КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Япония. 2 страницаОГУРИ Кохэй (р. 1945), японский режиссер. После окончания литературного факультета университета Васэда стал ассистентом у режиссеров «новой волны Офуна». Работал у Масахиро Синоды на фильме «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» (1969) и у Кириро Ураямы на картине «Врата молодости» (1975). В 1973 году поставил для ТВ ленту «Человек-метеор». По предложению продюсера Мотоясу Кимуры снял в компании «Тоэй» черно-белый фильм «Мутная река» (1981, по Тэру Миямото, приз на МКФ в Москве, множество национальных призов, номинация на премию «Оскар») о дружбе двух маленьких мальчиков, разбитой трудными обстоятельствами жизни, в котором послевоенная Япония показана глазами детей. Следующая работа Огури, снятая в цвете — «Для Каяко» (1984, приз Жоржа Садуля во Франции) поднимает на материале несчастной любви молодого корейца и японки проблему дискриминации корейского меньшинства в Японии. В этой ленте изображение превалирует над звуком. В поставленном в 1990 году фильме «Смертельное жало» (специальная премия на МКФ в Канне), рассказе о кризисе в жизни супружеской пары, заметен возврат к традиционному киноязыку, свойственному картинам Ясудзиро Одзу. Последняя по времени работа Огури «Спящий мужчина» (1996) отмечена новой сменой стилистики режиссера — скудостью диалога, акцентом на пластике изображения. КИТАНОТакеши (р. 1947) крупнейший японский актер и режиссер. Увлекся театром в 1970 году и под псевдонимом Боец, Такеши стал одним из наиболее знаменитых комиков Японии. Он стал блистательным ведущим шоу, спортивным комментатором, поэтом-песенником, программистом, прозаиком – автором эссе и романов. С 1972 в шоу-бизнесе. В 1973 сформировал комедийный дуэт «Два Бита» вместе с Киеси Канэко. Отсюда псевдоним — Бит Такэси. Дуэт дебютировал на ТВ в 1975 году и обрел общенациональную популярность. Его кинороли начались в 1980 году, но он стал знаменитым на Западе ролью сеньора в фильме Нагисы Ошимы «Никакое веселое рождество»/«Счастливого рождества, мистер Лоренс» (1982, роль сержанта Хары). (1983). Режиссерский дебют Китано состоялся в 1989 году. За режиссерский дебют «Этот жестокий мужчина»/«Жестокий полицейский» («Сонно Окотобо»,1989) получил сразу шесть национальных премий. Следующая картина — «3—4 х октябрь»/«Точка кипения» (1990). За фильм «В то лето море было тихим» (1991) получил восемь призов. На международном экране Китано стал популярным благодаря криминальной драме «Сонатина» (1993), показанной на МКФ в Канне и в Лондоне, премированной на МКФ в Коньяке (Франция). Его лента «Куда направляетесь?» (1995) демонстрировалась в Лондоне, а «Возвращение ребят» (1996) — на «Неделе режиссеров» в Канне. Много снимается на ТВ и в кино, выступает регулярно в телешоу. Стал культовой фигурой японского кино на международном экране. В 1997 году получил главную премию – «Золотого льва» на МКФ в Венеции за фильм «Фейерверк». Фильм «Кикуджиро никакой надежды» (1999) получил приз ФИПРЕССИ Каннского фестиваля. Он так же поставил «Коллега» (2000) и «Куклы (марионетки)» (2002). Актеры: Танака Киние (1909 — 1977), японская актриса, режиссер. Дебютировала в кино в фильме «Женщина эпохи Гэнроку» (1924), успешно снялась в роли Окину в ленте «Деревенская невеста» (1928). Играла главным образом у режиссеров Хироси Симидзу, Хэйноскэ Госе, Ясудзиро Одзу роли деревенских девушек, девушек с окраины города, гейш. Тема самопожертвования японской женщины была главной в творчестве Танаки. Большой ее успех — роль жены в первом японском звуковом фильме «Соседка и жена» (1931) Госе. Главные роли в картинах «Танцовщица из Идзу» (1933, по Ясунари Кавабата) Госе и «О-Кото и Саскэ» (1936) Симидзу выдвинули Танаку в первые актрисы японского кино. Тема печальной судьбы женщины пронизывала и ее работы военных лет: «Мать и дочь» (1938) Минору Сибуя, «Повесть о поздней хризантеме» (1939) и «Женщина из Осаки» (1940) Кэндзи Мидзогути, «Семья»(1942) Сибуя. В послевоенные годы значительные роли Танаки связаны с именем режиссера Мидзогути: образы О-Хару («Женщина Сайкаку»«Жизнь О-Хару, куртизанки», 1952), Мияги («Луна в тумане»/«Угэцу моногатари», 1953) и мать («Управляющий Сансе», 1954) принесли актрисе международную известность. Снималась и в фильмах «независимых» (роль Риэ в ленте «Сводные братья», 1957). Благодаря высокому профессионализму, чувству справедливости, гражданской позиции, гуманности, проявленным как на экране, так и в жизни, Танака стала совестью японского кино. В 1974 исполнила роль Саки в картине «Сандакан, публичный дом № 8»/«Тоска по родине» Кэй Кумаи (премия за роль на МКФ в Западном Берлине, 1975). Снялась в 243 фильмах. Как режиссер поставила ленты «Любовное письмо» (1953), «Луна не взошла» (1954), «Госпожа О-Гин» (1962), «Считалочка земли» (1976) и др. В 70-х годах много работала на ТВ. Награждена различными национальными премиями. Ямада Исудзу (р. 5 февраля 1917), японская киноактриса. В кино с 1932 года. Снималась в фильмах: «Элегия Нанива», «Гионские сестры», «Замок паутины» (по «Макбету» Уильяма Шекспира) и др. Всего сыграла в кино около 50 ролей. Ке Матико (р. 1924), японская актриса. В 1936 была принята в Осакскую детскую музыкальную труппу Сетику, выступала на сцене Осакского театра в детских ролях. В 1944 снялась в фильме «Убийство Тэнгу» и в ленте Кэндзи Мидзогути «Дандзюро третий». С 1947 участвовала в популярных музыкальных шоу и через два года была уже звездой японских мюзиклов. В первых фильмах с участием Ке эксплуатировалось ее умение петь и танцевать. Роль Наоми в картине Кэйго Кимуры «Любовь идиота» (1949, по Дзюнъитиро Танидзаки) открыла актерские способности Ке, ее своеобразный, непривычный для японского кино эротизм. Образы жены самурая в «Расемоне» (1950) Акиры Куросавы, принцессы Вакаса в «Луне в тумане» (1953) Мидзогути, Кэсы в ленте «Врата ада» (1953) Тэйноскэ Кинугасы и императрицы Екихи в одноименном фильме 1955 года режиссера Мидзогути сделали Ке первым «секс-символом» японского послевоенного кино. Среди ее лучших работ — «Гэндзи моногатари» (1951) Кодзабуро Есимуры, «Красавица и вор» (1952) Кимуры, «Принцесса Сэн» (1954) Кимуры, «Район красных фонарей» (1955) Мидзогути, «Нихонбаси» (1956) Кона Итикавы, «Плавучая трава» (1959) Ясудзиро Одзу, «Бонти» (1960) Итикавы и др. В 1956 г. снялась с Марлоном Брандо в американской ленте Дэниела Манна «Чайный домик под августовской луной». В 60-е много снимается на ТВ и продолжает играть в музыкальных и драматических спектаклях. Снялась более чем в 100 фильмах. Среди последних картин — «Кольцеобразное затмение солнца» (1975), «Призрак» (1985). МифунеТосиро (р. 1920), японский актер. С 1946 в кино. Актерский дебют — в фильме своего учителя режиссера Кадзиро Ямамото «Время новых дураков»(1947). Первый успех — роль гангстера Эдзима («По ту сторону серебряного хребта», 1947). Творческое содружество с Акирой Куросавой началось с картины «Пьяный ангел» (1948, гангстер Мацунага). Снялся у него в лентах «Молчаливая дуэль» и «Бездомный пес» (оба 1949), «Скандал» (1950). Роль разбойника Тадземару в фильме «Расемон» (1950) утвердила Мифуне как одного из ведущих актеров японского кино, владеющего острой выразительной пластикой, бурным темпераментом, тонкой восприимчивостью. Другие роли в картинах этого режиссера: Дэнкити Акама — Рогожин («Идиот», 1951), Кикутие («Семь самураев», 1954), Кийти Накадзима («Записки живого», 1955), Васидзу — Макбет («Замок паутины») и Сутэкити — Васька Пепел («На дне») — обе 1957, заглавная роль в «Цубаки Сандзюро» (1962). Дарование Мифуне наиболее органично раскрылось в ролях романтико-героического жанра «кэнгэки»: Мусаси Миямото («Мусаси Миямото», 1954), Сандзюро («Телохранитель», 1961, приз МКФ в Венеции). Вершина творчества актера — доктор Нийде («Красная борода», 1965, приз МКФ в Венеции). Среди других ролей: рикша Мацугоро («Жизнь Мухомацу» «Человек-рикша», 1958), Сюгоро Яно («Гений дзюдо», 1964), военный министр Энами («Самый длинный день Японии», 1967). В 1963 основал компанию «Мифуне-про» и в том же году поставил фильм «Наследство 500 000». В 1966 участие актера в американской ленте «Большой приз» дало ему средства для создания собственной киностудии. Его первым фильмом стал «Восставший» (1967, приз МКФ в Венеции за роль Исабуро Сасахара). С конца 60-х годов снимается за рубежом: «Ад на Тихом океане» (1968), «Тора! Тора! Тора!» (1970), «Красное солнце» (1971), «1941» (1979), «Инчон» (1980), «Вызов» (1982), а также в популярном минисериале «Сегун». В 70-е годы играл главным образом в телесериалах на историческом материале, поставленных на «Мифуне про». Снялся в фильмах «Испытание человечности» (1977), «Заговор клана Ягью» и «Госпожа О-Гин» — оба 1978, «Мацуо Акинори» (1979), в одной из серий «Мужчине живется трудно» (1987), «Смерть мастера чайной церемонии» (1989), «Глубокая река» (1995). Симура Такаси (1905 — 1982), японский актер. Настоящие имя и фамилия — Сугуру Симадзаки. Родом из семьи самураев. С юности увлекался театром и стал актером. С приходом звука начал сниматься в кино в маленьких ролях. Обратил на себя внимание в фильмах Мансаку Итами «Тюдзи прославился» (1935) и «Аканиси Какита» (1936), а также в роли инспектора полиции в ленте Кэндзи Мидзогути «Элегия Нанива» (1936). Перешел на студию Никкацу, где в 1937—1942 сыграл более чем в сорока «дзидайгэки». В 1942 году, перейдя работать в компанию «Тохо», снялся в картине Акиры Куросавы «Сугата Сансиро» (1943) и с тех пор стал знаковым актером этого режиссера. Сыграл у Куросавы: роль директора завода («Самые красивые», 1944), врача («Пьяный ангел», 1948), полицейского Сато («Бездомный пес», 1949), дровосека («Расемон», 1950), Оно («Идиот», 1951). Самыми значительными работами Симуры стали отличавшийся тонким психологизмом образ мелкого чиновника Ватанабэ («Жить», 1952) и роль предводителя самураев Камбэя («Семь самураев», 1954). Снимался и в других фильмах Куросавы — «Замок паутины» (1957), «Чем хуже человек, тем лучше он спит» (1960), «Цубаки Сандзюро» (1962), «Тень воина» (1980) и др. Играл также в серии «дзидайгэки» режиссера Хироси Инагаки и в фантастических лентах Иносиро Хонды. За послевоенные годы снялся более чем в 250 фильмах. Награжден высоким орденом Мурасаки.
Индия. Первый шаг индусов по съемке короткометражек сделал фотограф Харишчандра С. Бхатвадекар, известный более как Саве-Дада. Он снял два фильма в ноябре-декабре 1899 года. РОЙ Бимал (1909 — 1967), индийский кинорежиссер. В кино с 1935 года. Начинал как кинооператор, за 8 лет снял 13 фильмов. В 1943 году дебютировал как режиссер, поставив фильм «Бенгальский голод». Наиболее известные фильмы Роя: «Два бигха земли» (1953), «Бирадж Баху» (1954), «Заключенная» (1963) и др. Всего поставил 27 фильмов. АББАС (Abbas) Ходжа Ахмад (1914-1987), индийский писатель, кинорежиссер. Писал на урду и английском языке. Автор социальных романов из индийской жизни; киносценариев: «Бродяга» (1951), «Господин четыреста двадцать» (1955) и еще 16 сценариев. Постановщик фильмов: «Ганга» (1954), «Хождение за три моря » (1957, совместно с советским режиссером В. М. Прониным). Всего как режиссер поставил 33 фильма, преимущественно по своим сценариям. СЕН (Sen) Мринал (р. 1923), индийский режиссер, сценарист, писатель. Его путь к профессии был непростым — сначала попробовал свои силы в медицине, журналистике и лишь затем пришел в кинематограф. Человек с четкой политической ориентацией, член Коммунистической партии Индии, Сен увидел в кино прежде всего возможность реалистического отображения действительности, всех сложных социальных и политических проблем, с которыми связана жизнь индийского общества. Но уже его ранние работы «День свободы» (1960), «Два брата» (1967), «Бхуван Шом» (1969) продемонстрировали, что в индийском кино появился интересный художник со своим видением мира, в творчестве которого органично соединены политическая актуальность и художественная выразительность. Совместно с другим режиссером А. Каулом Сен стал автором «Манифеста нового кино», по всем своим параметрам противостоящего штампам и стереотипам коммерческих, развлекательных картин. Основные принципы, провозглашенные в «Манифесте», были впоследствии реализованы в творчестве Сена. Политическая ангажированность его лент не вызывает сомнения — особенно ярко это было заметно в знаменитой серии фильмов о Калькутте: «Собеседование» (1971), «Калькутта-71» (1972), «Рядовой» (1973), «Хор» (1974, приз МКФ в Москве-75). Но Сен не был бы значительным художникам, если бы социальная и политическая тематика фильмов не подкреплялась талантом автора, умением создать удивительно эмоциональные и емкие образы. Постоянный эксперимент в области выразительных средств кинематографа позволяет говорить о Мринале Сене, прежде всего как об ищущем режиссере. В отличие от многих своих коллег, предпочитающих использовать лишь прошлый опыт, однажды принесший им успех, Сен относится к числу тех режиссеров- новаторов, которые никогда не бывают довольны достигнутым. С годами его картины стали глубже и серьезней, в них больше внимания уделяется раскрытию внутреннего мира героев, ибо, по мысли автора, только через характер персонажа, осознание проблем жизни обыкновенного человека можно понять проблемы общества в целом. Плодотворность такого подхода к кинематографу доказали такие работы мастера, как «Парашурам» (1978, приз МКФ в Москве-79), «Анатомия голода» (спецпремия МКФ в Западном Берлине-81), «Дело прекращено» (1982, приз МКФ в Канне-83), «Развалины» (1983, главная премия МКФ в Чикаго-84), «В доме» (1996) и другие ленты. Всего Сен поставил 18 фильмов. КАПУР (Kapoor) Радж (1924 — 1988), индийский режиссер. продюсер, актер. Сын известного актера Притхвираджа Капура, свою первую роль в кино Радж сыграл уже в возрасте одиннадцати лет. Несколько лет работал на студии «Бомбей токиз» в качестве ассистента режиссера. В 1948 основал свою студию «Радж Капур филмс», которая благодаря успеху его картин вскоре превратилась в одну из ведущих в стране. В большинстве своих фильмов Капур был не только режиссером, но и исполнителем главной роли. В ранних лучших работах «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955) создал запоминающийся образ маленького человека, бесконечно доброго и обаятельного, который ни при каких обстоятельствах не терял оптимизма и веры в будущее. Ленты с участием «индийского Чаплина», как называли критики Капура, с триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца аудитории. Умение Капура сочетать развлекательность и критическое отношение к социальной несправедливости принесло ему репутацию борца за человеческое равноправие, хотя это и не вполне соответствовало действительности. Фильмы этого режиссера по своей направленности прежде всего были зрелищными коммерческими лентами, и все происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Музыкальные картины, мелодрамы, приключенческие фильмы — таков его диапазон. Но никто не мог отрицать и то, что все его работы гуманистичны и добры. В финале порок неизменно был наказан, добро торжествовало. Фильмы этого режиссера по своей направленности, прежде всего, были зрелищными коммерческими лентами, и все происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Музыкальные картины, мелодрамы, приключенческие фильмы — таков его диапазон. Но никто не мог отрицать и то, что все его работы гуманистичны и добры. В финале порок неизменно был наказан, добро торжествовало победу, а все герои получали по заслугам. Будучи талантливым человеком и удачливым бизнесменом, Капур безошибочно находил важные для индийского общества темы, такие, как, например, детская преступность («Чистильщик обуви», 1954), судьба беженцев из Пакистана («Сангам», 1964), кастовое неравенство в фильме «Бобби», (1973) и умело использовал их в качестве канвы для создания ярких, бесспорно профессиональных, но развлекательных фильмов. Его смерть была воспринята в стране как национальная трагедия — умер «король индийского экрана».
|