, северной Венеции — городе каналов, тюльпанов и легализованной марихуаны. Окончив физико-математический факультет в университете Лейдена, занялся производством фильмов для голландской королевской армии, затем перешел на ТВ. В 1960-е он снимает документальные и игровые короткометражки («Слишком много ящериц», 1960; «Лифтеры», 1962; «Повеселимся!», 1963, «Морские десантники», 1965; телепортрет «Муссарт», 1968, и др.). В 1969 Верхувен находит своего актера — им становится Рутгер Хауэр, циничная «белокурая бестия». Тогда же, в конце 1960-х, Хауэр поразил Верхувена легкомысленной свободой и естественностью существования перед камерой. Они сделали телесериал о похождениях средневекового рыцаря Флориса. Дебютом Верхувена в кино стала веселая фарсовая трагикомедия «Что я вижу!»/«Работа есть работа» (1971), в центре которой — история двух амстердамских проституток, их профессиональные будни и целомудренные праздники. Феерическая операторская работа Яна де Бонта, изумительного снявшего утренний Амстердам, какая-то головокружительная перенасыщенность фильма воздухом молодости и свободы позволяет считать первую работу Верхувена голландской репликой на ленты французской «новой волны», а Амстердам Верхувена и де Бонта — «семидесятнической» параллелью Парижу Годара — Кутара. Второй фильм «Турецкие сладости» (1973) стал объектом скандальной критики, и с тех пор заряженная атмосфера провокации сопровождает почти каждый из проектов Верхувена. Драматическая история взаимоотношений молодой парочки в исполнении Рутгера Хауэра и Моник ван де Вен, их знакомства, бешеной страсти, измены девушки, ее болезни и смерти рассказана с поразительной человеческой откровенностью, а пролог, разыгрывающийся в сознании возлежащего на кушетке обнаженного Хауэра, просто шокирует особой садистской брутальностью. Эрос Верхувена — спортивная площадка, где разыгрывается достаточно грязный поединок без правил между двумя равноправными и часто равносильными соперниками-любовниками, в котором нередко победа и поражение относительны и неоднозначны. Следующая «аморальная история», снятая Верхувеном в 1975 «Китти-топотушка»/«Китти-вертихвостка», ставит в центр ироничного повествования еще один образ, органично прожитый на экране Моник ван де Вен — Китти, разбитной пухлощекой девки, вместе с многочисленным семейством голодных оборванцев приехавшей из сумрачной провинции в Амстердам на заработки и проходящей все порочные круги городского ада от батрачки и проститутки до забавной игрушки в руках трех ловеласов, заигрывающих с революционными идеями. Невероятные ухищрения сюжета, толкуемые как следствия непредсказуемой переменчивости Фортуны, станут еще одной фирменной маркой стиля фильмов Верхувена. Следующие две работы — «Солдат королевы» (1977) и «Лихачи» (1980) — представляют собой антологию жанровых приемов и авторских изысков режиссера. Истории компании молодых аристократов-гедонистов времен кануна Второй мировой войны и трех приятелей, по очереди переживающих крушение юношеских мечтаний, рассказаны визуально мощно и повествовательно утонченно. Начинающийся как непритязательный молодежный сентиментальный фильм «Лихачи» становится к концу действия горькой драмой обманутых надежд и лопнувших иллюзий. Сочная фактура фильмов Верхувена «голландского периода», откровенные эротические сцены a la немецкое софт-порно с атлетически сложенными парнями и накрашенными девицами, подчеркнутый имморализм персонажей снискал режиссеру особенную популярность в мужской аудитории, а также среди университетских интеллектуалов. Однако неадекватное проявление раздражения в высших эшелонах кинопромышленности дошло до такой степени, что снятый в 1979 «Четвертый мужчина» вышел на экраны только в 1983, став, таким образом, номинально последней голландской лентой Верхувена. В ней режиссер вступает на скользкую почву паранойи и раздробленного сознания, сквозь призму которого писатель-шизофреник в исполнении Е. Краббе интерпретирует происходящие с ним события. Затем Верхувен снимает свой первый англоязычный фильм «Плоть + кровь» (1985) с заматеревшим, но все еще прекрасным Хауэром в роли наемника 16 века на фоне пораженной чумой Фландрии. Картина стала удачной трансплантацией верхувеновского стиля в жанровый сгусток «исторического боевика». Переехав в США, Верхувен переключается на производство разножанровых блокбастеров, чей кассовый успех шел по нарастающей от футуристического боевика «Робот-полицейский» (1987) через суперпостановочную фантастику «Полный возврат памяти»/«Вспомнить все» (1990) к легендарному эротическому триллеру «Основной инстинкт» (1992). Несмотря на неизбежную коммерциализацию стиля, эти фильмы демонстрируют набор классических черт кино Верхувена: раздвоение личности Шварценеггера a la «Четвертый мужчина», картины урбанистического распада, сцены яростного насилия и буйного секса (включая гей-эротику a la «Лихачи»), политические двусмысленности, нормальность, плавно дрейфующая в свою противоположность. Однако впечатляющим, но не оцененным ни зрителями, ни критиками, возвращением Верхувена к стилистике своих ранних фильмов на новом творческом витке стала ураганная драма «Стриптизерши» (1995) из жизни танцовщиц Лас-Вегаса, полная блеска, шика и сюжетных перипетий. Героиня Элизабет Беркли, промышлявшая, как и героини «Работы...», — такая же смесь невинности Мэрилин Монро с циничным шармом Мэй Уэст, как и персонажи Моник ван де Вен в «Китти» и «Турецких сладостях» или героиня Рене Сутендик из «Лихачей», отправляющаяся дальше в поисках счастья. Картина, озвученная изысканной современной музыкой, провалилась в прокате. В 1997 Верхувен вновь обратился к жанру фантастического боевика — «Звездный десант».

СТЕЛЛИНГ (Stelling) Йос (р. 1945), нидерландский кинорежиссер и сценарист. Родился в Утрехте. Кинематографом заинтересовался в школьные годы, проведенные в стенах католического учебного заведения. Получил художественное образование, специализируясь в живописи и графике. В качестве кинорежиссера дебютировал на Каннском фестивале лентой «Марикен из Неймегена» (1974), в которой рассказал историю девушки из фламандского простонародья. Красочный средневековый колорит картины был создан с привлечением лучших образцов национального искусства — от Брейгеля и Босха до Рембрандта и Рубенса. Лента получила хорошую прессу и была тепло встречена зрителями. Тональность средневековой народной пьесы, восходящей к фольклору, носила и следующая картина Й. Стеллинга «Элкерлик» (1975). Мощная «карнавальная» стихия, воплощающая гуманистический, жизнеутверждающий дух фламандского национального характера, оживает в наиболее значительном произведении режиссера 1970-х годов — фильме-биографии «Рембрандт, создано в 1669 году» (1977, призы на фестивалях в г. Корке и г. Асала). Традиции классической фламандской живописи и графики, сочетаясь с доминирующими в современной литературе Нидерландов и Бельгии тенденциями мифологического реализма (творчество Хьюго Клауса, Хьюберта Лампо и других авторов), получают своеобразное, новаторское преломление в фильмах Стеллинга 1980-х годов — «Притворщиках» (1981) и особенно «Иллюзионисте» (1983) и «Стрелочнике» (1986), отмеченных необыкновенной колористической экспрессией и романтической недосказанностью. Проблематика этих лент, воссоздающих трагические судьбы маленьких людей, безнадежно отчужденных от истоков своих бед и становящихся бессильными жертвами произвола власть предержащих, выводит творчество Стеллинга за пределы собственно национального художественного опыта; в то же время ощущение безграничности природы и таящихся в ней созидательных сил смягчает остроту авторского пессимизма. Обе ленты стали сенсациями международного масштаба («Иллюзионист» получил специальный приз жюри на МКФ в Венеции 1986). В своем фильме «Летучий голландец» (1996), уникальном по образному решению, режиссер возвращается к замешенной на фольклоре проблематике своих ранних фильмов. Действие фильма разворачивается во Фландрии второй половины 16 века, в эпоху борьбы против испанского владычества и ужасов инквизиции. Восходящая к поэтике ренессансного «романа-дороги», она повествует о нелегком пути человека из народа, с детства уверовавшего в свою способность летать, как птица. Киноповествование пронизано оптимистическим, несмотря ни на что, ощущением пьянящего бытия и неистребимости жизни. Эта философская, эпическая костюмная лента отчетливо современна по режиссерскому мышлению и языку. Наперекор моде режиссер снял фильм «Ни поездов, ни самолетов» (1999) абсолютно простой, можно даже сказать простодушный — как сказал однажды Стеллинг картину ни о чем. Провинциальный городок, вялотекущая жизнь маленького кафе, где люди собираются вместе, но ни общества, ни компании все равно не возникает. В картине нет никакой агрессии против зрителя, ни грамма назидательности. Как истинный европеец, Стеллинг, конечно, иронизирует по поводу вторжения в жизнь провинциального городка американской масс-культуры, но это отнюдь не превращает изображение в памфлет, все показано лояльно к праву людей быть такими, какие они есть. Режиссеру удалось «быть внутри и снаружи», сохранив точку зрения зрителя. Картины Стеллинга отличаются небольшим бюджетом и зачастую даже не окупаются, хотя случается, что один фильм удается продать и несколько раз. Так произошло, например, со «Стрелочником». Деньги на жизнь и творчество режиссеру приносят открытые им арт-кафе и кинотеатр в Утрехте, которые стали местом паломничества любителей и профессионалов кино со всей Европы. В 2000 режиссер начал работу над картиной об отношениях русского и голландца. По его словам, это история Востока и Запада — их вечного притяжения и отталкивания, в основе которого разница душевного строя. Рабочее название «Душка».

Кинооператор:

Бонт (Bont) Ян де (р. 1943), голландский и американский оператор и режиссер. Родился в Эйндховене, на юге Голландии. Был десятым ребенком в семье оптового торговца. В 12 лет Ян приобрел 8-миллиметровую камеру и стал снимать свадьбы и другие торжества. Он любил показывать своим родным взятые напрокат 16-миллиметровые фильмы, фотографировать и гонять на мотоциклах. Позднее он снял как оператор у П. Верхувена фильм «Спеттеры» (1980) про героя-мотоциклиста. Родители не одобряли решение Яна уехать в Амстердам и поступить в киноакадемию. Но он поступил в нее, подружился с П. Верхувеном, с которым снял впоследствии большинство его хитов. На Бонта большое влияние оказал Годар, который рекомендовал ему и Верхувену снимать малобюджетные фильмы, а также С. Кубрик. Многие его фильмы сделаны под влиянием классических американских фильмов («Психо», «Ясновидящий», «Грязный Гарри»). До своего успешного операторского дебюта в большом кино в фильме «Паранойя» (1969) он снимал документальные фильмы о контркультуре. Из фильмов, снятых вместе с П. Верхувеном, следует выделить эротический триллер «Турецкие сладости» (1973), исторический «Кити-топотушка», военный «Оранжевый солдат» (1977) и особенно мистическую ленту «Четвертый мужчина» (1983). После этого фильма их пригласили в Голливуд, где он продолжал не только помогать ставить фильмы Верхувену («Плоть и кровь», «Вспомнить все», «Робокоп»), но и работал на таких престижных проектах, как «Жемчужина Нила», «Безжалостные люди», «Крепкий орешек», «Смертельное оружие—3». Работая оператором, он 10 лет готовился к режиссуре и учился ремеслу у таких разных мастеров, как Р. Скотт, Р. Доннер, Д. Мактирнан. При этом он считает, что многим боевикам не хватает реалистичности, зритель не может себя отождествить с супергероями вроде А. Шварценеггера. Бонт предпочитает свободно движущуюся камеру и натурные съемки. Умение находить нестандартные решения на съемках позволили ему за 30 млн. долларов снять свой режиссерский дебют «Скорость» (1994), фильм, принесший огромную прибыль, впрочем, как и последующий фильм, суперхит «Смерч» (1996), в котором действуют обычные ученые, фанатики метеорологии. О его одержимости на съемках ходят легенды, и некоторые коллеги, не выдержав предложенные им правила игры, уходят. Не сумев воплотить дорогостоящий проект «Годзилла», он в 1997 снял «Скорость—2» на воде, но не достиг особенного успеха, не нарушив тем самым печальную традицию всех «водных» фильмов проваливаться в прокате. Но репутация оператора «Основного инстинкта» (1992) так высока, что одна неудача не может пошатнуть его реноме профессионала высочайшего класса, создателя боевиков, полных «экстремального реализма». И хотя в его фильмах (как режиссера) отсутствует глубокая разработка психологии героев, выразительная зрелищность неизменно привлекает любителей кино.

Актеры:

Сутендик (Soutendijk) Рене (р. 1957), голландская актриса. На рубеже 70-80-х годов привлекла внимание в лентах «Лихачи» (1980) и «Четвертый мужчина» (1982) Пауля Верхувена, в исторической мелодраме «Хедвиг» (1982), играя двойственных натур, в которых невинность соседствует с пороком, а ангельский облик может скрывать почти дьявольскую сущность. Более драматичны ее роли в картинах о войне «Девушка с рыжими волосами» (1981); «Кафе-мороженое» (1983); «Вторая победа», 1985; «Если ты где-нибудь есть» (1988), минисериале «Изнанка третьего рейха» (1982), хотя и в них присутствуют романтически-роковые мотивы. С середины 80-х годов чаще снимается в США — минисериал «Петр Великий» (1985), фильмы «Секреты склепа» (1989), «Ева-разрушительница» (1991), «Хранитель города» (1992).

Краббе (Krabbe) Ерун (р. 1943), голландский и американский актер. Учился в актерской школе и в Академии изящных искусств в Амстердаме. Играл в театре, в том числе в организованной им передвижной труппе, также занимался переводами пьес, выступал как декоратор в театре и живописец, издал кулинарную книгу. В кино впервые снялся еще в 1963. Но его актерская известность, как и в случае с соотечественником Р. Хауэром, связана с плодотворным сотрудничеством со второй половины 70-х с голландским режиссером П. Верхувеном. Считается, что Краббе воплощал якобы темную сторону личности, интересной создателю фильмов «Солдат королевы» (1977), «Лихачи» (1980), «Четвертый мужчина» (1982), но не случайно и то, что именно ему Верхувен отдал роль не без иронии интерпретированного писателя (то есть творца) в последней из названных картин, таким образом доверив выступить в качестве своего альтер-эго. Имидж рокового и циничного брюнета, ничуть не уступающий облику «белокурой бестии» Р. Хауэра, в англоязычном кино преимущественно использовался Краббе во всевозможных приключенческих лентах и триллерах — «Джек Флэш-попрыгунчик» (1986) и «Никакой пощады» (1986), «До потемнения в глазах» (1987), «Меланхолия» (1989) и «Каратель» (1989), «Беглец» (1993). Однако, в отличие от Хауэра, он чаще пытается выйти за пределы этого амплуа, снимаясь в серьезных драмах, таких как «Разделенный мир» (1988); «Кафка» (1991); «Ради пропавшего без вести солдата» (1992) и «Сталин» (1992); «Царь горы» (1993), в более мелодраматических историях, таких как «Перекресток Дилэнси» (1988); «Принц приливов» (1991); «Бессмертная возлюбленная» (1994), «Только любовь» (1998).

Хауэр(Hauer) Рутгер (р. 1944), голландский и американский актер. Родился в актерской семье, но успел поработать плотником, сварщиком, садовником. Воспринимая «жизнь как приключение», нанялся солдатом в армию, но вскоре прибегнул к помощи приятеля-врача, симулируя психическую неуравновешенность, чтобы избежать дальнейшей службы. Затем поступил в актерскую школу в Амстердаме, с 1967 начал играть в театре, год спустя дебютировал в кино, но получил известность только благодаря сотрудничеству в 1970-80-е годы с голландским режиссером П. Верхувеном. Именно он смог угадать и воплотить на экране двойственность облика и сути Хауэра, который может быть и «падшим ангелом», и «дьявольским отродьем», сочетать загадочную внешность и внутреннее смятение, таить в себе борение разнонаправленных сил. Сняв этого актера в своих пяти фильмах разных жанров (современная экзистенциальная драма «Турецкие сладости» (1973); исторический роман социальных нравов «Китти-топотушка»/«Китти-вертихвостка» (1975); военно-эпическая драма «Солдат королевы» (1977); молодежная драма «Лихачи» (1980); историко-приключенческая, но не лишенная иронии картина «Плоть + кровь» (1985), Верхувен считал, что Хауэр, в отличие от другого его протеже Е. Краббе, выражает «светлую сторону естества». Однако с этим можно поспорить, потому что герои Хауэра в лентах «Китти-топотушка» и «Лихачи» как раз обманчиво благородны, а на самом деле готовы совершить подлые поступки, а вот беспечные повесы, одержимые бунтари и порой даже внешне отталкивающие типы из фильмов «Турецкие сладости», «Солдат королевы» и «Плоть + кровь» оказываются более великодушными и способными на самопожертвование ради любимой девушки или любимой отчизны. Верхувен намеревался снимать Хауэра и в своем американском дебюте, фантастическом боевике «Робот-полицейский», но поссорился с актером после его успеха в двух по-своему знаменитых картинах «Блейд-раннер» (1982) и «Попутчик» (1986); их творческий союз во многом был уже к этому моменту исчерпан. Но, оставшись без толкового руководства, актер, к сожалению, преимущественно тиражировал найденный образ «антигероя». Таковы герои Хауэра в американских фильмах «Взять живым или мертвым» (1987), «Кровь героев»/«Салют джаггера» (1989), «Слепая ярость» (1990), «Обрученные смертью» (1991), «Игра на выживание» (1993). Попытка поменять амплуа и сыграть, например, в Италии в проблемной мелодраме «Ясной лунной ночью» (1989) оказалась неудачной. Выпадающей из этого ряда, одной из лучших ролей этого периода стал парижский клошар польского происхождения в философской притче «Легенда о святом пропойце» (1988) итальянского режиссера Э. Ольми, который сам должен осознать глубину своего падения, чтобы потом ощутить в себе желание возвыситься к Богу. В 1990-е карьера Хауэра складывалась неровно: участие в интересных и по-настоящему значимых работах чередовалось с откровенно слабыми ремесленными поделками.

 

 

Дания:

КРАГ-ЯКОБСЕН (Kragh-Jacobsen) Серен (Soren) (р. 1947), датский кинорежиссер, один из участников проекта «Догма—95». Режиссерский дебют состоялся в 1978 году. Всего поставил 17 игровых фильмов. В рамках «Догмы» в 1999 поставил фильм «Последняя песнь Мифуне», который был удостоен трех наград Берлинского кинофестиваля (1999), включая специальный приз жюри «Серебряный медведь», а также награды за лучший зарубежный фильм на кинофестивале в Лос-Анджелесе (1999).

АУГУСТ (August) Билле (р. 1948), датский режиссер. Учился архитектуре на родине, затем в Школе документального фильма в Стокгольме (Швеция). В 1971 окончил Датский киноинститут. Затем активно работает как режиссер телепрограмм и документальных лент, в середине 70-х годов — оператор в Швеции, которая займет важное место в его жизни. Первый полнометражный игровой фильм Аугуста — «Медовый месяц» (1978). Поставил еще несколько картин, имевших большой успех у датской молодежи, такие как «Заппа» (1983), «Верность, надежда и любовь» (1984), пока в 1987 не нашел наконец свою «нишу» в кинематографе, экранизировав большой роман М. Андерсена-Нексе «Пелле-завоеватель» (1988), принесший ему «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 1988, премию «Оскар» и мировое признание. Ингмар Бергман предложил ему поставить свой сценарий, основанный на фактах из жизни своего отца, и фильм «Благие намерения» (1991) — длинная сага о первых трудных шагах молодого шведского пастора в начале нашего века — также завоевал главный приз на МКФ в Канне—92. Аугуст — наследник скандинавского искусства многофигурного историко-семейного повествования. Однако попытка перенести принципы построения северной саги на латиноамериканский материал в ленте «Дом духов» (1993, по роману Исабель Альенде, дочери бывшего чилийского президента) оказалась не слишком успешной, несмотря на активное участие знаменитых европейских и американских актеров. В 1995 вернулся к своей настоящей теме, экранизировав роман Сельмы Лагерлеф «Иерусалим». Затем снял картину «Снежное чутье Смиллы» (1997). В следующем году режиссер экранизировал роман Виктора Гюго «Отверженные» (1998).

 

Бельгия:

ДЕЛЬВО (Delvaux) Андре (р. 1926), бельгийский режиссер, сценарист. С 1945 изучал германскую филологию и право в Брюссельском свободном университете, одновременно брал уроки игры на фортепиано в Королевской консерватории. С 1950 выступал как аккомпаниатор на сеансах немых фильмов в Бельгийской синематеке. Был инициатором программы кинообучения бельгийских учителей, а также организовал семинар киноязыка на факультете социологии в Брюссельском свободном университете. С 1955 снимал документальные ленты, с 1960 сотрудничал на ТВ, в том числе подготовив телепрограммы «Феллини» (1962), «Жан Руш» (1963, совместно с Ж. Брисме), «Польское кино» (1964), «За экраном» (1966), позже сняв полнометражный документальный фильм «Вуди Аллену из Европы с любовью» (1980). Круг пристрастий Дельво определяется кинематографом как искусством воображаемого и иллюзорного, музыкой, дающей изображению внутренний ритм, особую утонченную атмосферу и духовное наполнение, а также живописью — от великих фламандцев до импрессионистов и сюрреалистов, благодаря которым пространство экрана приобретает метафорическую плотность. Дебютировав в игровом кино в 1965 антивоенной притчей «Человек с бритой головой», во многом навеянной «польской киношколой» и с участием Б. Тышкевич в главной женской роли, Дельво в дальнейшем снимал преимущественно лирико-романтические, тонко-ностальгичные, музыкально-поэтические, любовно-драматические картины, созданные в бельгийско-французском производстве и с французскими актерами: «Однажды вечером, поезд» (1968), «Свидание в Брэ» (1971), «Белла» (1973), «Женщина между собакой и волком» / «Женщина в сумерках» (1978), «Бенвенута» (1983). В 1985 поставил необычный фильм «Вавилон-опера, или Репетиция «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта», а в 1988 обратился к историко-философскому роману лауреатки Нобелевской премии М. Юрсенар, создав густую по быту, реалистичную, но все равно иносказательную драму «Философский камень» о вечной тяге человека к познанию тайн бытия.

 

Швеция:

ШЕМАН (Sjoman) Вильгот (р. 1924), шведский режиссер, сценарист, актер, критик, писатель. Полное имя — Давид Харальд Вильгот. Учился в Стокгольмском университете, играл в студенческом театре. С 1948 — автор нескольких романов и сборников рассказов, театральный и литературный критик. Один из основоположников «нового шведского кино». По своим книгам написал сценарии фильмов «Упорство» (1952) Г. Муландера, «Игра на радуге» (1958) Л. Э. Чельгрена. Был ассистентом Ингмара Бергмана на картине «Причастие», потом издав дневник о съемках. В 1962 поставил ленту «Любовница», в котором Биби Андерсон исполнила роль молодой девушки, разрывающейся между своим приятелем и женатым мужчиной. Фильм «Одежда» (1964) рассказывает о сложных отношениях между дочерью, матерью и ее любовником. Творческой манере Шемана присуще стремление к документализму, интерес к социальным проблемам, особенно к различным отклонениям от норм общественного и сексуального поведения. В картине «491» (1963) несколько парней подвергают всевозможным сексуальным унижениям молодую проститутку. В исторической ленте «Постель для брата и сестры, 1782» (1965) рассказывается история кровосмесительной связи. Скандальную мировую известность принесли режиссеру ленты «Я любопытна — желтый» (1967) и «Я любопытна — голубой» (1968), вызвавшие яростную полемику и запрещенные цензурой во многих странах. В этих фильмах о современной журналистке документально снятые интервью с известными реальными людьми перемежались откровенными сексуальными сценами. Герой картины «Вы лжете!» (1969)— молодой алкоголик, попавший в тюрьму. В комедии «Счастливчики» (1970) с мягким юмором рассказывается о встрече двух одиноких людей — водителя грузовика и молодой беременной женщины, брошенной любовником. В фильме «Пригоршня любви» (1974) на фоне социальной картины Швеции времен всеобщей забастовки 1909 рассказана история молодой служанки, устроившейся на работу в богатый дом. Герой фильма «Линус» (1979), действие которого происходит в Стокгольме в 20-е годы — 16-летний парень из рабочей среды, тайно собирающий доказательства, которые помогли бы отвести от его отца обвинения по подозрению в убийстве. В фильме «Я краснею» (1980) рассказывается о режиссере, который вместе с известной актрисой, своей бывшей любовницей, едет на Филиппины, чтобы экранизировать «Победу» Джозефа Конрада. Триллер «Малакка» (1986) повествует о молодых людях, путешествующих в поисках приключений по Азии. Также в жанре триллера сделан фильм «Западня» (1989) — история профессора психологии религии, который становится свидетелем нападения на свою студентку. В фильме ставится вопрос: должен ли человек вмешиваться в чужую жизнь? Герой ленты «Альфред» (1995) — крупный шведский магнат, изобретатель динамита и учредитель Нобелевских премий Альфред Нобель. Шеман снялся во второстепенных ролях в своих фильмах «Я любопытна (желтый и голубой)», «Вы лжете!», «Супруги Тролль» (1971), а также в картине И. Бергмана «Стыд» (1968) и др.

ВИДЕРБЕРГ (Widerberg) Бу (1930 — 1997), шведский режиссер, сценарист. Родился в Мальме, сыгравшем весьма важную роль в его творческой биографии. Начал как писатель, опубликовав несколько романов и сборников рассказов. С 1960 выступал как кинокритик. В 1962 выпустил книгу «Панорама шведского кино», резко выступив против засилья «бергмановщины»: книга вызвала большой шум. Видерберг не скрывал, что его кумиры — французская «новая волна» и литература Европы. Первый фильм молодого режиссера — «Мальчик и змей» (1961) — был экранизацией рассказа У. Сарояна. Видерберг стремился снимать в реальных интерьерах, работать с актерами по методу импровизации, всячески опровергая бергмановские каноны. «Вороний квартал» (1964) рассказывал историю рабочего квартала в Мальме 30-х годов. В лентах «Любовь 65» и «Привет, Роланд» обратился к жизни интеллигенции. Знаменитая картина «Эльвира Мадиган» (1967) снята на основе реальной истории, происшедшей в Швеции в 1889: молодой офицер и канатная плясунья из цирка полюбили друг друга, бросив вызов ханжеской общественной морали, и вместе покончили жизнь самоубийством. Фильм являлся римейком старой шведской ленты, но имел несравненно больший успех и в самой Швеции, и за ее пределами. В картинах «Одален 31» (1969, специальная премия на МКФ в Канне), и «Джо Хилл», тоже на историческом материале (1971, приз на МКФ в Канне) Видерберг обратился к теме мирового рабочего движения. Наступивший в 70-е годы в творчестве режиссера кризис он пытался преодолеть, ставя коммерческие фильмы, такие как «Человек на крыше» (1976, по Перу Вале и Май Шевалл) или делая экранизации скандинавской классики, фильм «Виктория» (1978, по Кнуту Гамсуну; «Змеиная тропа»/«Путь змеи по горному склону», 1986, по Торни Линдгрену). В 1995 снял автобиографическую ленту «Пора цветения» «Все прекрасно» «Удовольствие и красота непоколебимы» (специальная премия на МКФ в Берлине—96) о собственном отрочестве в 40-е годы в Мальме. Достойно особого упоминания редкое постоянство Видерберга в пристрастии к 30—40-м годам, в которые происходит действие многих его лучших фильмов, а также к родному городу, прославленному в самом начале и конце творческого пути, что позволяет включить его в немногочисленный в истории кинематографа ряд режиссеров, певцов своего места жительства.

ТРУЭЛЬ (Troell) Ян (р. 1931), шведский режиссер, сценарист и оператор. Изучал педагогику. Девять лет был сельским учителем. С 1958 снимал документальные ленты. Один из зачинателей «нового шведского кино». В 1961 поставил совместно с Бу Видербергом короткометражку «Мальчик и бумажный змей» (по У. Сарояну). Новелла «Привал на болоте» из совместной общескандинавской картины «4 х 4» (1965) была отмечена призом на МКФ в Оберхаузене. Первый полнометражный фильм «Вот твоя жизнь» (1966, по Э. Юнсону) — широкое эпическое полотно шведской народной жизни. В фильме «Эне, бене, рес» (1968, главный приз на МКФ в Западном Берлине) показана судьба школьного учителя, затравленного учениками. Международное признание Труэлю принесла дилогия «Эмигранты» (1971) и «Поселенцы» (1972) по тетралогии Г. Муберга «К доброй земле» с Л. Ульман и М. фон Сюдовом в главных ролях, рассказавшая о тяжелой жизни шведских эмигрантов в США в середине 19 в. В Голливуде поставил фильм с участием Ульман «Невеста Зэнди» (1974), а также картину «Ураган» (1979). В сложном символическом фильме «Бабах!» (1976) полностью отошел от присущего ему ранее реализма. В 80-е годы работал реже, сняв только «Воздушное путешествие Андре»/«Полет «Орла» (1982) и документальную ленту «Страна грез» (1985). Картина «Капитан—шведский реквием» (1992, приз на МКФ в Берлине) основана на трагическом событии, всколыхнувшем в 1988 всю Швецию, когда пятнадцатилетний мальчик и его родители были жестоко убиты молодой финской парой, бесцельно колесящей по Швеции. Фильм «Гамсун» (1996) — история семейной жизни выдающегося норвежского писателя и талантливой актрисы Мари, рассказанная на фоне политических событий конца 30-х — начала 50-х, когда Гамсун из народного писателя и национального героя превратился в предателя и был подвергнут остракизму. Труэль — оператор и соавтор сценариев нескольких своих фильмов.

ДОННЕР (Donner) Йорн (р. 1933), шведский и финский режиссер, сценарист, продюсер, писатель, кинокритик, актер. Изучал политику и литературу в Хельсинкском университете. С 1951 — журналист и критик. Автор 26 книг, в том числе о кино: «Различные проблемы кино» (1953), «Лицо дьявола» (1962) о творчестве И. Бергмана. Снял в Финляндии документальные фильмы «Утро в городе» (1954), «Вода» (1956), «Мир Ингмара Бергмана» (1975), в Швеции — «Свидетельства о ней» (1960), «Досье Бергмана» (1978), «Письма из Швеции» (1987). В снятых им в Швеции или совместно с Швецией игровых лентах «Воскресенье в сентябре» (1963, приз на МКФ в Венеции), «Любить» (1964), «Здесь начинается приключение» (1965), «Поперечная балка» (1966), «Анна» (1971) главные роли исполнила жена режиссера Харриет Андерсон. Ее героини — современные женщины с не очень счастливо сложившейся судьбой, осознающие пустоту своей жизни, не способные найти себя в равнодушном мире. С 1966 работал в основном в Финляндии, где основал собственную производственную компанию, был сопродюсером многих финских и шведских фильмов, в том числе картин «Фанни и Александр» и «После репетиции» Бергмана. В Финляндии снял ленты «Черное на белом» (1967) и «69» (1969), в которых сыграл главные роли, а также «Портреты женщин» (1970), «Нежность» (1972), «Похмелье» (1974), «Мужчину нельзя изнасиловать» (1978), совместный шведско-финский фильм «Грязная история» (1984). Одновременно в 1972—1975 был директором синематеки Шведского киноинститута, в 1978—1981 возглавлял этот институт, в 1981—1983 — председатель Финского кинофонда.

Актеры:

Тулин (Thulin) Ингрид (р. 1929), шведская актриса кино и театра. Окончила актерскую школу при стокгольмском Королевском театре «Драматен». С середины 50-х годов играла в разных театрах Швеции. На сцене «Драматена» исполнила множество ролей классического и современного репертуара, включая участие в «Пер Гюнте» Г. Ибсена в постановке И. Бергмана. В кинематографе дебютировала в 1948. Из ранних работ актрисы особенно примечательна роль молодой секретарши в фильме «Судья» (1960) классика шведского кино А. Шеберга, отразившая психологическую утонченность ее стиля игры и нервную, повышенную экспрессивность художественного темперамента. Главные творческие свершения Тулин связаны с ее работой в авторском кинематографе Бергмана. Широкую известность принесла ей роль невестки главного героя «Земляничной поляны» (1957) Марианны — волевой молодой женщины с сильным интеллектом. В последующих фильмах режиссера сверхзадачей образов Тулин становится внутренняя раздвоенность, безнадежное разобщение рассудка и эмоционального мира, превращающее существование персонажей актрисы в тяжкую муку, например, роль Сесилии в фильме «На пороге жизни» (1957); Манда в «Лице» (1958); Мэрта в «Причастии» (1962); Тея Винкельман в «Ритуале» (1968). Подлинного апогея эта линия достигает в конфликтах фильмов «Молчание» (1963, Эстер) и «Шепоты и крики» (1971, Карин), разрешаясь в одном случае физической гибелью, в другом — духовным небытием героини. Позднейшая работа Тулин в сотрудничестве с Бергманом — роль Ракель в телевизионной драме «После репетиции» (1984), навеянной мотивами стриндберговской драматургии. Репутация одной из любимых бергмановских актрис способствовала международной популярности Тулин, в 60-е годы снявшейся в роли жены испанского революционера-подпольщика в фильме А. Рене «Война окончена» (1966), а затем воплотившей демонический образ наследницы огромной промышленной империи Софи фон Эссенбек в масштабной трагической эпопее Л. Висконти о зарождении фашизма в Германии «Гибель богов» (1969). В 70-е годы творческий диапазон актрисы еще более расширяется, включая такие несхожие образы, как героическая женщина-антифашистка, например, в фильме Дж. Монтальдо «Аньезе идет на смерть» (1976) и, напротив, хищная, циничная хозяйка борделя (в граничащей с порнографией ленте Т. Брасса «Салон Китти» (1975). Неоднократно пробовала себя на поприще кинорежиссуры, поставив короткометражный фильм «Молитва» (1965, совместно с А. Эдваллом), а затем любовную драму «Один и один» (1977, совместно с С. Нюквистом и Э. Юсефсоном), в которой сыграла главную роль. В 1982 самостоятельно сняла фильм «Расколотое небо».

Андерсон (Andersson) Харриет (р. 1932), шведская актриса театра и кино. Окончила частную актерскую школу. С 1953 — на сцене городского театра Мальме. В кино дебютировала в 1950 в фильме Ларса Эрика Челльгрена «Пока город спит» (по сценарию И. Бергмана). Встреча с Бергманом-режиссером принесла Андерсон широкую известность в первой же роли — в фильме «Лето с Моникой» (1952), без прикрас повествовавшем о зарождении любовного чувства между юношей и девушкой из социальных низов, а затем и о катастрофе их брачного союза, не выдержавшего испытания проблемами быта и откровенной враждебностью буржуазной среды. Противоречивая двойственность женской натуры — в фокусе актрисы и режиссера и в следующей их совместной работе «Вечер шутов» (1953), отмеченной пронзительной болью за униженных и оскорбленных; в ней Андерсон играет циркачку, любовницу небогатого владельца бродячего цирка. Совсем другим, жизнеутверждающим пафосом проникнут образ девушки из народа, служанки Петры в лирической комедии того же режиссера «Улыбки летней ночи» (1955). Долгому сотрудничеству с Бергманом Андерсон (она сыграла в 10 его фильмах) обязана наивысшими свершениями своего творческого пути — драматургическим образом молодой женщины Карин, мучительно переживающей глубокое разобщение с мужем и отцом и постепенно утрачивающей рассудок в фильме «Как в зеркале» (1960), и ролью смертельно больной хозяйки загородного поместья, одинокой в обществе своих замкнутых и эгоистично-благополучных сестер в фильме «Шепоты и крик» (1971). Убедительные позднейшие свидетельства плодотворности этого союза — эпизодическая роль служанки Юстины в семейной саге «Фанни и Александр» (1982), а также главная роль в телефильме И. Бергмана «Двое блаженных» (1985). Актриса с успехом снималась и у других шведских режиссеров: Й. Дойнера в фильме «Воскресенье в сентябре» (1963); «Любить» (1964), в этом же году стала лауриатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Актриса»; В. Шемана в фильме «Линус» (1979). Сыгранная ею роль в фильме С. Бьеркмана «Белая стена» была отмечена премией на Московском МКФ 1975.

Андерсон (Andersson) Биби (р. 1935), шведская актриса театра и кино. Образование получила в актерской школе Королевского театра «Драматен» в Стокгольме. В 1956 дебютировала на сцене городского театра Мальме, с 1959 — в театре «Драматен». В кино снимается с 1954, годом позже снялась в эпизодической роли в фильме И. Бергмана «Улыбки летней ночи» (1955). Общенациональную, а затем и международную известность актрисе принесли роли Мии в философской притче того же режиссера «Седьмая печать» (1957) и Сары — юной попутчицы главного героя картины Бергмана «Земляничная поляна» (1957). В дальнейшем образы полных жизни обаятельных девушек из простонародья стали своего рода «визитной карточкой» Биби Андерсон, а творческое сотрудничество с Бергманом (она сыграла в 11 фильмах режиссера) — залогом ее профессиональной зрелости. Таковы роли безмужней матери-подростка в его фильме «На пороге жизни» (1957), служанки Сары в фильме «Лицо» (1958), наивной, но самоотверженной Бритт-Мари в фильме «Око дьявола» (1960). Подлинным актерским триумфом Биби Андерсон явилась роль медсестры Альмы в философской притче Бергмана «Персона» (1965), сверхзадача которой — утверждение необходимости духовных и эмоциональных связей между людьми в отмеченном некоммуникабельностью современном мире. В конце 60-х — 70-х актерский диапазон Биби Андерсон расширяется: теперь ее героини — вдосталь хлебнувшие нелегкого жизненного опыта женщины, порою не могущие устоять перед соблазном, но имеющие четкое представление о супружеском и человеческом долге: Эва Вергеус в фильме Бергмана «Страсть» (1968), Карин в фильме того же автора «Прикосновение» (1970). Из диаметрально другого ряда — роль «эмансипированной» деловой женщины Катарины в «Сценах из супружеской жизни» (1973), по всем параметрам противопоставляемой автором мягкой, отзывчивой и духовно цельной Марианне (Лив Ульман). Метафора брака как изначально обреченного на поражение союза двух одиночек легла в основу работы Биби Андерсон — и всего замысла — в картине «Мармеладный бунт» (1980, режиссеры Эрланд Юсефсон и Свен Нюквист). Из других мастеров шведского кино актриса успешно снималась в фильмах Вильгота Шемана, таких как «Любовница» (1962); «Постель для брата и сестры, 1782» (1965), «Я краснею» (1980). В 70—80-е годы Биби Андерсон сыграла в лентах ряда известных западноевропейских и американских режиссеров, таких как «Кремлевское письмо» (1970); Дж. Хьюстона, «Квинтет» (1979); Р. Олтмэна). В начале 70-х снялась у двух советских режиссеров — Ю. Егорова в фильмах «Человек с другой стороны» (1972) и М. Богина («О любви», 1971).

Улин (Olin) Лена (р. 1955), шведская и американская актриса. Дочь актера Стига Улина, который играл в нескольких фильмах Ингмара Бергмана на рубеже 40-50-х годов. Именно благодаря Бергману девушка, которая не собиралась быть актрисой и работала помощницей в больнице и замещающей учительницей, все-таки решила поступить в Королевскую драматическую школу в Стокгольме, которую окончила в 1979. Еще студенткой снялась в небольшой роли в бергмановской картине «Лицом к лицу» (1975), потом играла в его спектаклях в Королевском драматическом театре, а также в лентах «Фанни и Александр» (1982) и «Перед репетицией» (1984, роль Анны написана Бергманом специально для Улин). Выступила еще в целом ряде шведских фильмов, но получила международную известность в роли красивой и роковой художницы Сабины в американской картине «Невыносимая легкость бытия» (1988), снимавшейся в Европе. Благодаря этому стала появляться в лентах из США: «Враги — История любви» (1989, номинация на «Оскар»), «Гавана» (1990), «Мистер Джонс» (1993) и «Ромео истекает кровью» (1993), «Ночь над Манхэттеном» (1997), в основном развивая тот же самый образ фатальной женщины, которая сама страдает от навязанной роли, поскольку даже желаемая любовь оказывается для нее непозволительным или непосильным бременем.

Бьернстранд(Bjornstrand) Гуннар (1909 — 1986), шведский актер театра и кино. Образование получил в актерской школе Королевского театра «Драматен» в Стокгольме, на сцене которого и играл более 40 лет. Дебютировав в кино в 1931, на протяжении полувека исполнил более ста ролей. Ключом к общенациональной известности явилось для Бьернстранда долголетнее сотрудничество с режиссером И. Бергманом, начавшееся на съемках фильма «Травля» (1944), снятого классиком шведского кино А. Шебергом по первому сценарию, созданному Бергманом-сценаристом; в нем актер исполнил эпизодическую роль молодого школьного учителя. В дальнейшем Бьернстранд снялся в 19 фильмах Бергмана. Актерский диапазон его чрезвычайно многообразен: от комических, например, роль консула в фильме «Женские грезы» (1955), роль Фредрика Эгермана в «Улыбках летней ночи» (1955) до углубленно-драматических, например, роль Эвальда в «Земляничной поляне» (1957); Ханс Винкельман в «Ритуале» (1968) образов. Современникам запомнилось точное, уверенное изображение убежденного материалиста Йонса — антипода мечтательного Рыцаря в философской притче «Седьмая печать» (1956). Позднее, однако, на долю Бьернстранда чаще выпадали роли антигероев: советника медицины Вергеруса в фильме «Лицо» (1958), полковника Якоби в антивоенной ленте «Стыд» (1968). Подлинной трагедийностью отмечено исполнение актером ролей стареющего писателя в фильме «Как в зеркале» (1960) и утратившего веру в непогрешимость божественного промысла пастора в фильме «Причастие» (1962). На склоне лет, уже тяжело больной, Бьернстранд мастерски сыграл роль театрального актера-эксцентрика в масштабной семейной саге И. Бергмана «Фанни и Александр» (1982). Снимался также в картинах В. Шемана, например «Постель для брата и сестры, 1782» (1965), Я. Труэля в фильме «Вот твоя жизнь» (1966) и других шведских режиссеров.

Юсефсон (Josephson) Эрланд (р. 1923), шведский актер, сценарист, режиссер. Родился в Стокгольме. Получив актерское образование, с 1945 работает в городских театрах Хельсингборга и Гетеборга, а с 1956 — в стокгольмском Королевском театре «Драматен»; с 1966 по начало 70-х годов выполняет обязанности его директора, сменив на этом посту И. Бергмана. Соавтор ряда бергмановских сценариев: «Не говоря уже обо всех этих женщинах» (1964) и др. В качестве актера дебютировал в кино в 1946, сыграв эпизодическую роль во втором фильме Бергмана «Дождь над нашей любовью». На протяжении почти четырех десятилетий оставаясь членом постоянного исполнительского коллектива Бергмана, приобрел известность в ролях второго плана — безвольных интеллектуалов вроде Андерса Эллиуса в фильмах «На пороге жизни» (1957) и консула Эгермана в «Лице» (1958) или демонических антигероев, например, роль барона фон Меркенс в «Часе волка» (1966); Элис Вергерус в «Страсти» (1968). Э. Юсефсон становится полноправным выразителем эстетико-мировоззренческой программы художника в 70-е годы, исполняя главные роли в «Сценах из супружеской жизни» (1972, роль Юхана) и «Лицом к лицу» (1975, роль Тумаса Якоби). Лейтмотив этих образов — умудренность нелегким жизненным опытом, отзывчивость и готовность к взаимопониманию. Обогащаясь комическими, подчас эксцентрическими жанровыми обертонами, эти черты находят развитие в персонажах поздних лент режиссера — мудром и терпимом антикваре Исаке Якоби в масштабной семейной саге «Фанни и Александр» (1982) и стареющем режиссере Хенрике Фоглере в телевизионной драме «После репетиции» (1983). В мироотношении обоих печать авторского видения жизни также различима, как и в неустанности мучительного поиска истины Рыцарем — М. фон Сюдовым в пору «Седьмой печати» (1957). Сотрудничество с Бергманом обеспечило Юсефсону международную известность. В 70—90-е годы, не оставляя работы в театре, он снимается у многих европейских мастеров. Вехами на пути актера становятся образ Ф. Ницше в ленте Л. Кавани «По ту сторону Добра и Зла» (1977), работа с Д. Дамиани, фильм «Я боюсь» (1991), П. Гринуэем (роль Гонзало в фильме «Книги Просперо», 1992, по мотивам шекспировской «Бури»), американцем Ф. Кауфманом в фильме «Невыносимая легкость бытия» (1988). Особое место в галерее образов Юсефсона занимают трагедийные роли в поздних лентах А. Тарковского: Доменико в «Ностальгии» (1983), Александр в «Жертвоприношении» (1986). Опыт работы с Бергманом придал своеобразный колорит как зрелым актерским свершениям Юсефсона, например, роли отца героини в фильме Л. Ульман «Софи» (1992), так и его режиссерским исканиям: любовной драме «Один и один» (1978, снята совместно с И. Тулин и С. Нюквистом) и сатирической трагикомедии «Мармеладный бунт» (1980, снята совместно со С. Нюквистом), в образной тональности которой ощутимо влияние бергмановских «Сцен из супружеской жизни» (1972).

Сюдов (Sydow) Макс фон (р. 1929), шведский актер кино и театра. Настоящее имя — Карл Адольф. Родился в Лунде. В 1951 окончил актерскую студию при театре «Драматен» в Стокгольме; в дальнейшем играл на его сцене и в других театрах Швеции. Театральный актив Сюдова весьма обширен и включает главные роли в «Пер Гюнте» Г. Ибсена, «Мизантропе» Ж.-Б. Мольера, «Прафаусте» И. В. Гете (все — в постановках И. Бергмана). В кино дебютировал у А. Шеберга в фильме «Просто мать» (1948), затем сыграл в снятой им же экранизации драмы А. Стриндберга «Фрекен Юлия» (1950). Поворотным пунктом в кинокарьере актера стало исполнение роли Рыцаря в философской трагедии Бергмана «Седьмая печать» (1956), воплотившей неостановимые поиски автором конечных ответов на коренные вопросы человеческого бытия на земле. Став, по сути, вторым «я» Бергмана-философа, Сюдов продолжает этот поиск в фильмах «Лицо» (1958), «Девичий источник» (1959), «Как в зеркале» (1960), «Причастие» (1962), «Час волка» (1967), «Страсть» (1968). Едва ли не наивысшим триумфом Сюдова стала роль музыканта Яна Русенберга в фильме-антиутопии «Стыд» (1967), с поразительной силой показывающем устрашающую деградацию личности под натиском антигуманной среды. Не менее убедителен актер и в эпизодических ролях, таких как роль владельца заправочной станции в «Земляничной поляне» (1957); немолодого ремесленника в фильме «На пороге жизни» (1957); мужа главной героини в «Прикосновении» (1970), выступая, как правило, в амплуа верных своему человеческому и моральному долгу максималистов. Работа с Бергманом обеспечила Сюдову прочное международное признание. В 60—80-е годы он снимается в разных странах Европы и США, в середине 70-х гастролирует на Бродвее. Его зарубежный кинорепертуар огромен, но качественно неравноценен: наряду с работами в фильмах Ф. Рози, таких как «Сиятельные трупы» (1976), В. Дзурлини «Пустыня Тартари» (1976), А. Михалкова-Кончаловского «Дуэт для солистки» (1986), В. Вендерса («До самого конца света» (1991), немало в нем и «проходных» ролей, обязанных своим появлением сложившемуся вокруг личности актера после «Седьмой печати» «метафизическому ореолу»; в их числе — роли в «Изгоняющем дьявола» (1973) У. Фридкина и его продолжении (режиссер Дж. Бурман, 1977) или «Степном волке» — малоудачной экранизации одноименного романа Г. Гессе, осуществленной Дж. Хейнсом (1974). Однако и в них он остается высочайшего класса профессионалом. К позднейшим удачам Сюдова относятся роли в двух фильмах Б. Аугуста: «Пелле-завоеватель» (по роману М. Андерсена-Нексе, 1988) и «Благие намерения» (1991) (по одноименному автобиографическому роману И. Бергмана), где ему довелось сыграть деда прославленного шведского киномастера. В 1988 дебютировал на поприще кинорежиссуры, поставив фильм «Катинка»/«На дороге».

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты