Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий. 4 страница




ХАС (Has) Войцех Ежи (1925 — 2000), польский режиссер, сценарист. Учился живописи в Краковской академии художеств, одновременно занимался на Курсах кинематографической подготовки (1946). Дебютировал среднеметражной лентой «Гармония» (1948, не вышла на экран). Снял около двух десятков документальных и научно-популярных фильмов. Вернулся в игровое кино, поставив экспрессионистскую картину «Петля» (1957, по повести М. Хласко). С конца 1950-х и в течение 1960—70-х годов был одним из ведущих режиссеров поэтического, «барочного» польского кино. Лучшие фильмы Хаса отличает высокая живописная культура в самом широком диапазоне художественных поисков — от экспрессионизма к импрессионизму, от магического реализма к бытовой фантастике, а также изысканность стиля, порой переходящая в манерность. Среди его работ: «Прощания» (1958, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно), «Как быть любимой» (1962, по К. Брандысу, главная премия на МКФ в Сан-Франциско), «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964, по Я. Потоцкому, премия на МКФ в Сан-Себастьяне), «Кукла» (1968, по Б. Прусу), «Санаторий «Под песочными часами» (1973, по произведениям Б. Шульца, специальная премия жюри на МКФ в Канне, главный приз на МКФ фантастических фильмов в Триесте). После длительного перерыва Хас ненадолго возвращается в режиссуру в 1980-е годы (сняв «Скучную историю», 1982, по А. Чехову; «Необыкновенное путешествие Бальтазара Кобера», 1988), а затем и вовсе уходит из кино, занимаясь педагогической работой в Лодзинской киношколе.

ВАЙДА (Wajda) Анджей (р. 1926), польский режиссер театра и кино. Учился живописи в Краковской академии художеств. Не закончив курса, поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы (закончил в 1954). Снял этюды «Когда ты спишь», «Злой мальчик» (по Чехову), «Илжецкая керамика». Работал вторым режиссером на фильме «Пятеро с улицы Барской» (режиссер А. Форд, 1953). Дебютировал фильмом «Поколение» (1954), положившем начало «польской школе кино», признанным лидером которой Вайда становится после второй своей картины «Канал» (1956, специальный приз на МКФ в Канне, 1957). Наивысшим достижением режиссера стал его третий игровой фильм — «Пепел и алмаз» (1958, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции—59) по одноименному роману Ежи Анджеевского, рассказавший о трагедии молодых подпольщиков, потерявших политические и нравственные ориентиры в последние дни войны. Трагической проблематике эпохи войны и оккупации Вайда посвящает еще несколько игровых фильмов («Летна»,1959; «Самсон», 1961; «Пейзаж после битвы», 1970; «Любовь в Германии», 1983, в ФРГ; «Корчак», 1990; «Перстенек с орлом в короне», 1992; «Страстная неделя», 1995, премия на МКФ в Берлине—96; «Барышня Никто», 1996), а также ряд спектаклей, среди которых выделяются «Разговоры с палачом» в варшавском театре «Повшехны», художественным руководителем которого Вайда был в 1989 — 1991 годах. Однако военной темой его творчество не ограничивается. Параллельно развиваются еще два тематических направления, одно из которых условно можно обозначить как лирико-ностальгическое («Березняк», 1970, главный приз за творчество на МКФ в Москве—71; «Земля обетованная», 1974, главная премия поровну на МКФ в Москве—75, главный приз на МКФ в Чикаго—75, номинация на «Оскар»—75; «Барышни из Вилько», 1979, номинация на «Оскар»; «Хроника любовных приключений», 1985). К этому направлению примыкают и бытовые лирические и сатирические комедии, которые Вайда снимает в 1960 — 70 годах: «Невинные чародеи» (1960), «Слоеный пирог» (1968, ТВ, по С. Лему), «Охота на мух» (1969). Одновременно он ставит цикл политико-публицистических лент, в той или иной степени прямо и недвусмысленно вмешивающихся в общественную жизнь Польши 1960 — 80-х годов («Все на продажу», 1969; «Человек из мрамора», 1976, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне—78; «Без наркоза», 1978, приз экуменического жюри на МКФ в Канне—78; «Человек из железа», 1981, главная премия на МКФ в Канне—81; «Дантон», 1982, во Франции, приз «Сезар» за режиссуру). Особое место в творчестве Вайды занимают экранизации литературной классики, среди которых следует отметить «Сибирскую леди Макбет» (1962, в Югославии, по Н. Лескову), «Пилат и другие» (1971, в ФРГ, ТВ, по мотивам «Мастера и Маргариты» М. Булгакова), «Свадьбу» (1972, премия на МКФ в Сан-Себастьяне—73, по С. Выспяньскому), «Бесы» (1988) и «Настасья» 1994) — обе по Ф. Достоевскому, «Пан Тадеуш», 1999 (по А. Мицкевичу). С конца 1950-х годов начинает работать в театре, сначала изредка, а затем постоянно, с той же периодичностью, как и в кинематографе. Среди наиболее известных его театральных работ — четыре постановки «Гамлета» (1960, 1981, 1981, 1989, эти спектакли, как и многие другие, Вайда неоднократно повторял на зарубежных сценах с местными актерами), а также несколько спектаклей по произведениям Достоевского — «Бесы» (1971, 1974), «Настасья Филипповна» (1977, 1989), «Преступление и наказание» (1984, 1986). Творчество режиссера было удостоено ряда престижных международных премий в Италии, Греции, Японии. Ему присвоено звание почетного доктора наук университета в Вашингтоне. В 1972 — 1983 годах Вайда руководил творческим объединением «Икс», ставшим центром «кинематографа морального беспокойства». В 1978 — 1982 годах председатель Союза польских кинематографистов. В 1989 — 1991 годах сенатор Польской республики.

КОНВИЦКИЙ (Konwicki) Тадеуш (р. 1926), польский писатель, сценарист и кинорежиссер. Поставил фильмы: «День поминовения усопших» (1961), «Сальто» (1965), «Долина Иссы» (1982), «Последний день лета» (1988) и др.

ГОФМАН Ежи (Jerzy Hoffman) (р.1932), польский режиссер, сценарист, продюсер. Лауреат международных кинофестивалей. Окончил ВГИК (мастерская М.Чиаурели). Поставил фильмы: «Прокаженная» (1977), «До последней капли крови» (1978), «Прекрасная незнакомка» (1992) и др.

ПОЛАНСКИЙ (Polanski) Роман (р. 1933), польско-англо-американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Выходец из Польши. С 1979 французский гражданин. Работал в разных странах — Великобритании, США, Италии, Франции. Фильмы: "Нож в воде" (1962), "Отвращение (1965), "Тупик" (1966), "Ребенок Розмари" (1968), "Макбет" (по У. Шекспиру, 1971), "Китайский квартал" (1974), "Жилец" (1976), «Пираты» (1986), «Неистовый» (1987), «Горькая луна» (1992), «Смерть и Дева» (1995), «Девятые врата» (1999), «Пианист» (2002) и др. Роман Полянский родился в семье польских евреев в Париже. Когда мальчику было три года, его семья переехала обратно в Польшу. В годы второй мировой войны он был разлучен с родителями, его мать погибла в концлагере. Детство Роман провел, бродяжничая по оккупированной Польше, и лишь после войны сумел отыскать отцом. Подростком он проявил интерес к драматическому искусству, начал играть на сцене. Кинематографическому мастерству Полянский учился в киношколе в Лодзи, которую окончил в 1957 году (диплом получил в 1959). В стенах киношколы он сделал свой первый короткометражный фильм «Двое мужчин и гардероб» (Гран-при на фестивале в Сан-Франциско, премия на фестивале в Оберхаузене), принесший молодому режиссеру известность в западном киномире. На рубеже 1950-х — 1960-х годов Полянский снял несколько экспериментальных короткометражек, отличавшихся изысканностью стиля, склонностью к гротеску на грани сюрреалистской поэтики и пародированием популярных жанров кинематографа («Толстый и худой» (1961, приз на МКФ в Оберхаузене-62), «Млекопитающие» (1962, Гран-при на фестивале в Туре, Гран-при на фестивале в Оберхаузене-63)). Его первый игровой фильм «Нож в воде» (1962) — напряженный, клаустрофобический, эротический триллер был равнодушно принят в Польше, но признан работой мастера на Западе. Он был даже выдвинут на «Оскара», как лучший иноязычный фильм. Понимая, что в Польше ему не удастся реализовать весь свой творческий потенциал, в 1963 году Полянский уезжает в Англию. В 1965 году он снял «Отвращение» (премия на Берлинском фестивале 1965) — жутковатая психоаналитическая драма о юной красавице (Катрин Денев), доведенной сексуальными преследованиями мужчин до умопомешательства. Затем последовала странноватая пародия на триллеры и фильмы ужасов — «Тупик» (1966, главная премия на Берлинском фестивале 1966), в которой снялась сестра Денев, Франсуаза Дорлеак. Эти фильмы упрочили профессиональную репутацию режиссера и обеспечили ему приглашение на работу в Голливуд. Его первая голливудская лента — комедия ужасов «Танец вампиров» (1967), была перемонтирована дистрибьюторами и вышла под названием «Бесстрашные убийцы вампиров». Полянский потребовал, чтобы его имя вырезали из титров американского варианта, а в Европе фильм демонстрировался в авторском варианте. Затем режиссер сделал фильм «Ребенок Розмари» (1968), принесший ему мировую славу. Эта история о злодейских происках Дьявола создала Полянскому имидж лучшего мастера утонченного триллера. Полянский становится культовой фигурой американского кино, он охотно участвует в беспорядочной жизни голливудской кинотусовки, женился на американской актрисе Шарон Тейт. В 1969 году он пережил страшную трагедию - беременная Шарон Тейт, а также несколько друзей супружеской четы были зверски убиты в доме Полянских в Лос-Анджелесе бандой преступников. Этой трагедией была потрясена вся Америка, казалось, невозможно пережить кошмар случившегося. Но Полянский вернулся к работе, экранизировал пьесу Уильяма Шекспира «Макбет» (1971), затем снял черную комедию «Что?», а в 1974 году — блестящий детектив «Китайский квартал» (премия «Золотой глобус» за режиссуру) с Джеком Николсоном в главной роли. Последней лентой, которую режиссер снял в Америке, стала черная комедия «Жилец» (1976). В 1977 году Роман Полянский был уличен в связи с несовершеннолетней. Спасаясь от американского правосудия, он бежал в Европу и обосновался во Франции. Несомненным успехом режиссера стала его экранизация романа Томаса Гарди «Тесс из рода д'Абервиллей» («Тесс», 1979, премии «Сезар» за фильм и режиссуру) с Настасьей Кински в главной роли. В 1980-1990-е годы Полянский работал не только в кино, он поставил также ряд оперных и театральных спектаклей в Польше, Германии, Франции, Италии, опубликовал автобиографическую книгу «Роман Романа» (1983). Фильм «Пираты» (1986) не имел большого международного успеха, несколько больший интерес вызвал триллер «На грани безумия» (также «Неистовый», 1987) с Харрисоном Фордом в главной роли. Репутацию первоклассного режиссера подтвердила эротическая драма «Горькая луна» (1992) с новой женой режиссера Эмманюэль Сенье в главной роли. В 1994 году Полянский поставил фильм «Смерть и дева» с Сигурни Уивер и Беном Кингсли, а в 1999 году вернулся к жанру мистического триллера в «Девятых вратах» (1999). Картина «Пианист» (2002) о судьбе еврея-музыканта в годы второй мировой войны была тепло встречена в Европе и в Америке, и принесла Роману Полянскому призы «Сезар» и «Оскар» как лучшему режиссеру года. В своих картинах Полански использует элементы практически всех жанров популярного кинематографа, в большинстве случаях сохраняя ироническую дистанцию от первоисточника, а временами доводя последний до абсурда. Как актер снимался в большинстве своих фильмов.

СКОЛИМОВСКИЙ (Skolimowski) Ежи (р. 1938), польский режиссер, сценарист, актер. Работает в разных странах. Окончил этнографический факультет Варшавского университета (1959) и режиссерский факультет Лодзинской киношколы (1964). Был соавтором сценария картин «Невинные чародеи» (1960) А. Вайды и «Нож в воде» (1961) Р. Полянского. Курсовая работа «Боксер» (1961) получила Гран-при на МКФ спортивных фильмов в Будапеште-62. Дипломная картина — «Особые приметы» (1964). Первая работа в профессиональном кино — «Победа без боя» (1965, диплом на МКФ в Маннгейме-65). Наиболее значительным фильмом Сколимовского в 60-е годы был «Барьер» (1966, Гран-при на МКФ в Бергамо-66, специальная премия на МКФ в Вальядолиде-68). Творчество этого режиссера в тот период представляло собой одну из вероятных альтернатив «польской киношколы», будучи обращенным к проблемам «малой стабилизации», потере романтических идеалов и попытке нового поколения приспособиться к жизни в условиях «развитого социализма». Однако следующая картина Сколимовского «Руки вверх» (1967, вышла на экраны в 1985) была запрещена цензурой, и режиссер уезжает за границу. Там он снимает «Старт» (1967, Бельгия, главная премия на МКФ в Западном Берлине-67), новеллу в киносборнике «Диалог 20-40-60» (1968, Чехословакия), «Приключения Жерара» (1970, по А. Конан-Дойлю, Великобритания — Италия — Швейцария), «На самом дне» (1970, США — ФРГ), «Король, дама, валет» (1971, по В. Набокову, ФРГ — США), «Крик» (1978, Великобритания, специальная премия на МКФ в Канне-78), «Халтура»/«Работа по совместительству» (1982, Великобритания, премия за сценарий на МКФ в Канне-82), «Успех — это лучшая месть» (1984, Великобритания»), «Корабль-маяк» (1985, США, специальная премия на МКФ в Венеции), «Вешние воды» (1989, по И. Тургеневу, Италия — США), «Фердидурка» (1991, США), сохраняя некоторые черты изысканной поэтики своих ранних фильмов и балансируя на самой грани коммерческого кинематографа.

ЗАНУССИ (Zanussi) Кшиштоф (р. 1939), польский сценарист и режиссер. Изучал физику в Варшавском университете (1955—1959) и философию в Краковском университете (1959—1962). С 1958 года снимал любительские фильмы, получившие ряд премий. Поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы, которую окончил в 1966. Дипломный фильм Занусси — «Смерть провинциала» (1966, приз на МКФ в Венеции и главная премия на МКФ в Мангейме, 1967). Автор ряда документальных и телевизионных фильмов, в том числе «Лицом к лицу» (1967) и «Зачет» (1968). Первый полнометражный фильм — «Структура кристалла» (1969) сразу же определил место режиссера в польском кино, закрепив за ним амплуа холодного рационалиста, бесстрастного исследователя нравов современной польской интеллигенции, склонного к постановке самых сложных экзистенциальных проблем. С начала 70-х годов Занусси — один из самых работоспособных режиссеров польского кино, снимающий одну — две картины ежегодно, чередуя фильмы полнометражные с телевизионными, в которых — на малой площади — он как бы «отрабатывает» проблематику и сюжетику «больших» лент. Среди этих фильмов — «За стеной» (1971, главный приз на МКФ в Сан Ремо), «Роль» (1971, ФРГ — Польша), «Гипотеза» (1972, в ФРГ), «Ночное дежурство» (1975, в ФРГ, совместно с Э. Жебровским), «Дом женщин» (1977, в ФРГ), «Дороги в ночи» (1979, в ФРГ), «Парадигма» (1985, ФРГ — Франция). Из полнометражных картин для кино наиболее значительны «Семейная жизнь» (1971, приз на МКФ в Чикаго), «Иллюминация» (1973, главная премия, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Локарно—73), «Квартальный баланс», 1974), «Защитные цвета» (1976), «Спираль» (1978, премия экуменического жюри в Канне—78, специальный приз на МКФ в Чикаго), «Константа» (1980, приз за режиссуру на МКФ в Канне), «Императив» (1982, ФРГ — Франция, приз на МКФ в Венеции), «Год спокойного солнца» (1984, Польша — Западный Берлин — США, главная премия на МКФ в Венеции), «Состояние обладания» (1989), «Галоп» (1995), «Брат нашего Бога» (1997), «Жизнь как смертельная болезнь передающаяся половым путем» (2000) — гран-при МФК в Москве. Автор нескольких сборников телекиносценариев (частично совместно с Э. Жебровским), книг «Беседы о любительском кино» (1978) и «Пора умирать» (1997). Лауреат «Премио Давид Эуропео» (Италия) за творчество в целом. Художественный руководитель творческого объединения «Тор» с 1980 года, вице-председатель Союза польских кинематографистов (1974—1983).

ЖУЛАВСКИЙ (Zulawski) Анджей (р. 1940), польский режиссер. Сын поэта и писателя Мирослава Жулавского, внук писателя Ежи Жулавского. Изучал философию в Варшаве, затем киноискусство — в ИДЕК в Париже. Вернувшись в Польшу, был ассистентом режиссера А. Вайды, в 1971 снял первый самостоятельный фильм «Третья часть ночи». Вторая польская лента Жулавского «Дьявол» (1972) была запрещена цензурой, выпущена только в 1988. Уехав во Францию, режиссер добивается успеха, поставив картину «Главное — любить» (1974), в которой Роми Шнайдер сыграла одну из своих лучших ролей. Жулавский возвращается в Польшу и начинает съемки фантастического фильма «На серебряном глобусе» по повести своего деда, однако новые неприятности с киноначальством вынуждают его прервать работу (вернувшись спустя десять лет, он смонтировал отснятый материал и выпустил этот вариант в 1988). Вновь уехав во Францию, режиссер создает картины «Одержимая бесом» (1981) с Изабель Аджани, «Публичная женщина» (1984) с Валери Каприски и «Шальная любовь» (1985) с Софи Марсо, которая становится его женой и участвует в следующих работах — трагической мелодраме «Мои ночи прекраснее ваших дней» (1988) и в фильме «Голубая нота» (1991), истории взаимоотношений Жорж Санд, ее дочери и Фредерика Шопена. Также снял в 1989 свою киноверсию оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

КЕСЬЛЕВСКИЙ (Kieslowski) Кшиштоф (1941-1996), польский кинорежиссер, сценарист. Окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы в 1969. Во время учебы снял короткометражные ленты «Трамвай», «Учреждение», «Концерт по заявкам», «Съемка». Затем работал на студии документальных фильмов в Варшаве, снимал остропублицистические социальные картины — «Из города Лодзи» (1969), «Я был солдатом» (1970), «Фабрика» (1970) и самый значительный из фильмов так называемого «нового документализма» начала 70-х годов — «Рабочие—71: ничего о нас без нас» (совместно с Т. Зыгадло), другая версия — «Хозяева». В то же время Кеслевский поставил короткометражку «Подземный переход» (1973) и телефильм «Персонал» (1974, главный приз на МКФ в Мангейме—75), открывающие «игровой» период его творчества, хотя режиссер не ушел из документалистики и в последующие годы, чему свидетельством такие известные ленты, как «Первая любовь» (1974, специальная премия на МКФ в Кракове), «Биография» (1975), «Больница» (1976, главная премия на МКФ в Кракове), «С точки зрения ночного сторожа» (1977, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Кракове, премии на МКФ в Нионе и Лилле—79), «Семь женщин разного возраста» (1978), «Болтающие головы» и «Вокзал» (1980). В 1976 году он создает первый полнометражный игровой фильм «Шрам», во многом перекликающийся по тематике и стилистике с документальными работами, а следом — острую публицистическую ленту «Спокойствие» (1976, выпуск — 1980), одну из первых работ «кинематографа морального беспокойства», безусловным художественным и нравственным лидером которого становится Кеслевский. Заметный переход творчества режиссера к синтезу парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии начинается в картине «Кинолюбитель» (1979, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве; главная премия на МКФ в Чикаго—80), сделавшей его имя известным и за пределами Польши. В период «Солидарности» (Кеслевский был в 1978—1981 вице-председателем Союза польских кинематографистов, сыгравшего заметную роль в поддержке первого независимого профсоюза Восточной Европы) снимает картину «Случай» (1981, выпуск — 1987) и телефильм «Короткий рабочий день» (1981), в которых наряду с политической ангажированностью режиссера проявилось и его стремление найти новую стилистику. Закончившейся эпохе «Солидарности» посвящена аллегорическая лента «Без конца» (1984), после чего в творчестве режиссера наступает трехлетняя пауза, из которой выходит совершенно иной Кеслевский, всемирно известный режиссер, лауреат бесчисленных кинопремий. В 1988 появляются на экране киноверсии двух серий его телевизионного «Декалога», представляющего собой своеобразный перевод библейских заповедей на язык светского кинематографа — «Короткий фильм об убийстве» (премия жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премия «Феликс» за лучший европейский фильм) и «Короткий фильм о любви» (специальная премия на МКФ в Сан-Себастьяне, приз на МКФ в Чикаго). Эти фильмы как бы предваряли выход на телеэкран остальных новелл «Декалога». Проект, не имевший прецедентов в мировом кино, открыл в творчестве Кеслевского новую черту — склонность к серийности, к драматургическим панорамам, рассматривающим сюжет как бы с разных сторон. Это произошло, в частности, с картиной «Двойная жизнь Вероники» (1991, Франция — Польша, премия экуменического жюри на МКФ в Канне) и в еще большей степени в последней работе режиссера, тоже снятой в сотрудничестве с французскими продюсерами — в трилогии «Три цвета»: «Голубой» (1993, главная премия поровну на МКФ в Венеции), «Белый» (1993, премия на МКФ в Берлине—94) и «Красный» (номинация на «Оскар» за сценарий и режиссуру), отмеченной во Франции в 1995 премией имени Жоржа Мельеса. После завершения трилогии Кеслевский объявил об окончательном уходе из кино, но все-таки продолжал работу над сценариями следующей трилогии. Однако работу эту прервала смерть.

ФАЛЬК (Falk) Феликс (р. 1941), польский режиссер, драматург, живописец. В 1966 окончил факультет живописи в Академии художеств в Варшаве, в 1974 — режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Автор пьес «Ниши», «Плотина», «Пятиугольник» и др., участник многих художественных выставок. Дебютировал на ТВ фильмом «Ночлег» (1973), затем последовали новелла в ленте «Картинки из жизни» (1975) и картина «В середине лета» (1976), определившие ведущее место Фалька в группе мастеров «кинематографа морального беспокойства». Однако разделяя общую склонность «поколения Икс» к исследованию нравственной проблематики общества социального лицемерия и ханжества, Фальк в своих работах был неравнодушен к сатире и гротеску, выявляя комическую сторону угрюмой реальности последнего десятилетия социализма в Польше. Грандиозный успех сопутствовал его сатирической ленте «Распорядитель бала» (1977), затем режиссер создал фильмы «Шанс» (1979), «Был джаз» (1981, выпущен на экраны в 1984), «Идол» (1984), «Герой года» (1986, специальная премия на МКФ в Москве) — последний из них был как бы продолжением «Распорядителя бала». Среди новых картин Фалька — разные по жанрам (от сатиры до экранизации русской классики) ленты: «Капитал, или Как сделать деньги в Польше» (1989), «Конец игры» (1991), «Самоволка» (1993), «Лето любви» (1994), «Далеко от себя» (1995).

ХОЛЛАНД (Holland) Агнешка (р. 1948, Варшава), польский режиссер. Работает также в разных странах Европы и в США. В 1971 окончила режиссерский факультет Пражской киноакадемии ФАМУ. Была ассистентом режиссера у К. Занусси, сотрудничала с Анджеем Вайдой. Дебютировала в 1975 теленовеллой «Вечер у Абдона» и одной из новелл фильма «Картинки из жизни». Следующие работы Холланд — «Воскресные дети» и новелла в ленте «Пробные съемки» (1976), «Кое-что за кое-что» (1977), «Провинциальные актеры» (1978, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне-79), «Лихорадка» (1980) и «Одинокая женщина» (ТВ, 1982, выпуск — 1988) — выдвинули ее в первый ряд мастеров «кинематографа морального беспокойства». Однако Холланд стояла в нем несколько особняком, ибо ее фильмы польской поры были сняты под несомненным влиянием «чешской школы», соединяя в своей поэтике жесткий документализм, пристрастие к исследованию простейших бытовых ситуаций с элементами лирической комедии. После введения военного положения в Польше осталась за границей, снимая как политически ангажированные картины — «Горькая жатва» (1985), «Убить ксендза»/«Заговор» (1988), «Европа, Европа» (1991), так и ленты о мире детства — «Оливье, Оливье» (1993) и «Таинственный сад» (1995), а также фильмы о минувших эпохах: «Полное затмение» (1995), «Вашингтон-сквер» (1997), триллеры: «Третье чудо» (1999). Была также соавтором сценариев лент А. Вайды «Без наркоза», «Дантон», «Любовь в Германии» и «Корчак».

ПИВОВАРСКИЙ (Piwowarski) Радослав (р. 1948), польский режиссер, сценарист. Окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы в 1971. Работал в документальном кино, снимал короткометражки для телевидения, в том числе «Визит» (1976). Первые большие работы Пивоварского («Игра в жмурки», 1977; «Дочь или сын», 1979; телесериал «Ян Сердце», 1981) свидетельствовали о склонности молодого режиссера к въедливому описанию нравов польской провинции, к проблемам провинциальной молодежи, в которых причудливо и порой трагически отражалась политическая и нравственная проблематика «большого» мира, находящегося как бы за пределами их конкретного жизненного опыта. В полной мере это проявилось в его лучшей картине «Вчера» (1984, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции и приз на МКФ в Сан-Себастьяне-85). Другие фильмы, поставленные Пивоварским: «Любовники моей мамы» (1985), «Поезд в Голливуд» (1986), «Мартовский миндаль» (1990), «Смена чувств» (1993), «Автопортрет с любовницей» (1996), «Темная сторона Венеры» (1998).

МАХУЛЬСКИЙ (Machulski) Юлиуш (р. 1955), польский режиссер, актер. Сын актера Яна Махульского. Закончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы в 1978 году. Снимался как актер у К. Кесьлевского, Я. Киевского, Я. Маевского, К. Занусси, А. Холланд. Дебютировал как режиссер ТВ фильмом «Прямая связь» (1979). Лукавые криминальные и фантастические комедии Махульского, снятые им в период острого политического кризиса и военного положения в Польше, вынесли его на короткое время на авансцену польского кино и принесли режиссеру широкое зрительское признание и целый букет премий: «Ва-банк» (1981, приз за дебют на МКФ в Карлови-Вари, 1982, и др. пр.), «Сексмиссия»/«Новые амазонки» (1983), «Ва-банк-2, или Ответный удар» (1984). Фильмы второй половины 1980-х: «Кингсайз» (1987), «Дежа вю» (1989, совместно с СССР), «V. I. P.»/«Очень важная персона» (1991, с Францией и Бельгией) и др.

Оператор:

Эдельман Павел (Pawel Edelman) (р. 1959), польский кинооператор. Как самостоятельный оператор-постановщик Павел Эдельман работает с 1991 года. Был оператором-постановщико на 19 картинах. Он работал вместе с Анджеем Вайдой над фильмом «Пан Тадеуш» (2000). В 2002 году за фильм Романа Поланского «Пианист» Павел Эдельман получил приз Европейской киноакадемии за лучшую операторскую работу.

Композитор:

Киляр Войцех (Wojciech Kilar) (р. 1932), польский композитор и пианист. Окончив Высшую музыкальную школу в Катовице, Войцех Киляр совершенствовался в композиции в Париже под руководством Нади Буланже. С 1953 года он выступал как пианист с собственными сочинениями. Ранние произведения Киляра написаны под влиянием неоклассицизма. Наиболее известны оркестровые сочинения композитора и его музыка к кинофильмам. В кино Киляр написал музыку более чем к 150 фильмам, сотрудничал с крупнейшими польскими режиссерами Кшиштофом Занусси, Анджеем Вайдой, Романом Поланским. Он автор музыки к фильмам «Марыся и Наполеон» (1966), «Большая любовь Бальзака» (1972), «Земля обетованная» (1974), «Корчак» (1990), «Дракула Брема Стокера» (1992), «Шоу Трумена» (1998), «Пан Тадеуш» (1999), «Пианист» (2002, приз «Сезар» за музыку).

Актеры:

Коморовска (Komorowska) Майя (р. 1937), польская актриса. Закончив гимназию, работала медсестрой, затем поступила на факультет кукловодов Краковской театральной школы, который окончила в 1963. В течение двух лет работала в Краковском театре «Гротеск» и Вроцлавском театре-студии Ежи Гротовского «13 рядов». Этой странице своей биографии Коморовска обязана поразительной физической подготовкой на грани цирковой акробатики, умением мгновенно менять психофизический рисунок роли и жанровый регистр — от гротеска до тончайшего психологизма. С одинаковой легкостью ей удаются роли комедийные и трагические, бытовые и романтические. С 1972 Коморовска работает в варшавских театрах. Среди наиболее известных театральных ролей — Антигона в одноименной пьесе Ж. Ануя, Хамм в «Концовке» С. Беккета, Смерть, Эхо и Красавица в спектакле «Болеслав Смелый». В кино она дебютировала небольшой ролью в короткометражном фильме К. Занусси «Горы в сумерках» (1970), международная известность пришла к актрисе после получения премии за лучшую женскую роль на МКФ в Сан-Ремо, сыгранную в ленте того же режиссера «За стеной» (1971). С тех пор большинство ее киноролей связано с творчеством Занусси. Среди них — «Семейная жизнь» (1971), «Квартальный баланс» (1974), «Спираль» (1978), «Дороги в ночи» (1979, в ФРГ), «Контракт» (1980), «Год спокойного солнца» (1984), «Состояние обладания» (1989), «Галоп» (1995). Однако, оставаясь постоянной «актрисой Занусси», Коморовска много снималась и в фильмах других польских режиссеров: «Как далеко отсюда, как близко» (1972) и «Лава. Повесть о «Дзядах» Адама Мицкевича» (1989) Т. Конвицкого, «Свадьба» (1972) и «Барышни из Вилько» (1979) А. Вайды. Со второй половины 70-х годов часто снималась за рубежом. Среди наиболее значительных работ — «Будапештские сказки» (1976) венгра И. Сабо. В последние годы появляется на экране реже, главным образом работает в театре. На рубеже 70—80-х годов принимала активное участие в диссидентском движении в Польше.

Тышкевич (Tyszkiewicz) Беата (р. 1938), польская актриса. Дебютировала в кино в 1957 («Месть»). Становление ее актерской карьеры в кино приходится на 60-е годы («Общая комната» В. Е. Хаса, 1960; «Сегодня ночью погибнет город» Я. Рыбковского, 1961; «Первый день свободы» А. Форда, 1964). Была женой крупнейшего польского режиссера Анджея Вайды, снявшего Тышкевич в трех фильмах («Самсон», 1961; «Пепел» по С. Жеромскому, 1965; «Все на продажу», 1969) как в ролях исторических героинь, так и сложных современных женщин. Именно Вайде удалось раскрыть в своих лентах все грани ее разностороннего дарования. Внешние данные актрисы, присутствующий в ней шарм старой дворянской Польши позволяли ей в дальнейшем с успехом играть исторические роли в разножанровых картинах других режиссеров — комедиях («Марыся и Наполеон» Л. Бучковского, 1967), экранизациях национальной классики, осуществленных Хасом — в романтических («Рукопись, найденная в Сарагосе», по Я. Потоцкому, 1965), реалистических («Кукла», по Б. Прусу,1968) и биографических фильмах («Большая любовь Бальзака» В. Соляжа, роль Эвелины Ганской, 1973). Снималась за рубежом (в лентах «Человек с бритой головой» А. Дельво, 1965; «В пути» М. Месарош, 1979), в том числе и в СССР («Дворянское гнездо» А. Михалкова-Кончаловского, 1969; «Европейская история» И. Гостева,1984). Актриса высочайшей культуры, чрезвычайно податливая к самым разным творческим почеркам различных художников, Тышкевич сумела оставить след и в кинематографе «польской школы» 60-х и с блеском сыграть роли классического репертуара. Образы современных женщин в 70—80-е годы удавались ей меньше. Небольшое количество киноролей с лихвой окупается их значительностью и известностью. Одна из самых популярных в мире актрис польского кино.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты