Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Греция.




КАКОЯНИС Михалис (Майкл) (р. 1922), греческий режиссер. Будучи сыном британского политика и юриста, по происхождению — грека-киприота, Михалис сначала изучал юриспруденцию в Лондоне. Во время войны он начал делать греческие программы для Би-Би-Си и учился в Центральной школе драматического искусства в Лондоне. С 1946 года Какоянис играл в театре «Олд Вик». Оставив в 1951 актерскую профессию, он решил заняться режиссурой, но в течение двух лет не мог найти продюсеров для постановки фильмов в Великобритании и США. Приехав в Грецию, Какоянис дебютировал в 1953 комедией «Воскресное пробуждение». Внимание к себе он привлек внимание двумя следующими работами «Стелла» (1955) и «Девушка в черном» (1957), в которых проявилось стремление режиссера к анализу женских характеров, что впоследствии стало определяющим в предпринятых Какоянисом успешных экранизаций классических греческих трагедий: «Электра» (1962, премия Каннского кинофестиваля), «Троянки» (1970, США-Греция), «Ифигения» (1977). Но его лучшая картина — «Грек Зорба» (1964, США), в которой Энтони Куин сыграл жизнелюбивый и стойкий, несмотря на все испытания, мужской характер, который для многих зрителей стал олицетворением современного греческого типа. В поисках полнокровных и одухотворенных образов Какоянис обращался не только к античному наследию, но и к ветхозаветной «Истории Иакова и Иосифа» (1974, США). Вынужденный по политическим соображениям долго жить за пределами Греции, Какоянис прямо (документальный фильм «Аттила 74», 1975) или косвенно («Когда рыбы всплывают вверх», 1967, Великобритания; «Милая родина», 1985, США-Греция) указывал на пагубность существования диктаторских режимов. Вновь обосновавшись на родине, претерпевшей демократические изменения, уже немолодой режиссер снимал очень редко: фильм «Вверх, вниз и в сторону» (1993), экранизация «Вишневого сада» (1999) А. П. Чехова с Шарлоттой Ремплинг в роли Раневской.

ГАВРАС Коста (наст. Константин Гавровский, Costa Gavras) (р. 1933), греческий кинорежиссер русского происхождения, работает во Франции. Коста Гаврас приехал во Францию в 1951 году. Он изучал литературу в Сорбонне, с конца 1950-х годов работал ассистентом режиссеров Р. Клера, А. Вернея, Ж. Деми, Р. Клемана. В 1965 году Гаврас дебютировал как режиссер, экранизировав детектив С. Жапризо «Убийцы в спальных вагонах». Фильм имел большой успех у публики, как и следующая картина «Один человек лишний» (1967). Детективно-криминальная или иная напряженная интрига присутствует в большинстве других фильмов Косты Гавраса, в том числе основанных на документальных материалах. В 1968 году, после переворота черных полковников в Греции, Гаврас получил французское гражданство. Мировую славу режиссеру принес фильм о греческой диктатуре «Дзета» (1969), удостоенный двух премий на Каннском кинофестивале и двух призов «Оскар». Этот фильм стал первым из трилогии режиссера, посвященной диктаторским режимам, причем следующий фильм трилогии — «Признание» (1970, с участием Ива Монтана) — был поставлен по автобиографическим запискам Артура Лондона, члена правительства социалистической Чехословакии и одного из обвиняемых по делу Сланского 1951 года. Этот фильм вызвал возмущение в левых кругах Франции, но одновременно открыл глаза многим западноевропейцам на сущность коммунистических режимов. Завершал трилогию фильм «Осадное положение» (1973) о военной диктатуре в Уругвае. Большинство фильмов Косты Гавраса основаны на реальных фактах. Его фильмы становились обвинительным актом для политических режимов — например, для диктатуру Аугусто Пиночета — «Пропавший без вести» (1981, главный приз Каннского кинофестиваля 1982 и премия «Оскар» за адаптацию); для правительства Виши в годы оккупации Франции — «Специальный отдел» (1975, приз Каннского кинофестиваля). Но режиссер не забывал о судьбе конкретного человека. Драма его фильмов передана через трагедию персонажей, будь то министр Артур Лондон (Ив Монтан), без всякой вины оказавшийся в застенках («Признание») или немолодой американец (в исполнении Джека Леммона), потерявший сына в Чили («Пропавший без вести»). Гаврасу интересны и глобальная политика и частный случай защиты прав человека, как в фильме «Ханна K.» (1983). Режиссер был соавтором сценарием большинства своих фильмов. Наиболее часто он сотрудничал со сценаристами Хорхе Семпруном и Франко Солинасом. С Ивом Монтаном, исполнителем главных ролей во многих фильмах режиссера, Косту Гавраса связывали дружеские отношения и общность политических взглядов. В своих фильмах режиссер целен и бескомпромиссен, ему важен не столько политический аспект событий, сколько гуманитарный пафос, интересен человек, сталкивающийся с проявлениями тоталитарной власти, как бы она ни называлась — режим «черных полковников», гитлеровский фашизм, сталинский социализм, латиноамериканская хунта. Как неравнодушный художник, принимающий близко к сердцу чужую боль, он готов отстаивать права человека, гуманное отношение и терпимость к каждой индивидуальности, а особенно к той, которая не укладывается в общепринятые рамки законов. И в более камерных лентах, таких как «Ханна К.» (1983, США); «Предательство» (1988, США); «Музыкальная шкатулка» (1989, США, главная премия Берлинского кинофестиваля 1990); «Маленький апокалипсис» (1992) Коста Гаврас показывает как история, политика, общество, институты власти, партии влияют на судьбу частного человека. Вера в человека, в его исключительное право распоряжаться собственной жизнью — вот единственное подлинное «признание», которое мог бы сделать этот режиссер, испытавший на себе многие из потрясений 20 века. Будучи гражданином мира и снимая в разных странах, Коста Гаврас получил признание как космополитический в лучшем смысле слова, гуманистический художник, которого волнует глобальная борьба добра со злом, а не одни лишь политические страсти.

АНГЕЛОПУЛОС (Angelopoulos) Тео (полное имя Теодорос) (р. 1936), греческий режиссер, сценарист, продюсер. Изучал право в Афинском университете, слушал курс философии и фильмологии в Сорбонне, окончил киноинститут в Париже, работал кинокритиком. Снимал короткометражные фильмы с 1963. В ранних работах «Радиопередача» (1968), «Реконструкция» (1970, специальный диплом на Международном кинофестивале в Западном Берлине, 1971) и «Дни 36-го» (1972, премия на Международном кинофестивале в Западном Берлине, 1973) проявились склонность режиссера к документальной реконструкции событий, социально-историческому анализу явлений общественной жизни, ориентация на левые политические взгляды, противостоящие диктаторскому режиму «черных полковников». Переосмысление многих культурных наслоений минувших двух тысячелетий человеческой цивилизации стало определяющим в средний период творчества Ангелопулоса. Он получил всемирную известность благодаря своим фильмам «Комедианты» (1975, премия на Международном кинофестивале в Канне), «Охотники» (1977, главный приз на Международном кинофестивале в Чикаго), «Александр Великий» (1980, главная премия среди экспериментальных работ и приз на Международном кинофестивале в Венеции), «Путешествие на Киферу» (1984, премия за сценарий и приз на Международном кинофестивале в Канне). Для этих картин характерна четкая политическая ангажированность, а также специально выработанный Ангелопулосом (совместно с постоянным сотрудником, выдающимся оператором Йоргосом Арванитисом) сложный кинематографический темпо-ритм действия. Сказка-притча об утрате мифологического времени и потере культурных ценностей «золотого века» цивилизации «Пейзаж в тумане» (1988, премия жюри и приз на Международном кинофестивале в Венеции, премия «Феликс»-89 за лучший европейский фильм) явилась наиболее совершенным произведением позднего Ангелопулоса. Возврат к политической проблематике охваченной новыми раздорами Европы в лентах «Прерванный шаг аиста» (1991) и «Взгляд Одиссея» (1995, Большая премия жюри и приз на Международном кинофестивале в Канне) придает им некоторую декларативность, позволяет говорить о некой вторичности его последних лент, однако каждая работа режиссера неизменно вызывает повышенный интерес в кинематографической среде. Ангелопулос явился одним из создателей Европейской киноакадемии, которая учредила премию «Феликс» (или «Евро-Оскар»).

Актрисы:

Меркури(Mercouri) Мелина (1923 — 1994), греческая актриса. Настоящее имя — Мария Амалия. Родилась в семье известного политика. Училась в драматической школе в Афинах, с 17 лет играла в театрах Греции, в 1952 — в Париже. В кино дебютировала через три года в фильме М. Какоянниса «Стелла» (1955), однако, встретив во Франции режиссера Жюля Дассена, стала его постоянной актрисой (с 1966 — официальной женой), зачастую отказываясь от иных предложений. Она снималась в таких фильмах как «Тот, кто должен умереть» (1957); «Закон» (1959); «Никогда в воскресенье» (1960), премия за роль на МКФ в Канне; «Федра» (1962); «Топкапи» (1964); «В десять тридцать летним вечером» (1966); «Страстная мечта» (1978). Но иногда снималась в лентах других крупных режиссеров — «Страшный Суд» В. Де Сики, «Да здравствует Генрих IV, да здравствует любовь!» К. Отан-Лара, «Механическое пианино» Х. А. Бардема. В 1967—1974 годах находилась в эмиграции, скрываясь от режима черных полковников. Вернувшись на родину, играла в театре. В 1977 со второй попытки стала депутатом греческого парламента от социалистической партии, и после ее победы в 1981—1990 годах и с октября 1993 до своей смерти была министром культуры Греции.

Папас (Papas) Ирен (р. 1926), греческая актриса. Настоящая фамилия — Лелеку. Училась в драматической школе в Афинах. В 1948 начала выступать на сцене. Через два года дебютировала в кино, однако была замечена не на родине, а на Каннском фестивале в 1952, где получила приглашение сниматься в Италии. Сыграла с успехом в 1954 году вкостюмно-исторических картинах «Феодора, императрица Византии» и «Аттила». Снималась затем в США в фильмах «Похвала дурному человеку» Р. Уайза (1956); «Пушки Навароне» Дж. Ли Томпсона (1961) и др. На родине заявила о себе в 1961 ролью Антигоны в экранизации Софокла, в дальнейшем плодотворно сотрудничая с режиссером М. Какояннисом, снимающим Папас всю ее творческую жизнь: как в своих версиях античных трагедий, таких как «Электра» (1962); «Троянки» (1971); «Ифигения» (1977), так и в ролях современных гречанок в фильмах «Грек Зорба» (1964); «Милая родина» (1986). Однако это не мешает Папас успешно выступать в лентах других режиссеров, чаще итальянских: Э. Петри («Каждому свое», 1966), «Христос остановился в Эболи» (1978, режиссер Ф. Рози); «Хроника объявленной смерти» (1986). Дважды сыграла разные роли в экранизациях «Одиссеи» Гомера — «Приключения Одиссея» (1969) Ф. Росси и «Одиссея» (1997) А. Кончаловского.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты