Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Норвегия.




БРАЙЕН (Breien) Аня (р. 1940), норвежский режиссер. В 1962—1964 училась в ИДЕК в Париже. В кино начала работать в качестве ассистента режиссера. Короткометражный фильм «Взросление» (1967) — режиссерский дебют. Поставила ряд короткометражных фильмов. Первый игровой фильм, представленный на фестивале в Канне, — «Изнасилование» (1971) — с документальными подробностями описывает судебное дело по обвинению молодого рабочего в изнасиловании. Фильм «Жены» (1975) принес норвежской кинематографии первый международный успех. Он демонстрировался на многочисленных международных кинофестивалях, получил призы в Локарно и Чикаго и был продан во многие страны. Эта остроумная комедия, в легкой форме затрагивающая актуальную в 70-е годы в скандинавских странах тему социальной роли мужчины и женщины, была своеобразным ответом на фильм Джона Кассаветиса «Мужья». В 1985 Брайен сняла с теми же актрисами продолжение фильма — «Жены десять лет спустя», а еще через десять лет — «Жены—3». Фильм «Серьезная игра» (1977) по роману известного шведского писателя Яльмара Седерберга — драматическая история отношений мужчины и женщины на заре 20 века, когда появились первые ростки сексуальной революции. Также Брайен поставила драмы «Наследство» (1979), «Охота на ведьм» (1981), «Когда-то дважды» (1990). В 1994 написала сценарий фильма «Второе зрение», созданный на основе средневековой норвежской легенде.

Актеры:

Хени(Henie) Соня (1912 — 1969), норвежская фигуристка и актриса кино. В кино с 15 лет. Снялась в двух норвежских фильмах. Первая трехкратная олимпийская чемпионка в истории фигурного катания (1928, 1932, 1936 — абсолютный рекорд в одиночном катании). Многократная победительница чемпионатов мира (1927-36) и Европы (1931-36). Оставив в 1936 любительский спорт, стала звездой голливудского балета на льду. В 1937-45 снялась в 10 фильмах в Голливуде (в том числе, в «Серенаде солнечной долины », 1941). В 1941 приняла американское гражданство. Вместе со своим мужем основала музей современного искусства в г. Бломменхольм, недалеко от Осло.

Ульман (Ullmann) Лив (р. 1938) — норвежская актриса кино и театра, режиссер. Одна из самых ярких представительниц бергмановского кинематографа, воплотившая главное в позитивной философско-художественной программе режиссера — императив деятельного сочувствия к человеку. Спутница жизни И. Бергмана в 1965—1969. Родилась в Токио в норвежской семье. Раннее детство провела в США, в 1945 переехала с матерью в Норвегию. В 17 лет оставив школу, уехала в Лондон, где училась на курсах актерской игры. Вернувшись в Норвегию, дебютировала на сцене; играла в Национальном театре в Осло и других театрах страны. В кино впервые снялась в 1957. С 1970 в зените международной славы, которой актриса была обязана во многом работе с И. Бергманом, несколько лет проводит в Голливуде и в Нью-Йорке, где с успехом исполняет театральные роли на Бродвее (в 1970 и 1974 ее удостаивают звания «лучшей актрисы года»). В числе лучших театральных работ Ульман — роль Норы в драме Г. Ибсена «Кукольный дом». В 1970—90-е годы много снимается в фильмах американских и европейских режиссеров. Общенациональную известность принес Ульман дебют у Бергмана — психологически сложная роль внезапно онемевшей актрисы Элисабет Фоглер в философской драме «Персона» (1965), где, как и в более позднем фильме «Страсть» (1969), достоянием зрителя стало смятенное сознание переживающих глубочайший разлад с окружением и с самими собой героинь. Эта линия в творчестве Ульман нашла развитие в образах Марии в фильме «Шепоты и крик» (1971) и Енни Исаксон в фильме «Лицом к лицу» (1975); однако параллельно актриса раскрывает диаметрально противоположную ипостась своего дарования — образ сильной, самоотверженной женщины, готовой на любые жертвы во имя любимого человека. Таковы подруга мятущегося художника Альма в «Часе волка» (1966), Эва Русенберг в «Стыде» (1967), цирковая артистка Мануэла в «Змеином яйце» (1977). Беспощадным нравственным максимализмом отмечены образы Марианны в этапном произведении Бергмана 1970-х годов — «Сценах из супружеской жизни» (1972), с огромной силой воссоздающем причудливые перипетии современного брака, и Евы в «Осенней сонате» (1977), где Ульман сыграла в дуэте со знаменитой Ингрид Бергман. Зарубежный репертуар актрисы крайне обширен, но неравнозначен: наряду с несомненными художественными удачами — Эпической дилогией Яна Труэля «Эмигранты» (1971) и «Поселенцы» (1972), комедией М. Моничелли «Давайте надеяться, что будет девочка» (1985), психологической драмой В. Жигмонда «Длинная Тень» (1992), — в нем есть и «проходные» ленты: «Леонор» (1974) Х.Л. Бунюэля и некоторые другие. Общественная деятельница (ЮНИСЕФ), писательница, автор интересных мемуаров «Изменения» (1977, рус. пер. 1987), в 1980-е годы Ульман заявила о себе как о кинорежиссере, сняв новеллу в канадском фильме «Любовь» (1982), а спустя еще 10 лет — фильм о нелегкой судьбе независимой женщины в 19 веке «Софи» (1992). Также сняла несколько фильмов, навеянных жизнью и творчеством своего великого учителя: «Исповедальные беседы» (1996) по автобиографическому роману Бергмана и «Неверная» (2000) — эмоциональное и захватывающее повествование, в центре которого любовный треугольник. Сценарий, написанный Ингмаром Бергманом, основан на подлинном эпизоде из жизни великого шведcкого режиссера.





 



Швейцария:

ГОРЕТТА (Goretta) Клод (р. 1929), швейцарский режиссер и сценарист. Изучал право в Женевском университете. В 1952 основал вместе с А. Таннером киноклуб. Был кинокритиком. Проходил стажировку в Британском киноинституте, где в 1956 снял совместно с Таннером документальный фильм «Славное время» (премия на МКФ в Венеции—57). С 1958 работал на ТВ в Женеве, создал 25 репортажей для цикла «Континенты без визы», также делал документальные и игровые короткометражки. В 1968 был вместе с А. Таннером, М. Суттером, Ж-Л. Руа и Ж-Ж. Лагранжем основателем «Группы пяти», которая заявила о программе развития франкоязычного кино Швейцарии. Через два года сам дебютировал фильмом «Безумец». Картины Горетта тесно связаны со стилем и проблематикой «нового швейцарского кино». Наиболее значительные работы — «Приглашение» (1973, премия МКФ в Канне), «Кружевница» (1977, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), «Провинциалка» (1980, Франция-Швейцария) — отличаются вниманием к реалиям быта, и вместе с тем режиссер уходит от бытописательства, стараясь передать через тщательное изучение скрытой, подчас неуловимой для постороннего взгляда сущности персонажей и явлений психологическое состояние общества. Своеобразный научно-анализирующий подход Горетта в большей степени проявился в ряде его документальных работ нового периода творчества («Эпистомология Жана Пьяже» (1978); «Враги мафии» (1988), совместно с М. Падовани; «Швейцарские лица» (1991); «Улыбка Бельгии» (1994), а также в игровом телесериале «Дороги изгнания, или Последние годы Жан-Жака Руссо» (1979, при участии Дж. Халдаса), развивающем тему ранней ленты «Жан-Жак Руссо, или Энергия мечты» (1961, при участии Дж. Халдаса). Историзм, интерес к быту и одновременно поэтизация действительности — все это вместе проявилось в фильме «Если бы солнце не всходило» (1987). Поставил также картины «Не такой уж плохой» (1974), «Смерть Марио Риччи» (1983), «Тень» (1990), кинооперу «Орфей» (1985, по К. Монтеверди, Франция—Италия—Канада).

ТАННЕР (Tanner) Ален (р. 1929), швейцарский режиссер и сценарист. Изучал экономику в Женевском университете. В 1952 основал вместе с К. Горетта киноклуб. В середине 50-х стажировался в Британском киноинституте, снял совместно с К. Горетта документальный фильм «Славное время» (премия на МКФ в Венеции-57). Работал на Би-Би-Си, затем в Париже помощником режиссера рекламных роликов, также был кинокритиком. С 1960 снимал документальные картины на швейцарском ТВ, в том числе привлекшую внимание полнометражную ленту «Ученики» (1964). В 1968 вместе с К. Горетта, М. Суттером, Ж-Л. Руа и Ж-Ж. Лагранжем стал основателем «Группы пяти», выступившей с программой создания франкоязычного швейцарского кино. Через год поставил фильм «Шарль мертв или жив» (главная премия на МКФ в Локарно), социально-критический портрет современного буржуазного общества, сочетающий репортажность манеры с определенной сатиричностью взгляда на происходящее. Это же было свойственно другим работам Таннера в этот период — «Саламандра» (1971), «Возвращение в Африку» (1973), «Иона, которому будет 25 лет в 2000 году» (1976). Одновременно режиссер начинает испытывать особый интерес к исследованию внутреннего мира героев, анализу взаимосвязи их одиночества с нестабильностью общества, трактуя в более метафорическом, порой в символическом ключе место Швейцарии и швейцарцев в общемировом и общекультурном пространстве — «Середина мира» (1974), «Мессидор» (1978), «На расстоянии световых лет» (1981, специальная премия МКФ в Канне), «В белом городе» (1983, премия «Сезар»-84 во Франции), «Ничья земля» (1985). Последующие ленты Таннера приобретают более интимно-откровенный характер («Пламя в моем сердце» (1987); «Женщина с Роуз-Хилл» (1989); «Дневник леди М» (1993)), обращены к творческим («Призрачная долина», 1987) или философским («Человек, который потерял свою тень», 1991) проблемам человеческого бытия.

 

 

Финляндия:

КАУРИСМЯКИ (Kaurismaki) Аки (р. 1957), финский режиссер, сценарист, продюсер. Классик финского кино, он соединил Запад и Восток, европейский лоск и маргинальное, квазисоветское варварство; придал товарный вид немодным сегодня историям о провинциалах, неудачниках и деклассированных элементах. Неистовый синефил, он одинаково нуждается в Любиче и Брессоне, Бунюэле и Макендрике, Одэу и Тати, Пудовкине и Беккере. Однако, цитируя, никогда не приносит в жертву подлинность чувств; стилизуя, контрабандой протаскивает на экран «реальность», ставшую в постмодернистскую эпоху неприличной. «Король проигрыша» — вот любимый и единственный герой режиссера, будь то современный Раскольников, работающий на скотобойне в Хельсинки («Преступление и наказание», 1983), не менее современный Гамлет («Гамлет входит в дело», 1987), помещенные в сегодняшний Париж персонажи Анри Мюрже («Жизнь богемы», 1992). С редким изяществом Каурисмяки скрещивает хрестоматийный сюжет и визуальную среду второй половины 20 века. Его зрение совершенно: камера добывает драгоценные крупицы киноискусства в безнадежных ситуациях, там, где, скучая, опускает руки режиссер средней руки. Изобразительная точность и аскетизм помогают концентрировать энергию. Действие, как правило, показано в виде стилизованных клише. Режиссер то и дело затевает лукавую игру с жанровыми схемами, собирая свой фильм из пауз, из фабульных недомолвок. Дыхание живого человека, преодолевающего социальную условность, смерть и небытие, занимает Каурисмяки в первую очередь. Так называемая «пролетарская трилогия» («Тени в раю», 1986, «Ариэль», 1988, «Девушка со спичечной фабрики», 1990) и примыкающая к ней картина «Вдаль уплывают облака» (1996) показывает Финляндию безжалостно и одновременно с нежностью. По сути, эти фильмы отрицают этическую максиму, которая господствует сегодня в голливудском кино: успех есть благо. Светлая печаль и наивный стоицизм режиссера могли бы показаться провинциальной претензией, когда бы не беспрецедентная строгость его мышления: Каурисмяки закладывает в структуру своих картин возможность любой другой точки зрения на предмет. Он контролирует все элементы фильма, сочетая иронию и сентиментальность, и потому остается неуязвим. Каурисмяки никогда не показывает красивые природные ландшафты и постельно-эротические сцены: «Туфли с высокими каблуками падают на пол, шелковое белье, travelling (путешествие) по женской ноге. Если я еще раз увижу это в кинотеатре, я, наверное, брошусь на экран!». Неподражаемый юмор — характерная примета режиссерского стиля. Конечно, уроки классической кинокомедии не прошли даром. И все же определяющей следует считать все ту же этическую позицию автора: в мире, где успех занял место божества, «неправильным» персонажам, исповедующим религию поражения и страдания, неизбежно достаются трагикомические ситуации. У него безукоризненный вкус. Все его фильмы, включая сагу про «Ленинградских ковбоев», снятую в Лондоне картину «Я нанял себе убийцу», роуд-муви «Побереги свою косынку, Татьяна», одинаковы хороши. В 1999 снимает черно-белый немой фильм «Юха» по роману Юхани Ахо, высоко оцененный критикой и киноманами.

Актеры:

Оутинен Кати (р. 1961), финская актриса. В 1984 году Кати окончила высшую театральную школу, но впервые на сцену вышла в возрасте 14 лет. Еще в годы учебы Оутинен участвовала в спектаклях популярного в Финляндии «Комтеаттери». В этой труппе Кати проработала десять лет. Оутинен имеет неплохой голос и работала в мюзиклах, в частности, в «Вестсайдской истории». На Каннском кинофестивале 2002 года актриса удостоилась приза за лучшую женскую роль в фильме Аки Каурисмяки «Человек без прошлого». Всего сыграла в кине свыше 25 ролей.

ХаапсалоВилле (р. 1972, Финляндия), финский актер. В 1991 году Вилле поступил в Санкт-Петербургскую театральную академию имени Черкасова, которую окончил в 1995 году. Владение русским языком дало актеру возможность играть не только в театрах на родине, но и выступать в спектаклях, идущих в российских театрах. В России Хаапсало стал известен после участия в фильме Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» (1995). На Московском кинофестивале 2002 года актер получил приз за лучшую мужскую роль в драме Александра Рогожкина «Кукушка».

 

 

Исландия:

ГУННЛАУГССОН (Gunnlaugsson) Храфн (р. 1948), исландский режиссер, сценарист. В 1973 окончил Стокгольмский университет по специальности «Театр и кино», затем изучал кинорежиссуру в Шведском институте драмы. Опубликовал несколько сборников стихов, рассказов, пьес, один роман. Короткометражная лента «Лилия» (1976) — первая исландская экранизация Хальдоура Лакснесса. Среди телефильмов наиболее известны «Багровый закат» и «Ремень кнута», снятые по собственным сценариям Гуннлаугссона. Осуществил ряд театральных постановок, в том числе по пьесам Беккета, Ионеско, Мрожека. Первая полнометражная картина «Отцовское имение» (1978) затрагивает одну из основных тем современного исландского искусства — противоречие между деревенской и городской жизнью. Молодой человек, уезжающий в город, чтобы получить образование, в конечном итоге понимает, что должен вернуться назад и взять на себя роль хозяина на отцовской ферме. Тема фильма «Между нами» (1980) — духовный кризис 50-летнего отца семейства, преуспевающего инженера-гидростроителя, добившегося в жизни успеха и материального благополучия, но внезапно ощутившего пустоту и бессмысленность своего существования. Затем Гуннлаугссон поставил на основе исландских саг три фильма, ставшие образцами киножанра, который назвали «норстерном», как бы национальным, северным вариантом вестерна. В картине «Когда ворон летит» (1984) режиссер соединил сюжетные линии из нескольких саг с элементами кельтского мифа о Тристане и Изольде. Поставленный совместно со Швецией, фильм получил приз Шведского киноинститута за лучшую режиссуру и пользовался большим успехом во многих странах. Еще более удачная судьба выпала на долю картины «В тени ворона» (1988). Фильм получил широкий международный прокат, выдвигался по двум категориям на соискание европейского приза «Феликс». В основу третьего «норстерна» — «Белый викинг» (1991) — положена история обращения исландцев в христианство. В этих фильмах Гуннлаугссон стремится демифологизировать сложившиеся представления о героической эпохе, показать, что жизнь в средневековой Исландии была опасной и жестокой. Пользующийся репутацией режиссера, который любит вызывать у публики состояние шока, Гуннлаугссон сознательно делает акцент на жестокости, тем самым разрушая романтический образ викингов, который исландцу прививают со школьной скамьи. Отголоски древних верований звучат в фильме «Священный курган» (1993), о мальчике из Рейкьявика, который попадает в отдаленную сельскую местность, где он испытывает сильный эмоциональный шок.

ФРИДРИКССОН (Fridriksson) Фридрик Тор (р. 1953), исландский режиссер. Начал снимать короткометражные фильмы на 16-мм пленке еще будучи учащимся колледжа. Уже эти фильмы продемонстрировали нетрадиционный подход к материалу и нестандартные способы художественного выражения. Один из создателей «Квикмюндабладид», первого журнала о кино в Исландии, а также один из учредителей Рейкьявикского кинофестиваля, проходящего с 1978. Наиболее значительные документальные фильмы — «Кузнец» (1981), «Рок в Рейкьявике» (1982) и «Ковбои с Севера» (1984). Первый полнометражный фильм «Белые киты» (1987) о двух неприкаянных друзьях, сошедших на берег с китобойного судна после окончания сезона охоты на китов получил единодушное признание исландской кинокритики и завоевал специальный диплом жюри на фестивале в Локарно. На телевидении поставил фильм «Небо без границ» (1989) о молодом исландце, который много веков назад осуществил свою мечту о полете, и «Милые ангелы» (1990, по сценарию Храфна Гуннлаугссона). Оба фильма привлекли внимание необычными сюжетами и нестандартной формой. Картина «Дети природы» (1991), рассказывающая о старом крестьянине и его знакомой, которые убегают из дома для престарелых, была показана на пятидесяти с лишним фестивалях по всему миру и собрала двадцать призов и номинаций на премии по разным категориям, в том числе на «Оскар». «Это выдвижение было важным не только для меня лично, но и для всего исландского кино», — сказал режиссер, который получил приглашение работать в Голливуде, но заявил, что пока не поедет. Фильм «Дни кино» (1992) — комедия, основанная на воспоминаниях режиссера о своем детстве, о первых встречах с кино и об атмосфере в исландском обществе, переживавшем в 1960-е годы период перемен. Картина «Холодный пот» (1994) — совместная исландско-американская постановка с японским актером в главной роли. Его последние работы полнометражная картина «Ангелы вселенной» (2000) и короткометражка «Сверху и снизу» (2000) в рамках европейского проекта «Эротические истории».

 


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 15; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты